ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
30 августа 2017 года | Дело №А17-5338/2017 |
Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2017 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании заявление Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры о привлечении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Большеклочковского сельского поселения (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
административный орган: Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры,
при участии в судебном заседании:
- от Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – ФИО2 на основании служебного удостоверения,
- от Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Большеклочковского сельского поселения – и.о директора – ФИО3 на основании распоряжения от 14.07.2017,
установил:
Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (далее – заявитель, административный орган, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Большеклочковского сельского поселения (далее – предприятие, МУП ЖКХ) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований Прокуратура указала на выявленный в ходе проведенной проверки факт осуществления МУП ЖКХ деятельности по сбору и транспортированию отходов IV классов опасности, а именно мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), код опасного отхода по ФККО - 7 33 100 01 72 4, при отсутствии в приложенном к лицензии Предприятия от 25.04.2016 серии 37 № 00127 перечне отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность, указания на соответствующий вид отходов. Учитывая изложенное, Прокуратурой сделан вывод, что МУП ЖКХ в период с 01.07.2016 до настоящего времени осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов IVкласса опасности, а именно: мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), в отсутствие соответствующей лицензии.
В ходе судебного заседания представитель МУП ЖКХ факт совершения нарушения по существу не отрицала, подтвердив, что Предприятие осуществляло деятельность по сбору и транспортированию иных отходов IV классов опасности, данные отходы принимались Предприятием у ООО «Курорт Оболсуново», ОБУЗ «ОПДТ имени М.Б. Стоюнина». С 01.07.2017 деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности по коду опасного отхода по ФККО - 7 33 100 01 72 4 МУП ЖКХ не осуществляется, договоры на вывоз и размещение отходов с заказчиками расторгнуты.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.
МУП ЖКХ Большеклочковского сельского поселения осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов на территории Большеклочковского сельского поселения на основании лицензии от 25.04.2016 серии 37 № 00127, выданной Управлением Росприроднадзора по Ивановской области и предусматривающей в качестве вида работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности «Сбор, Транспортирование отходов IV класса опасности». Приложение к выданной Предприятию лицензии от 25.04.2016 серии 37 № 00127 содержит перечень отходов, с которыми Предприятию разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I - IV классов опасности, из числа включенных в название лицензируемого вида деятельности. Данный перечень включает в себя 1 вид отходов: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), код опасного отхода по ФККО -731 11001 72 4.
Прокуратурой в период с 01 по 14 июня 2017 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в отношении МУП ЖКХ.
В ходе проверки Прокуратурой установлено, что с целью оказания услуг в данной сфере деятельности Предприятием заключены и исполняются в настоящее время 6 договоров на вывоз и размещение отходов с ООО «Курорт Оболсуново», МКУ СОШ Большеклочковского сельского поселения, МКУ КДК Большеклочковского сельского поселения, ИП ФИО4, МУП ЖКХ Крапивновского сельского поселения, ОБУЗ «ОПДТ имени М.Б. Стоюнина». Собираемые отходы МУП ЖКХ транспортируются на полигон твердых бытовых и промышленных отходов г. Тейково по договору с МУП «ЖКС» от 01.01.2017 № 04/01-17-у.
Прокуратурой установлено, что МУП ЖКХ осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов IV классов опасности, а именно: мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), код опасного отхода по ФККО - 7 33 100 01 72 4. Данные отходы МУП ЖКХ принимаются у организаций, с которыми Предприятие заключило договоры на вывоз и размещение отходов, в том числе у МУП ЖКХ Крапивновского сельского поселения, ОБУЗ «ОПДТ имени М.Б. Стоюнина».
Учитывая изложенное, Прокуратурой сделан вывод, что МУП ЖКХ с 01.07.2016 до настоящего времени осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов IVкласса опасности, а именно: мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), в отсутствие соответствующей лицензии.
По данному факту 14 июня 2017 заместителем Ивановского межрайоного природоохранного прокурора в отношении Предприятия вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьти 14.1 КоАП РФ.
На основании Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и иных материалов административного дела Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечёт наступление административной ответственности.
Из диспозиции названной нормы следует, что ответственность наступает за отсутствие лицензии при осуществлении конкретного вида деятельности, подлежащего обязательному лицензированию.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
В развитие названной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, которое в соответствии с пунктом 1 определяет порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
В свою очередь, названное приложение «Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» по существу содержит шесть видов деятельности – сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, подлежащих лицензированию.
Каких-либо иных, более конкретизированных требований к видам деятельности в области обращения с отходами, подлежащих лицензированию, в том числе по классификационным показателям (кодированным видам отходов), действующее законодательство не содержит.
Как установлено выше, МУП ЖКХ имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности от 25.04.2016 серии 37 № 00127, выданную Управлением Росприроднадзора по Ивановской области.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что основания для квалификации действий Предприятия по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ отсутствуют.
В то же время Приложение к выданной Предприятию лицензии от 25.04.2016 серии 37 № 00127, являющееся ее неотъемлемой частью, содержит перечень отходов, с которыми Предприятию разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I - IV классов опасности, из числа включенных в название лицензируемого вида деятельности. Данный перечень включает в себя 1 вид отходов: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), код опасного отхода по ФККО -731 11001 72 4.
Как следует из материалов дела, МУП ЖКХ на момент проверки осуществляло деятельность по сбору и транспортированию иных отходов IV классов опасности, а именно мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), код опасного отхода по ФККО - 7 33 100 01 72 4, то есть осуществляло деятельность с отходами, которые не указаны в лицензии.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Согласно приведённой диспозиции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ответственность за её несоблюдение наступает в случае нарушения лицензионных требований, а также в случае нарушения условий самой лицензии.
Факт наличия в действиях Предприятия события правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается: объяснениями директора МУП ЖКХ, указавшего, что Предприятием принимались и вывозились на полигон ТБО иные отходы IV класса опасности, нежели указанные в приложении к выданной Предприятию лицензии от 25.04.2016 серии 37 № 00127; договорами на вывоз и размещение ТБО с МУП ЖКХ Крапивновского сельского поселения, ОБУЗ «ОПДТ имени М.Б. Стоюнина» и представленными заказчиками паспортами отходов, составленными в отношении отхода - мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), код опасного отхода по ФККО - 7 33 100 01 72 4; журналом учета движения отходов, в котором за период январь – май 2017 отражены принятие и передача Предприятием мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) отходов с кодом по ФККО 7 33 100 01 72 4.
Объективные обстоятельства, которые не позволили ли бы Предприятию исполнить требования законодательства, неисполнение которых влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, судом не установлены.
При данных обстоятельствах суд считает доказанным факт наличия в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 5), если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде предупреждения либо административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В рассматриваемом случае переквалификация действий Предприятия с части 2 статьи 14.1 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ согласуется с положениями пункта 20 постановления Пленума ВС РФ N 5.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания суд принимает во внимание, что в целом деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности Предприятию разрешена, то есть подтвержден факт соответствия Предприятия лицензионным требованиям. Сведений о фактах привлечения Предприятия на момент совершения рассматриваемого правонарушения к административной ответственности, по которым не истек предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ срок, в материалах дела не имеется
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленным правонарушением не был причинен вред и не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба, суд считает возможным в соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ применить санкцию в виде предупреждения, предусмотренную для юридических лиц частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Большеклочковского сельского поселения (место нахождения: 155054, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Ивановской области 16.03.2006, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения.
2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Калиничева М.С.