АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново
25 августа 2017 года
Дело № А17-5103/2017
Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2017 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Голикова С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наливиной Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО3, ФИО1 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от 06.06.2017 № 28/1д-05-24,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 (представитель по доверенности от 26.06.2017),
от заинтересованного лица – ФИО3 (представитель по доверенности от 26.05.2017),
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановский государственный университет» (далее – учреждение, ФГБОУ) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО3, ФИО1 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от 06.06.2017 № 28/1д-05-24 (далее – Управление, пенсионный фонд, УПФР).
В обоснование заявленных требований учреждение указывает на неправомерность выводов, содержащихся в оспариваемом решении, учитывая, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года ФГБОУ были предоставлены в Управление своевременно. Самостоятельно установив наличие ошибки в СЗВ-М за май 2016 в апреле 2017 учреждение представило у УПФР дополняющую форму. Следовательно, заявителем до момента обнаружения заинтересованным лицом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения самостоятельно переданы необходимые корректирующие сведения, что свидетельствует о неправомерности оспариваемого решения.
Представитель Управления указал на факт совершения ФГБОУ правонарушения, выразившегося в нарушении срока представления сведений о застрахованных лицах за май 2016 года. УПФР полагает, что дополняющие сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М за май 2016, представленные Обществом 17.04.2017, не являются уточненными (исправленными), учитывая, что ранее на указанных застрахованных лиц сведения не представлялись.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 07.06.2016г. заявитель представил в Управление Пенсионного фонда неполные сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за май 2016 года. Управлением в адрес ФГБОУ направлен протокол контроля отчетности со статусом «отрицательный» с уведомлением о необходимости устранения учреждением выявленной ошибки и представления исправленных документов в УПФР в срок до 22.06.2016. 16.06.2016г. заявитель представил в Управление исправленные документы. УПФР в адрес ФГБОУ 16.06.2016г. направлен протокол контроля отчетности, статус которого обозначен как «положительный».
В последующем, заявителем была самостоятельна обнаружена ошибка в непредставлении в отчете СЗВ-М за май 2016г. четырех застрахованных лиц.
17.04.2017 заявитель подал дополняющую (уточняющую) форму СЗВ-М за май 2016г.
В связи с представлением заявителем неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года, Управлением составлен акт № 28д-05-24 от 27.04.2017 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По итогам рассмотрения акта, Управлением вынесено решение от 06.06.2017г. № 28/1д-05-24 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 2000 рублей (4 застрахованных лица?500 рублей) за представление страхователем неполных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением Управления Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (действовавшему в оспариваемый период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016г. №83п, за май 2016 года приходился на 10.06.2016.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ).
Из материалов дела следует, что страхователь представил в УПФР сведения на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за май 2016 года с типом формы «исходная» по электронным каналам связи 07.06.2016, то есть с соблюдением установленного законом срока.
В последующем, заявитель, самостоятельно выявив факт неуказания в составе представленных сведений четырех застрахованных лиц, 17.04.2017г. представил сведения на них за указанный период по типу формы «дополняющая».
УПФР, восприняв данное обстоятельство как представление страхователем неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, пришло к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.
Суд не может согласиться с таким подходом Управления по следующим причинам.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона № 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Постановлением Правления ПФ РФ № 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа:
1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2010 N 16440), утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), действовавшая в рассматриваемом периоде вплоть до издания Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.02.2017).
В силу пункта 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно пункту 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
С учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в Письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Из материалов дела достоверно следует, а Управлением и не опровергалось, что заявителем сведения формы СЗВ-М за май 2016 года по типу «дополняющая» в отношении 4 неучтенных застрахованных лиц направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены УПФР 17.04.2017. Акт об обнаружении факта о допущенном нарушении составлен фондом 27.04.2017, а оспариваемое решение вынесено им 06.06.2017.
Таким образом, заявителем до момента обнаружения заинтересованным лицом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения были самостоятельно переданы необходимые корректирующие сведения с соблюдением двухнедельного срока, установленного пунктом 34 Инструкции, что не отражено пенсионным органом в оспариваемом решении.
В этой связи, суд, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, и руководствуясь статьями 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете", пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н, резюмирует вывод о том, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно и в необходимый срок исправленные обществом, не могут расцениваться как неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 3000 (три тысячи) рублей подлежит взысканию с Управления в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1.Заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
2.Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе ФИО3, ФИО1 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от 15.06.2017 № 28/1д-05-24 признать недействительным.
3.Судебные расходы отнести на ответчика.
4.Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе ФИО3, ФИО1 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы в сумме 3000 руб.
5.Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
6.Решение может быть обжаловано в течении месяца с даты его изготовления в полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд. На вступившее в законную силу решение, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть подана кассационная жалоба в арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья С.Н. Голиков