ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-4901/19 от 23.07.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

24 июля 2019 года

Дело №А17-4901/2019

Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2019 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тайковой В.П., рассмотрев в  судебном заседании заявление

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о привлечении Некоммерческого партнерства телерадиокомпания «Регион-Вичуга» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

- от заявителя – ФИО1 – на основании доверенности от 23.07.2019, удостоверения, ФИО2 на основании доверенности от 23.07.2019, удостоверения;

- от НПТРК «Регион-Вичуга» - ФИО3 на основании доверенности от 15.07.2019, паспорта, ФИО4 главный редактор на основании документа, удостоверяющего личность,

установил:

        Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области (далее – заявитель, административный орган, Управление, Управление Роскомнадзора) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Некоммерческого партнерства телерадиокомпания «Регион-Вичуга» (далее - НПТРК «Регион-В»,Телерадиокомпания) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований Управление указало на выявленные в результате проведенного в отношении НПТРК «Регион-В» планового систематического наблюдения факты осуществления Телерадиокомпанией предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией на осуществление телевизионного вещания от 28.12.2012 серия ТВ № 22626, выразившиеся в несоблюдении программной направленности   и соотношения   вещания продукции  телеканала «Вичугские новости»   к общему объему вещания в неделю.  На основании составленного по данным фактам Протокола об административном правонарушении от 11.06.2019 № АП-37/3/257 и приложенных к нему материалов административного дела административный орган просит привлечь НПТРК «Регион-В» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Телерадиокомпания считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указав, что из анализа положений ст.31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон № 2124-1) не  следует запрета на вещание в рамках одного, либо нескольких направлений, указанных в лицензии. НПТРК «Регион-В» отметило, что четкие критерии отнесения программ (передач) по тематическому направлению законодательством в сфере теле-, радиовещания не предусмотрены. Отнесение той или иной программы (передачи) к конкретному тематическому направлению может быть осуществлено посредством оценки не ее названия, а  содержания.  Спец-репортажи с выставок в музее, с других культурно-просветительских событий, презентаций книг и книжных выставок, интервью с деятелями и руководителями культуры и образования и т.д.- это материалы культурно-просветительского направления, например (выпуск от 13.04.2019): информация о переходе населения на цифровое телевидение - просветительское направление; информация о выставке «Лоскутное шитье», проводимой в краеведческом музее - культурно-просветительское направление. Материалы с концертов детской школы искусств, концертов, театральных фестивалей учреждений культуры города, региональных и межрегиональных музыкальных и театральных фестивалей с «лайфами» (звуковыми вставками) фрагментов выступлений участников относятся к направлению развлекательному. Таким образом, в эфире, который был проанализирован во время проверки, присутствовали все 3 направления вещания программной концепции лицензии. Вывод о том, что вещание велось в одном направлении - информационном, сделан только на основании того, что между сюжетами программы ставилась новостная отбивка, а не тематическая.  В  отношении несоблюдения соотношения вещания телеканала «Вичугские новости» к общему объему вещания НПТРК «Регион-В» пояснило, что  само уменьшение общего времени объема вещания за счет рекламы не может являться нарушением условий лицензии на вещание, т.к. вещание рекламы в телепрограммах разрешено. В анализируемом периоде   в состав рекламы включены ролики ГО и ЧС, ГИБДД, газовых служб, УФСБ, Департамента внутренней политики Правительства Ивановской области и т.д., которые всегда размещаются в начале, либо конце выпуска. Эти ролики должны быть отнесены к общему выпуску передачи телеканала «Вичугские новости», а не к рекламному блоку, в связи с чем объем вещания увеличивается и соответствует времени, установленному лицензией.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

НПТРК «Регион-В» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***> и осуществляет лицензируемый вид деятельности –  телевизионное вещание телеканала на основании лицензии от 28.12.2012 серия ТВ № 22626, предоставленной Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на срок до 30.01.2023.

      Согласно приложению № 1 к лицензии от 28.12.2012 серия ТВ № 22626 общий объем вещания в неделю составляет 168 часов.  НПТРК «Регион-В» осуществляет распространение следующих средств массовой информации: «Вичугские новости» и «ТНТ». В пункте 2.1 приложения № 1 к лицензии от 28.12.2012 серия ТВ № 22626 применительно к распространяемому СМИ «Вичугские новости» предусмотрено  соотношение вещания продукции данного СМИ к общему объему вещания 4 часа в неделю. Направления вещания: культурно-просветительское, развлекательное, информационное - без указания процентного соотношения тематик.

Согласно приложению № 2 к лицензии от 28.12.2012 серия ТВ № 22626 НПТРК «Регион-В» должно осуществлять в г. Вичуга Ивановской области на ТВК № 7 наземное эфирное вещание.

Управлением на основании Приказа от 19.11.2018 № 134 в отношении НПТРК «Регион-В» проведено плановое систематическое наблюдение. В ходе проведения систематического наблюдения Управлением Роскомнадзора осуществлена запись эфира телепрограмм 7ТВК за период с 00 час. 00 мин 08.04.2019 по 24 час.00 мин. 14.04.2019.

В ходе анализа записи эфира с 08.04.2019 по 14.04.2019 Управлением было установлено, что  объем  вещания  продукции СМИ  «Вичугские новости» в неделю составляет  3 часа 44 минуты  20 секунд (п.1.3 справки о результатах систематического наблюдения по лицензии № 22626), вещание телеканала «Вичугские новости» фактически осуществляется только в одном направлении – информационном (п.1.9 справки о результатах систематического наблюдения по лицензии № 22626).

По результатам внепланового систематического наблюдения Управлением составлен акт от 25.04.2019 № А-37/3/24, в котором наряду с иными  обстоятельствами отражен факт несоблюдения Телерадиокомпанией программной   направленности  телеканала и объемов вешания в нарушение   положений ст. 31 Закона  № 2124-1, подп. «а» пункта 4  утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (далее - Положение N 1025). 

По данным фактам 11.06.2019 должностным лицом Управления в отношении НПТРК «Регион-В» составлен протокол об административном правонарушении № АП-37/3/257, которым несоблюдение Телерадиокомпанией программной направленности  телеканала «Вичугские новости» и объемов вещания  расценено административным органом как осуществление предпринимательской деятельности  с нарушением условий, предусмотренных лицензией на осуществление телевизионного вещания, и квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ

  На основании протокола об административном правонарушении № АП-37/3/257 от 11.06.2019 и иных материалов административного дела Управление обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении НПТРК «Регион-В» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности

В соответствии с подпунктом 37 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ телевизионное вещание и радиовещание подлежит лицензированию.

 Согласно статье 31 Закона № 2124-1 телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (части 1 указанной статьи).

В лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указывается, в том числе, наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала; программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные); объем вещания (в часах) (пункты 2, 3, 5 части 8  статьи 31 Закона № 2124-1).

 Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025 "О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания" во исполнение Закона  N 99-ФЗ и Закона N 2124-1 утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания.

Согласно абзацу 4 подпункта «а» пункта 4 Положения N 1025 требования о соблюдении объемов вещания  и программной направленности телеканала или радиоканала являются лицензионными требованиями, предъявленными к лицензиату.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности, с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Как следует из материалов дела, НПТРК «Регион-В» вменяется в вину факт осуществления с 00 час. 00 мин 08.04.2019 по 24 час.00 мин. 14.04.2019 телевизионного вещания телеканала «Вичугские новости» без соблюдения программной направленности, а именно: осуществляется вещание программ только информационного характера; передачи культурно-просветительского, развлекательного характера не выявлены.

Факт несоблюдения НПТРК «Регион-В» программной направленности телеканала    доказан материалами дела (п.1.9 справки о результатах систематического наблюдения по лицензии № 22626).  Довод НПТРК «Регион-В»  о том, что в эфире, который был проанализирован во время проверки, в рамках одной программы присутствовали все 3 направления вещания, суд отклоняет.

В пункте 2.1  приложения № 1 к лицензии от 28.12.2012 серия ТВ № 22626  указаны краткие характеристики  направлений вещаний, в частности,  определено, что  развлекательное вещание характеризуется  музыкально развлекательными программами,  культурно-просветительское  - культурно-просветительскими программами. В силу  статьи 2 Закона N 2124-1 под теле-, видео-, программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год. 

Таким образом, выход в эфир в рамках  информационной программы отдельных сюжетов  культурно-просветительского и музыкального содержания  не свидетельствует о соблюдении НПТРК «Регион-В» требований п. 2.1 приложения № 1 к лицензии от 28.12.2012 серия ТВ № 22626.Доказательств   выхода в эфир   телеканала  музыкально-развлекательных и культурно-просветительских программ    НПТРК «Регион-В»   не представлено. 

Факт несоблюдения НПТРК «Регион-В»    объемов  вещания  доказан материалами дела, а именно  справкой  о результатах анализа  записей эфира  на 7 ТВК   в г. Вичуга за период с 08.04.2019 по 14.04.2019,  согласно которой  общий объем вещания за указанный период  «Вичугские новости», включающий в себя как вещание  по информационной тематике, так и рекламу и выходные данные,   составил 3:44:20 вместо предусмотренных лицензией 4 часов в неделю. Довод НПТРК «Регион-В»    об иной продолжительности телепрограмм,  подготовленных  к выходу в эфир  в указанный период, суд отклоняет, так как учету подлежит фактическая    запись эфира  с 08.04.2019 по 14.04.2019. 

Совокупность вышеназванных доказательств  на основании статьи 26.2 КоАП РФ суд признает достаточной для вывода о наличии вменяемого НПТРК «Регион-В»  события административного правонарушения.

Вместе с тем, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Согласно частям 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения.

Под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Судом установлено, что вменяемое НПТРК «Регион-В» административное правонарушение совершено в период времени с 08.04.2019 по 14.04.2019 (период, когда было осуществлено систематическое наблюдение). Рассматриваемое деяние не является длящимся, так как  имело место в  определенный период: с 08.04.2019 по 14.04.2019. Обстоятельства осуществления вещания СМИ «Вичугские новости»    после 14.04.2019 административным органом не исследовались.Исходя из существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться трехмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности.

          Учитывая изложенное, срок давности привлечения к административной ответственности  по указанным в заявлении обстоятельствам истек 14.07.2019.

В соответствии с пунктом  6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности относится к числу обстоятельств, исключающих производство по делу.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд   

РЕШИЛ:

1. Отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области в удовлетворении требований о привлечении Некоммерческого партнерства телерадиокомпания «Регион-Вичуга» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

    Судья                                                                            Калиничева М.С.