ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-4669/19 от 06.08.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

13 августа 2019 года

Дело №А17-4669/2019

Резолютивная часть решения оглашена 06 августа 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 13 августа 2019 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Чурсиной С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации Савинского муниципального района Ивановской области

к Службе государственного финансового контроля Ивановской области

о признании недействительным Предписания №05-01/01-18-5 от 20.05.2019 года в части «устранить нарушения, отраженные в пунктах 1,2 Предписания, путем возмещения средств в размере 4 448 951,43 руб. на счет главного администратора доходов областного бюджета – Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в срок до 31.12.2019 г.»; обязании Администрации Савинского муниципального района Ивановской области возместить средства на счет главного администратора областного бюджета – Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в следующем порядке: в 2020 года – средства Фонда в сумме 2 618 025 руб., в 2021 года – средства областного бюджета в сумме 1 124 216,43 руб.;

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 05.08.2019 (до 1.12.2019) и паспорту;

от Службы - ФИО2 по доверенности от 12.07.2019 (по 31.12.2019) и паспорту, ФИО3 по доверенности от 12.07.2019 (по 31.12.2019) и паспорту;

установил:

Администрация Савинского муниципального района Ивановской области (далее: заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее: административный орган, СГФК, Служба) о признании недействительным Предписания №05-01/01-18-5 от 20.05.2019 года в части «устранить нарушения, отраженные в пунктах 1,2 Предписания, путем возмещения средств в размере 4 448 951,43 руб. на счет главного администратора доходов областного бюджета – Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в срок до 31.12.2019 г.»; обязании администрацию Савинского муниципального района Ивановской области возместить средства на счет главного администратора областного бюджета – Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в следующем порядке: в 2020 года – средства Фонда в сумме 2 618 025 руб., в 2021 года – средства областного бюджета в сумме 1 124 216,43 руб.

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 19.06.2019 года заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, назначено дело к судебному разбирательству.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило, представило отзыв на заявление.

В соответствии со статьей 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено в отсутствии третьего лица.

По окончании предварительного судебного заседания суд пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству. С учетом отсутствия возражений со стороны представителей сторон согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершено предварительное заседание, открыто судебное заседание суда первой инстанции.

Администрация Савинского муниципального района не оспаривает нарушения бюджетного законодательства, выявленные должностными лицами Службы государственного финансового контроля Ивановской области, указанные в пунктах 1,2 Предписания. При этом Администрация не согласна с резолютивной частью Предписания, в соответствии с которой необходимо «устранить нарушения, отраженные в пунктах 1,2 Предписания, путем возмещения средств в размере 4448951,43 рубля на счет главного администратора доходов областного бюджета — Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области   в срок до 31.12.2019 г.». Учитывая, что в бюджете Савинского городского поселения собственные доходы в 2019 году составляют 23,4 млн. руб., возврату единовременно подлежит сумма, соответствующая 20,0% собственных доходов, что приведет к полному приостановлению всех работ в городском поселении, связанных с благоустройством.

Кроме того,  Администрацией указано, что в текущем году планируется ввод общеобразовательной школы на 700 мест, что потребует дополнительных расходов, связанных с благоустройством подъездной дороги. В связи с этим, администрация Савинского муниципального района не имеет возможности произвести в 2019 г. возврат средств в объеме 4 448 951,43 рубля на счет главного администратора доходов областного бюджета - Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в срок до 31.12.2019 г.

Служба государственного финансового контроля Ивановской области с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Службой указано, что Администрация, являясь участником бюджетного процесса и получателем средств областного бюджета, обязана была возвратить в областной бюджет не использованные по состоянию на 01.01.2019 средства субсидии на переселение в размере 4 448 951,43 рублей в течение первых 15 рабочих дней 2019 года, т.е. до 30.01.2019 для принятия решения о направлении на цели переселения граждан из аварийных домов, расположенных на территории других муниципальных образований Ивановской области в 2019 году.

Данная обязанность со стороны Администрации исполнена не была, в связи с чем, Службой было вынесено Предписание с требованием устранить нарушения, отраженные в пунктах 1, 2 Предписания, путем возмещения средств в размере; 4 448 951,43 рублей на счет главного администратора доходов областного бюджета - Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в срок (с учетом статей 12,20 БК РФ) до 31.12.2019.

Департамент ЖКХ Ивановской области  не согласен с позицией заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявленные требования.  Департаментом указано, что предусмотренные в рамках Программы средства Фонда и средства областного бюджета распределяются между бюджетами муниципальных образований Ивановской области исходя из площади аварийного жилищного фонда, определяемой на основании данных в отношении многоквартирных домов, включенных в утвержденные органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. На основании вышеизложенного, остатки субсидии на переселение, подлежащие возврату в бюджет в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года в связи с увеличением доли софинансирования муниципального бюджета, являются доходами соответствующего бюджета, в том числе подлежат направлению на цели переселения граждан из аварийных домов, расположенных на территории других муниципальных образований Ивановской области. Истец, являясь участником бюджетного процесса и получателем средств областного бюджета, обязан был возвратить в областной бюджет неиспользованные по состоянию на 01.01.2019 средства субсидии на переселение в размере 4 448 951, 43 в течение первых 15 рабочих дней 2019 года, то есть до 30.01.2019 для принятия решения о направлении на цели переселения граждан из аварийных домов, расположенных на территории других муниципальных образований Ивановской области в 2019 году. Указанная обязанность Истцом до настоящего времени не исполнена, в связи с чем Департамент ЖКХ полагает, что доводы искового заявления являются несостоятельными.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.

Службой государственного финансового контроля Ивановской области в соответствии с планом контрольных мероприятий службы государственного финансового контроля Ивановской области на 2019 год, утвержденным распоряжением службы государственного финансового контроля Ивановской области от 24.12.2018 № 71, на основании распоряжения начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области от 07.02.2019 №. 12 «О назначении выездной проверки» в период с 12.02.2019 по 26.03.2019 проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета бюджетами Савинского городского поселения Савинского муниципального района, Савинского муниципального района (выборочно), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами, в администрации Савинского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация).

В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

1. В нарушении статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.2. Порядка предоставления и расходования субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области в целях реализации мероприятий по переселению граждан |из аварийного жилищного фонда (приложение к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п) (далее - Порядок № 458-п), раздела 8 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013 - 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 № 134-п (далее -адресная программа № 134-п), Администрацией в течение первых 15 рабочих дней 2019 года не осуществлен возврат средств в сумме 4 023 337,49 рублей (в том числе средства фонда в сумме 3 398 639,04 рублей, средства областного бюджета в сумме 624 698,45 рублей), предоставленных из областного бюджета в виде субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом     необходимости    развития    малоэтажного    жилищного    строительства, имеющих целевое назначение, ввиду сокращения по этапу 2016 года расселяемых площадей жилых помещений с 1041,18 кв.м. до 877,78 кв.м., предоставляемых площадей жилых помещений с 1055,48 кв.м. до 899,88 кв.м., вследствие внесения изменений в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Савинского городского поселения Савинского муниципального района Ивановской области на 2013-2017 годы» постановлением администрации Савинского муниципального района Ивановской области от 28.12.2018 № 1109-п.

2. В нарушении статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка предоставления и расходования субсидии бюджету Савинского городского поселения на достройку жилого дома в поселке Савино в 2018 году (приложение 4 к адресной программе № 134-п) (далее - Порядок № 134-п), раздела 8 адресной программы № 134-п, Администрацией в течение первых 15 рабочих дней 2019 года не осуществлен возврат средств в сумме 425 613,94 рублей, предоставленных из областного бюджета в виде субсидии на достройку жилого дома в поселке Савино, ввиду сокращения по этапу 2016 года расселяемых площадей жилых помещений с 1041,18 кв.м. до 877,78 кв.м., предоставляемых площадей жилых помещений ю 1055,48 кв.м. до 899,88 кв.м., вследствие внесения изменений в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Савинского городского поселения Савинского муниципального района Ивановской области на 2013-2017 годы» постановлением администрации   Савинского   муниципального   района   Ивановской   области   от 28.12.2018          № 1109-п.

Службой государственного финансового контроля Ивановской области в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 5.1, 5.4 Порядка осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 26.12.2013 № 567-п, в адрес администрации Савинского муниципального района Ивановской области внесено предписание.

В соответствии с данным предписанием администрация Савинского муниципального района Ивановской области обязана устранить нарушения, отраженные в пунктах 1., 2. Предписания, путем возмещения средств в размере; 4 448 951,43 рублей на счет главного администратора доходов областного бюджета,-Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в срок до 31.12.2019.

О результатах исполнения настоящего Предписания следует проинформировать службу государственного финансового контроля Ивановской области  (с  приложением  подтверждающих документов (копий документов) до 31.12.2019        (или не позднее 3 дней с даты исполнения Предписания).

Не согласившись с предписанием №05-01/01-18-5 от 20.05.2019, Администрация Савинского муниципального района Ивановской области обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.

Заявление Администрации рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии с порядком предусмотренном ст. ст. 152-170, 197-201 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Относительно полномочий Службы на проведение проверки и порядка ее проведения суд приходит к следующим выводам.

В силу абз. 3 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее: БК РФ) к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного Кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Служба государственного финансового контроля Ивановской области (далее - Служба) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, контроль в сфере закупок (пункт 3 статьи 265 Кодекса, Положение о Службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 № 540-п, Указа Губернатора Ивановской области от 04.12.2013 г. № 190-уг).

Согласно ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются: главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (пункт 1); финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами (пункт 2).

Согласно абз. 26 ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В силу абз. 3, 4 ст. 135 БК РФ субсидии, субвенции местным бюджетам относятся к межбюджетным трансфертам.

Таким образом, осуществление органами государственного финансового контроля, к которым относится Служба, контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за соблюдением целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, является обязательным требованием, установленным бюджетным законодательством при предоставлении указанных средств.

Аналогичные положения установлены пунктом 1.4 Порядка осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 26.12.2013 № 567-п (в редакции от 21.11.2017) (далее — Порядок осуществления контроля № 567-п).

Таким образом, Администрация является объектом контроля Службы.

Согласно п. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Из текста предписания следует, что Службой были выявлены нарушения статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.2. Порядка предоставления и расходования субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области в целях реализации мероприятий по переселению граждан |из аварийного жилищного фонда (приложение к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п) (далее - Порядок № 458-п), раздела 8 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013 - 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 № 134-п, пункта 3 Порядка предоставления и расходования субсидии бюджету Савинского городского поселения на достройку жилого дома в поселке Савино в 2018 году (приложение 4 к адресной программе № 134-п).

В соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013 - 2018 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 года № 134-п, администрацией Савинского городского поселения Савинского муниципального района Ивановской области издано постановление № 34/1 от 25.03.2013 «Об утверждении адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Савинского городского поселения Савинского муниципального района Ивановской области на 2013-2018 годы».

Администрация Савинского муниципального района Ивановской области с 24 декабря 2015 г., как исполнительно-распорядительный орган, является правопреемником администрации Савинского городского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, в соответствии с решением Совета Савинского городского поселения от 24.12.2015 г. № 17 «О передаче Савинским городским поселением полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Савинского городского поселения по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области, администрации Савинского муниципального района», решением Совета Савинского муниципального района от 24.12.2015 г. № 79-р «О принятии администрацией Савинского муниципального района полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Савинского городского поселения по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области».

Постановлением Администрации от 20.12.2018 г. № 1079-п МКД по адресу: <...>, признан пригодным для проживания. Также из адресной программы были исключены жилые помещения общей площадью 163,4 кв. м, в том числе по адресу: <...> (площадь 25,0 кв. м), <...> (площадь 32,2 кв. м), <...> (площадь 106,2 кв. м).

При этом 3 квартиры в уже построенном МКД были признаны служебными помещениями Администрации Савинского муниципального района Ивановской области Постановлением Администрации Савинского муниципального района Ивановской области от 03.09.2018 г. № 751-п.

В связи с изложенным, в муниципальную адресную программу по этапу 2016 года Постановлением Администрации от 28.12.2018 г. № 119-п были внесены изменения в части изменения объемов финансирования.

Из текста заявления и пояснений представителя Администрации следует, изложенных в судебном заседании, что Администрация Савинского муниципального района не оспаривает нарушения бюджетного законодательства, выявленные должностными лицами Службы государственного финансового контроля Ивановской области, указанные в пунктах 1,2 Предписания.

Также в ходе судебного заседания представитель заявителя в порядке ст. 70 АПК РФ подтвердил, что Администрация Савинского муниципального района не предоставляла в Службу государственного финансового контроля Ивановской области сведения о возврате 1000000 рублей по заявке от 16.05.2019 г.

Следовательно, данное обстоятельство на дату вынесения предписания Службе не было известно по причине не доведения такой информации со стороны Администрации Савинского муниципального района. Также в материалы дела не представлены документы о фактической дате поступления данных денежных средств на счет главного администратора доходов областного бюджета – Департамента ЖКХ Ивановской области. Таким образом, факт частичного возврата денежных средств подлежит учету при проверке исполнения данного Предписания.

Согласно заявленным требованиям Администрация не согласна со сроком, установленным Службой для исполнения Предписания (31.12.2019).

Рассмотрев доводы заявителя о наличии оснований для признания Предписания недействительным в части сроков его исполнения суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1.2 Порядка № 458-п целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Ивановской области (далее — муниципальные образования) полномочий по вопросам местного значения, касающимся проведения на муниципальном уровне мероприятий по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований Ивановской области, посредством приобретения жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительства таких домов, а также   выплаты   лицам,   в   чьей   собственности   находятся   жилые   помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 20 БК РФ определена классификация доходов бюджетов. В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 названной статьи возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет относится к доходам бюджетов.

В силу пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

В соответствии с разделом 8 адресной программы № 134-п в случае наличия решения суда об отмене (признании незаконным) решения органа местного самоуправления муниципального образования Ивановской области о признании дома аварийным для муниципального образования Ивановской области, на территории которого находится данный дом, размер доли обязательного софинансирования за счет средств муниципального бюджета увеличивается на величину, равную сумме, требующейся для расселения граждан из аварийного жилищного фонда метражом, необходимым для соблюдения требований части 2.1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

При этом денежные средства областного бюджета, не использованные в связи с   увеличением   доли   софинансирования   муниципального   бюджета,   могут   быть использованы на цели переселения граждан из аварийных домов, расположенных на территории других муниципальных образований Ивановской области, включенных в более поздний этап Программы.

Согласно абзацу 4 раздела 8 адресной программы № 134-п предусмотренные в рамках Программы средства Фонда и средства областного бюджета распределяются между бюджетами муниципальных образований Ивановской области исходя из площади аварийного жилищного фонда, определяемой на основании данных в отношении многоквартирных домов, включенных в утвержденные органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Таким образом, остатки субсидии на переселение, подлежащих возврату в бюджет в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года в связи с увеличением доли софинансирования муниципального бюджета, являются доходами соответствующего бюджета, в том числе подлежат направлению на цели переселения граждан из аварийных домов, расположенных на территории других муниципальных образований Ивановской области.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации заявитель как участник бюджетного процесса и получатель средств областного бюджета обязан был возвратить в областной бюджет неиспользованные по состоянию на 01.01.2019 г. средства субсидии на переселение в размере 4448951,43 руб. в течение первых 15 рабочих дней 2019 года, то есть до 30.01.2019 г. для принятия решения о направлении на цели переселения граждан из аварийных домов, расположенных на территории других муниципальных образований Ивановской области в 2019 году.

Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.

Довод Администрации том, что оспариваемое предписание, исходя из существа содержащихся в нем требований, является неисполнимым в установленный в нем срок (до 31.12.2019), подлежит отклонению как должным образом необоснованный. Сам по себе данный срок, определенный уполномоченным органом с учетом конкретных обстоятельств, не может указывать на неисполнимость предписания. Из имеющихся материалов дела не представляется возможным сделать вывод о том, что содержащиеся в предписании требования невозможно устранить в установленный в нем срок (восемь с лишним месяцев). Принимая во внимание характер выявленных нарушений, суд полагает, что содержащиеся в предписании требования реально исполнимы.

Отсутствие у заявителя денежных средств для своевременного выполнения Предписания не является само по себе основанием для признания срока исполнения предписания заведомо недостаточным. Кроме того, Администрация не лишена права на обращение в уполномоченный орган с заявлением о рассрочке перечисления денежных средств с подробным обоснованием обстоятельств, затрудняющих их возмещение, и приложением подтверждающих документов.

Ссылки заявителя на представленную переписку о том, что заявления Администрации о рассрочке оставляются без ответа, судом отклоняются, поскольку частично данные письма датированы ранее даты вынесения предписания. Также из их содержания следует, что они подготовлены в ответ на поручения соответствующих органов, а не в качестве самостоятельных обращений. Кроме того, Администрацией не прикладываются подтверждающие его доводы документы о доходах и расходах бюджета.

На основании вышеизложенного, требования Администрации подлежат оставлению без удовлетворения.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по делу судом не рассматривается, поскольку Администрация освобождена от ее оплаты на основании ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

1. Требования Администрации Савинского муниципального района Ивановской области к Службе государственного финансового контроля Ивановской области о признании недействительным Предписания №05-01/01-18-5 от 20.05.2019 года в части «устранить нарушения, отраженные в пунктах 1,2 Предписания, путем возмещения средств в размере 4 448 951,43 руб. на счет главного администратора доходов областного бюджета – Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в срок до 31.12.2019 г.»; обязании администрацию Савинского муниципального района Ивановской области возместить средства на счет главного администратора областного бюджета – Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в следующем порядке: в 2020 года – средства Фонда в сумме 2 618 025 руб., в 2021 года – средства областного бюджета в сумме 1 124 216,43 руб. оставить без удовлетворения.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                    М.С. Савельева