ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-4623/17 от 20.12.2017 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

27 декабря 2017 года

Дело №А17-4623/2017

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2017.

  Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М., при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи Наливиной Н.А., рассмотрев в судебном заседании  заявление

Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (ОГРН 1023700533801 ИНН 3728013000)

к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области (ОГРН 1023700551710, ИНН 3728015865) о признании недействительными Предписания № 7 от 23.05.2017 и Представления № 9 от 23.05.2017,

                                                     УСТАНОВИЛ

  Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее – заявитель, Департамент)  обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением   о признании недействительными  Предписания № 7 от 23.05.2017 и Представления № 9 от 23.05.2017, вынесенных Управлением Федерального казначейства по Ивановской области по итогам выездной проверки.

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2017 года заявление Департамента принято к производству судьей Голиковым С.Ю.

Распоряжением председателя судебного состава от 05.09.2017 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с невозможностью рассмотрения дела судьей Голиковым С.Н. произведена его замена на судью Никифорову Г.М.

Определением от 12.09.2017г. дело было принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 23.10.2017г., дело назначено к судебному разбирательству.

   Обращаясь с заявленными требованиями  Департамент ссылается на незаконность  принятых УФК ненормативных правовых актов, вследствие неверного вывода проверяющего органа о неэффективном использовании средств субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки  сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы «Развития овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (не достижения  значения целевого показателя); вывода о недостоверности представленного отчета о достижении значений показателей результативности использования  субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации; не осуществление; вывода об отсутствии должного внутреннего финансового контроля за лицами, получившими субсидию.

Ссылаясь на пункт 13 Правил предоставления и распределения субсидий
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
оказаниенесвязаннойподдержкисельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1431 указывает, что  показатель «объем произведенных овощей открытого грунта, тонн» в отчете о достижении значений показателей результативности использования субсидии по форме, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.07.2016 № 292, должен учитывать данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области по объему произведенных овощей открытого грунта во всех сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах региона.

Согласно статистическому бюллетеню территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области «Окончательные итоги посевных площадей и валового сбора сельскохозяйственных культур» валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах по итогам 2015 года составил 8615 тонн запланировано 7500 тонн. Что свидетельствует о выполнении целевого показателя (индикатор) «объем произведенных овощей открытого грунта».   Более подробно позиция изложена в заявлении и дополнениях к нему.

  Представитель УФК в судебном заседании просил отказать в заявленных требованиях, указав на то,  что в ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выразившиеся в не достижении целевых показателей, отражении недостоверных сведений в отчете.

 В связи с этим, Департаменту направлено Предписание № 7 о возврате в срок до 01.06.2017 средств в сумме 22 358 рублей и Представление № 9 с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 30 календарных дней со дня получения.

Суд, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, установил следующие обстоятельства.

 Как следует из материалов дела, Управлением было проведено контрольное мероприятие по проверки соблюдения Департаментом условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки  сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы «Развития овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» методом выездной проверки.

 Постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 № 358-п «О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области» Правительство Ивановской области утвердило государственную программу Ивановской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области» (постановление Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 г. № 451-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области») (далее - государственная программа).

Цель государственной программы - повышение продовольственного самообеспечения Ивановской области и обеспечение устойчивого развития сельских территорий Ивановской области.

Одной из подпрограмм на 2016 год указанной выше государственной программы  является подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» (далее - подпрограмма).

Объем ресурсного обеспечения мероприятия «Субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта» подпрограммы на 2016 год составляет 2 366 800 рублей: из них 2 235 800 рублей -средства федерального бюджета, 131 000 рублей средства областного бюджета.

В соответствии с таблицей 57 приложения 21 к Федеральному закону от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» Ивановской области распределена субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в объеме 2 235 800 рублей.

Администратором государственной программы является Департамент. Согласно распоряжению Правительства Ивановской области от 6 февраля 2008 г. № 35-рп «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Ивановской области» Департамент определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по вопросам предоставления субсидий.

Одним из целевых индикаторов подпрограммы государственной программы является «Объем произведенных овощей открытого грунта» (в 2016 году плановый показатель - 7500 тонн).

29 января 2016 г. между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Ивановской области заключено соглашение № 33/17-с (в редакции от 14 июля 2016 г. № 1036/17-с) (далее - Соглашение № 33/17-с), предметом которого являлось предоставление в 2016 году бюджету Ивановской области субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на территории Ивановской области в объеме 2 235 800 рублей.

В силу пункта 4.3.3 Соглашения № 33/17-с (в редакции дополнительного соглашения от 14 июля 2016 г. № 1036/17-с) на Департамент, как на получателя субсидии, возложена обязанность по достижению значения показателя  результативности использования субсидии: «Объем произведенных овощей открытого грунта» - 7500 тонн.

Субсидию получили 11 сельскохозяйственных товаропроизводителей.

 Согласно пункту 28 Правил № 1431, оценка эффективности осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании достижения показателей результативности использования субсидии «Объем произведенных и реализованных или направленных на переработку овощей открытого грунта».

 Департаментом   19.01.2017 года представлен отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в области растениеводства, а также развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта за 2016 год.

 Как установлено судом и не опровергалось стороной заявителя  указанный в отчете показатель результативности «Объем произведенных овощей открытого грунта» за 2016 год указан 8615 тонн по данным статистического бюллетеня «Окончательные итоги посевных площадей и валового сбора сельскохозяйственных культур» за 2015 год.

Как следует из отчетов сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших   субсидию и представленных в Департамент,  указанный выше показатель составил в общем объеме 6754 тонны или 90%.

В результате проведенной в Департаменте проверки установлено, что Департамент не обеспечил достижение значений показателей результативности исполнения мероприятия по направлению «Объем произведенных овощей открытого грунта», в целях софинансирования которого предоставлена субсидия. Сумма субсидии, полученная по Соглашению № 33/17-с, в размере 2 235 800 рублей использована Департаментом неэффективно. При этом Департамент отразил недостоверную информацию в отчете, указав показатель  превышающий фактический.

Указанные выше обстоятельства послужили основаниями для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов в форме представления и предписания.

 Не согласившись с указанными предписанием и представлением Департамент обжаловал их в арбитражный суд.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований   для удовлетворения заявления  Департамента исходя из следующего.

  В силу части 1 статьи 198  АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

   В силу положений статьи 200  АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).

В силу пункта 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, настоящие Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - деятельность по контролю) во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).

На основании пунктов 1, 2 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В силу подпункта "а" пункта 6 Правил N 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт "а" пункта 68 указанных Правил).

Таким образом, Управление, осуществляя контрольные мероприятия в отношении заявителя действовало в рамках предоставленных ему законом полномочий, нарушений процессуального характера судом не установлено.

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации, среди прочего основана на принципе эффективности использования бюджетных средств.          Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).

Согласно положениям статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа, установленного статьей 34 БК РФ, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

 Порядок предоставления и распределения субсидий в спорный период регулировался Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431.

            Эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового о обеспечения которых является субсидия, в отношении  поддержки  в области  развития  производства семенного  картофеля  и овощей   открытого   грунта   оценивается   ежегодно   на   основании   достижения показателей результативности использования субсидии.

Как следует из отчетов сельхозтоваропроизводителей, получивших субсидию, Департамент   не достиг заданных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации показателей результативности по одному из показателей («Объем произведенных овощей открытого грунта»). При этом указанные отчеты имелись в распоряжении Департамента на дату составления и отправки отчета.

Суд соглашается с доводом Управления о том, обоснование Департамента  своего довода  относительно того, что валовый сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах по итогам 2016 года в размере 12 067,6 тонн (по данным статистического бюллетеня территориального органа Росстата по Ивановской области «Окончательные итоги посевных площадей и валового сбора сельскохозяйственных культур») свидетельствует о выполнении показателя результативности, установленного Соглашением № 33/17-е не основано на нормах действующего законодательства и условиях Соглашения.

Ни правила № 1431, ни условия Соглашения  не содержат основания по которым, расчет результативности должен был быть произведен исходя из данных по всем сельхозтоваропроизводителям, а не только тем, кто получил субсидию.

 В соответствии с и. 4.3 .3 Соглашения № 33/17-с оценка результативности осуществления мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии,    с     учетом     обязательств     по    достижению     значений     показателей результативности, осуществляется на основании отчета   Департамента    

При этом в отчете, направленном в Минсельхоз России, не содержится данных о сборе овощей открытого грунта в 2016 году в объеме 12 067,6 тонн. 

Таким образом, суд соглашается с доводами проверяющего органа о том, что Департаментом не был достигнут спорный целевой показатель, а отчет предоставленный в адрес Министерства сельского хозяйства содержал недостоверные сведения.

В отношении соблюдения Департаментом правил внутреннего финансового контроля судом установлено следующее.

Как верно указал административный орган в соответствии с частью 5 статьи 160.2-1 БК РФ, постановлением Правительства Ивановской области от 17 сентября 2014 г. № 395-п «Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета (бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования), главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета (бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», приказом от 14 августа 2015 г. № 111 «Об утверждении Порядка осуществления Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области внутреннего финансового контроля» (в ред. от 29.06.2016 № 136) в должностных регламентах специалистов Департамента закреплены обязанности по осуществлению внутреннего финансового контроля по вопросам, входящим в их должностные обязанности, в том числе в части предоставленных из федерального бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта.

В результате проведенной в Департаменте проверки установлено, что перечень операций при осуществлении контрольных действий в части предоставленных из федерального бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в карту внутреннего финансового контроля не вносился, журнал учета результатов внутреннего финансового контроля не велся, отчеты о результатах внутреннего финансового контроля не составлялись.

Указанные обстоятельства заявителем не опровергнуты.

Проверка предоставления субсидий осуществлялась только при приеме документов от сельскохозяйственных товаропроизводителей, претендующих на получение субсидии. Проверка целевого использования средств федерального бюджета в 2016 году специалистами Департамента не осуществлялась.

Таким образом, Департамент ненадлежащим образом исполнил свои полномочия главного распорядителя средств бюджета в части обеспечения внутреннего финансового контроля за соблюдением лицами, получившими субсидию на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, условий, целей и порядка, ее предоставления.

 С учетом изложенного, суд находит  обоснованными выводы, сделанные УФК при проведении проверки, а соответствующие вынесенные предписание и представление законным и не нарушающими права заявителя.

Руководствуясь статьями   167, 168, 169, 170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                           РЕШИЛ:

 1. В удовлетворении требований Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (ОГРН 1023700533801 ИНН 3728013000) к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области (ОГРН 1023700551710, ИНН 3728015865) о признании недействительными Предписания № 7 от 23.05.2017 и Представления № 9 от 23.05.2017   отказать.

2.  Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
         3. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

 4. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

       Судья                                                          Никифорова Г.М.