г. Иваново Дело №А-17-4907/2008
05-23
30 декабря 2008 года
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Тимошкина К.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Меньшиковой Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «МК КРАНЭКС»
к Главному управлению МЧС России по Ивановской области
о признании незаконными пунктов 5-8, 10-16, 20 предписания № 35 от 14.07.2008 г. и отмене предписания в указанной части,
при участии в судебном заседании:
от ОАО «МК КРАНЭКС»: ФИО1 по доверенности № 01-24/054 от 26.12.2007 г. и ФИО2 по доверенности № 01-24/058 от 25.12.2007 года,
от ГУ МЧС: ФИО3 по доверенности № 3832-3-3-03 от 06.10.2008 г.,
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области обратилось ОАО «МК КРАНЭКС» (далее заявитель, Общество) с заявлением к Главному управлению МЧС России по Ивановской области (далее по тексту ГУ МЧС, административный орган) о признании незаконными пунктов 5-7, 10-16, 20 предписания № 35 от 14.07.2008 г. и отмене оспариваемого предписания в указанной части.
В ходе судебного разбирательства ОАО «МК КРАНЭКС» уточнило заявленные требования, а именно просит суд признать незаконными пункты 5-8, 10-16, 20 предписания № 35 от 14.07.2008 г. и отмене оспариваемого предписания в указанной части.
В обосновании своих требований представителями ОАО «МК КРАНЭКС» пояснено, что Общество считает незаконными пункты 5-8 Предписания, в части разработки показателей степеней риска техногенных чрезвычайных ситуаций, согласования и утверждения их в установленном порядке; разработать паспорт безопасности опасного объекта; создать страховой фонд документации организации поскольку Общество не отнесено в установленном законом порядке к потенциально опасным объектам. Приказы МЧС России № 105 от 23.02.2003 года и № 506 от 04.11.2004 года устанавливают требования по определению критериев классификации, требования по эксплуатации и разработке паспортов безопасности на потенциально опасных объектах. По мнению заявителя, Общество являясь опасным производственным объектом по ряду критериев, установленных Законом РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в то же время не является потенциально опасным объектом, а следовательно не может нести обязанности не предусмотренные действующим законодательством. В части пунктов 10-16 предписания: установки прямого канала связи с центром управления МЧС России по Ивановской области; разработки плана реконструкции локальной системы оповещения, проведения реконструкции локальной системы оповещения, разработки паспорта локальной системы оповещения, организации обучения персонала и членов нештатного аварийно-спасательного формирования в области гражданской обороны; уточнения состава, структуры и оснащения, нештатного аварийно-спасательного формирования Общества и его согласования с территориальным органом, уполномоченным на решение задач по гражданской обороне; обеспечение оснащения нештатного аварийно-спасательного формирования имуществом и оборудованием в соответствии со штатным расписанием; принятием мер по аттестации нештатного аварийно-спасательного формирования и спасателей Общество считает незаконными поскольку не установлено отнесение Общества к категории потенциально опасных объектов. Пункт 20 предписания – подготовить стационарный и запасной пункты управления для управления процессом локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации Общество считает незаконным поскольку размещение на стационарных или подвижных пунктах управления предусмотрено в соответствии с постановлением правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 только для органов управления.
Главное управление МЧС России по Ивановской области с требованиями ОАО «МК Кранэкс» не согласилось по основаниям изложенным в письменном отзыве. По мнению административного органа, поскольку на территории Общества имеются площадка склада по хранению нефтепродуктов – мазута и система газопотребления в которой транспортируется и используется природный газ, которые являются пожаровзрывоопасными веществами, следовательно Общество является потенциально опасным объектом. В связи с чем, требованиями заявителя, по мнению ГУ МЧС по Ивановской области являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с планом основных мероприятий ГУ МЧС России по Ивановской области на 2008 года в период с 24 по 27 июня 2008 года была проведена оценка готовности ОАО «МК Кранэкс» к предупреждению чрезвычайных ситуаций. По результатам проверки ГУ МЧС РФ по Ивановской области составлен акт оценки готовности ОАО «МК Кранэкс» к предупреждению чрезвычайных ситуаций и вынесено Предписание № 35 от 14.07.2008 г.
ОАО «МК КРАНЭКС» посчитав незаконными пункты 5-8, 10-16 и 20 оспариваемого предписания, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными и подлежащими отмене.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. № 1314-р одобрена Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов. В соответствии с п. 5 Концепции определено, что «потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации» - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации.
Приказом МЧС России от 28.02.2003 года № 105 утверждены требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения. В соответствии с п.3 Приказа МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» требования предназначаются для применения организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.
Пунктом 1 Приказа МЧС России № 105 установлено, что потенциально опасные объекты - объекты на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.
Согласно акта проверки и данное обстоятельство не оспаривается Обществом, на территории ОАО «МК Кранэкс» находятся площадка склада по хранению нефтепродуктов состоящая из 2-х подземных резервуаров для хранению 900 м куб мазута и система газопотребления для хранения менее 200 т природного газа, которые относятся к 5 классу опасности и являются пожаровзрывоопасными. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов эксплуатируемых ОАО «МК Кранэкс» № А16-00112 от 08.08.2008 года, а также картами учета объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Поскольку на территории ОАО «МК Кранэкс» находятся пожаровзрывоопасные объекты, следовательно, Общество является потенциально опасным объектом.
Согласно пунктам 14 и 16 Приказа МЧС РФ № 105 организация прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе представляемой информации о всех имеющихся в регионе потенциально опасных объектах. Организация прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне осуществляется МЧС России и координируется Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и ведомственными комиссиями по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти, на региональном уровне (охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации) - региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на уровне субъекта Российской Федерации - комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на объектовом уровне - органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и комиссиями по чрезвычайным ситуациям объектов.
В материалах дела имеется решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ивановской области № 8 от 19.10.2007 года, которым утвержден перечень потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Ивановской области. Пунктом 42 данного решения ОАО «МК Кранэкс» отнесен к потенциально опасным объектам как пожаровзрывоопасный. Таким образом, довод представителя заявителя о том, что Общество не является потенциально опасным объектом поскольку данные комиссии не наделены правами утверждать перечни потенциально опасных объектов регионов согласно Указу губернатора Ивановской области от 14.11.2003 № 181-УГ является не обоснованным, поскольку в данном Указе речь ведется о комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, а следовательно данный документ в этом случае не применяется.
Приказом от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» установлено, что типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Настоящий типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, т.е. применяется и к пожаровзрывоопасным (потенциально опасным) объектам.
В связи с чем, судом отклоняется довод заявителя о том, что паспорт безопасности опасного объекта оформляется только для критически опасных объектов.
На основании вышеизложенного суд считает доводы заявителя в части пунктов 1-6 необоснованными.
Суд считает незаконным п.7 оспариваемого предписания, поскольку документы положенные в основу его принятия – Постановление Правительства РФ от 18.07.1995 г. № 65 «О создании единого российского страхового фонда документации», Постановления Правительства РФ от 13.08.1996 года № 971 «Об утверждении Положения об использовании единого российского страхового фонда документации для документального обеспечения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Приказ МЧС России от 02.02.1996 года № 61 «Об обеспечении единого российского страхового фонда документации» являются документами для служебного пользования. В материалах дела отсутствуют сведения об их опубликовании и доведение данных документов до сведения Общества, следовательно данные акты не могут являться документами обязывающими Общество совершить какие-либо указанные в них действия.
Согласно п. 2.1 Постановления Правительства Ивановской области от 23 января 2008 г. N 9-п «Об утверждении положения о территориальном страховом фонде документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения Ивановской области» организация работ по созданию ТСФД-ЧС осуществляется на основании перечней потенциально опасных объектов и объектов систем жизнеобеспечения населения, разрабатываемых и утвержденных Правительством Ивановской области, и перечней видов документации, необходимой для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Такого перечня потенциально опасных объектов, утвержденных Правительством Ивановской области, на которых необходимо проведение работ по созданию ТСФД-ЧС не имеется.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что п.8 оспариваемого предписания является незаконным по следующим основаниям. Согласно п.2 Приказа МЧС РФ № 1 от 09.01.2008 года «Об утверждении Положения об информировании населения о состоянии безопасности опасных объектов и условиях проживания на территориях вблизи опасных объектов» установлено, что Положение устанавливает основные требования к процедуре информирования населения Российской Федерации о состоянии безопасности опасных объектов и условиях проживания его на территориях вблизи них и распространяется на действующие, реконструируемые и выводимые из эксплуатации опасные объекты, которые используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на гидротехнические сооружения, подлежащие паспортизации в соответствии с Приказом МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», а следовательно применяется к потенциально опасным объектам по основаниям изложенным к пунктам 1-6 оспариваемого предписания.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктами 6,7,9,10,11, 34 данного Постановления предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы на объектовом уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; координация деятельности органов управления и сил единой системы; обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций; рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Органами повседневного управления единой системы - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На ОАО «МК Кранэкс» имеется Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям, утвержденное Генеральным директором Общества 10.02.2008 года, принятое на основе «Положения о комиссии администрации города по чрезвычайным ситуациям» и Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 .
Согласно данного положения, комиссия по чрезвычайным ситуациям Общества является составной частью районной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения, обеспечение безопасности рабочих и служащих в чрезвычайных ситуациях, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба предприятию как в пределах его, так и прилегающей к нему территории.
Основными задачами комиссии является организация работ по созданию на участках локальных систем контроля, оповещения и поддержания их в состоянии готовности.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Согласно постановления Правительства РФ № 178 от 01.03.1993 года «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» оно распространяется на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга, министерства, ведомства и организации Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения).
Довод заявителя о том, что Постановление Правительства Ивановской области № 73-п «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов в Ивановской области» не содержит в перечне организаций ОАО «МК Кранэкс» является необоснованным, поскольку в данном случае постановление издано в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", т.е. для потенциально опасных объекты - ядерно, радиационно, химически опасные предприятий и гидросооружений.
Статья 14 Федерального закона № 68-ФЗ распространяется на все без исключения организации имеющие потенциально опасные объекты, кроме того Закон имеет более высокую юридическую силу, издан позже постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178, а следовательно подлежит применению в данном случае.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 утверждено Положение «Об организации обучения населения в области гражданской обороны», которое согласно п. 1 определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения.
В соответствии с подп. г. п. 2 и подп. г п.5 Постановления № 841 основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются в том числе овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (далее именуются - формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны организации осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны.
В силу ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований на территории города Иванова утвержденных постановлением Главы города Иванова от 18.01.2008 года № 85 нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.
Порядок аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479.
Таким образом, пункты 10-16 оспариваемого предписания являются законными и обоснованными.
Суд считает необоснованным довод представителя Общества о незаконности п. 20 оспариваемого предписания по следующим основаниям. Согласно данного пункта ОАО «МК Кранэкс» предписано подготовить стационарный и запасной пункты управления для управления процессом локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно пунктов 3,10-12,28 Постановления Правительства РФ № 794 единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны. Органами повседневного управления единой системы являются, в том числе дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления.
На основании вышеизложенного, органом управления на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
На основании вышеизложенного, суд считает требования ОАО «МК КРАНЭКС» подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, а также учитывая разъяснения Президиума ВАС РФ, изложенные в пункте 5 Информационного письма от 13.03.2007 года №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ», в связи с частичным удовлетворением заявленных требований ОАО «МК КРАНЭКС», 100 рублей расходов по государственной пошлине, оплаченных по платежному поручению № 0806395 от 15.08.2008 года при подаче заявления о признании незаконным ненормативного правового акта недействительным, подлежат взысканию с Главного управления МЧС России по Ивановской области.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 168, 169, 170, 201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
2. Признать недействительным и отменить пункт 2 Предписания Главного управления МЧС РФ по Ивановской области № 35 от 14.07.2008 г. В остальной части требования ОАО «МК КРАНЭКС» оставить без удовлетворения.
3. Взыскать с Главного управления МЧС РФ по Ивановской области в пользу ОАО «МК КРАНЭКС» 100 рублей расходов на оплату государственной пошлины по делу. Выдать исполнительный лист на взыскание после вступления решения в законную силу.
4. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).