ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-5254/15 от 09.10.2015 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Иваново

14 октября 2015 года

Дело №А17-5254/2015

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 14 октября 2015 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скобелевой Е.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению ООО «Феникс» (ИНН <***>; ОГРН <***>) к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и об отмене постановления № 10.2-Пс/129-0085вн-2015 о назначении административного наказания от 16.07.2015г.,

при участии в судебном заседании:

от ООО «Феникс» - ФИО1 (доверенность от 18.09.2015г.),

от ЦУ Ростехнадзора – ФИО2 (доверенность от 31.12.2014г. № 143),

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и об отмене постановления № 10.2-Пс/129-0085вн-2015 о назначении административного наказания от 16.07.2015г. обратилось ООО «Феникс».

Необходимость удовлетворения заявления мотивирована следующими обстоятельствами.

Привлекая ООО «Феникс» к административной ответственности за нарушение правил промышленной безопасности, административный орган исходил из того, что общество является лицом, эксплуатирующим опасный производственный объект – систему газопотребления предприятия по адресу: <...>. По мнению ООО «Феникс», данный вывод является ошибочным, поскольку указанный объект эксплуатировался в проверяемом периоде ООО «Газтекс». Данное обстоятельство подтверждается тем, что указанный опасный производственный объект был зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за ООО «Газтекс», а также тем, что на протяжении всего проверяемого периода ООО «Газтекс» приобретало газ для эксплуатации объекта.

Заявитель также полагает, что наличие опасного производственного объекта у ООО «Феникс» на праве собственности само по себе не свидетельствует о том, что собственник эксплуатирует этот объект.

Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ЦУ Ростехнадзора, Управление) с доводами ООО «Феникс» не согласно, полагает, что факт осуществления эксплуатации опасного производственного объекта (системы газопотребления, расположенной по адресу: <...>) ООО «Феникс» подтвержден документально разделительным бухгалтерским балансом ООО «Газтекс», договором обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, договором на обслуживание опасного производственного объекта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, положением об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

В порядке, предусмотренном статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебное заседание откладывалось.

Заявление ООО «Феникс» рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке, предусмотренном статьями 153-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующих обстоятельств.

Из материалов дела следует, что 22.01.2009г. ООО «Газтекс» выдано свидетельство о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов системы газопотребления предприятия (регистрационный номер А16-03193-002, адрес: <...>).

01.01.2011г. ООО «Газтекс» заключен договор № ТО-0095-09 с ОАО «Ивановооблгаз» на техническое обслуживание системы газоснабжения, находящейся по адресу: <...>.

01.11.2012г. ООО «Газтекс» заключен договор поставки газа № 13-5-7412 ИВ (место передачи / точки подключения – <...>).

18.09.2013г. общим собранием участников ООО «Газтекс» принято решение о реорганизации ООО «Газтекс» в форме выделения из него ООО «Феникс» (протокол внеочередного общего собрания участников ООО «Газтекс» от 18.09.2013г.)

Согласно акту приема-передачи ОПО от 25.12.2013г. к разделительному бухгалтерскому балансу ООО «Газтекс» от 31.08.2013г. ООО «Газтекс» передало, а ООО «Феникс» приняло опасные производственные объекты: газопровод подземного среднего давления, газопровод надземный низкого давления, внутренний газопровод, пункт шкафной газорегуляторный, котел водогрейный, котел газовый водогрейный, горелки газовые.

Письмом от 27.02.2015г. ЦУ Ростехнадзора сообщило ООО «Газтекс» об исключении 25.02.2015г. системы газопотребления предприятия регистрационный номер А16-03193-002 из государственного реестра опасных производственных объектов.

04.03.2015г. ООО «Газтекс» обратилось в ОАО «Газпром газораспределение Иваново» с заявкой о расторжении договора № ТО-0095-09 от 01.01.2011г. на техническое обслуживание системы газопотребления, находящейся по адресу: <...>, в связи со сменой собственников.

01.03.2015г. ООО «Феникс» заключило договор № 80-15 на обслуживание опасного производственного объекта (системы газопотребления, находящейся по адресу: <...>) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

02.03.2015г. ООО «Феникс» заключило договор обязательного страхования в отношении системы газопотребления предприятия, находящейся по адресу: <...>, что подтверждается страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

07.05.2015г. ООО «Феникс» представило в ЦУ Ростехнадзора разработанное Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

Собственник указанной системы газопотребления предприятия ООО «Феникс» передало права на эксплуатацию системы ООО «Стройматериалы». 25.05.2015г. ООО «Стройматериалы», имеющее лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, обратилось в ЦУ Ростехнадзора с заявлением о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов эксплуатируемой обществом сети газопотребления, находящейся по адресу: <...>.

Протоколом № 10.2-0085вн-Пр/129-2015 от 28.04.2015г. об административном правонарушении, составленным ЦУ Ростехнадзора в отношении ООО «Феникс», были зафиксированы факты, свидетельствующие, по мнению Управления, о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

16.07.2015г. ЦУ Ростехнадзора было вынесено постановление № 10.2-Пс/129-0085вн-2015 о назначении административного наказания, которым ООО «Феникс» было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб. Данным постановлением зафиксированы следующие нарушения законодательства о промышленной безопасности, допущенные ООО «Феникс»:

1. эксплуатация опасного производственного объекта по адресу: <...>, осуществляется без лицензии с 25.12.2013г.;

2. опасный производственный объект, расположенный по адресу: <...>, не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов;

3. не представлены до 01.04.2014г. в территориальный орган Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

4. не разработано и не утверждено руководителем эксплуатирующей организации положение о производственном контроле;

5. допущен к эксплуатации опасного производственного объекта руководитель – директор ООО «Феникс» ФИО3, не аттестованный на знание общих требований промышленной безопасности;

6. не осуществляется техническое обслуживание газопроводов и газоиспользующего оборудования на опасном производственном объекте, расположенном по адресу: <...>;

7. не назначено специально уполномоченное лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта;

8. не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями, не созданы собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Феникс» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании его незаконным.

В силу статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности).

В силу пункта 4 указанного Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Материалами дела подтверждается, что сеть газопотребления, находящаяся по адресу: <...>, была исключена из государственного реестра опасных производственных объектов 25.02.2015г. С заявлением о регистрации указанной сети в государственном реестре опасных производственных объектов эксплуатирующая организация ООО «Стройматериалы» обратилась 25.05.2015г.

В соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сеть газопотребления является опасным производственным объектом. Согласно пункту 2 статьи 2 указанного Закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.11.1998г. № 1371. Невыполнение положений указанных норм права является нарушением требований промышленной безопасности, что свидетельствует о совершении ООО «Феникс» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу о законности вынесения уполномоченным органом – ЦУ Ростехнадзора в отношении ООО «Феникс» постановления № 10.2-Пс/129-0085вн-2015 от 16.07.2015г. о назначении административного наказания.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 153-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  арбитражный суд

                                                      РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления  ООО «Феникс» к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и об отмене постановления № 10.2-Пс/129-0085вн-2015 о назначении административного наказания от 16.07.2015г. отказать.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд  в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                                    Герасимов В.Д.