ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-5204/20 от 12.05.2021 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-5204/2020

г. Иваново

19 мая 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2021 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 19 мая 2021 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Службы государственного финансового контроля Ивановской области

к  Администрации  Юрьевецкого муниципального района Ивановской области

о взыскании в доход областного бюджета ущерба, причиненного Ивановской области в связи с нарушением бюджетного законодательства в размере 4 071 451,06 руб.;

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Аква-Город» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>);

от заявителя - ФИО1 по доверенности № 38 от 29.07.2020, паспорту и документу об образовании; ФИО2 по доверенности № 15 от 28.01.2021 и паспорту;

от Администрации - ФИО3 по доверенности № 8 от 05.02.2021, паспорту и документу об образовании;

от ООО «Аква-Город» - ФИО4 по доверенности № 4 от 27.08.2020, паспорту и документу об образовании;

установил:

 Служба государственного финансового контроля Ивановской области (далее – истец, Служба, СГФК) обратилась в Арбитражный суд Ивановкой области с исковым заявлением к Администрации  Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее – Администрация, ответчик) о взыскании в доход областного бюджета ущерба, причиненного Ивановской области в связи с нарушением бюджетного законодательства в размере 4 071 451,06 руб.

Определением суда от 06.07.2020 заявление было принято к производству, назначено предварительное судебное заседание. Определением суда от 06.08.2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: общество с ограниченной ответственностью «Аква-Город» (далее – ООО «Аква-Город»). В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное разбирательство неоднократно откладывалось.

В обоснование заявленных требований Службой государственного финансового контроля Ивановской области указано следующее. Администрации именно в 2014 году необходимо было реализовать мероприятия «Замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец», «Ремонт систем водоотведения в г. Юрьевец». Как установлено в ходе проверки, выполнение ООО «Аква-город» в 2014 году мероприятий «Замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец», «Ремонт систем водоотведения в г. Юрьевец» с использованием материальных ресурсов, необходимых для их реализации, приобретенных ООО «Аква-город» по договорам от 21.07.2014 № 07П-2/2014, 05.11.2014 № 5, за счет средств, предоставленных в соответствии с заключенными договорами от 10.09.2014 и 16.10.2014 о перечислении субсидии на реализацию подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального    района    «Обеспечение    качественным    жильем    и    объектами социальной инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы», собственными производственными и человеческими ресурсами осуществлено в сумме 1 329 839,35 рублей вместо 5411730,00 рублей, то есть не в полном объеме, процент выполнения мероприятия (закупка материалов и выполнение работ собственными производственными и человеческими ресурсами) составил - 24 % (1329839,35/5411730,00*100). Материальные ресурсы на сумму 4 071 451,06 рублей в 2014 году не были направлены на выполнение работ по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, по ремонту систем водоотведения в г. Юрьевец для достижения целей государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п (остались в собственности ООО «Аква-город»). Данный факт свидетельствует о наличии нецелевого использования средств в сумме 4 081 890,65 рублей, полученных из областного бюджета бюджетом Юрьевецкого муниципального района на реализацию вышеуказанных мероприятий, ввиду направления средств на цели, не соответствующие целям, определенным документами, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств — Порядком № 458-п, Постановлением № 266-п, Подпрограммой №525, договорами от 21.07.2014 № 07П-2/2014, 05.11.2014 № 5. Администрацией в 2014 году, в нарушение пункта 3 статьи 139 (в редакции от 03.12.2012), подпунктов 10, 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 23 Порядка № 458-п, постановления Правительства Ивановской области от 03.07.2014 № 266-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения на 2014 год» не обеспечен контроль за соблюдением ООО «Аква-город» целей предоставления субсидии на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения, установленных пунктами 1, 2 Порядка № 458-п, ввиду невыполнения ООО «Аква-город» в полном объеме мероприятий по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, ремонту систем водоотведения в г. Юрьевец в 2014 году собственными производственными и человеческими ресурсами. При этом Администрацией в нарушение пункта 27 Порядка № 458-п не осуществлен возврат средств в областной бюджет в размере 4 071 451,06 рублей. Таким образом, в нарушение подпунктов 10, 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 27 Порядка № 458-п Администрацией в 2015 году не осуществлен возврат в доход областного бюджета средств в сумме 4 071 451,06 рублей в сроки, установленные пунктом 27 Порядка № 458-п, в связи с неиспользованием денежных средств по целевому назначению. Администрация, являясь главным распорядителем и получателем средств бюджета, не обеспечив реализацию мероприятий по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, ремонту систем водоотведения в г. Юрьевец в 2014 году, не осуществив возврат средств в областной бюджет в размере 4 071 451,06 рублей, тем самым, нанесла бюджету Ивановской области ущерб. Кроме того, в ходе контрольного мероприятия в 2018 году проведена инвентаризация материальных ценностей находящихся на складе ООО «Аква-город», по результатам, которой установлена недостача в общей сумме 239 151,29 рублей материальных ценностей, приобретенных в 2014 году ООО «Аква-город» по договору от 21.07.2014 № 07П-2/2014, за счет средств областного бюджета, предоставленных бюджету Юрьевецкому муниципальному району в виде субсидии, на приобретение материальных ресурсов. Действия по устранению допущенного нарушения в другом финансовом году нельзя отнести к реализации соответствующего мероприятия, выполнение которого предусматривалось в предыдущих периодах. Более подробно позиция Службы изложена в заявлении и дополнениях к нему.

Администрация  Юрьевецкого муниципального района Ивановской области с заявленными требования не согласилась по основаниям, указанным в отзыве и дополнениях к нему. Ответчиком указано, что Администрация всю необходимую работу для реализации субсидии на предусмотренные цели провела в полном объеме. Администрация не допускала нецелевого использования денежных средств. В соответствии с Порядком №458-п средства субсидии были перечислены ООО «Аква-город» для компенсации расходов, связанных с закупкой именно оборудования для ремонта водопроводных сетей на сумму 5 411 730,00 руб. РСО ООО «Аква-город» заключила договоры на поставку оборудования с указанием целевого использования. После проверки договоров в Департаменте, Обществу перечислили средства субсидии на их оплату. Оборудование  было  закуплено  полностью   на  сумму  субсидии,  но мероприятия выполнены ООО «Аква-город» не в полном объеме (42 процента). Администрация Юрьевецкого муниципального района принимала исчерпывающие меры по своевременной передаче субсидии контролю за соблюдением РСО условий договора о предоставлении субсидии. Администрация в рамках урегулирования спорного вопроса неоднократно направляла претензии и требования Обществу. ООО «Аква-город» обещало выполнить работы с переносом сроков, затем было предложено забрать неиспользованное оборудование. В рамках контрольных мероприятий по требованию Администрации общество даже докупало недостающий материал. Действовавший в 2014 году Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области для реализации мероприятий в рамках подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения» не предусматривал возврата субсидий в связи с невыполнением целевых показателей. Кроме этого, механизм расчета общего показателя результативности и возврата средств не был определен. Представленные Администрацией отчеты о реализации Программы приняты Департаментом ЖКХ Ивановской области без замечаний. Доводы Службы государственного финансового контроля Ивановской области о том, что действия по устранению допущенного нарушения в другом финансовом году нельзя отнести к реализации соответствующего мероприятия, выполнение которого предусматривалось в предыдущих периодах, не обосновано и не доказательно. В указанной Службой судебной практике предмет спора не имеет отношения по существу спора рассматриваемого в гражданском судопроизводстве. Соответственно ущерб действиями Администрации Юрьевецкого муниципального района бюджету Ивановской области не наносился, целевой характер использования субсидии соблюден. Основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют. Более подробно позиция Администрации изложена в отзыве и дополнениях к нему.

ООО «Аква-Город» в своем отзыве и дополнениях к нему указало, что основанием для заключения договоров от 10.09.2014 и 16.10.2014 г. на предоставление субсидии, между Администрацией Юрьевецкого муниципального района и ООО «Аква-город» служила Подпрограмма «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы» (далее по тексту Подпрограмма). В разделе 4 Подпрограммы установлено, что к мероприятиям подпрограммы относится предоставление ресурсоснабжающим организациям субсидий на приобретение материальных ресурсов, необходимых для проведения текущего и капитального ремонта сетей водоснабжения. Мероприятия осуществляются в соответствии с порядком, установленным приложением № 1 к настоящей подпрограмме. Согласно пункта 2 целью предоставления организациям субсидий является компенсация расходов, связанных с приобретением материальных ресурсов для проведения работ по замене ветхих сетей водоснабжения. Из изложенного следует, что в соответствии с заключенными договорами и Подпрограммой целью предоставление субсидии было приобретение материальных ресурсов. ООО «Аква-город» в полном объеме направило субсидию по целевому назначению и денежные обязательства перед Администрацией у Общества в настоящий момент отсутствуют.

Кроме того, Обществу изначально были созданы кабальные условия, при которых выполнить мероприятия по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения не представлялось возможным, а именно:

-           денежные средства (субсидия) в полном объеме поступили Обществу в конце октября 2014 года, замену ветхих сетей на сумму более 4 млн. руб. необходимо было провести в течении ноября-декабря 2014 года, что изначально невыполнимо в зимнее время при минусовых температурах и в такой короткий срок;

-           согласно договоров на предоставлении субсидии работы по проведению замены и ремонта ветхих сетей водоснабжения и водоотведения должны быть проведены Обществом собственными производственными и человеческими ресурсами, без включения затрат, понесенных в результате проведенных работ, в тарифные решения на соответствующие услуги или в выставляемые потребителям счета за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, т.е. Общество должно было выполнить работы за счет имеющейся у него чистой прибыли, однако Общество предоставляет только регулируемые виды услуг, иных услуг не осуществляет, а от регулируемого вида деятельности прибыль у Общества отсутствовала. Более подробно позиция Общества изложена в отзыве и дополнениях к нему.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Наименование мероприятия, перечень, объем материальных ресурсов, необходимых для реализации мероприятия, сумма Субсидии и срок реализации мероприятий, утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 03.07.2014 № 266-п (далее - Постановление № 266-п), согласно которому Юрьевецкому муниципальному району предусмотрены средства на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в 2014 году в общей сумме 5 411 730,00 рублей на реализацию следующих мероприятий:

-           Замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец в сумме 4 702 890,00 рублей;

-           Ремонт систем водоотведения в г. Юрьевец в сумме 708 840,00 рублей.

Уведомлениями   по   расчетам   между   бюджетами   Департаментом   ЖКХ бюджету Юрьевецкого муниципального района доведены утвержденные бюджетные назначения по субсидии в 2014 году в общей сумме 5 411 730,00 рублей.

Платежными поручениями от 08.07.2014 № 597752, от 09.10.2014 № 141387 Департамент ЖКХ перечислил в бюджет Юрьевецкого муниципального района субсидию в 2014 году в общей сумме 5 411 730,00 рублей.

В соответствии с решением Совета Юрьевецкого муниципального района от 18.12.2013 № 258 «О бюджете Юрьевецкого муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (в редакции от 30.10.2014) Администрации утверждены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств за счет средств местного бюджета по КБК 303 0502 1066003 800 в сумме 4,7 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета по КБК 303 0502 1068121 800 в сумме 4 702,9 тыс. рублей.

В рамках реализации мероприятий Администрацией с ООО «Аква-город» заключены договоры от 10.09.2014 и 16.10.2014 о перечислении субсидии на реализацию подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы» (далее — Договоры о перечислении субсидий).

Как установлено Договорами о перечислении субсидий ООО «Аква-город» обязано обеспечить направление субсидий на оплату материальных ресурсов для проведения работ по замене ветхих сетей холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 2.3.1); ООО «Аква-город» обязано организовать проведение работ в рамках мероприятий подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы» собственными производственными и человеческими ресурсами, без включения затрат, понесенных в результате проведенных работ, в тарифные решения на соответствующие услуги или в выставляемые потребителям счетам за предоставленные коммунальные услуги (пункт 2.3.5); объем средств по Договорам о перечислении субсидии составляет 5 417 146,44 рублей, в том числе средства областного бюджета в сумме 5 411 730,00 рублей, средства местного бюджета в сумме 5 416,44 рублей (пункт 3.1); в случае нецелевого использования субсидии средства возвращаются на лицевой счет Администрации, открытый в УФК по Ивановской области (пункт 4.6); срок действия Договоров о перечислении субсидии с 10.09.2014 по 31.12.2014 (пункт 7.1).

На основании платежных поручений от 16.09.2014 № 24075, 11.11.2014 № 299157 средства Субсидии перечислены Администрацией ООО «Аква-город» в общей сумме 5 417 146,44 рублей.

Согласно отчету ф. 0503127, отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03333015860 по состоянию на 01.01.2015 кассовые расходы Администрации по Субсидии в 2014 году исполнены в общей сумме 5 417 146,44 рублей, в том числе по КБК:

303 0502 1068121 810 242 в сумме 5 411 730,00 рублей (средства областного бюджета);

303 0502 1066003 810 242 в сумме 5 416,44 рублей (средства местного бюджета, 0,1%).

В рамках проведения в Администрации контрольного мероприятия проведена встречная проверка в ООО «Аква—город» в целях установления и подтверждения фактов, связанных с расходованием субсидии на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в рамках подпрограммы «Функционирования системы жизнеобеспечения» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», представленной бюджету Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в 2014 году.

По результатам указанной проверки установлено, что между ООО «Аква-город» и ООО «Пласттруб» заключен договор от 21.07.2014 № 07П-2/2014, согласно которому поставщик принимает на себя обязательства по поставке труб ПВХ и иного котельного оборудования, согласно спецификации; цена договора составляет 4 695 829,50 рублей; между ООО «Аква-город» и ООО «Астера» заключен договор от 05.11.2014 № 5, согласно которому поставщик принимает на себя обязательства по поставке материалов для сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, согласно спецификации; цена договора составляет 709 550,00 рублей.

Поставка товара по договору от 21.07.2014 № 07П-2/2014 осуществлена согласно товарных накладных от 08.08.2014 №№ 106, 112, от 25.12.2014 № 210 в общей сумме 4 695 829,5 рублей. Товарная накладная по договору от 05.11.2014 № 5 проверке не представлена.

Оплата за поставленные материальные ресурсы ООО «Аква-город» произведена:

- по договору от 21.07.2014 № 07П-2/2014 согласно платежным поручениям от 06.10.2014 №№ 281, 282, от 16.10.2014 № 316, от 29.12.2014 № 536 в общей сумме 4 695 829,50 рублей;

- по договору от 05.11.2014 № 5 отражено в карточке счета 51 ООО «Аква-город» от 25.12.2014 в сумме 709 550,00 рублей.

Как установлено в ходе проверки, выполнение ООО «Аква-город» в 2014 году мероприятий «Замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец», «Ремонт систем водоотведения в г. Юрьевец» с использованием материальных ресурсов, необходимых для их реализации, приобретенных ООО «Аква-город» по договорам от 21.07.2014 № 07П-2/2014, 05.11.2014 № 5, за счет средств, предоставленных в соответствии с заключенными договорами от 10.09.2014 и 16.10.2014 о перечислении субсидии на реализацию подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы», собственными производственными и человеческими ресурсами осуществлено в сумме 1 329 839,35 рублей вместо 5411730,00 рублей, т.е. не в полном объеме, процент выполнения мероприятия (закупка материалов и выполнение работ собственными производственными и человеческими ресурсами) составил - 24 % (1329839,35/5411730,00*100). Материальные ресурсы на сумму 4 071 451,06 рублей в 2014 году не были направлены на выполнение работ по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, по ремонту систем водоотведения в г. Юрьевец для достижения целей государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п.

Средства областного бюджета, предоставленные в виде Субсидии бюджету Юрьевецкого муниципального района, направленные не по целевому назначению ООО «Аква-город» в 2014 году (с учетом заявки на возврат от 21.10.2015 № 16 в сумме 11 768,10 руб.) составляют 4 071 451,06 рублей:

1 329 839,35/1,001=1 328 510,84 руб. (объем средств областного бюджета не  использованных в целях на приобретение материальных ресурсов для проведения мероприятий);

(5 411 730,00-11768,10)-1 328 510,84= 4 071 451,06 руб. (объем средств областного бюджета не использованный в целях на приобретение материальных  ресурсов для проведения мероприятий, где 5 411 730,00 руб. размер средств  областного бюджета, перечисленных Департаментов ЖКХ по состоянию на  01.01.2015 года году (с учетом заявки на возврат от 21.10.2015 г. № 16 в сумме 11  768,10 рублей)).

В 2015, 2017 году замена ветхих сетей с использованием материальных ресурсов, приобретенных в 2014 году по договорам от 21.07.2014 № 07П-2/2014, от 05.11.2014 № 5, ООО «Аква-город» не производилась.

Реализация материальных ресурсов в 2016 году и истекшем периоде 2018 года, приобретенных в 2014 году по договорам от 21.07.2014 № 07П-2/2014, 05.11.2014 № 5, согласно актов на списание материальных ценностей от 30.09.2016, 30.07.2018,    13.08.2018,   произведена   на   общую сумму 893 874,10 руб.

В соответствии с поручением Губернатора Ивановской области ФИО5, направленного на основании пункта 2.11 Порядка № 567-п в связи с поступившей жалобой жителей г. Юрьевца, в том числе по вопросу расходования бюджетных средств, выделенных в 2014 году на проведение работ по замене ветхих сетей холодного водоснабжения и водоотведения, которые до июня 2018 года были не осуществлены (в полном объеме), Службой в Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее - Администрация) проведена внеплановая проверка использования межбюджетных трансфертов, выделенных из областного бюджета в виде субсидии на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в рамках подпрограммы «Функционирования системы жизнеобеспечения» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» за 2014-2018 годы.

Руководствуясь абзацем третьим пункта 2 статьи 269.2, пунктом 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 18.07.2017) (далее - БК РФ), пунктами 5.1, 5.4 Порядка № 567-п, по результатам проведенной проверки Службой  составлен Акт внеплановой проверки от 23.08.2018 г., в адрес Администрации направлено предписание от 10.09.2018 № 01-20/1-15 с требованием о возмещении причиненного ущерба Ивановской области (далее - Предписание).

Согласно Предписанию Администрации предписано возместить причиненный ущерб Ивановской области в общей сумме в сумме 4 071 451,06 рублей в срок до 25.12.2018. О результатах исполнения Предписания следовало проинформировать Службу до 25.12.2018 (или не позднее 3 дней с даты исполнения Предписания) с представлением документов (копий документов), подтверждающих возмещение причиненного ущерба Ивановской области.

Предписание направлено Администрации в соответствии с абзацем 2 пункта 1.14 Порядка № 567-п (в редакции от 21.11.2017) и получено ею 13.09.2018, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Не согласившись с указанным Предписанием, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным Предписания.

09.07.2019 Решением Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17 - 2507/2019 Администрации отказано в удовлетворении заявленных требований.

В установленный в Предписании срок — до 25.12.2018 и по состоянию в настоящий момент в доход областного бюджета причиненный нарушениями, указанными в Предписании, ущерб в размере 4 071 451,06 рублей Администрацией не возмещен.

Учитывая изложенные обстоятельства Служба государственного финансового контроля Ивановской области обратилась в Арбитражный суд Иванвоской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению об удовлетворении заявленных требований.

Приложением 11 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2014 год» Закона Ивановской области от 11.12.2013 № 104-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» (в редакции от 08.05.2014) Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее — Департамент ЖКХ) утверждены бюджетные ассигнования по коду главного распорядителя 004 «Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области» по разделу, подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» целевой статье 04Л8121 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в рамках подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» виду расходов 500 «Межбюджетные трансферты» в сумме 89 000 000,00 рублей.

В силу пункта 3 статьи 139 БК РФ (в редакции от 03.12.2012) цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п утверждена государственная программа Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» (далее - государственная программа), приложением 7 к которой утверждена подпрограмма «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения» (в редакции от 21.05.2014) (далее - Подпрограмма).

Согласно разделу 2 «Ожидаемые результаты реализации подпрограммы» Подпрограммы планируется, что реализация Подпрограммы приведет к значительному социально-экономическому эффекту. Предоставление коммунальных услуг нормативного качества позволит повысить качество жизни граждан. В рамках выполнения Подпрограммы (наряду с бюджетным финансированием предусмотренных мероприятий) будут созданы условия, обеспечивающие привлечение собственных производственных и человеческих ресурсов организаций коммунального комплекса. Осуществление мероприятий в рамках Подпрограммы приведет к улучшению состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, к повышению качества предоставления коммунальных услуг гражданам Ивановской области, повышению эффективности использования энергетических ресурсов. Институциональные преобразования, проводимые в рамках Подпрограммы, обеспечат сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги.

На основании раздела 3 «Мероприятия подпрограммы» Подпрограммы подпрограмма предусматривает предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения (далее — Субсидия).

Мероприятие подпрограммы осуществляется в соответствии с порядком предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области для реализации мероприятий в рамках подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения», установленным приложением к Подпрограмме (в редакции от 31.07.2014) (далее - Порядок № 458-п).

Согласно Порядку № 458-п, субсидии предоставляются в целях снижения уровня износа систем жизнеобеспечения, количества   аварий   на   сетях   теплоснабжения,    горячего   и холодного водоснабжения, водоотведения, доли ненормативных потерь на сетях теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения; повышения эффективности использования энергетических ресурсов, качества предоставления коммунальных услуг (пункт 1);

субсидия расходуется на приобретение материальных ресурсов для проведения мероприятий, в том числе по замене ветхих сетей теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (пункт 2);

обеспечение целевого использования средств организациями, осуществляющими эксплуатацию систем жизнеобеспечения, на которых предполагается реализация мероприятий, либо ресурсоснабжающими организациями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (пункт 23);

в случае неиспользования получателем Субсидии полученных денежных средств по целевому назначению и непредставления в установленный срок отчетности полученные средства подлежат возврату в месячный срок на лицевой счет главного распорядителя средств областного бюджета (пункт 27).

В силу подпункта «б» пункта 4 Порядка № 458-п субсидии предоставляются при выполнении, в том числе следующего условия - проведение работ в рамках Мероприятий собственными производственными и человеческими ресурсами организации, эксплуатирующей соответствующие системы жизнеобеспечения (т.е. не закупку материалов), либо ресурсоснабжающей организации, осуществляющей свою деятельность на территории муниципального образования Ивановской области, без включения затрат, понесенных в результате проведенных работ, в тарифные решения на соответствующие услуги или в выставляемые потребителям счета за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

Согласно постановлению Правительства Ивановской области от 03.07.2014 № 266-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения на 2014 год» (далее — Постановление № 266-п) Юрьевецкому муниципальному району в рамках реализации Подпрограммы предусмотрена Субсидия в сумме 4702,89 тысяч рублей на реализацию в 2014 году мероприятия «Замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец», в сумме 708,84 тысяч рублей на реализацию в 2014 году мероприятия «Ремонт систем водоотведения в г. Юрьевец», а также перечень материальных ресурсов, необходимых для реализации указанных мероприятий.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Администрации именно в 2014 году необходимо было реализовать мероприятия «Замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец», «Ремонт систем водоотведения в г. Юрьевец».

В силу выше изложенного, Порядок № 458-п, Постановление № 266-п являются правовыми основаниями предоставления Субсидии администрации Юрьевецкого муниципального района, согласно которых целью предоставления Юрьевецкому району Субсидии является реализация в 2014 году в рамках Подпрограммы мероприятий «Замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец», «Ремонт систем водоотведения в г. Юрьевец» с использованием материальных ресурсов, необходимых для их реализации, собственными производственными и человеческими ресурсами организации, эксплуатирующей соответствующие системы жизнеобеспечения, либо ресурсоснабжающей организации, осуществляющей свою деятельность на территории муниципального образования Ивановской области.

Аналогично с требованиями вышеуказанных нормативных правовых актов Ивановской области цель предоставления Субсидии регламентирована порядком предоставления субсидий на реализацию подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы», утвержденной постановлением администрации Юрьевецкого муниципального района от 14.10.2013 № 525, договорами от 10.09.2014 и 16.10.2014 о перечислении субсидии на реализацию подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы».

Так, постановлением Администрации Юрьевецкого муниципального района от 14.10.2013 № 525 утверждена муниципальная программа Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы», приложением 6 которой утверждена подпрограмма «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» (в редакции от 04.07.2014) (далее — подпрограмма № 525), согласно разделу «Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы» которой на 2014 год предусмотрено мероприятие «Предоставление субсидии организации, осуществляющей эксплуатацию систем жизнеобеспечения, либо ресурсоснабжающей организации, осуществляющей свою деятельность на территории Юрьевецкого муниципального района на приобретение материальных ресурсов, необходимых для проведения текущего и капитального ремонта сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотведения населенных пунктов Юрьевецкого муниципального района» за счет средств областного бюджета в сумме 5411,73 тыс. рублей, за счет средств местного бюджета в сумме 5,4166 тыс. рублей.

Приложением № 1 к подпрограмме № 525 утвержден порядок предоставления субсидий на реализацию подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы» (далее — Порядок № 525), согласно которому:

целью предоставления субсидии организациям коммунального комплекса является компенсация расходов, связанных с приобретением материальных ресурсов для проведения работ, в том числе, по замене ветхих сетей теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (пункт 2);

условием предоставления субсидии является, в том числе, направление субсидии на оплату материальных ресурсов для проведения работ по замене ветхих

сетей теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения собственными производственными и человеческим ресурсами организаций, эксплуатирующей соответствующие системы жизнеобеспечения (подпункты 4.4, 4.6);

Администрация осуществляет проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 8); в случае нарушения условий предоставления субсидии, организация возвращает ее в бюджет Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (пункт 10).

Согласно ресурсному обеспечению реализации мероприятий подпрограмма № 525 на мероприятие «Предоставление субсидии организации, осуществляющей эксплуатацию систем жизнеобеспечения, либо ресурсоснабжающей организации, осуществляющей свою деятельность на территории Юрьевецкого муниципального района на приобретение материальных ресурсов, необходимых для проведения текущего и капитального ремонта сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотведения населенных пунктов Юрьевецкого муниципального района» в 2014 году предусмотрены средства в размере 5 417 146,60 рублей.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации мероприятий Администрацией с ООО «Аква-город» заключены договоры от 10.09.2014 и 16.10.2014 о перечислении субсидии на реализацию подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы.

Договорами о перечислении субсидий установлено, что ООО «Аква-город» обязано обеспечить направление субсидий на оплату материальных ресурсов для проведения работ по замене ветхих сетей холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 2.3.1); ООО «Аква-город» обязано организовать проведение работ в рамках мероприятий подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района «Обеспечение качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы» собственными производственными и человеческими ресурсами, без включения затрат, понесенных в результате проведенных работ, в тарифные решения на соответствующие услуги или в выставляемые потребителям счетам за предоставленные коммунальные услуги (пункт 2.3.5); объем средств по Договорам о перечислении субсидии составляет 5 417 146,44 рублей, в том числе средства областного бюджета в сумме 5 411 730,00 рублей, средства местного бюджета в сумме 5 416,44 рублей (пункт 3.1); в случае нецелевого использования субсидии средства возвращаются на лицевой счет Администрации, открытый в УФК по Ивановской области (пункт 4.6); срок действия Договоров о перечислении субсидии с 10.09.2014 по 31.12.2014 (пункт 7.1).

На основании платежных поручений от 16.09.2014 № 24075, 11.11.2014 № 299157 средства Субсидии перечислены Администрацией ООО «Аква-город» в общей сумме 5 417 146,44 рублей.

Согласно отчету ф. 0503127, отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03333015860 по состоянию на 01.01.2015 кассовые расходы Администрации по Субсидии в 2014 году исполнены в общей сумме 5 417 146,44 рублей, в том числе по КБК:

303 0502 1068121 810 242 в сумме 5 411 730,00 рублей (средства областного бюджета);

303 0502 1066003 810 242 в сумме 5 416,44 рублей (средства местного бюджета, 0,1%).

В рамках проведения в Администрации контрольного мероприятия проведена встречная проверка в ООО «Аква—город» в целях установления и подтверждения фактов, связанных с расходованием субсидии на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в рамках подпрограммы «Функционирования системы жизнеобеспечения» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», представленной бюджету Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в 2014 году.

По результатам указанной проверки установлено, что между ООО «Аква-город» и ООО «Пласттруб» заключен договор от 21.07.2014 № 07П-2/2014, согласно которому поставщик принимает на себя обязательства по поставке труб ПВХ и иного котельного оборудования, согласно спецификации; цена договора составляет 4 695 829,50 рублей; между ООО «Аква-город» и ООО «Астера» заключен договор от 05.11.2014 № 5, согласно которому поставщик принимает на себя обязательства по поставке материалов для сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, согласно спецификации; цена договора составляет 709 550,00 рублей.

Поставка товара по договору от 21.07.2014 № 07П-2/2014 осуществлена согласно товарных накладных от 08.08.2014 №№ 106, 112, от 25.12.2014 № 210 в общей сумме 4 695 829,5 рублей. Товарная накладная по договору от 05.11.2014 № 5 проверке не представлена.

Оплата за поставленные материальные ресурсы ООО «Аква-город» произведена:

по договору от 21.07.2014 № 07П-2/2014 согласно платежным поручениям от 06.10.2014 №№ 281, 282, от 16.10.2014 № 316, от 29.12.2014 № 536 в общей сумме 4 695 829,50 рублей;

по договору от 05.11.2014 № 5 отражено в карточке счета 51 ООО «Аква-город» от 25.12.2014 в сумме 709 550,00 рублей.

Как подтверждается материалами дела, выполнение ООО «Аква-город» в 2014 году мероприятий «Замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец», «Ремонт систем водоотведения в г. Юрьевец» с использованием материальных ресурсов, необходимых для их реализации, приобретенных ООО «Аква-город» по договорам от 21.07.2014 № 07П-2/2014, 05.11.2014 № 5, за счет средств, предоставленных в соответствии с заключенными договорами от 10.09.2014 и 16.10.2014 о перечислении субсидии на реализацию подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014-2015 годы» муниципальной программы Юрьевецкого муниципального    района    «Обеспечение    качественным    жильем    и    объектами социальной инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района на 2014-2015 годы», собственными производственными и человеческими ресурсами осуществлено в сумме 1 329 839,35 рублей вместо 5411730,00 рублей, т.е. не в полном объеме, процент выполнения мероприятия (закупка материалов и выполнение работ собственными производственными и человеческими ресурсами) составил - 24 % (1329839,35/5411730,00*100).

Возможность возмещения ущерба бюджету в натуральной форме по окончании соответствующего финансового года нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрена.

Использование в 2016, 2018 году материальных ресурсов, закупленных в рамках рассматриваемой программы на ремонт иных улиц, не предусмотренных в заявке на получение субсидии на реализацию подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014 г., не свидетельствует о том, что денежные средства были потрачены по целевому назначению. Кроме того, данные действия нельзя отнести к действиям по устранению допущенного нарушения в следующем после 2014 финансовом году ввиду истечения значительного периода времени, а также нельзя отнести к реализации соответствующего мероприятия, выполнение которого предусматривалось в 2014 году. Рассматриваемые материалы расходовались ООО «Аква-город» по собственному усмотрению в рамках текущей деятельности по оказанию своим потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению.

Таким образом, последующее выполнение в 2016, 2018 года мероприятий не направлено на достижение цели в 2014 году и, соответственно, не отменяет факт использования бюджетных средств не по целевому назначению.

В рассматриваемом случае Администрация в 2014 г. перечислила денежные средства за не проведенные ООО «Аква-город» работы в рамках мероприятий подпрограммы «Обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения в Юрьевецком муниципальном районе на 2014 г.».

Доводы Администрации и ООО «Аква-Город» о неэффективном расходовании бюджетных денежных средств судом отклоняются.

В п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.02.2009 № 17 «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В рассматриваемом случае данные обстоятельства не имели места, поскольку было допущено расходование бюджетных денежных средств не на предусмотренную цель по проведению работ по замене и ремонту сетей в 2014 году.

Доводы ООО «Аква-Город» о том, что Общество не успевало провести работы в 2014 году судом отклоняются, поскольку Общество при подписании договора было знакомо с необходимыми объемами работ. Кроме того, в 2015 году Обществом никаких работ также не осуществлялось. При этом Администрация, несмотря на непроведение необходимых работ, перечислила сумму субсидии в полном объеме.

Данный факт свидетельствует о наличии нецелевого использования средств в сумме 4 081 890,65 рублей, полученных из областного бюджета бюджетом Юрьевецкого муниципального района на реализацию вышеуказанных мероприятий, ввиду направления средств на цели, не соответствующие целям, определенным документами, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств — Порядком № 458-п, Постановлением № 266-п, Подпрограммой №525, договорами от 21.07.2014 № 07П-2/2014, 05.11.2014 № 5.

Согласно статье 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ (в редакции от 29.12.2015) направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств.

В силу подпунктов 10,13 пункта 1 статьи 158 БК РФ Администрация, являющаяся главным распорядителем средств, в том числе должна обеспечивать соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, порядка, установленного при их предоставлении; осуществлять иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) регулирующими   бюджетные правоотношения.

Согласно пунктам 23,27 Порядка № 458-п обеспечение целевого использования средств организациями, осуществляющими эксплуатацию систем жизнеобеспечения, на которых предполагается реализация мероприятий, либо ресурсоснабжающими организациями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области; в случае неиспользования получателем Субсидии полученных денежных средств по целевому   назначению   и   непредставления   в   установленный   срок   отчетности полученные средства подлежат возврату в месячный срок на лицевой счет главного распорядителя средств областного бюджета.

В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 62 Закона Ивановской области от 18.02.2009 № 20-03 «Устав Ивановской области», Устав Ивановской области, законы и иные нормативные правовые акты Ивановской области обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Ивановской области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Как установлено в ходе проверки, Администрацией в 2014 году, в нарушение пункта 3 статьи 139 (в редакции от 03.12.2012), подпунктов 10, 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 23 Порядка № 458-п, постановления Правительства Ивановской области от 03.07.2014 № 266-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения на 2014 год» не обеспечен контроль за соблюдением ООО «Аква-город» целей предоставления субсидии на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения, установленных пунктами 1, 2 Порядка № 458-п, ввиду невыполнения ООО «Аква-город» в полном объеме мероприятий по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, ремонту систем водоотведения в г. Юрьевец в 2014 году собственными производственными и человеческими ресурсами.

При этом Администрацией в нарушение пункта 27 Порядка № 458-п не осуществлен возврат средств в областной бюджет в размере 4 071 451,06 рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в нарушение подпунктов 10, 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 27 Порядка № 458-п Администрацией в 2015 году не осуществлен возврат в доход областного бюджета средств в сумме 4 071 451,06 рублей в сроки, установленные пунктом 27 Порядка № 458-п, в связи с неиспользованием денежных средств по целевому назначению.

Администрация, являясь главным распорядителем и получателем средств бюджета, не обеспечив реализацию мероприятий по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, ремонту систем водоотведения в г. Юрьевец в 2014 году, не осуществив возврат средств в областной бюджет в размере 4 071 451,06 рублей, тем самым, нанесла бюджету Ивановской области ущерб.

Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с этой статьей гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации истец вправе требовать от ответчика возмещения убытков или присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом пункт 2 указанной статьи называет два вида убытков: реальный ущерб (расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества) и упущенная выгода (неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу положений ст. 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков является совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наступление вреда, вина причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств, правовые основания для взыскания убытков отпадают.

Часть 2 статьи 307 ГК РФ предусматривает, что одним из обстоятельств для возникновения обязательств служит их наличие в договоре.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность.

В пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Судом установлено, что материальные ресурсы на сумму 4 071 451,06 рублей в 2014 году не были направлены на выполнение работ по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в г. Юрьевец, по ремонту систем водоотведения в г. Юрьевец для достижения целей государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п.

Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком обязательств в части достижения целей использования субсидии, что является основанием для возврата денежных средств в 4 071 451,06 руб.

В соответствии с подпунктом 1.1. части 1 статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с изложенным, принимая во внимание, что истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос об уплате госпошлины судом не рассматривается.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170  АПК РФ,  суд

Р Е Ш И Л :

1. Требования Службы государственного финансового контроля Ивановской области удовлетворить.

2. Взыскать с Администрации  Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) в доход областного бюджета ущерб, причиненный Ивановской области в связи с нарушением бюджетного законодательства, в размере 4 071 451,06 руб.

3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                               М.С. Савельева