ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново
29 ноября 2019 года
Дело № А17-4663/2019
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М.при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наливиной Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Савинского муниципального района Ивановской области о признании недействительными пунктов 2,3 Представления Службы государственного финансового контроля Ивановской области № 05-01/01-19-19 от 20.05.2019г.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации Савинского муниципального района Ивановской области: ФИО1 (представитель) по доверенности от 17.07.2019, ФИО2.(представитель) по доверенности от 17.07.2019;
от Службы государственного финансового контроля Ивановской области: ФИО3 (представитель) по доверенности от 16.07.2019; ФИО4 (представитель) по доверенности от 12.07.2019
установил:
Администрация Савинского муниципального района Ивановской области (далее по тексту, Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3 представления Службы государственного финансового контроля Ивановской области (далее по тексту, Контрольный орган, Служба, орган финансового контроля) № 01/01-19-19 от 20.05.2019 (далее по тексту, Представление).
В обоснование заявленных требований Администрация указывает на следующее.
Службой в соответствии с планом контрольных мероприятий на 2019 год, на основании распоряжения начальника Службы в отношении Администрации в период с 12.02.2019 по 26.03.2019 проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета бюджетами Савинского городского поселения Савинского муниципального района, Савинского муниципального района (выборочно), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами.
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета, в связи с чем по итогам проверки выдано Представление.
Администрация не согласна с пунктами 2,3 Представления, полагает в указанной части Представление не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Администрации в сфере экономической деятельности.
По пункту 2 Представления Администрация не согласна с выводами Службы о том, что Администрацией не обеспечено соблюдение условий расходования субсидии на реконструкцию дорог, в виду отсутствия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на реализацию мероприятия, положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости дополнительных работ на сумму 1 320 571,44 рублей, оплаченных 28.12.2017 в рамках исполнения муниципального контракта от 31.08.2016 № 3372200223516000069 (положительное заключение государственной экспертизы проектной документации получено 26.02.2018, после расходования средств субсидии на реконструкции) дорог, положительное заключение определения достоверности сметной стоимости на дополнительные работы проверке не представлено).
Администрация указывает, что при проведении работ на объекте «Реконструкция автомобильной дороги с. Архиповка - д. Слабнево» в Савинском муниципальном районе Ивановской области» возникла необходимость корректировки проекта. Подрядчик согласился выполнить данные дополнительные работы в рамках муниципального контракта, без увеличения цены контракта. Работы по корректировки проекта по вышеуказанному объекту были проведены разработчиком данного проекта - ООО «Ивановодорпроект».
Данные работы были выполнены в рамках заключенного контракта, без изменения цены контракта, в связи с чем к оплате были приняты акты выполненных работ по расценкам принятых в сметах, разработанных автором проекта ООО «Ивановодорпроект». Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации получено 26.02.2019.
Кроме того, указывает, что требование Службы по корректировке сметы для определения стоимости дополнительных работ и получение достоверности сметной стоимости Службой нормативно необоснована.
Администрация полагает, что поскольку градостроительное законодательство не регулирует бюджетные правоотношения, в связи с чем, Служба не вправе выдавать Администрации представление об устранении нарушений градостроительного законодательства.
По пункту 3 Представления Администрация считает, что Службой не доказан факт вменяемого нарушения, выразившегося в нецелевом использовании Администрацией в 2018 бюджетных средств в сумме 973 349,00 рублей, а именно в оплате фактически невыполненных работ, при исполнении муниципального контракта от 22.08.2017№ 20-2017 на строительство общеобразовательной школы на 700 учащихся в п. Савино Ивановской области (далее - МК № 20-2017).
Поясняет, что в момент проведения контрольных замеров на объекте проводились внутренние общестроительные и отделочные работы, а именно: механизированное оштукатуривание стен, заливка внутренних монолитных участков, монтаж внутренних сетей и т. д. Данные процессы предполагают обязательное изолирование дверных проемов, во избежание их деформации, а также других видов повреждений.
В связи с этим, 5 металлических дверных блоков, 18 дверей из ПВХ блоков, 38 противопожарных дверей были демонтированы из дверных проемов (тяжелые металлические двери были складированы по месту их повторной установки). Во избежании возможного повреждения легких дверных блоков из ПВХ, они складированы в помещении веншахты, оборудованной специальным запорным устройством. Комиссионным актом от 14.01.2019 г. была установлена обязанность подрядчика по установке дверных блоков в проектное положение после окончания мокрых процессов за свой счет.
При проведении монолитных работ по главному входу для предотвращения повреждения дорогостоящих противопожарных оконных блоков, они были временно демонтированы. 01.03.2019 г. огнестойкие оконные блоки были смонтированы в проектное положение.
Таким образом, по мнению заявителя, денежные средства в сумме 973349,00 рублей администрацией Савинского муниципального района были оплачены в рамках обязательств по муниципальному контракту от 22.08.2017 № 20-2017 на строительство общеобразовательной школы на 700 учащихся в п. Савино Ивановской области.
Более подробно позиция Администрации изложена в заявлении (т.1 л.д.5-9, т.6 л.д.18-20).
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 20.06.2019 дело было принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 18.07.2019, дело назначено к судебному разбирательству.
В судебном заседании представитель заявителя с учетом характера нарушений, просил снизить размер финансовых санкций.
Представитель Службы с заявленными требованиями не согласился по мотивам представленного письменного отзыва и дополнений. (т.2 л.д.38-52,т.5 л.д.71-81).
Служба не согласна с доводами заявителя об отсутствии нарушений по пунктам 2,3 Представления по следующим основаниям.
По пункту 2 Представления пояснила,субсидии направляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, расходование данных субсидий осуществляется муниципальными образованиям и только с соблюдением целей и условий, установленных нормативными правовыми актами субъекта РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 447-п, которым утверждена государственная программа Ивановской области «Развитие дорог общего пользования местного значения с населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов (далее — Порядок предоставления субсидий № 447-п) определены условия предоставления и расходования субсидий.
Согласно подпункту г) пункта 2 Порядка предоставления субсидий № 447-п условиями предоставления и расходования субсидии на ремонт дорог является наличие утвержденной проектной документации на реализацию мероприятий, имеющей положительное заключение государственной экспертизы, положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства (для объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта) либо сметы на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Ивановской области, что также установлено пунктом 1.3 соглашения от 13.04.2017 № АШ-С/17.
Как установлено в ходе проверки, в ходе сверки видов и объемов работ, предусмотренных сметной документацией, получившей положительное заключение от 25.12.2014 № 37/ПУ1-0326-14 на предмет проверки «Достоверность определения сметной стоимости объекта капитального строительства», и утвержденной постановлением администрации Савинского муниципального района от 30.06.2015 № 217-п «Об утверждении проектно-сметной документации объекта «Реконструкция автомобильной дороги с.Архиповка - д. Слабнево в Савинском муниципальном районе Ивановской области», с видами и объемами работ, принятых в 2017 году по актам ф. КС-2, что Администрацией в 2017 году приняты и оплачены дополнительные виды работ, на которые не получены положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по дополнительным работам, на общую сумму 1 334 166,60 рублей.
Положительное заключение государственной экспертизы на объект капитального строительства «Корректировка проектной документации по объекту «Реконструкция автомобильной дороги с. Архиповка - д. Слабнево в Савинском муниципальном района Ивановской области» от 26.02.2018 № 37-1-1-2-0005-18 выдано 26.02.2018, т.е. после направления 28.12.2017 согласно платежному поручению от 28.12.2017 № 32838 средств субсидии на ремонт дорог, представленной из областного бюджета, на оплату дополнительных работ.
Вместе с тем, положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства на дополнительные виды работ на скорректированную проектную документацию Администрацией получено не было.
С учетом изложенного, Служба считает, что Администрацией допущено нарушение пункта 3 статьи 139 БК РФ, подпункта г) пункта 2 Порядка предоставления субсидий № 447-п, пункта 1.3. соглашения от 13.04.2017 № АШ-С/17.
По пункту 3 Представления Служба поясняет, что 14.05.2018 Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области (далее — Департамент строительства) и Администрацией Савинского муниципального района Ивановской области заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету Савинского муниципального района на реализацию мероприятий по модернизации инфраструктуры общего образования (проведение капитального ремонта, реконструкции, строительства зданий, пристроя к зданиям общеобразовательных организаций, возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение (выкуп), аренда зданий и помещений), в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования № 24625000-1-2018-002 (в редакции дополнительного соглашения от 15.05.2018) (далее — Соглашение от 14.05.2018 ) на 2018 год на сумму 383 374 731,18 рублей.
В целях реализации Соглашения от 14.05.2018 Администрацией и ООО «Айди Партнер» заключен муниципальный контракт от 22.08.2017 № 20-2017 на строительство общеобразовательной школы на 700 учащихся в п. Савино Ивановской области на сумму 376 246 000,00 рублей (далее — муниципальный контракт от 22.08.2017 №20-2017).
В ходе проверки проведен контрольный замер отдельных объемов выполненных работ, результаты которого отражены в акте замера объемов выполненных работ от 01.03.2019.
Службой установлено невыполнение определенных работ по муниципальному контракту от 22.08.2017 № 20-2017, включенных в акты ф. КС-2 от 12.12.2018 №№ 58, 60, от 18.12.2018 № 66, 71, и оплаченных Администрацией 19.12.2018 на общую сумму 974 037,24 рублей.
Таким образом, Служба считает, что Администрация в нарушение статьи 38, пункта 3 статьи 139, подпункта 1 пункта 1 статьи 158, абзаца 4 статьи 162, статьи 306.4 БК РФ в 2018 году направила средства субсидии в сумме 973 349,00 рублей на оплату фактически невыполненных работ, что не соответствует целям, определенным Законом Ивановской области от 11.12.2017 № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Порядком № 450-п, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств.
Полагает доводы Администрации о том, что принятые 12.12.2018, 18.12.2018 на основании указанных выше актов ф. КС-2 работы на сумму 973 349,00 рублей по монтажу огнестойких оконных блоков в количестве 6 штук, установке дверных блоков в количестве 18 штук, установке противопожарных блоков в количестве 38 штук, металлических дверных блоков в количестве 5 штук (в связи с наличием определенных обстоятельств) были демонтированы 10.01.2019, 14.01.2019 и впоследствии будут установлены за счет подрядчика, недостоверными, противоречащими фактическим материалам дела.
Суд, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, установил следующие обстоятельства.
Службой в соответствии с планом контрольных мероприятий службы государственного финансового контроля Ивановской области на 2019 год, утвержденным распоряжением от 24.12.2018 № 71, на основании распоряжения начальника Службы от 07.02.2019 №. 12 «О назначении выездной проверки» в период с 12.02.2019 по 26.03.2019 проведена выездная проверка в отношении администрации Савинского муниципального района Ивановской области на предмет соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета бюджетами Савинского городского поселения Савинского муниципального района, Савинского муниципального района (выборочно), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами.
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета, в том числе
- в нарушение пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта г) пункта 2 Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт (Приложение 3 к подпрограмме «Дорожное хозяйство» государственной программы Ивановской области «Развитие транспортной системы Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской: области от 13.11.2013 № 447-п), пункта 1.3. соглашения от 13.04.2017 № АШ-С/17 Администрацией в 2017 году не обеспечено соблюдение условия расходования субсидии на реконструкцию дорог, в виду отсутствия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на реализацию мероприятия, положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости дополнительных работ на сумму 1 320 571,44 рублей, оплаченных 28.12.2017 в рамках исполнения МК от 31.08.2016 № 3372200223516000069 (положительное заключение государственной экспертизы проектной документации получено 26.02.2018, после расходования средств субсидии на реконструкции) дорог, положительное заключение определения достоверности сметной стоимости на дополнительные работы проверке не представлено);
- в нарушении статьи 38, подпункта 1 пункта 1 статьи 158, абзаца 4 статьи 162, статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1., 4.8. Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на реализацию мероприятий по модернизации системы дошкольного образования, разработке (корректировке) проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов образования и выкуп помещений для размещения объектов образования, а также субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на реализацию мероприятий по модернизации инфраструктуры общего образования (проведение капитального ремонта, реконструкции, строительства зданий, пристроя к зданиям общеобразовательных организаций, возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение (выкуп), аренда зданий и помещений) (приложение к подпрограмме «Развитие общего образования» государственной программы «Развитие образования Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 450-п) (далее - Порядок №450-п), соглашения от 14.05.2018 № 24625000-1-2018002 между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и администрацией Савинского муниципального района о предоставлении в 2018-2019 годах субсидии из областного бюджета бюджету Савинского муниципального района на реализацию мероприятий по модернизации инфраструктуры общего образования (проведение капитального ремонта, реконструкции, строительства зданий, пристроя к зданиям общеобразовательных организаций, возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение (выкуп), , аренда зданий и помещений), в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - соглашение от 14.05.2018 № 24625000-1-2018-002) Администрацией в 2018 году допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 973 349,00 рублей, выразившееся в направлении средств, предоставленных из областного бюджета в виде субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на реализацию мероприятий по модернизации инфраструктуры общего образования (проведение капитального ремонта, реконструкции, строительства зданий, пристроя к зданиям общеобразовательных организаций, возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение (выкуп), аренда зданий и помещений) (далее - субсидия на строительство школы), на цели, не соответствующие целям, установленным Законом Ивановской области от 11.12.2017 № 96-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Порядком № 450-п, соглашением от 14.05.2018 № 24625000-1-2018-002, в виду оплаты фактически невыполненных работ, при исполнении муниципального контракта от 22.08.2017№ 20-2017 на строительство общеобразовательной школы на 700 учащихся в п. Савино Ивановской области (далее - МК № 20-2017), что подтверждено актом контрольного замера объемов выполненных работ от 01.03.2019.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 29.03.2019, выдано представление (т.1 л.д.12-150,т.2 л.д.1-7).
По итогам проверки в адрес Администрации выдано Представление с требованием принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Полагая, что пункты 2 и 3 Предписания не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1). Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (пункт 3).
Указом Губернатора Ивановской области от 04.12.2013 N 190-уг в качестве центрального исполнительного органа государственной власти Ивановской области, уполномоченного на осуществление внутреннего государственного финансового контроля, определена Служба. Порядок ее деятельности определен в Положении о службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденном постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 N 540-п; порядок осуществления ей полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Ивановской области определен в постановлении Правительства Ивановской области от 26.12.2013 N 567-п.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе: главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами (пункт 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий (пункт 1).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных этим кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2).
Как следует из пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Таким образом, оспариваемое Представление вынесено Службой в пределах предоставленных полномочий Бюджетного кодекса Российской Федерации в адрес надлежащего объекта контроля.
Установлено что, Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 447-п утверждена государственная программа Ивановской области "Развитие транспортной системы Ивановской области" (далее - Программа), положениями которой предусмотрено предоставление субсидии бюджетам муниципальных образования на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов(подпрограмма «Дорожное хозяйство).
В соответствии с подпунктом г) пункта 2 Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт (Приложение 3 к подпрограмме «Дорожное хозяйство, далее Порядок) условием расходования предоставленной субсидии является наличие утвержденной в установленном порядке проектной документации на реализацию мероприятий, имеющей положительное заключение государственной экспертизы, выданное в установленном порядке, а также положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства (для объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта), либо сметы на объект ремонта автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановской области, имеющей положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта ремонта, либо сметы на объекты содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Как следует из материалов дела пунктом 2 Представления Администрации вменяется в вину в нарушение пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта г) пункта 2 Порядка, пункта 1.3. соглашения от 13.04.2017 № АШ-С/17, а именно в принятии и оплате дополнительных работ по объекту «Реконструкция автомобильной дороги с. Архиповка - д. Слабнево в Савинском муниципальном района Ивановской области , на которые не получены положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по дополнительным работам, на общую сумму 1 334 166,60 рублей ( работы оплачены 28.12.2018. Положительное заключение государственной экспертизы на объект капитального строительства «Корректировка проектной документации по объекту «Реконструкция автомобильной дороги с. Архиповка - д. Слабнево в Савинском муниципальном района Ивановской области» выдано 26.02.2018. Первоначальным проектом от 2014, прошедшим государственную экспертизу, указанные работы не были предусмотрены.
Оценивая Заявителя доводы по указанному пункту Представления, суд находит их необоснованными.
Действительно, Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит запрета для заказчика вносить необходимые изменения в проектную документацию.
В соответствии с пунктом 3.4. Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее по тексту приводится в редакции, действовавшей на дату спорных правоотношений) проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подлежит государственной экспертизе.
При этом подтверждением того, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, является заключение органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения. В случае модификации такой проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или обеспечивается юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 48.2 настоящего Кодекса, указанное заключение также подтверждает, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не приводят к увеличению сметы на их строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах (пункт 3.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, изменение (корректировка) проектной документации не требовала проведения государственной экспертизы в том случае, если изменения не затрагивали конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
Между тем, как следует из содержания положительного заключения государственной экспертизы на объект капитального строительства «Корректировка проектной документации по объекту «Реконструкция автомобильной дороги с. Архиповка - д. Слабнево в Савинском муниципальном района Ивановской области» от 26.02.2018 изменения касаются обустройства системы газоснабжения, расширения дорожного полотна, толщины дорожной одежды и т.д.(т.3 л.д.112-121).
Соответственно изменения (корректировка) должна была пройти государственную экспертизу.
Соответственно Заказчик, приняв и оплатив указанные работы 27.12.2017 без наличия соответствующего положительного заключения государственной экспертизы, нарушил условия расходования бюджетных средств, предусмотренных подпунктом г) пункта 2 Порядка, п.1.3 Соглашения от 14.07.2017.
При этом суд соглашается с доводом заявителя об отсутствии установленной законом обязанности получать положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства при том обстоятельстве, что изменения в проекте не повлекли увеличения сметной стоимости.
Однако, указанное обстоятельство, по мнению суда, не влияет на квалификацию действий Администрации по нарушению условий расходования бюджетных средств.
При этом суд соглашается с доводами Службы о том, что Администрации вменяется нарушение норм бюджетного законодательства, к которым относится в том числе и Постановление № 447-п.
Учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения в этой части требований заявителя.
Оценивая, доводы Администрации о недействительности пункта 3 Представления, суд также не усматривает оснований для их удовлетворения.
В целях реализации Соглашения от 14.05.2018, заключенного между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и администрацией Савинского муниципального района о предоставлении в 2018-2019 годах субсидии из областного бюджета бюджету Савинского муниципального района на реализацию мероприятий по модернизации инфраструктуры общего образования… Администрацией заключен муниципальный контракт от 22.08.2017 № 20-2017 на строительство общеобразовательной школы на 700 учащихся в п. Савино Ивановской области на сумму 376 246 000,00 рублей.
В ходе проведения проверки Службой осуществлен выезд на место стройки, осуществлен контрольный обмер 01.03.2019. Службой установлен факт отсутствия( невыполнения) работ, которые ранее были приняты заказчиком по актам о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 12.12.2018 №№ 58, 60, от 18.12.2018 № 66, 71 и оплачены 26.12.2018 в общей сумме 973 349,00 рублей, включенных в акты о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 12.12.2018 №№ 58, 60, от 18.12.2018 № 66, 71, что также подтверждается фотоматериалами, полученными в ходе контрольного замера.
Указанные обстоятельства подтверждается фотоматериалами имеющимися в деле, актом контрольного обмера от 01.03.2019, подписанного со стороны заказчика.
Суд соглашается с позицией Службы о том, что доводы Администрации о том, что правомерно приняты 12.12.2018, 18.12.2018 спорные работы по монтажу огнестойких оконных блоков в количестве 6 штук, установке дверных блоков в количестве 18 штук, установке противопожарных блоков в количестве 38 штук, металлических дверных блоков в количестве 5 штук (в связи с наличием определенных обстоятельств), поскольку работы имели место в действительности. Затем окна и двери были демонтированы 10.01.2019, 14.01.2019 и впоследствии будут установлены за счет подрядчика, не подтверждены надлежащими доказательствами.
Представленными в дело фотоматериалами подтверждается факт отсутствия установленного оборудования, а также следов его установки по состоянию на 01.03.2019, вопреки позиции Заявителя.(т.5 л.д.126-139, т.6 л.д.68-72).
Кроме того, суд принимает во внимание, что указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Шуйского городского суда от 10.09.2019 по делу №12-86/2019, копия имеется в материалах дела.(т.6 л.д.48-53).
Доводы заявителя относительного представленных пояснений и фотоснимков по состоянию на 24.01.2019 ООО «Энки»(субподрядчика) суд не принимает в качестве доказательств установки оконных блоков по состоянию на 12.12.18,18.12.2018 (т.6 л.д.30-39)
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
С учетом установленного в ходе судебного заседания факта направления Администрацией выделенных в рамках предоставления субсидии бюджетных средств для оплаты работ, фактически не произведенных, суд соглашается с выводами Службы о наличии факта нецелевого использования бюджетных средств.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Вопрос о госпошлине не рассматривался, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
руководствуясь статьями 170 - 176, 198,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований Администрации Савинского муниципального района Ивановской области о признании недействительными пунктов 2,3 Представления Службы государственного финансового контроля Ивановской области № 05-01/01-19-19 от 20.05.2019г.,
отказать.
2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
5. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
6. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья Никифорова Г.М.