ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-4596/19 от 16.10.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

23 октября 2019 года

Дело №А17-4596/2019

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 23 октября 2019 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области

к Службе государственного финансового контроля Ивановской области

о признании незаконным и отмене пункта 2 Представления № 05-01/01-19-22 от 24.05.2019 года;

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, Департамент культуры и туризма Ивановской области;

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.08.2019 г. № 25 и паспорту;

от Службы: ФИО2 по доверенности № 65 от 12.07.2019 г. и паспорту;

установил:

Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области (далее: заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Ивановской области о признании незаконным и отмене пункта 2 Представления № 05-01/01-19-22 от 24.05.2019 года; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, Департамент культуры и туризма Ивановской области.

В обосновании заявленных требований Администрация указала, что условие, предусмотренное п. 5 Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 24.06.2014 № 242-п (в редакции от 03.08.2016 г.) и п. 3.6 Соглашения о предоставлении субсидии №146 от 09.11.2016 было соблюдено - положительное заключение экспертизы имелось на момент заключения соглашения о предоставлении субсидии (заключение негосударственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, выданное  ООО «ИВЭКСПЕРТПРОЕКТ» 08.09.2016 г. № 37-2-1-2-007-16). Условие о наличии положительного заключения именно государственной экспертизы было включено в связи с внесением изменений в Порядок 23 мая 2019 года. То есть после даты расходования Субсидии. По мнению заявителя, пункт 2 Предписания Службы государственного финансового контроля основан на не принятой на момент расходования субсидии нормативной базе, в связи с чем внесен незаконно. Также заявителем указано, что несоблюдение Порядка проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств областного бюджета, не является нарушением условий предоставления субсидии. Нарушение процедуры проверки достоверности сметной стоимости объекта капстроительства является нарушением градостроительного законодательства, а не условий предоставления межбюджетных трансфертов и не может служить основанием для применения мер бюджетной ответственности. На момент рассмотрения дела в суде положительное заключение государственной экспертизы также получено.

Служба государственного финансового контроля Ивановской области с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Службой указано, что Порядок проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств областного бюджета, был утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 25.03.2011 № 78-п  и действовал до 07.07.2017. Согласно данному Порядку организацией по проведению проверки является подведомственное Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области автономное государственное учреждение Ивановской области. Положения постановления Правительства Ивановской области № 78-п согласуются с нормами федерального законодательства - статьи 8.3 ГрК РФ (в редакции от 03.07.2016), Положения о проведении проверки № 427(в редакции от 12.11.2016). Другого порядка подтверждения достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации законодательно не установлено. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, наличие заключения негосударственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, не свидетельствует о выполнении условия расходования субсидии, установленного подпунктом в) пункта 5 Порядка предоставления субсидий № 242-п, пунктами 3.2, 3.6 соглашения от 09.11.2016 № 146. Кроме того, Представление Службы фактически направлено на выполнение Администрацией бюджетного законодательства и принятие мер со стороны руководства Администрации (по его усмотрению) на усиление финансово-бюджетной дисциплины при расходовании межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым ненормативным актом.

Департамент культуры и туризма Ивановской области в письменном отзыве поддержал позицию заявителя.

Управление градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области письменный отзыв по делу не представило.

Управление градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области и Департамент культуры и туризма Ивановской области надлежащим образом извещенные о начавшемся арбитражном процессе, в суд своих представителей не направили. Информация о времени и месте проведения судебных заседаний в установленном порядке размещена в сети Интернет. В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.

В период с 27.03.2019 по 24.04.2019 г. Службой государственного финансового контроля Ивановской области в соответствии с планом контрольных мероприятий службы государственного финансового контроля Ивановской области на 2019 год, утвержденным распоряжением службы государственного финансового контроля Ивановском области от 24.12.2018 № 71, на основании распоряжения начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области от 27.03.2019 № 30 «О назначении выездной проверки», проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета (выборочно), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами, в управлении градостроительства и архитектуры Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области.

В ходе контрольного мероприятия Службой в числе прочего выявлено следующее нарушение иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета:

- в нарушение пунктов 3.2., 6.3. соглашения от 09.11.2016 № 146 Администрация в 2017 году при расходовании субсидии на укрепление МТБ, предоставленной из областного бюджета в сумме 5 000 000,00 рублей (возвращенных бюджету Гаврилово-Посадского муниципального района в 2017 году по решению главного администратора средств областного бюджета), не обеспечила соблюдение условия предоставления и расходования субсидии, установленного подпунктом в) пункта 5 Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 24.06.2014 № 242-п, ввиду расходования Управлением указанной субсидии без наличия положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в отношении мероприятий по проведению ремонта муниципальных учреждений культуры Ивановской области) на проведение капитального ремонта зрительного зала здания Дома Культуры г. ФИО3 Посад, расположенного по адресу: <...>. Кровля, перекрытия (которое должно быть выдано уполномоченным учреждением на проведение государственной экспертизы, а именно автономным государственным учреждением Ивановской области «Управление государственной экспертизы Ивановской области», в соответствие с требованиями постановления Правительства Ивановской области от 25.03.2011 № 78-п «Об утверждении Порядка проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств областного бюджета»).

По результатам проведенного контрольного мероприятия Службой государственного финансового контроля Ивановской области Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области выдано Представление № 05-01/01-19-22 от 24.05.2019 года, в пункте 2 указано вышеизложенное нарушения с требованием о рассмотрении настоящего Представления и принятию мер по устранению причин и условий выявленных нарушений, а также о рассмотрении возможности привлечения к дисциплинарной ответственности виновных лиц в срок до 30.06.2019 г.

Не согласившись с пунктом 2 Представления № 05-01/01-19-22 от 24.05.2019 года, Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.

Заявление Администрации рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии с порядком предусмотренном ст. ст. 152-170, 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с Положением о Службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 № 540-п, Служба является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

Согласно части 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), в редакции, действовавшей на дату выдачи Представления, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии со статьей 266.1 БК РФ в редакции, действовавшей на дату выдачи Представления, объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) в числе прочего являются: главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.

Аналогичные положения установлены пунктом 1.4 Порядка осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 26.12.2013 № 567-п (в редакции от 21.11.2017).

Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В силу пункта 5.6 Порядка осуществления контроля № 567-п в случае, когда меры по устранению указанных в акте, заключении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, могут быть приняты вышестоящим по отношению к объекту контроля уполномоченным органом и (или) главным распорядителем бюджетных средств, орган финансового контроля направляет представление о принятии мер по устранению причин и условий выявленных нарушений или о возврате предоставленных средств областного бюджета, и (или) предписание об устранении выявленных нарушений и (или) о возмещении причиненного ущерба Ивановской области в соответствующий орган в течение 20 рабочих дней после даты принятия руководителем органа финансового контроля решения, предусмотренного абзацем третьим пункта 4.16 настоящего Порядка.

Из материалов дела следует, что по результатам контрольного мероприятия в Управлении градостроительства и архитектуры Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, проведенного Службой в соответствии с планом контрольных мероприятий службы государственного финансового контроля Ивановской области на 2019 год, утвержденным распоряжением Службы от 24.12.2018 № 71, в соответствии с требованиями статей 269.2, 270.2 БК РФ, пунктов 5.1, 5.3, 5.6 Порядка осуществления контроля № 567-п Службой в адрес Администрации направлено Представление.

Таким образом, Служба вынесла оспариваемый в части ненормативный правовой акт в рамках установленных полномочий.

В соответствии с ч. 2 ст. 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 139 БК РФ определено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В силу пункта 3 статьи 139 БК РФ (в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 244-ФЗ, действовавшего на момент вынесения Представления) цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ.

Постановлением Правительства Ивановской области от 24.06.2014 № 242-п утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Ивановской области (в редакции от 03.08.2016) (далее — Порядок предоставления субсидий № 242-п).

Согласно подпункту в) пункта 5 Порядка предоставления субсидий № 242-п (в редакции от 03.08.2016 г.) условием предоставления субсидии на укрепление МБТ является наличие положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в отношении мероприятий по проведению ремонта муниципальных учреждений культуры Ивановской области).

Как следует из материалов дела в соответствии с Перечнем наказов избирателей депутатам Ивановской областной Думы, требующих расходования средств областного бюджета в 2016 году, утвержденным Законом Ивановской области от 09.11.2015 № 110-ОЗ, Гаврилово-Посадскому муниципальному району предусмотрены средства, в том числе, в сумме 5 000 000,00 рублей на мероприятие: муниципальное бюджетное учреждение «Районное централизованное клубное объединение», капитальный ремонт зрительного зала Дома культуры.

09.11.2016 между Департаментом культуры и туризма Ивановской области и Администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Ивановской области в 2016 году от 09.11.2016 № 146 (далее - соглашение от 09.11.2016 № 146).

В связи с невыполнением указанного мероприятия в 2016 году, главным распорядителем средств областного бюджета — Департаментом культуры и туризма Ивановской области было принято решение о направлении в 2017 году бюджету Гаврилово-Посадского муниципального района неиспользованного в 2016 году остатка субсидии в сумме 5 000 000,00 рублей.

Постановлениями Администрации от 07.11.2016 № 526-п (в редакции от 18.05.2017), от 04.04.2017 № 176 определено, что исполнение расходного обязательства, возникшего в связи с укреплением материально-технической базы муниципального бюджетного учреждения «Районное централизованное клубное объединение», в 2017 году осуществляет Управление; мероприятие, на финансирование которого направляется субсидия, являются работы по объекту: Капитальный ремонт зрительного зала здания Дома Культуры г. ФИО3 Посад, расположенного по адресу: <...>. Кровля, перекрытия; срок реализации мероприятия — до 31.12.2017.

В рамках реализации мероприятия за счет средств субсидии на укрепление МТБ, представленной из областного бюджета в 2017 году, Управлением и ООО «Объединенная строительная компания» на основании проектно-сметной документации, не получившей положительного заключения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, заключен муниципальный контракт от 30.01.2017 № 01 на капитальный ремонт зрительного зала здания Дома Культуры г. ФИО3 Посад, расположенного по адресу: <...>. Кровля, перекрытия (далее — муниципальный контракт от 30.01.2017 № 01).

Оплата выполненных работ по муниципальному контракту от 30.01.2017 № 01 произведена заявками на кассовый расход от 07.03.2017 №№ 000045, 000046, от 29.05.2017 №№ 000123, 000124 на общую сумму 5 264 000,00 рублей, в разрезе КБК: 116 0801 40900S1980 244 К225 в сумме 264 000,00 рублей; 116 0801 4090081980 244 К 225 в сумме 5 000 000,00 рублей на основании акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 19.05.2017 № 1 на сумму 5 264 000,00 рублей.

Из материалов дела следует, что в ходе контрольного мероприятия, в целях подтверждения соблюдения условия расходования субсидии на укрепление МТБ, установленного подпунктом в) пункта 5 Порядка предоставления субсидий № 242-п, пунктами 3.2, 3.6 соглашения от 09.11.2016 № 146, Управлением представлено положительное заключение негосударственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, выданное ООО «ИВЭКСПЕРТПРОЕКТ» от 08.09.2016 № 37-2-1-2-007-16, по рассматриваемому объекту.

Доводы заявителя о том, что наличие заключения негосударственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости свидетельсвует о незаконности п. 2 Представления, судом отклоняются в силу следующего.

Согласно пункту 3.2. соглашения от 09.11.2016 № 146 субсидия предоставляется в соответствии с условиями, указанными в Порядке предоставления субсидий № 242-п (в действующей редакции).

На основании 6.3 соглашения от 09.11.2016 № 146 при расходовании субсидии получатель (Администрация) несет ответственность за соблюдение условий предоставления субсидии.

Пунктом 6.5 соглашения предусмотрено, что получатель (Администрация) несет ответственность за достоверность предоставляемых данных, указанных в пунктах 3.6, 4.3.3 настоящего соглашения.

В соответствии с п. 3.6 соглашения неотъемлемой частью соглашения является копия положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в отношении мероприятий по проведению ремонта муниципальных учреждений культуры Ивановской области).

Таким образом, Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области должна была иметь положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, соответствующее требованиям действующего законодательства, как на момент предоставления субсидии, так и при ее расходовании.

Частью 2 статьи 15 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Систему нормативных правовых актов Ивановской области также составляют: Устав Ивановской области, законы Ивановской области, указы Губернатора Ивановской области, постановления Ивановской областной Думы, постановления Правительства Ивановской области, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ивановской области (ч. 1 ст. 62 Закона Ивановской области от 18.02.2009 г. № 20-ОЗ «Устав Ивановской области»).

Согласно абзацу 2 части 3 статьи 62 Устава Ивановской области, утвержденного Законом Ивановской области от 18.02.2009 № 20-03 «Устав Ивановской области», предусмотрено, что Устав, законы и иные нормативные правовые акты Ивановской области - обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Ивановской области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

В соответствии с п. 5 ст. 62 Закона Ивановской области от 18.02.2009 г. № 20-ОЗ «Устав Ивановской области» Указы Губернатора Ивановской области, постановления Правительства Ивановской области, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Ивановской области, требующие официального опубликования, вступают в силу после их официального опубликования.

В соответствии с п. 1 статьи 2 Закона Ивановской области от 23.11.1994 г. № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации» официальным опубликованием законов Ивановской области, постановлений Ивановской областной Думы, указов Губернатора Ивановской области, постановлений Правительства Ивановской области, нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ивановской области, Избирательной комиссии Ивановской области, Контрольно-счетной палаты Ивановской области является обязательная первая публикация полных текстов нормативных правовых актов. Указанные нормативные правовые акты публикуются в "Собрании законодательства Ивановской области" или в сборнике "Постановления Ивановской областной Думы, иная официальная информация", "Ивановской газете" или нормативные правовые акты органов государственной власти Ивановской области, Избирательной комиссии Ивановской области - на официальных сайтах в сети "Интернет" согласно настоящей статье.

В период с 31.03.2011 по 07.07.2017 на территории Ивановской области действовал Порядок проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств областного бюджета, утвержденный Постановлением Правительства Ивановской области от 25.03.2011 г. № 78-п (опубликован в «Ивановской газете» № 54(4901) - 30.03.2011).

Данный Порядок определял процедуру организации и проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств областного бюджета, устанавливал размер платы за проведение указанной проверки.

Пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25.03.2011 г. № 78-п, установлено, что организацией по проведению проверки является подведомственное Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области автономное государственное учреждение Ивановской области.

В силу постановления Правительства Ивановской области от 30.11.2010 № 431-п «О создании автономного государственного учреждения Ивановской области «Управление государственной экспертизы Ивановской области» путем изменения типа существующего областного государственного учреждения «Управление государственной вневедомственной экспертизы и ценообразования в строительстве Ивановской области» (в редакции от 15.05.2013) (далее — постановление Правительства Ивановской области № 431-п) целью создания автономного государственного учреждения Ивановской области «Управление государственной экспертизы Ивановской области», в том числе, является проверка сметной стоимости объектов  капитального строительства, строительство, реконструкция, техническое перевооружение (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией) и (или) капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением бюджетных средств (пункта 2).

На основании вышеизложенного, согласно положениям регионального законодательства, действовавшего в период с 31.03.2011 по 07.07.2017, в отношении сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств областного бюджета, должна быть проведена государственная экспертиза достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта уполномоченным учреждением на проведение указанной экспертизы, а именно автономным государственным учреждением Ивановской области «Управление государственной экспертизы Ивановской области», подведомственным Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области.

Кроме того, согласно подпункту 30 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (в редакции от 03.07.2016) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее — сметная стоимость строительства) — сумма денежных средств, необходимая для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно пункту 2 статьи 8.3 ГрК РФ (в редакции от 03.07.2016) сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427 утверждено Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее — Положение о проведении проверки    № 427).

Положение о проведении проверки № 427 (в редакции от 12.11.2016) регламентирует порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства» реконструкции, технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) и капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее — проверка сметной стоимости, строительство) (пункт 1); проверка сметной    стоимости    осуществляется    в    отношении    объектов    капитального строительства независимо от: необходимости получения разрешения на строительство; обязательности подготовки проектной документации; обязательности государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункт 2); организациями по проведению проверки сметной стоимости в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, являются уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственные этим органам государственные учреждения (подпункт б(1)) пункта 4).

Таким образом, положения постановления Правительства Ивановской области № 78-п согласуются с нормами федерального законодательства - статьи 8.3 ГрК РФ (в редакции от 03.07.2016), Положения о проведении проверки № 427 (в редакции от 12.11.2016).

Другого порядка подтверждения достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательно не установлено. При соблюдении данного условия Администрация должны была руководствоваться конкретизирующими положениями федерального и регионального законодательства.

Следовательно, в рассматриваемом случае ввиду отсутствия на момент проверки положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства Службой Администрации правомерно выдан пункт 2 Представления с требованием о принятии мер по устранению причин и условий выявленного нарушения в целях усиления финансово-бюджетной дисциплины при расходовании межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета.

Вопрос о применении бюджетных мер принуждения по бесспорному взысканию денежных средств не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, поскольку в оспариваемом пункте 2 Представления № 05-01/01-19-22 от 24.05.2019 года, на применение таких мер не указано.

Представленное в ходе рассмотрения дела в суде положительное заключение государственной экспертизы о незаконности оспариваемого пункта Представления не свидетельствует, поскольку оно составлено после вынесения Представления.

Довод заявителя о том, что нарушение процедуры проверки достоверности определения сметной стоимости является исключительно нарушением градостроительного законодательства, и оно не свидетельствует о нарушении бюджетного законодательства, судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм права. Особая процедура подтверждения достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вызвана необходимостью недопущения бесконтрольного расходования именно бюджетных денежных средств.

На основании вышеизложенного, требования Администрации подлежат оставлению без удовлетворения.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по делу судом не рассматривается, поскольку Администрация освобождена от ее оплаты на основании ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

1. Требования Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области к Службе государственного финансового контроля Ивановской области о признании незаконным и отмене пункта 2 Представления № 05-01/01-19-22 от 24.05.2019 года оставить без удовлетворения.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                    М.С. Савельева