АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
153022, г. Иваново, ул. Б.Хмельницкого, 59 «б»
http://ivanovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново Дело №А17-51/2009
10 февраля 2009 года 05-23
Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Ивановской области Тимошкин К.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстым Р.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Приволжского районного потребительского общества
к Отделу государственного пожарного надзора Приволжского района
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 29.12.2008 года №64,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.01.2009 года,
от административного органа – ФИО2 по доверенности от 26.01.2009 г.,
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области обратилось Приволжское районное потребительское общество (Приволжское РАЙПО, Общество, заявитель) с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора Приволжского района (далее – ОГПН Приволжского района, административный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 29.12.2008 года №64.
В обоснование своих требований заявитель указал, что не согласен с принятым Постановлением по следующим основаниям. Протокол об административном правонарушении №116 от 27.12.2008 г. был составлен в отсутствие законного представителя Предприятия, не извещённого надлежащим образом о месте и времени его составления. В ходе составления протокола и рассмотрения дела принимал участие ФИО3, не являющийся законным представителем Общества и имеющий общую доверенность на ведение дел.
Представитель Отдела государственного пожарного надзора Приволжского района в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился, заявив, что состав административного правонарушения установлен и подтверждается материалами дела. Пояснил, что не может представить документа, подтверждающего надлежащее извещение законного представителя Приволжского РАЙПО о месте и времени составления протокола об административном правонарушении №116 от 27.12.2008 г.
Заслушав пояснения представителей сторон и рассмотрев документы, приобщенные к материалам дела, суд считает заявленные требования Приволжского РАЙПО обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании протокола об административном правонарушении №116 от 27.12.2008 г. и других материалов дела ОГПН Приволжского района было вынесено Постановление от 29.12.2008 года №64 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с которым Приволжское РАЙПО привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме 10.000 рублей.
Согласно оспариваемого Постановления, в ходе проведения проверочных мероприятий были установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
Магазин №1 с. Красинское
1. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
2. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п.16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
Магазин №2 д. Горшково
3. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
4. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п.16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
Магазин №3 д. Филисово
5. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
6. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п.16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
Магазин №5 с. Горки-Чириковы
7. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
8. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п. 16, НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
Магазин №6 с. Кунестино
9. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
10. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п. 16, ППБ 104-103 п. 6 табл. 2.
11. План эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р. 12.2.2.143-2002.
Магазин №8 с. Утес
12. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. ППБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
13. Здание пс оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п. 16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
Магазин №9 д. Горки
14. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
15. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п. 16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
Установлены глухие решетки на окнах. ППБ 01-03 п. 53
Магазин №10 д. Федорищи
17. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
18. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п. 16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
Магазин №15 с. Новое
19. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 л. 10.1.2.
20. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п. 16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
21. Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. ППБ 01-03 п. 36.
Магазин №17 д. Василево
22. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
23. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п. 16, НПБ 104-1 03 п. 6 табл. 2.
Магазин №19 д. Пеньки
24. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 0 I -03 п.З. ППБ I 10-03 п. 14 табл. I, п. 10.1.2.
25. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п. 16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
26. Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. ППБ 01-03 п. 36.
Магазин №20 г. Приволжска
27. Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. ППБ 01 -03 п. 36.
28. Двери эвакуационного выхода №1 открываются во внутрь здания. ППБ 01-03 п. 52.
29. Установлены глухие решетки на окнах. ППБ01-03 п.53
30. Люминесцентные лампы в складском помещении не оборудованы защитной арматурой предусмотренной заводом изготовителем. ППБ 01-03 п. 57. ПУЭ.
31. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей выполнены с помощью скрутки. ПУЭ п.2.1.21.
32. План эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р. 12.2.2.143-2002.
Магазин №23 г. Приволжска
33. План эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р. 12.2.2.143-2002.
34. Люминесцентные лампы в складском помещении не оборудованы защитной арматурой предусмотренной заводом изготовителем. ППБ 01-03 п.57, ПУЭ.
35. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей выполнены с помощью скрутки. ПУЭ п.2.1.21.
Магазин №25 г. Плес
36. Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. ППБ 01-03 п. 36.
37. Установлены глухие решетки на окнах. ППБ 01-03 п.53
38. План эвакуации не соответствует требованиям I ОСТ Р. 12.2.2.143-2002.
Магазин №27 п. Ингарь
39. Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. ППБ 01 -03 п.36.
40. Установлены глухие решетки на окнах. ППБ 01-03 п.53
41. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей выполнены с помощью скрутки. ПУЭ п.2.1.21.
42. Люминесцентные лампы в складском помещении не оборудованы защитной арматурой предусмотренной заводом изготовителем. ППБ 01-03 п.57. ПУЭ.
43. План эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р. 12.2.2.143-2002.
Магазин №29 д. Васильевское
44. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
45. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п.16, НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
46. Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. ППБ 01-03 п.36.
47. Установлены глухие решетки на окнах. ППБ 01-03 п.53
48. Люминесцентные лампы в складском помещении не оборудованы защитной арматурой предусмотренной заводом изготовителем. ППБ 01-03 п.57. ПУЭ.
Магазин №30 д. Колышино
49. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. I п. 10.1.2.
50. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п.16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
51. Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. ППБ 01 -03 и 36.
Магазин №33 с. Толпыгино
52. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п, 14табл. 1 п. 10.1.2.
53. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п.16. НПБ 504-103 п. 6 табл. 2.
54. План эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р. 12.2.2.143-2002.
55. Люминесцентные лампы в складском помещении не оборудованы защитной арматурой предусмотренной заводом изготовителем. ППБ 01-03 п.57. ПУЭ.
56. Установлены глухие решетки на окнах. ППБ 01-03 п.53
Магазин №35 с. Рождествено
57. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
58. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п. 16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
Магазин №36 с. Сараево
59. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З, НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
60. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п. 16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
61. Установлены глухие решетки на окнах. ППБ 01-03 п.53
62. План эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р. 12.2.2.143-2002.
Магазин №37 п. Северцево, аптека г. Плес
63. Люминесцентные лампы в складском помещении не оборудованы защитной арматурой предусмотренной заводом изготовителем. ППБ 01-03 п. 57. ПУЭ.
64. План эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р. 12.2.2.143-2002.
Административное здание
65. Здание не оборудовано пожарной сигнализацией. ППБ 01-03 п.З. НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.2.1.
66. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п. 16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
67. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей первого этажа выполнены с помощью скрутки. ПУЭ п. 2.1.21.
68. Под лестничным маршем, на первом этаже хранятся горючие материалы. ППБ 01-03 п. 40
69. Отделка стен коридоров лестничной клетки путей эвакуации выполнена горючими материалами, (отделка выполнена масляной краской). ППБ 01-03 п.53.
70. План эвакуации не соответствует требованиям ГОС 1 Р. 12.2.2.143-2002.
71. Не проведены испытания внутреннего противопожарного водопровода. ППБ 01-03 п.89.
72. Пожарные шкафы не из листовой стали, а деревянные. НПБ 151 -2000 п. 4.4.
73. Пожарный кран в помещении столовой и пожарный кран 1-го этажа, возле выхода №2 не укомплектованы стволами и рукавами. ППБ01-03 п.91.
74. Возле лестничной клетки 2-го этажа центрального входа установлена деревянная перегородка ухудшающая условия безопасной эвакуации. ППБ 01-03 п. 40, 53.
Аптека г. Приволжска
75. План эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р. 12.2.2.143-2002,
Рынок
76. Здание администрации рынка не оборудовано пожарной сигнализацией, ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п. 10.1.2.
77. Здание администрации не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. ППБ 01-03 п. 16. НПБ 104-103 п. 6 табл. 2.
78. У противопожарного гидранта, а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). ППБ 01-03 п. 90.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года №313.
В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
При этом, согласно статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При привлечении заявителя к административной ответственности, ОГПН Приволжского района был нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Частью 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ, т.е. в случаях возбуждения дел об административных правонарушениях прокурором, а также в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а именно: указание в протоколе объяснения законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); разъяснение законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 3); предоставление законному представителю юридического лица возможности ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); подписание протокола об административном правонарушении законным представителем юридического лица, а в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5).
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Из представленных в дело материалов видно, что законным представителем Приволжского РАЙПО является председатель совета ФИО4 Протокол об административном правонарушении был составлен 27.12.2008 г. в отсутствие законного представителя РАЙПО. Доказательств надлежащего уведомления законного представителя предприятия о времени и месте составления протокола у административного органа не имеется, что подтверждается пояснениями представителя ОГПН Приволжского района в судебном заседании.
Присутствовавший при составлении Протокола ФИО3 имел общую доверенность на представление интересов Общества при производстве по делу об административном правонарушении без указания на конкретное дело. В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ, содержащимися в п. 24 Постановления от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», допускается возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Необходимо также учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Выявленные процессуальные нарушения, по мнению суда, являются существенными и нарушают права лица, привлекаемого к административной ответственности. Согласно пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.04 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
В связи с изложенным, суд считает заявление Приволжского РАЙПО подлежащим удовлетворению, а постановление ОГПН Приволжского района о назначении административного наказания от 29.12.2008 года №64 незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 208, 210, 211 АПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
1. Требования Приволжского районного потребительского общества к Отделу государственного пожарного надзора Приволжского района об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 29.12.2008 года №64 удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить Постановление ОГПН Приволжского района о назначении административного наказания от 29.12.2008 года №64.
3. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 211 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).
Судья Тимошкин К.А.