ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-5339/17 от 22.08.2017 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

23 августа 2017 года

Дело №А17-5339/2017

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2017 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайковой В.П.,

рассмотрев в  судебном заседании заявление

Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры  о привлечении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Фурмановского муниципального района (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

административный орган: Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры,

установил:

        Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (далее – заявитель, административный орган, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Фурмановского муниципального района (далее – предприятие, МУП ЖКХ) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований Прокуратура указала на выявленный в ходе проведенной проверки факт  осуществления МУП ЖКХ деятельности по сбору и транспортированию иных отходов IV классов опасности, а именно мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), код опасного отхода по ФККО - 7 33 100 01 72 4, при отсутствии в  приложенном  к лицензии Предприятия от 06.03.2017 серии (37) № 3115-СТ перечне отходов, с которыми  разрешается осуществлять деятельность,  указания на соответствующий вид отходов.  Учитывая изложенное, Прокуратурой сделан вывод, что МУП ЖКХ с 06.03.2017 до настоящего времени осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов IVкласса опасности, а именно: мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), в отсутствие соответствующей лицензии.

В судебное заседание, назначенное на 22.08.2017,  Прокуратура, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,  представителя не направила.

Предприятие,  признанное судом надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представителя не направило, отзыв не представило.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении,  суд установил следующее.

МУП ЖКХ Фурмановского муниципального района осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов на территории Фурмановского муниципального района на основании лицензии от 06.03.2017 серии (37) № 3115-СТ, выданной  Управлением Росприроднадзора по Ивановской области и предусматривающей в качестве  вида работ (услуг), выполняемых (оказываемых)  в составе лицензируемого вида деятельности  «сбор отходов IV класса опасности; транспортирование  отходов II, IV класса опасности». Приложение к выданной Предприятию лицензии от 06.03.2017 серии (37) № 3115-СТ содержит перечень отходов, с которыми Предприятию разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I - IV классов опасности, из числа включенных в название лицензируемого вида деятельности. Данный перечень включает в себя 4 вида отходов:

-аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, код опасного отхода по ФККО - 9 20 110 01 53 2;

-отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), код опасного отхода по ФККО -731 11001 72 4;

-мусор и смет уличный, код опасного отхода по ФККО - 7 31 200 01 72 4;

-   покрышки пневматические шин с тканевым кордом отработанные, код
опасного отхода по ФККО - 9 21 130 01 50 4.

Прокуратурой в период с 01 по 15 июня 2017 проведена  проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в отношении МУП ЖКХ.

В ходе проверки Прокуратурой установлено, что с целью оказания услуг в данной сфере деятельности Предприятием заключены и исполняются в настоящее время 9 договоров на вывоз и размещение отходов IV-V класса опасности с ООО «Кард», ООО «Асиман», ООО «Фудстар», МУП ЖКХ Хромцовского сельского поселения, ООО «УК №2», ООО «Городская управляющая компания», МДОУ д/с № 3 «Дюймовочка», МДОУ № 12 «Аленка», МДОУ № 14 «Родничок».  Собираемые отходы МУП ЖКХ транспортируются на Мало-Ступинский полигон ТБО (м. Залесье) по договору с МУП «САЖХ г. Иваново» от 19.12.2016 № 4433/613-17.

Прокуратурой установлено, что МУП ЖКХ осуществляет деятельность по сбору и транспортированию иных отходов IV классов опасности, а именно: мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), код опасного отхода по ФККО - 7 33 100 01 72 4. Данные отходы МУП ЖКХ принимаются у организаций, с которыми Предприятие заключило договоры на вывоз и размещение отходов, в том числе у МУП ЖКХ Хромцовского сельского поселения, ООО «УК №2», ООО «Городская управляющая компания».

Учитывая изложенное,  Прокуратурой сделан вывод, что МУП ЖКХ с 06.03.2017 до настоящего времени осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов IVкласса опасности, а именно: мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), в отсутствие соответствующей лицензии.

По данному факту 15 июня 2017  заместителем Ивановского  межрайоного природоохранного прокурора  в отношении Предприятия вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

  На основании Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и иных материалов административного дела Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечёт наступление административной ответственности.

Из диспозиции  названной нормы следует, что ответственность наступает за отсутствие лицензии при осуществлении конкретного вида деятельности, подлежащего обязательному лицензированию.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

В развитие названной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, которое в соответствии с пунктом 1 определяет порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.

В свою очередь, названное приложение «Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» по существу содержит шесть видов деятельности – сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, подлежащих лицензированию.

Каких-либо иных, более конкретизированных требований к видам деятельности в области обращения с отходами, подлежащих лицензированию, в том числе по классификационным показателям (кодированным видам отходов), действующее законодательство не содержит.

Как установлено выше, МУП ЖКХ имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору отходов  IV класса опасности, транспортирование  отходов IIIV класса опасности   от 06.03.2017 серии (37) № 3115-СТ, выданную Управлением Росприроднадзора по Ивановской области.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что основания для квалификации действий Предприятия по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ отсутствуют.

В то же время Приложение к выданной Предприятию лицензии от 06.03.2017 серии (37) № 3115-СТ, являющееся ее неотъемлемой частью, содержит перечень отходов, с которыми Предприятию разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I - IV классов опасности, из числа включенных в название лицензируемого вида деятельности. Данный перечень включает в себя 4 вида отходов: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, код опасного отхода по ФККО - 9 20 110 01 53 2; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), код опасного отхода по ФККО -731 11001 72 4; мусор и смет уличный, код опасного отхода по ФККО - 7 31 200 01 72 4; покрышки пневматические шин с тканевым кордом отработанные, код
опасного отхода по ФККО - 9 21 130 01 50 4.

Как следует из материалов дела, МУП ЖКХ  на момент проверки осуществляло деятельность по сбору и транспортированию иных отходов IV классов опасности, а именно мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), код опасного отхода по ФККО - 7 33 100 01 72 4, то есть осуществляло деятельность с отходами, которые не указаны  в лицензии.

За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Согласно приведённой диспозиции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ответственность за её несоблюдение наступает в случае нарушения лицензионных требований,  а также в случае нарушения условий самой лицензии.

Факт  наличия в действиях Предприятия  события правонарушения,  предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ,  подтверждается: объяснениями    директора Предприятия, указавшего,  что с момента выдачи лицензии за три месяца 2017 года, то есть с  за март – май  2017   Предприятием собирались  и  вывезились на полигон ТБО  отходы  от бытовых помещений  организаций 4 класса опасности;  договорами  возмездного  оказания услуг  по сбору, вывозу и размещению  твердых отходов (ТО) 4-5 классов опасности с   МУП ЖКХ Хромцовского сельского поселения, ООО «УК №2», ООО «Городская управляющая компания» и представленными заказчиками  паспортами отходов, составленными  в отношении отхода  - мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), код опасного отхода по ФККО - 7 33 100 01 72 4;  актами выполненных работ; журналом   учета движения отходов,    в котором за период   январь – май 2017  отражены принятие и передача Предприятием  отходов с кодом по ФККО 7 33 100 01 72 4.

Объективные обстоятельства, которые не позволили ли бы Предприятию исполнить требования законодательства, неисполнение которых влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, судом  не установлены.

При данных обстоятельствах суд считает доказанным факт наличия в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ

Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 5), если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде  предупреждения либо административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В рассматриваемом случае переквалификация действий Предприятия  с ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ  на ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ согласуется с положениями пункта 20 постановления Пленума ВС РФ N 5.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При  назначении административного наказания суд принимает во внимание, что в целом деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности  Предприятию разрешена,   то есть подтвержден факт соответствия Предприятия лицензионным требованиям. Сведений о привлечении  Предприятия ранее к административной ответственности в материалах дела не имеется

Учитывая отсутствие информации о ранее совершенных Предприятием правонарушениях,  а также тот факт, что выявленным правонарушением не был причинен вред и не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба, суд  считает возможным в соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ применить санкцию в виде предупреждения, предусмотренную для юридических лиц частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд   

РЕШИЛ:

1. Привлечь Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Фурмановского муниципального района (место нахождения: <...>, зарегистрировано  МИ ФНС № 4 по Ивановской области  09.11.2007, ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

    Судья                                                                            Калиничева М.С.