ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-4950/08 от 05.12.2008 АС Волго-Вятского округа

   АРБИТРАЖНЫЙ СУД

   ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РЕШЕНИЕ

г. Иваново                                                                                Дело №А17-4950/2008

10 декабря 2008 года                         

05 декабря 2008 год

(дата оглашения резолютивной части решения)

10 декабря 2008 год

(дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Ивановской области

в составе  судьи Ильичевой Оксаны Александровны,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Пряженцевой С.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-строительная компания»

к Унитарному муниципальному предприятию водопровода, канализации и гидротехнических сооружений (УМП «Водоканал»)

по преддоговорному спору,

при участии в судебном заседании:

от истца – директора ФИО1 (решение от 16.01.2007 №1/08), ФИО2 – представителя по доверенности от 07.10.2008 (на 1 год), ФИО3 – представителя по доверенности от 30.07.2008 (на 1 год), ФИО4 – представителя по доверенности от 19.07.2008 (на 3 года)

от ответчика –ФИО5 – представителя по доверенности №25 от 14.04.2008 (на 1 год), ФИО6  – представителя по доверенности №124 от 27.11.2008,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-строительная компания» (далее – ООО «ЖСК», истец) обратилось в Арбитражный суд  Ивановской области с исковым заявлением к Унитарному муниципальному предприятию водопровода, канализации и гидротехнических сооружений (далее – УМП «Водоканал», ответчик) о разрешении разногласий, возникших при заключении договора от 28.03.2008 №7 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения. Правовым обоснованием иска истец указал ст.ст. 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исковые требования мотивированы следующим.

Истец не согласился с условиями, предусмотренными в п.п. 1.1, 2.1.13, 2.3.6, 3.1, 3.2, 3.3 договора от 28.03.2008 № 7 и направил в адрес УМП «Водоканал» протокол разногласий от 28.03.2008. Письмом от 23.04.2008 № 1146 ответчик отказался от подписания протокола согласования разногласий в редакции, предложенной ООО «ЖСК». 16 июля 2008 договор № 7 был подписан истцом в редакции, предложенной УМП «Водоканал». Однако ООО «ЖСК» считает договор от 16.07.2008 № 7 незаключенным, т.к. условие о плате за технологическое присоединение в редакции, предложенной УМП «Водоканал», ничтожно в силу противоречия действующему законодательству. При подписании договора от 16.07.2008 № 7 сторонами в требуемой форме не было достигнуто соглашение по условию о плате за технологическое присоединение, которое признано существенным императивными нормами действующего законодательства, что свидетельствует о незаключенности указанного договора. В связи с тем, что, по мнению истца, договор на технологическое присоединение № 7 в редакции от 16.07.2008 не заключен, ООО «ЖСК» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с требованием урегулировать разногласия по проекту договора, полученному истцом 28.03.2008, с учётом протокола разногласий от той же даты.

В целях подготовки дела к судебному разбирательству судом было назначено и проведено 09.10.2008 предварительное судебное заседание. Судебное разбирательство по делу назначено на 07.11.2008. Судебное заседание в соответствии с ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было отложено на 24.11.2008. В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 28.11.2008 до 13 час. 00 мин. Судебное заседание было отложено на 03.12.2008 в связи с необходимостью представления дополнительных документов.

Истец в судебном заседании 03.12.2008 представил ходатайство о назначении экспертизы. Суд обязал УМП «Водоканал» ответить на вопросы, представленные истцом, а при невозможности – представить свои вопросы для экспертизы, в связи с чем в судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 05.12.2008 до 12 час. 30 мин. После перерыва УМП «Водоканал» представил ответы на вопросы истца, в судебном заседании суд и истец обозрели и исследовали подлинные планшеты в масштабе 1:2000 с нанесением сетей водопровода и канализации (архивный документ, изображённый тушью на кальке). В результате чего истец отозвал ходатайство от 28.11.2008 о назначении экспертизы в связи с отсутствием необходимости.

УМП «Водоканал» в отзыве на иск от 07.11.2008, отзыве, поступившем в суд 24.11.2008, дополнениях к нему от 05.12.2008 исковые требования не признал, т.к. полагает договор от 16.07.2008 заключенным, поскольку в нём согласовано существенное условие – цена договора. В подтверждении согласованных условий ООО «ЖСК» производит оплату в размерах и сроки, предусмотренные п.3.2 договора, что подтверждает согласованность условия о цене.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено следующее.

31 мая 2004 года ООО «ЖСК» были выданы технические условия № 126/05 (далее –  ТУ) на проектирование и строительство водопровода и канализации к комплексу многоквартирных жилых домов с встроено-пристроенными торговыми помещениями, офисами и подземной автостоянкой по ул. ФИО8-Лежневской в г. Иваново. В ТУ помимо содержания технических условий проектирования водопровода и канализации в пункте 25 содержалось требование: по готовым рабочим чертежам н/з 35.03.59.00-нвк АО «Промгражданпроект» осуществить строительство канализации от КНС №8 по ул. Багаева (50% общей протяженности), длинной 1380 м. Общая протяженность напорных линий 2d=500 мм – 1762 м. Протяженность самотечной части  d=1000 мм, длинна – 993 м. Подключение к горсетям возможно после выполнения технических условий в полном объёме, с I очередью строительства дома, после пуска в эксплуатацию напорного коллектора от КНС № 8, в том числе самотечную часть (п. 27 ТУ). Пунктом 13 ТУ установлено, что настоящие технические условия для целей проектирования строительства действительны в течении двух лет.

Письмом от 19.02.2007 № 418 УМП «Водоканал» сообщило истцу, что ТУ продлены сроком действия на 2 года – до 11.01.2009. По пункту 31 установлено: перед вводом сетей водопровода и канализации в эксплуатацию оплатить тариф на подключение, установленный органом регулирования муниципального образования на основании инвестиционной программы УМП «Водоканал» по развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения на 2007-2009 годы. В письме от 24.01.2008 № 128 УМП «Водоканал» внёс уточнения по пункту 31 письма от 19.02.2007 № 418, в котором указало, что Постановлением Главы города Иваново от 29.11.2007 за № 3974 утверждены тарифы на присоединение объектов капительного строительства к системам водоснабжения и водоотведения в г. Иваново: по водопроводу – 47 270 руб. за 1 м³/сут., по канализации – 49 672 руб. за 1 м³/сут.

26.02.2008 ООО «ЖСК» обратилось в УМП «Водоканал» с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и канализации.

УМП «Водоканал» направило ООО «ЖСК» 28.03.2008 договор № 7 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которым исполнитель (УМП «Водоканал») обязался выполнить действия по подготовке системы водоснабжения и водоотведения к подключению объекта капитального строительства по адресу: г. Иваново на пересечении улиц Велижская и Лежневская 9-14 этажный 169 квартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями литер 2 с заявленной нагрузкой по водоснабжению 195, 75 м³/сут., по водоотведению 195, 75 м³/сут., с местоположением точек подключения по водоснабжению повысительной насосной станции первой очереди многоквартирного дома по ул. Лежневской и водоотведению в канализацию Д=600 мм по ул. Т.ФИО7, подключить объект капитального строительства к эксплуатируемым Исполнителем сетям, а ООО «ЖСК» обязуется внести плату за подключение в порядке и на условиях, определённых договором и выполнить мероприятия по подключению объекта и иные обязательства, предусмотренные договором (пункт 1.1 договора).

ООО «ЖСК» договор не подписало, направив в УМП «Водоканал» протокол согласования разногласий от 28.03.2008, который, в свою очередь, не был подписан УМП «Водоканал». 16 июля 2008 ООО «ЖСК» подписало договор в редакции УМП «Водоканал». В соответствии с разделом 3 подписанного договора размер платы за подключение объекта, указанного в п. 1.1 договора, к сетям водоснабжения и водоотведения на дату подписания договора составляет 18 976 396 руб. 50 коп., а именно плата за подключение к системе водоснабжения 9 253 102 руб. 50 коп.; плата за подключение к системе водоотведения 9 723 294 руб. Размер платы за подключение определён как произведение тарифа на подключение к сетям УМП «Водоканал», установленного органами местного самоуправления и размера заявленной в п. 1.1 потребляемой нагрузки объекта капитального строительства. Плата за подключение вносится ООО «ЖСК» в следующем порядке и в следующие сроки: 1 000 000 руб. до 30.07.2008 с момента заключения договора; 1 000 000 в срок до 30.08.2008; 4 000 000 руб. в срок до 20.09.2008; 12 976 396 руб. 50 коп. в срок до 25.11.2008.

Во исполнение подписанного договора от 16.07.2008 ООО «ЖСК» платёжными поручениями от 17.07.2008 № 852 на сумму 1 001 551 руб. 07 коп.; от 29.08.2008 № 114 на 1 000 000 руб.; от 01.10.2008 № 282 на сумму 4 000 000 руб. перечислило УМП «Водоканал» сумму 6 001 551 руб. 07 коп. с указанием платежа – оплата по договору № 7 от 16.07.2008 за техническое подключение.

Истец полагает, что условие договора от 16.07.2008 о плате за технологическое присоединение в редакции, предложенной УМП «Водоканал», ничтожно в силу противоречия действующему законодательству, в связи с чем просит рассмотреть преддоговорный спор по договору от 28.03.2008.

Проанализировав представленные сторонами документы, а также подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям положения действующего законодательства, суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Исходя из заявленных истцом требований, суд считает, что в предмет доказывания по делу входит соответствие либо несоответствие закону условия договора от 16.07.2008 о цене и, соответственно, заключенность либо незаключенность договора от 16.07.2008.

В соответствии с пунктами 7, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за их подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее – Правила заключения и исполнения публичных договоров), в соответствии с пунктом 5 которых, договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Таким образом, законодатель прямо предусматривает, что договор должен соответствовать правилам, действующим в момент его заключения, и к договору на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения применяется Постановление № 360.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Поскольку договор на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения является публичным, следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса» установление тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 5 названного Федерального Закона представительные органы муниципальных образований утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.

Постановлением главы г. Иваново от 29.11.2007 № 3974 с 01.01.2008 установлены тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам водоснабжения и водоотведения УМП «Водоканал»:  водоснабжение – 47 270 руб. за 1 м³/сут., водоотведение – 49 672 руб. за 1 м³/сут. Информация об утверждении тарифов была доведена до сведения широкого круга лиц путем опубликования в газете «Рабочий край»220(24666) от 30.11.2007.

Одним из существенных условий договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения является плата за подключение и порядок ее внесения. Исходя из положений части 1 статьи 12 ФЗ от 30.12.2004 № 210-ФЗ, пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров размер платы за подключение определяется как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Указанный договор определяетпорядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Исходя из содержания статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра. Согласно части 4 этой же статьи периоды действия тарифов на подключение не могут быть менее 3-х лет каждый и должны соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ.

В пункте 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров указаны способы определения размера платы за подключение.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 названных Правил, если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса – исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение.

В силу подпункта 2 пункта 14 указанных Правил при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и(или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка.

Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается (подпункт 3 пункта 14).

Следовательно, условия оплаты за подключение регламентированы законодателем, условия публичного договора должны соответствовать гражданскому законодательству, действующему в момент заключения договора на подключение.

Инвестиционная программа УМП «Водоканал» по комплексному развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения в г. Иваново на 2007 – 2009 годы (далее – Инвестиционная программа) утверждена Решением Ивановской городской Думы от 24.10.2007 за № 564.

ОсновуИнвестиционной программы составила целевая «Муниципальная программа улучшения качества водоснабжения и оптимизации эксплуатации водных ресурсов города Иванова на период 2002 - 2006 годы» и на период до 2015 года (программа «Чистая вода») и система мероприятий на 2007 - 2009 годы, необходимых для обеспечения потребностей строящихся в городе Иванове объектов капитального строительства услугами водоснабжения и водоотведения. В документе определены финансовые потребности для реализации мероприятий по комплексному развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения в городе Иванове на 2007 - 2009 годы с учетом перспектив жилищного строительства. Внедрение мероприятий Программы позволит повысить качество и бесперебойность предоставляемых услуг ВКХ, будет способствовать стабилизации и улучшению здоровья населения и экологической обстановки в городе Иванове, предотвращению загрязнения окружающей среды.

Основными целями Инвестиционной программы названы: сохранение и улучшение здоровья людей, совершенствование качества жизни; создание инфраструктуры ВКХ для дополнительного ввода до 200 тыс. м2 жилой площади ежегодно; общее улучшение экологической обстановки в бассейнах рек и других водных объектов в пределах города Иванова.

Условием достижения поставленных целей названо решение следующих основных задач:

1. Снижение водопотребления населением за счёт снижения потерь, неучтенных и непроизводительных расходов питьевой воды; внедрение системы учета распределения и потребления питьевой воды.

2. Оптимизация эксплуатации водных ресурсов предприятиями и организациями посредством внедрения систем повторного и оборотного водоснабжения; внедрения альтернативных источников воды; внедрение локальных очистных сооружений (ЛОС).

3. Улучшение качества воды за счет реконструкции очистных водопроводных сооружений и применения современных методов очистки и обеззараживания;  применения групповых и индивидуальных средств доочистки питьевой воды у потребителя; снижения уровня вторичного загрязнения в водопроводных сетях.

4. Сокращение текущих эксплуатационных затрат за счет внедрения энерго-, ресурсосберегающих технологий и оборудования; автоматизации производственных процессов; уменьшения объемов аварийно-восстановительных работ.

5. Реконструкция и развитие инфраструктуры ВКХ, в т.ч. водопроводных и канализационных сетей.

Для реализации инвестиционной программы предполагается до 2010 года выполнить мероприятия, которые в значительной степени повысят надежность и качество услуг водопроводно-канализационного хозяйства города Иванова.

В Инвестиционной программе названы необходимые мероприятия по устранению недостатков водопровода:

а) общегородского значения: строительство 8 артскважин водозабора Строкино;  реконструкция системы водоподготовки на ОНВС-1 в местечке Авдотьино;  строительство электролизной установки по производству и применению гипохлорита натрия для обеззараживания питьевой воды с трансформаторной подстанцией в местечке Авдотьино; строительство блочной котельной на ОНВС-2 в местечке Горино; замена технологического оборудования насосной станции в поселке Пеньки; капитальный ремонт рыбозащитных сооружений на реке Волге; реконструкция моста Уводьской плотины;  строительство Сидоровского подземного источника; строительство Калачевского подземного источника; мероприятия для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения; система автоматического управления технологическими процессами УМП "Водоканал"; замена устаревших водопроводных сетей в центральной части города;

б) по районам города Иванова и внутриквартальным сетям: строительство второй линии водовода Горино - городские сети; строительство второй линии водовода Д-800 мм от ПК-21 до микрорайона ТЭЦ-3; строительство водовода Д-300 мм по проспекту Строителей от улицы Куконковых до улицы Кудряшова; строительство водопровода, включая дюкер через реку Уводь, от улицы Батурина до улицы Зверева, Д-300 мм;  строительство водопровода Д-300 мм в квартале по улице Кузнецова от улицы Яблочной до улицы Зверева; строительство сетей водопровода в городе Иванове - 2-й этап;

в) районы индивидуальной застройки: строительство сетей водопровода в частном секторе - 1-й этап.

По устранению недостатков канализации:

а) общегородского значения: строительство городского канализационного коллектора Д-3000 мм, в т.ч. ПИР; реконструкция ОСК в местечке Богданиха (КНС с заменой технологического оборудования, замена воздуходувок, системы биологической очистки, механической очистки, строительство аэротенков, вторичных отстойников);  перекладка канализационного коллектора Д-1100-1350 мм по левому берегу Уводи от улицы Громобоя до улицы Калинина; строительство блочной котельной на ОСК в местечке Богданиха; реконструкция ГНС-1 и ГНС-2;

б) по районам города Иванова: строительство канализационного коллектора от КНС N 4 до улицы Лежневской по улице Воронина (самотечная и напорная части);  строительство напорной канализации от КНС N 8 до улицы Генерала ФИО9 (самотечная часть); строительство напорной канализации от КНС N 8 до улицы Генерала ФИО9 (напорная часть); перекладка канализационного коллектора по 15-му Проезду до 1-й Сосневской; реконструкция канализационного коллектора по Театральному бульвару; реконструкция Восточного коллектора - телевизионное обследование и санация;  реконструкция главного напорного коллектора (аварийного); строительство Южного коллектора Д-1200 мм от КНС N 5 улицы Маршала Василевского до улицы Домостроительной; реконструкция канализационного коллектора Ташкентская - Строителей; городская канализация в Варгинском овраге; строительство канализационного коллектора Д-400 мм по улице Ефимовской от улицы Кузнецова до улицы Зверева; строительство канализационного коллектора Д-400 мм по улице Менделеева от улицы Красных Зорь до улицы Кузнецова; перекладка канализационного дюкера через реку Уводь в районе ОАО "БИМ" с увеличением диаметра до Д-400 мм;  перекладка канализации по улице Лежневской Д-300 мм от улицы Воронина до улицы Кирякиных; строительство второй линии напорной канализации от КНС N 3 до канализационного коллектора в районе областной больницы; строительство канализационного коллектора по улице Куконковых - Лежневской (4 этап);

в) по микрорайонам города Иванова и внутриквартальным сетям: реконструкция канализации центральной части города Иванова; реконструкция городских коллекторов;  строительство канализационных сетей в частном секторе - 1-й этап.

Все мероприятия будут осуществляться согласно Генеральному плану развития города Иванова.

Согласно сведениям, указанным в Инвестиционной программе, общий износ зданий и сооружений, механизмов и оборудования и прочих основных средств УМП «Водоканал» составляет более 60%. В городе Иванове планируется увеличение числа потребителей услуг водоснабжения и водоотведения за счет нового строительства. При этом основной проблемой для города остается отсутствие свободных мощностей по водоподготовке, а существующие мощности уже работают с перегрузкой. Существующие водопроводные сети не могут обеспечить стабильное водоснабжение новых микрорайонов по причине значительного износа и недостаточности пропускной способности. Одиночное протяжение уличной водопроводной сети составляет более 1200 км. Продолжают эксплуатироваться сети, срок службы которых превышает 50 лет, а их протяженность составляет около 100 км. Из них 18 км сетей из асбоцементных труб нуждаются в срочной замене. В городе Иванове эксплуатируется 30 км водопроводных сетей, которые нуждаются в увеличении диаметра (в основном в центральной части города). Существующие сети системы водоотведения не смогут обеспечить отвод всего объема стоков без строительства дополнительных напорных и самотечных коллекторов, поскольку уже в настоящее время наблюдается наполнение в момент максимальной нагрузки до 0,9 - 1,0, значительно превышая требуемые по нормативу нагрузки. Одиночное протяжение уличной канализационной сети составляет около 500 км. Канализационные сети имеют большой физический износ. Со 100% износом эксплуатируется 33,41 км главных коллекторов, что составляет 95,32% от общего количества.

При таких обстоятельствах, когда в городе Иванове продолжают оставаться актуальными вопросы улучшения качества централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и обеспечения населения безопасной питьевой водой; существующие очистные сооружения канализации мощностью 320 тыс. м3/сутки, 1978 года пуска, в Богданихе изношены, ряд элементов технологической схемы очистки требует замены или реконструкции; очистная насосная водопроводная станция № 1 в местечке Авдотьино мощностью по проекту 192 тыс. м3/сутки введена в эксплуатацию в 1926 году; при этом основной проблемой для города остается отсутствие свободных мощностей по водоподготовке, а существующие мощности уже работают с перегрузкой, а существующие водопроводные сети не могут обеспечить стабильное водоснабжение новых микрорайонов по причине значительного износа и недостаточности пропускной способности, следует признать, что подключение объекта истца – объекта капитального строительства по адресу: г. Иваново на пересечении улиц Велижская и Лежневская 9-14 этажный 169 квартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями литер 2 с заявленной нагрузкой по водоснабжению 195, 75 м³/сут., по водоотведению 195, 75 м³/сут. к сетям водоснабжения и водоотведения ответчика, влечет дополнительную нагрузку на инженерные сети ответчика.

Поскольку в Инвестиционную программу, которая подлежит выполнению ответчиком, включены мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства ООО «ЖСК», на момент заключения договора тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры установлены, то включение в договор условия о плате за подключение, которую должен уплатить истец, не противоречит действующему законодательству.

Основным доводом истца в рассматриваемом споре явилось его утверждение о том, что для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, а, следовательно, плата за подключение не взимается. В связи с данным обстоятельством, истцом были сформулированы вопросы, на которые в ходе рассмотрения дела УМП «Водоканал» представило письменные пояснения от 05.12.2008 с приложением схем сетей самотечной канализации, а также схем напорной канализации и самотечного коллектора.

Ответчик в пояснениях от 05.12.2008, а также в судебном заседании по представленным истцом вопросам пояснил, в частности, следующее. Внутридомовые сети вновь построенного дома на пересечении улиц Велижская и Лежневская, через выпуски канализации, дворовую канализацию и канализационные коллекторы Д=600 мм и Д=1000 мм, проходящие по улицам Танкиста ФИО7, ФИО8, Ручью Кокуй подключены в канализационную насосную станцию (КНС) № 8 на ул. Багаева. Техническая возможность подключения внутридомовых сетей водопровода и канализации жилого дома на пересечении улиц Велижская и Лежневская к городским сетям при отсутствии выстроенной (реконструированной) самотечной части канализации от КНС № 8 по ул. Багаева отсутствовала. Самотечная часть канализации Д=600 мм, в которую подключён вновь выстроенный жилой дом, соединена с коллектором Д=1200 мм по ул. Генерала ФИО9 через КНС № 8 и напорную канализацию от КНС № 8, через самотечный коллектор Д=1000 по ул. Д.Бедного

В перечень мероприятий Инвестиционной программы (таблица № 1) включены мероприятия по строительству Напорной канализации от КНС № 8 до ул. Генерала ФИО9 в г. Иваново (самотечная часть и напорная часть).

Из представленных в материалы дела документов (разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства от 17.08.2007, акта допуска в эксплуатацию наружной канализации от 30.07.2007) следует, что ООО «ЖСК» построило объект капитального строительства – напорную канализацию от КНС № 8 до ул. Ген. ФИО9 в г. Иваново общей протяженностью 3 468,5 кв.м с местоположением от КНС № 8 по ул. Багаева до камеры гашения по ул. Демьяна Бедного. Истец представил суду также акт приёма-сдачи к договору купли-продажи от 25.12.2007, согласно которому продавец – ООО «ЖСК» передал, а покупатель – Муниципальное образование городской округ Иваново принял в собственность муниципального образования объект капитального строительства – напорную канализацию от КНС № 8 до ул. Ген. ФИО9 в г. Иваново общей протяженностью 3 468,5 кв.м с местоположением от КНС № 8 по ул. Багаева до камеры гашения по ул. Демьяна Бедного.

Таким образом, проанализировав представленные документы, суд считает, что мероприятия, указанные в Инвестиционной программе по строительству Напорной канализации от КНС № 8 до ул. Генерала ФИО9 в г. Иваново (напорная часть) выполнены за счёт средств города Иваново. Однако данное обстоятельство не позволяет говорить о том, что для подключения объекта капитального строительства по адресу: г. Иваново на пересечении улиц Велижская и Лежневская 9-14 этажный 169 квартирный жилой дом к сети инженерно-технического обеспечения не требовалось проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети. Утверждение истца о том, что в связи с отсутствием необходимости увеличения пропускной способности сетей, к которым непосредственно присоединяется объект капитального строительства, плата за подключение не должна взиматься, противоречат целям и задачам Инвестиционной программы.

Обосновывая свой довод о противоречии условия платы за подключение, истец также указал на то, что финансирование потребностей, необходимых для реализации Инвестиционной программы осуществляется из нескольких источников, а именно областного и городского бюджетов; за счёт собственных средств (в том числе за счёт тарифа); за счёт платы за подключение. Истец полагает, что мероприятия общегородского значения должны финансироваться за счёт средств областного и городского бюджетов. Суд считает этот довод неверным, не подтверждённым доказательствами в силу следующего. Во-первых, инвестиционная программа не содержит указания на то, какая её часть должна финансироваться за счёт бюджетов, а какая за счёт собственных средств и платы за подключение. Во-вторых, анализ источников финансирования позволяет сделать вывод, что областной и городской бюджеты финансируют меньшую часть мероприятий (2007 год: 15715,5 тыс. руб. областной бюджет, 58 429,4 тыс. руб. городской бюджет; 2008 год: 31 005, 8 тыс. руб. и 54 177, 2 тыс. руб. соответственно), а за счёт платы за подключение финансируется большая часть потребностей (2007 год: 159 729 тыс. руб.; 2008 год: 335 483 тыс. руб.).

С учётом изложенного, суд считает, что условие договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения от 16.07.2008 о плате за подключение следует признать соответствующим действующему законодательству, а сам договор заключенным.

Кроме того, при принятии решения судом также учтён и тот факт, что ООО «ЖСК» частично исполнило договор от 16.07.2008 и платёжными поручениями перечислило УМП «Водоканал» сумму 6 001 551 руб. 07 коп. с указанием платежа – оплата по договору № 7 от 16.07.2008 за техническое подключение. Такие действия истца суд оценивает, как его намерение исполнить заключенный договор, а не намерение регулировать разногласия по преддоговорному спору по договору от 28.03.2008.

В соответствии с ч.1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств отражаются в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Суд считает, что истцом не доказаны обстоятельства, подлежащие доказыванию по настоящему спору, следовательно, в иске истцу следует отказать.

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине отнести на истца.

            На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию – Второй арбитражный апелляционный суд (<...>).

Судья                                                                        О.А. Ильичева