АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново
22 мая 2014 года
Дело №А17-544/2014
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В. рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации г. Иванова (ИНН <***>, ОГРН <***>) и Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Иванова о признании недействительным постановления Администрации г. Иванова от 09.02.2010г. № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова» в части утверждения проекта красных линий по ул. Тимирязева города Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:020501:2.
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2, (доверенность от 26.10.2011г.),
от Администрации г. Иванова – ФИО3 (доверенность от 17.09.2013г.),
У С Т А Н О В И Л:
в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Администрации г. Иванова и Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Иванова о признании недействительным постановления Администрации г. Иванова от 09.02.2010г. № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова» в части утверждения проекта красных линий по ул. Тимирязева города Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:020501:2 обратилась индивидуальный предприниматель ФИО1
Необходимость удовлетворения заявленных требований индивидуальный предприниматель ФИО1 обосновывает следующими обстоятельствами.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 37:24:020501:2 расположенного по адресу ул. Тимирязева города Иванова , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.11.2013 37-СС № 378235.
Из информации ситуационного плана полученного 27.08.2012 от Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Иванова следует, что по принадлежащему заявителю земельному участку проходят красные линии разделяющие земельный участок на две части, одна из которых отнесена к зоне О-1, вторая часть отнесена к категории общего пользования , предназначенной для размещения магистральных улиц и дорог общего пользования ТР-2.
Прохождение красных линий по земельному участку, принадлежащему заявителю, утверждено постановлением Администрации г. Иванова от 09.02.2010 г. № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории г. Иваново».
По мнению индивидуального предпринимателя ФИО1 постановление Администрации г. Иванова от 09.02.2010г. № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова» в части утверждения проекта красных линий по ул. Тимирязева города Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:020501:2 является незаконным так как противоречит требованиям пункта 4 статьи 3, части 4 статьи 30, части 1 статьи 41, частям 2-6 статьи 42, части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, статье 27 Правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694 (далее Правила застройки), статье 11 Устава города Иванова.
Нарушение прав и интересов заявителя обусловлено отсутствием возможности реализовать свои градостроительные намерения поскольку строительство, реконструкция объекта возможна только при условии соответствия градостроительному регламенту. С учетом требований пунктов 1, 4 Параметров застройки территориальной зоны О-1 место допустимого размещения на земельном участке зданий и сооружений составит незначительную часть и не позволит эффективно использовать земельный участок в соответствии с его назначением.
Администрация города Иванова и Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова считают оспариваемый акт правомерным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.
Разработка проекта красных линий на территории г. Иванова производилась ООО «База» в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным с Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Иванов от 23.09.2008 № 3 в соответствии с Генеральным планом города Иванова , утвержденным решением Ивановской городской Думы от 26.12.206 № 323 и Правилами землепользования.
Принятию оспариваемого постановления предшествовало проведение публичных слушаний по проекту постановления, направление проекта государственным и муниципальным организациям, его опубликование, что предоставило возможность заинтересованным лицам внести предложения для корректировки проекта.
Проект красных линий был разработан в соответствии с «РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящие документы системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации , принятого постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30. Пункт 4.4 указанной инструкции допускает возможность разработки проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта .
Оспариваемый акт был опубликован в газете «Рабочий край», графическое отображение красных линий было размещено на официальном сайте администрации.
Рассмотрение заявления откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 37:24:020501:2 на основании постановления главы города Иванова от 20.07.2000 № 655 и договора аренды от 22.08.2000 г. № 02-3219 , заключенного между Администрацией г. Иванова и ООО «Ивтехцентр», был предоставлен ООО «Ивтехцентр», являвшемуся собственником объекта недвижимости автозаправочная станция стационарного типа. Земельный участок с кадастровым номером 37:24:020501:2 сформирован и поставлен на кадастровый учет 23.08.2000 г. с разрешенным использованием автозаправочная станция стационарного типа.
Объект недвижимости автозаправочная станция стационарного типа, принадлежащий ООО «Ивтехцентр» на праве собственности ( свидетельство о государственной регистрации права серии А № 316948 от 05.01.2000 г. включал в себя нежилое строение площадью 11,3 кв.м, навес площадью 182 кв.м. и 3 емкости.
На основании договора купли-продажи от 01.03.2013 г. собственником автозаправочной станция стационарного типа стал индивидуальный предприниматель ФИО1 По договору купли-продажи от 20.05.2013 г. ФИО1 становится собственником земельного участка с кадастровым номером 37:24:020501:2.
Впоследствии на основании договора дарения земельного участка и нежилого сооружения от 29.10.2013 г. право собственности на земельный участок с кадастровым номером 37:24:020501:2, расположенный по адресу ул. Тимирязева города Иванова, и находящимся на нем объекта недвижимости нежилого сооружения общей площадью 11, 3 кв.м., перешло к индивидуальному предпринимателю ФИО1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.11.2013 г. 37-СС № 378235 и 37-СС № 378234.
Индивидуальному предпринимателю ФИО1 стало известно, что по принадлежащему ей земельному участку проходят красные линии разделяющие земельный участок на две части, одна из которых отнесена к зоне О-1, вторая часть отнесена к категории общего пользования , предназначенной для размещения магистральных улиц и дорог общего пользования ТР-2.
Данные обстоятельства подтверждаются ситуационным планом для подготовки ГПЗУ объекта АЗС стационарного типа по ул. Тимерязева, подготовленным Управлением архитектуры и градостроительства от 27.08.2012 г. и схемой земельного участка с кадастровым номером 37:24:020501:2, изготовленной ООО ПМ «Архитенктоника».
Прохождение красных линий по земельному участку, принадлежащему заявителю, утверждено постановлением Администрации г. Иванова от 09.02.2010 г. № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории г. Иваново».
По мнению индивидуального предпринимателя ФИО1 постановление Администрации г. Иванова от 09.02.2010г. № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова» в части утверждения проекта красных линий по ул. Тимирязева г. Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:020501:2 является незаконным, что послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением о признании акта органа местного самоуправления частично недействительным.
В силу положений статей 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления.
Согласно пункта 1.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории в том числе по утверждению красных линий, которые в силу положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса РФ являются обязательным элементом документации по планировке территории и утверждаются органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 данного Кодекса.
Статьями 7, 8 и 49 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 г. № 613, установлено, что Глава города Иванова и Администрация города Иванова вправе издавать постановления и распоряжения по вопросам местного значения города Иванова которые являются муниципальными правовыми актами. Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемый акт принят органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения ( статья 304 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие красных линий, каковыми считаются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Территорией общего пользования признается территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары ( пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Как следует и материалов дела земельный участок с кадастровым номером 37:24:020501:2 был сформирован и поставлен на кадастровый учет, предоставлен в аренду в соответствии с действующим законодательством. Действующая на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 37:24:020501:2 Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (принята Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30) ( далее Инструкция ) обязывала соблюдать красные линии всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. В связи с изложенным земельный участок с кадастровым номером 37:24:020501:2 был сформирован с учетом красных линий. Доказательств иного в материалы дела заинтересованными лицами не представлено
Согласно положений части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Из материалов дела следует, что утвержденные оспариваемым в части постановлением красные линии нанесены по земельному участку, предоставленному по заявлению ООО «Ивтехцентр» для строительства объекта АЗС, собственником которого впоследствии стала индивидуальный предприниматель ФИО4
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Положения части 1 статьи 41, частей 2-6 статьи 42, части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ предусматривают, что разработка проекта красных линий производится на основе генерального плана города и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления. Администрацией г. Иванова не представлено доказательств, что на рассматриваемую территорию был разработан проект планировки.
Доказательства того, что на спорном участке планируется строительство объектов, перечисленных в части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, администрацией в материалы дела не представлено. Администрацией г. Иванова также не представлено доказательств, подтверждающих нахождение на названном земельном участке объектов общего пользования, либо доказательств того, что данный участок используется как территория общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, не представлено.
Анализ в совокупности положений норм пунктов 1 , 3.1, 4.1, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции, подпунктов 1 и 4 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, позволяет суду сделать вывод, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае если, установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на земельном участке, предоставленного в пользование в соответствии с действующим законодательством.
Представленными по делу доказательствами подтверждается наличие на принадлежащем заявителю земельном участке имущественного комплекса , введенного в эксплуатацию до утверждения проекта планировки, таким образом установление красных линий осуществлено без учета фактического землепользования.
Данные действия привели к тому, что земельный участок с кадастровым номером 37:24:020501:2 оказался разделенным на две части на одном из которых расположен объект недвижимости нежилое строение площадью 11,3 кв.м. во вторую часть участка попали емкостями для хранения бензина. Установление соответствующих ограничений является нарушением прав и законных интересов заявителя препятствующим осуществлению им градостроительных намерений по реконструкции принадлежащего ему в силу обязательности соблюдения требований градостроительного регламента ( пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Администрацией г. Иванова было указано, что проект оспариваемого нормативного акта был предметом рассмотрения на публичных слушаниях в декабре 2009 г. на которых заявитель был вправе выступить с предложениями и замечаниями относительно проекта оспариваемого постановления.
Отсутствие замечаниями в ходе подготовки и утверждение проекта не могут лишить права заявителя на судебную защиту в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 7959/08 по делу № А46-6118/2007 в соответствии с частью 1 статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по делу в виде уплаченной государственной пошлины отнести на Администрацию г. Иванова.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 110, статьями 153-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 к Администрации г. Иванова и Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Иванова удовлетворить .
2. Признать недействительным постановление Администрации г. Иванова от 09.02.2010г. № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории г. Иваново» в части утверждения проекта красных линий по ул. Тимирязева города Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:020501:2.
3. Судебные расходы по делу в виде государственной пошлины отнести на Администрацию города Иванова. Взыскать с Администрации города Иванова ( <...>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 ( <...> руб. государственной пошлины.
4. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Судья В.Д. Герасимов