153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru
Дело № А17-5500/2020
г. Иваново | 02 сентября 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Ивановской области
в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «КФК» (ОГРН:<***>; ИНН:<***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Ивановской области
о признании недействительным Решения МИФНС России №5 по Ивановской области от 31.12.2019 г. №9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения уплатить:
- НДС в сумме 1 318 722 руб.;
- налог на прибыль за 2017 г. в сумме 302 267 руб.;
- налог на прибыль за 2018 г. в сумме 1 412 788 руб.; а также соответствующие пени и штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель ФИО1 по доверенности от 07.07.2020 (на 3 года), удостоверению адвоката;
от налогового органа - представитель ФИО2 по доверенности от 20.02.2020, документу об образовании, удостоверению; представитель ФИО3 по доверенности от 11.01.2021, документу об образовании, удостоверению; представитель ФИО4 по доверенности от 02.09.2020 и удостоверению;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «КФК» (далее: заявитель, общество, ООО «КФК», ООО) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Ивановской области (далее: МИФНС №5, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным Решения МИФНС России №5 по Ивановской области от 31.12.2019 г. №9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения уплатить: - НДС в сумме 1 318 722 руб.; - налог на прибыль за 2017 г. в сумме 302 267 руб.; - налог на прибыль за 2018 г. в сумме 1 412 788 руб.; а также соответствующие пени и штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога.
В обоснование заявленных требований Обществом указано, что на момент принятия к вычету спорных товаров Общество не знало и не могло знать о том, как эти товары будут использоваться в дальнейшем. Утверждение о незаконности принятия к вычету НДС по спорным товарам Общество считает необоснованным. На момент принятия НДС к вычету по спорным товарам все указанные операции полностью соответствовали требованиям ст. 171 НК РФ. Общество считает, что Инспекцией не верно применены нормы права. Одного факта выбытия имущества из оборота недостаточно для восстановления НДС, поскольку в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ принятый ранее к вычету налог требуется восстановить в случае доказанности факта использования этого имущества в операциях, не подлежащих налогообложению. В проверяемый период ООО «КФК» у контрагентов приобретались товары - гсм и смола. ООО «КФК» заключены договоры с Контрагентами на поставку указанных товаров. В договорах стороны предусмотрели выгодные для себя условия их исполнения и реализовывали их, что полностью соответствует нормам, предусмотренным действующим законодательством. По вышеперечисленным договорам сторонами полностью были исполнены взаимные обязательства, претензий друг к другу стороны не имели и не имеют (за исключением отдельных случаев претензионной работы и судебных споров). Данный факт, а также документы и обстоятельства, подтверждающие реальность выполненных работ и поставленных товаров (счета, счета-фактуры, товарные накладные, универсальные передаточные документы, акты выполненных работ) свидетельствуют о целевой направленности расходов, связанных с хозяйственной деятельностью ООО «КФК», то есть обоснованности расходов. Поставленный товар ООО «КФК» оплатило путем перечисления денежных средств на расчетные счета Контрагентов. Договоры, а также все первичные документы подписаны руководителями Обществ-контрагентов ООО «КФК». ООО «КФК» необлагаемых НДС операций не осуществляло. Факта использования имущества в необлагаемой налогами деятельности материалами проверки не установлено.
ООО «КФК» осуществляло деятельность по производству фанеры общего назначения. Вся реализация продукции выпущенной Обществом отражена в бухгалтерском и налоговом учете. Неотъемлемыми компонентами производства фанеры являются смолы карбамидоформальдегидные. Общество считает формулировки, использованные налоговым органом не законными. Под словом обработка Общество никогда не подразумевало очистку станка. Общество отражало операции, связанные с утратой сырья в силу изношенности оборудования. Факт утраты сырья в технологическом процессе подтверждается соответствующими накладными, оформленными сотрудниками Общества. Также для осуществления деятельности, Обществу были необходимы ГСМ для осуществления доставки сырья и погрузо-разгрузочных работ. Обществом был заключен договор аренды транспортного средства с экипажем. Арендованная техника использовалась в предпринимательской деятельности Общества. В соответствии с условиями договора, расходы на ГСМ несло Общество. Общество просит обратить внимание, что потери сырья и материалов возможны на всех этапах технологического процесса, что обусловлено производственным процессом, а также степенью изношенности оборудования. Указанные обстоятельства Обществом не скрывались и, напротив, демонстрировались сотрудникам налогового органа в ходе проверки. В Решении по результатам налоговой проверки отсутствуют сведения о том, какие именно операции Общества осуществлялись не в связи с предпринимательской деятельностью и являются не облагаемыми НДС в соответствие с положениями главы 21 НК РФ. Также со ссылками на справочник по производству фанеры, Общество считаем возможным использование в производственном процессы больших объемов смолы, чем те, которые установлены Приказом руководителя Общества. Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении и дополнениях к нему.
МИФНС №5 с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Доказательств, подтверждающих несение ООО «КФК» потерь на этапах технологического процесса, что обусловлено производственным процессом, а также степенью изношенности оборудования, в материалах проверки не имеется и Обществом не представлено. ООО «КФК» необоснованно отнесло в 2017 году на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, стоимость 18 тонн смолы КФ-МТ 15 на общую сумму 332802 руб., в 2018 году стоимость 186,74 тонн смолы, 11635 кг аммония хлористого и 9395 кг каолина на общую сумму 4162816 руб. ООО «КФК» не подтвержден производственный характер использования смолы КФ-МТ-15, КФ Primtre 14F 204 в количестве 18 тонн в 2017 году в сумме 332802 руб. и 186,74 тонн в сумме 3561406 руб. в 2018 году, а также 11635 кг аммония хлористого в сумме 488670 и 9395 кг каолина в сумме 112740 в 2018 году в производственной деятельности организации, что привело к завышению расходов в 2017 году на 332802 руб. и в 2018 году на 4162816 руб. и свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика права на вычет НДС, в 3 квартале 2017 в сумме 49653 руб., в 4 квартале 2017 - 19882,7 руб., 1 квартал 2018 - 38984,8 руб., 2 квартал 2018 - 312022,8руб., 3 квартал 2018 - 363231,4 руб., 4 квартал 2018 -25436,4 руб. ООО «КФК» не представлены доказательства того, что произведенные Обществом расходы на приобретение ГСМ, смолы, каолина, аммония в размере, превышающем установленные нормы и без подтверждающих документов, являются обоснованными и документально подтвержденными и что вычеты по НДС по счетам-фактурам на приобретение вышеуказанных ТМЦ заявлены правомерно. Исходя из вышеизложенного, доначисление по результатам налоговой проверки ООО «КФК» налога на прибыль и НДС, а также соответствующих сумм пеней и штрафов по оспариваемым Обществом эпизодам, является обоснованным. Потери, порча сырья Обществом надлежащим образом не доказаны. Спорная смола при проверке проверяющим показана не была. В отчетах об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов, направляемых организацией в уполномоченные органы, спорная смола также не указана. Следовательно, оспариваемое решение является правомерным.
Более подробно позиция налогового органа изложена в отзыве и дополнениях к нему.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные в заявлении и отзыве в полном объеме.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы, арбитражный суд установил.
Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области (далее по тексту — налоговый орган, Инспекция) в период с 21.02.2019 по 20.09.2019 проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью «КФК» (далее по тексту Общество, ООО «КФК») ИНН <***> КПП 370301001 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 02.11.2016 по 31.12.2018, по итогам проверки составлен акт выездной налоговой проверки № 8 от 12.11.2019. ООО «КФК» с выводами акта проверки Инспекции не согласилось и представило возражения в установленный законом срок.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ООО «КФК», проведенной Инспекцией по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 02.11.2016 по 31.12.2018, представленных Обществом возражений на акт выездной налоговой проверки от 12.11.2019 № 8, Инспекцией было вынесено Решение, которым Общество привлечено к налоговой ответственности (с учетом обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность), предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неполную уплату в бюджет налога на прибыль, в виде штрафа в общей сумме 171505,50 руб., за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2016 , 1-4 кварталы 2017, 1-4 кварталы 2018 в общей сумме 131871,50 руб. Также Обществу предложено уплатить налог на прибыль в общей сумме 1715055 руб., НДС - 1318722 руб., налог на имущество организаций - 7128 руб. и пени: по налогу на прибыль в общей сумме 270458,90 руб., по НДС - 320916,42 руб., по налогу на имущество организаций - 1099,18 руб.
Инспекцией по результатам налоговой проверки было установлено, что Общество неправомерно отнесло на расходы, уменьшающие полученные доходы за 2017-2018 при исчислении налога на прибыль организаций, стоимость дизельного топлива на работу пресса гидравлического, автопогрузчика, на промывку деталей и оборудования, без подтверждающих первичных учетных документов, без учета установленных норм по приказу «Об установлении норм расхода топлива и других горюче-смазочных материалов на пресс гидравлический и автопогрузчик», а также стоимость аммония хлористого, каолина и смолы, израсходованной на производство фанеры и смазку вальцов клеенаносящего станка, без учета установленных норм по приказу «Об установлении норм расхода сырья и материалов для производства фанеры».
Также было установлено, что Обществом неправомерно заявлены налоговые вычеты по НДС при приобретении вышеуказанных ТМЦ.
Решением УФНС России по Ивановской области от 14.04.2020 № 12-16/03709 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органаот 31.12.2019 г. №9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения уплатить:
- НДС в сумме 1 318 722 руб.;
- налог на прибыль за 2017 г. в сумме 302 267 руб.;
- налог на прибыль за 2018 г. в сумме 1 412 788 руб.; а также соответствующие пени и штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.
Оценив представленные по делу доказательства, пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях главы 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
В пункте 1 статьи 252 Кодекса установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, для признания тех или иных расходов экономически оправданными необходимо установление объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли.
Условием для включения затрат в налоговые расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены.
Пунктом 1 статьи 171 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную согласно статье 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.
В статье 172 Кодекса определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, указанных в пунктах 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет данных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, установленных упомянутой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно статье 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5-6 названной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
На налогоплательщика возлагается обязанность подтвердить право на налоговые вычеты по НДС путем представления документов, предусмотренных статьями 169, 171 Кодекса. При этом документы, на которые ссылается налогоплательщик в подтверждение исполнения такой обязанности, должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия.
В силу пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Кодекса применение налоговых вычетов по НДС связывается с приобретением товаров (работ, услуг), их принятием к учету, поэтому реальность соответствующих хозяйственных операций является необходимым условием для использования налоговых вычетов.
Исходя из вышеизложенного, для применения вычетов по НДС и учета расходов при исчислении налога на прибыль необходимо, чтобы сделки носили реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию. Также расходы должны быть непосредственно связаны с извлечением доходов, поскольку расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» любой факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В налоговом учете согласно п.п. 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на ГСМ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса для целей налогообложения расходы на топливо и смазочные материалы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.
Приобретение и расходование ГСМ необходимо оформлять документально. Организация вправе самостоятельно разработать нормы расходов на ГСМ с учетом условий эксплуатации транспортных средств. Установленные организацией лимиты должны быть утверждены приказом руководителя.
Из материалов дела следует, что приказами о принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета в ООО «КФК» № 1-2016 от 02.11.2016, № 2-2016 от 15.12.2016, № 1-2017 от 11.12.2017 предусмотрено, что факты хозяйственной жизни оформляются первичными учетными документами, составленными на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, формируемые специализированной бухгалтерской компьютерной программой 1С. Перечень документов (первичных учетных и иных) в организации утверждены приказом от 02.11.2016 «Об утверждении форм первичных учетных документов».
Согласно данному приказу в качестве форм первичных учетных документов предусмотрено использовать формы, содержащиеся в альбомах унифицированных и установленных форм первичной учетной документации. Приказом от 02.11.2016 утвержден график документооборота. Согласно данным приказам при выдаче материалов в организации составляется требование-накладная, также водителем ежедневно составляется путевой лист, который является основным документом для списания ГСМ. Других первичных документов для учета ГСМ в организации не предусмотрено.
Нормы расходов установлены следующими приказами Общества: 01.12.2016 №1, от 09.01.2017 № 5, от 03.07.2017 № 7, от 01.10.2018 №13/3 «Об установлении норм расхода топлива и других горюче-смазочных материалов на пресс гидравлический и автопогрузчик»; от 09.01.2017 № 4, от 01.10.2017 № 11 «Об утверждении норм расхода топлива»; от 01.06.2018 № 12/3 «Об установлении норм расхода ГСМ на лесовоз»; от 01.08.2017 № 13, от 01.11.2018 № 14 «Об установлении норм расхода ГСМ».
Согласно установленным нормам расхода топлива и других горюче-смазочных материалов на пресс гидравлический и автопогрузчик в смену на пресс гидравлический расходуется 81 литр, на автопогрузчик 20 литров дизельного топлива. Актом об изменении нормы расхода сырья и материалов (ГСМ) для производства 1м3 фанеры от 01.10.2017 №1/1 норма расхода дизельного топлива была увеличена вдвое.
Как следует из материалов дела Инспекцией в ходе налоговой проверки было установлено, что в 2017-2018 Общество дизельное топливо использовало на работу автомобиля Mercedes Benz GHS 350D, Вольво (лесовоз с манипулятором), пресса гидравлического (работу дизельного котла к гидравлическому прессу), автопогрузчика, а также на промывку деталей и оборудования используемого на производстве.
Списание дизельного топлива осуществлялось на автомобили Mercedes Benz GHS 350D, Вольво на основании путевых листов, на работу дизельного котла к прессу гидравлическому, автопогрузчику - на основании приказов организации об установлении норм расхода топлива и других горюче-смазочных материалов, на промывку деталей оборудования - на основании актов списания топлива, списание дизельного топлива на работу дизельного автопогрузчика с установкой снегометателя - на основании акта списания топлива. При использовании автомобиля Вольво на территории организации для погрузки, разгрузки, подвоза списание дизтоплива производилось на основании актов списания топлива и карт фотографии рабочего времени работы лесовоза с манипулятором.
Инспекцией в ходе налоговой проверки было установлено, что ООО «КФК» в нарушение положений п. 1 статьи 252, пп. 11 п. 1 статьи 264, п.п. 5 п. 1 статьи 254 Кодекса, без подтверждающих первичных учетных документов отнесло на расходы и учло в целях налогообложения прибыли в 2017 году 13900 литров и в 2018 году 47202 литров дизельного топлива.
Инспекцией также был сделан вывод о неправомерности налоговых вычетов по НДС за налоговые периоды 2017-2018 в отношении вышеуказанных расходов.
Согласно материалам дела Обществом в 2017 году дизельное топливо использовалось для работы автомобиля Mercedes Benz GHS 350D, пресса гидравлического (работу дизельного котла к прессу гидравлическому), автопогрузчика, а также на промывку деталей и оборудования, используемого на производстве.
Согласно предоставленным Обществом налоговым регистрам, оборотно-сальдовой ведомости по счету 10 «Материалы» в 2017 году на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, ООО «КФК» на затраты отнесено 35202 литров дизельного топлива на общую сумму 995434,19 руб.
Согласно путевым листам, установленным нормам расхода дизельного топлива на работу пресса гидравлического, автопогрузчика, на промывку деталей и оборудования в 2017 году Обществом фактически было израсходовано 21302 литров дизельного топлива на общую сумму 577553,55 руб.
Так, исходя из установленных Обществом норм расхода топлива и других горюче-смазочных материалов на пресс гидравлический и автопогрузчик, за 2017 год на работу на работу пресса гидравлического и погрузчика Обществом израсходовано 20387 литров дизельного топлива на общую сумму 547882,95 руб. Превышения установленных норм расхода установлено не было.
Согласно представленным Обществом приказам по производству б/н от 01.08.2017, 06.09.2017 и 14.11.2017 на промывку деталей и оборудования было списано 600 литров дизельного топлива на сумму 20460 руб.
В соответствии с представленными Обществом путевыми листами автомобилем Mercedes Benz GHS 350D было израсходовано 315 литров дизельного топлива на сумму 9210,60 руб.
Таким образом, согласно путевым листам, установленным нормам расхода дизтоплива на работу пресса гидравлического, автопогрузчика в 2017 году следовало отнести на расходы стоимость 21302 л. дизтоплива на сумму 577553,55 руб.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 10 «Материалы» фактически на расходы организации было отнесено 35202 л. дизтоплива на сумму 995434,19 руб., т.е. Обществом 13900 литров дизельного топлива (35202 - 21302) на общую сумму 417880,64 руб. (995434,19 - 577553,55) отнесено на расходы в целях налогообложения прибыли за 2017 год без подтверждающих первичных учетных документов.
В 2018 году дизельное топливо использовалось на работу автомобилей Вольво, Mercedes Benz GHS 350D, пресса гидравлического (работу дизельного котла к прессу гидравлическому) и автопогрузчика.
Согласно предоставленным Обществом налоговым регистрам, оборотно-сальдовой ведомости по счету 10 «Материалы» в 2018 году на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, ООО «КФК» на затраты отнесено 123413 литров дизельного топлива на общую сумму 3887888,16 руб.
На автомобиль Mercedes Benz GHS 350D согласно представленным путевым листам было израсходовано 4620 л дизельного топлива, в том числе: 1 кв. - 1305л., 2 кв.- 1315л, 3 кв.- 1030л, 4 кв. - 970л. На автомобиль Вольво было израсходовано 1030 л дизельного топлива, в т.ч.: 3 кв.- 425л, 4 кв. - 605 л.
За период январь - июнь 2018 года на работу пресса гидравлического и погрузчика Обществом израсходовано 10056 литров дизельного топлива, что соответствует установленным в организации нормам расхода.
Во втором полугодии 2018 года допущено превышение установленных норм расхода.
В соответствии с установленными нормами расхода дизельного на пресс гидравлический и автопогрузчик расходы в 3 квартале 2018 составили 6565 литров.
Общая сумма расходов на топливо в соответствии с представленными первичными документами и установленными нормами за 3 квартал 2018 в соответствии с установленными нормами составила 8020 литров (1030+425+6565).
Обществом, согласно оборотно-сальдовой ведомости в 3 квартале 2018 года на расходы организации отнесено 39 875 литров, т.е. больше на 31855 литров (39875 - 8020).
В 4 квартале 2018г., в соответствии с установленными нормами расхода дизельного топлива на пресс гидравлический и автопогрузчик, расходы составили 13130 литров.
Также, в соответствии с представленными актами на списание топлива и картами фотографий рабочего времени на работу лесовоза с манипулятором, автопогрузчика НС с установкой снегометателя, промывку запасных частей и комплектующих производственного оборудования в 4 квартале 2018 расход дизельного топлива составил 9760л.
Таким образом, в соответствии с представленными первичными документами и установленными нормами, расходы на дизельное топливо за 4 квартал 2018 составили 24465 литров (970+605+13130+9760).
Согласно оборотно-сальдовой ведомости в 4 квартале 2018 года на расходы организации Обществом отнесено 71667 литров дизельного топлива, т.е. больше на 47202 литров (71667-24465).
Исходя из вышеизложенного, Обществом без подтверждающих документов списано на расходы при исчислении налога на прибыль в 3 квартале 2018 года 31855 литров дизельного топлива, в 4 квартале 2018 - 47202 литров. Доказательств, подтверждающих правомерность списания топлива в объемах, отраженных в учете организации, ООО «КФК» не представлено.
Согласно представленным налоговым регистрам за 2018 год на расходы ООО «КФК» отнесены затраты по дизельному топливу в сумме 3887888,16 руб. (в т.ч. в 1 кв. - 131636,29 руб., во 2 кв. 215873,51 руб., в 3 кв. - 1219523,09 руб., в 4 кв. - 2320855,27руб.).
В ходе налоговой проверки Инспекцией был составлен расчет стоимости дизельного топлива, израсходованного на работу пресса гидравлического, автопогрузчика и автомобиля Mercedes Benz GHS 350D, работу лесовоза с манипулятором и погрузчика со снегометателем, согласно которому стоимость дизельного топлива, израсходованного в 3 квартале 2018 года составила 250760,86 руб., в 4 кв. 2018 – 728424,85 руб.
Согласно путевым листам, установленным нормам расхода дизтоплива на работу пресса гидравлического, автопогрузчика, на промывку деталей и оборудования, актам на списание топлива и картами фотографии рабочего времени на работу лесовоза с манипулятором, автопогрузчика НС с установкой снегометателя, промывку запасных частей и комплектующих производственного оборудования в 2018 году следовало отнести на расходы при исчислении налога на прибыль стоимость дизтопливо на сумму 1326695,51руб. (131636,29+215873,51+250760,86+728424,85). ООО «КФК» фактически отнесло 3887888,16 руб., т.е. Общество излишне отнесло на расходы стоимость дизельного топлива в сумме 2561192,65 руб.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами и неправомерностью включения Обществом в расходы при исчислении налога на прибыль организаций затрат на дизельное топливо в 2017году в сумме 417880,64 руб. (13900 тонн), в 2018 году в сумме 2561192,65 руб. (71736,04 л), Инспекцией также был сделан правомерный вывод о необоснованности применения налоговых вычетов по НДС в 4 квартале 2016 в сумме 2218,7 руб., в 1 квартале 2017 - 45047,7 руб., во 2 квартале 2017 - 27952,4 руб., 3 квартале 2017 - 51285,5 руб., 1квартале 2018 - 233327,1руб., 2 квартале 2018 - 64696,8 руб., 3 квартале 2018 -33726,3 руб.
Расходы по представленному договору аренды транспортного средства с экипажем от 01.06.2017 г. не нашли отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета, а также не были оплачены и отсутствует задолженность в рамках исполнения данного договора. Исполнение представленного Обществом договора аренды транспортного средства с экипажем от 01.06.2017 г. также не нашло отражение в регистрах бухгалтерского и налогового учета у ИП ФИО5 Часть представленных путевых листов не имеет обязательных реквизитов. Документов о наличии трудовых отношений с водителем не имеется. Путевые листы содержат несоответствия относительно номеров автомобилей и места осуществления деятельности (ООО «КФК», ООО «РиК», ООО «Траслес», ООО «Славянский лес», ООО фирма «Хурьян»). Представлен путевой лист на 23.03.2018 г., хотя согласно табелю учета рабочего времени данный день являлся нерабочим. Также путевые листы представлены за иные периоды, не относящиеся к выявленным нарушениям и за те дни, когда согласно служебным запискам главного инженера Общества происходила плановое приостановление производства продукции.
Таким образом, в рассматриваемом случае расходы на ГСМ в размерах, превышающих установленные нормативы Обществом ни при проведении налоговой проверки, ни при рассмотрении дела в суде документально не подтверждены. Экономическая обоснованность данных расходов и их связь с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, заявителем также не доказаны. В связи с чем, суд соглашается с выводами налогового органа по данному эпизоду.
Также Инспекцией по результатам налоговой проверки из состава затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, исключена сумма стоимости смолы, израсходованной на производство фанеры и смазку вальцов клеенаносящего станка, превышающая установленные в организации нормы расхода сырья для производства фанеры, утвержденные приказами руководителя, а также, в связи с указанным нарушением, установлено неправомерное применение налоговых вычетов по НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам, относятся затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания № 119н) установлен порядок учета товарно-материальных ценностей, который, в том числе предусматривает учет поступления материалов (пункты 43 - 44, 47), их оприходование и приемку (пункт 48 - 50), отпуск материалов на производство, по которым понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации (пункт 90, 96), учет их расходования (пункт 93, 101) с составлением первичных учетных документов о движении материальных ценностей.
В соответствии с пунктом 100 Методических указаний № 119н первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма № М-8), требование-накладная (типовая межотраслевая форма № М-11), накладная (типовая межотраслевая форма № М-15).
Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода и оформляются лимитно-заборными картами, требованиями, накладными. При этом нормы расхода материалов на единицу пролукпии рассчитываются с учетом всех потерь, возникающих в процессе ее изготовления.
Нормы рассчитываются исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла организации. Они могут быть установлены, в частности, технологическими картами, сметами технологического процесса или иными аналогичными документами, являющимися внутренними документами, которые разрабатываются специалистами организации, контролирующими технологический процесс, и утверждаются уполномоченными лицами организации.
Нормы списания смолы для производства фанеры в ООО «КФК» установлены внутренними приказами по организации.
Согласно представленным ООО «КФК» оборотно-сальдовым ведомостям по счету 10.01 «Сырье и материалы» и налоговых регистров по формированию расходов за 2017 год на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, Обществом отнесено 318,1 т смолы КФ-МТ-15 на общую сумму 5855109,86 руб.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по сч. 43 «Готовая продукция» в 2017 году ООО «КФК» было произведено 2273,301 мЗ фанеры. В соответствии с установленными в организации нормами расхода сырья и материалов для производства фанеры в 2017 году могло быть израсходовано 285,1 т смолы КФ-МТ 15.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по сч. 10.01 «Сырье и материалы» Обществом списано на производство фанеры 300,1 т, т.е., исходя из установленных в организации норм расхода, расход смолы завышен на 15 т (300,1-285,1). Указанное превышение установленных в организации норм расхода допущено Обществом в декабре 2017 года.
Согласно расчету налогового органа в декабре 2017 г. произведено 349,818 м3 фанеры. Для производства данного количества фанеры, исходя из установленных в организации норм расхода, необходимо 70,2 т смолы КФ-МТ 15 (349,818*0,2), при этом на расходы Обществом отнесено 85,2 т, т.е. больше на 15 т.
Обществом смола списывалась по фактическому расходу материалов по первичным документам (требованиям-накладным), который превышает утвержденные организацией нормы расхода, что подтвердила бухгалтер ФИО6 (протокол допроса от 10.09.2019 №219).
Таким образом, расходы Общества в 2017 году завышены на 284760 руб. (5522307,86 - 5237547,86), поскольку не являются документально подтвержденными и не произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, а также вычеты по НДС не могут быть применены.
В обоснование сверхнормативных расходов Обществом не представлены документы, подтверждающие факты, которые привели к увеличению расхода сырья при производстве ООО «КФК» продукции. Списание смолы в количестве 15 тонн для производства фанеры не подтверждают факт ее использования в производственной деятельности организации.
Поскольку данные расходы не направлены на получение дохода и не связаны с операциями, являющимися объектом налогообложения НДС, документально не подтверждены и не могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций, следовательно, и вычеты по НДС не могут быть применены в 4 квартале 2017 в сумме 51256,8 руб.
Также Инспекцией в ходе налоговой проверки установлены факты необоснованного отнесения Обществом на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, стоимости смолы, которая, по сведениям Общества, использовалась для смазки вальцов на клеенаносящем станке в 2017 году в количестве 18 тонн, в 2018 году - 186,74 тонн, а также 11605 кг аммония и 9395 кг каолина.
В ходе налоговой проверки было установлено, что производителем клеенаносящих вальцевых станков КВ18М является ООО «МИОР ПЛЮС» ИНН <***>.
Бывший директор ООО «КФК» ФИО5 в ходе допроса (протокол от 10.09.2019 № 217) подтвердил, что станок КВ-18М Обществом был приобретен у ООО «МИОР ПЛЮС».
ООО «МИОР ПЛЮС» представило руководство по эксплуатации станка клеенаносящего вальцевого КВ18М (вх. № 1234 от 04.09.2019), а также сообщило, что смола для смазки и для промывки станка использоваться не может. Указанное также подтверждается техническим руководством по эксплуатации станка клеенаносящего вальцевого КВ18М. К руководству по эксплуатации клеенаносящего станка КВ18М приложена Инструкция по промывке, обслуживанию и работе клеевальцев «КВ18М». Информации о возможности применении смолы для смазывания вальцов в инструкции нет.
Работники Общества подтвердили, что дополнительных расходов на ТМЦ, связанных со смазкой и промывкой станка, организация не несла (протокол допроса ФИО7 от 20.08.2019 № 106, протокол допроса ФИО8 от 10.09.2019 № 192). Станок промывается горячей водой в конце смены при полной остановке станка. В воду добавляется белый порошок, смазка производится литолом по мере необходимости, не ежедневно. Промывку производит рабочий, который работает на станке, смазку производит слесарь ремонтник. Смола для смазки клеенаносящего станка не используется. На ночь смола в количестве 20 литров наливается между валами, валя вращаются всю ночь, утром вода сливается в лейку и в дальнейшем используется для приготовления клея.
В ходе налоговой проверки Инспекцией у ООО «КФК» были истребованы все первичные документы, подтверждающие доходы и расходы, связанные с получением доходов.
Согласно представленным материалам, реестрам бухгалтерского и налогового учета, ремонтных работ клеенаносящего станка КВ-18М в проверяемом периоде Обществом не производилось. Документов, подтверждающих факт неисправности клеенаносящего станка и необходимости проведения ремонтных работ, не имеется.
Списание на расходы материалов ООО «КФК» осуществляло на основании требований накладных. ООО «КФК» предоставило служебные записки начальников смены на получение материалов, сырья для производства фанеры, строительных материалов, материалы для осуществления ремонтных работ. Служебных записок на получение материалов, запчастей для проведения ремонтных работ клеенаносящего станка не имеется.
Таким образом, доказательств, подтверждающих несение ООО «КФК» потерь на этапах технологического процесса, что обусловлено производственным процессом, а также степенью изношенности оборудования, в материалах проверки не имеется и Обществом не представлено.
Ссылка заявителя на справочник по производству фанеры судом отклоняется, поскольку он не является нормативным правовым актом и содержит рекомендуемые, а не обязательные нормы расхода клея. Клей в своем составе содержит не только смолу. Спорные суммы ТМЦ учитывались предприятием на отдельных счетах бухгалтерского учета. При этом нормы расхода ТМЦ руководителем Общества не изменялись.
Исходя из вышеизложенного, ООО «КФК» необоснованно отнесло в 2017 году на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, стоимость 18 тонн смолы КФ-МТ 15 на общую сумму 332802 руб., в 2018 году стоимость 186,74 тонн смолы, 11635 кг. аммония хлористого и 9395 кг. каолина на общую сумму 4162816 руб.
Материалами дела подтверждается, а обратное заявителем не доказано, что спорные расходы не направлены на получение дохода и не связаны с операциями, являющимися объектом налогообложения НДС, документально не подтверждены и не могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций, следовательно, и вычеты по НДС в отношении них применены быть не могут.
Представленные на этапе апелляционного обжалования в УФНС акты о порче, бое, ломе товарно материальных ценностей, судом также не могут быть учтены в качестве допустимых доказательств в подтверждение факта списания ТМЦ. При проверке данные документы не представлялись. Напротив, при допросе бухгалтер ООО «КФК» ФИО6 указывала (протокол от 10.09.2019 № 219), что акты на порчу смолы не составлялись. Утилизация товарно-материальных ценностей Обществом не подтверждена. В отчетах об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов, направляемых организацией в уполномоченные органы, спорные позиции не указаны. Документов, подтверждающих факт неисправности работы станка, утечку клея, а также проведения ремонтных работ ООО «КФК» не представлено.
Ежемесячное списание смолы в период с 02.11.2017 г. по 27.09.2018 г. в результате порчи по причине утечки с механизмов станка на поверхность пола в объемах 10, 5, 3, 23, 16, 18, 10, 1,5, 20, 35, 5, 25, 6, 15, 12 с лишним тонн не соответствует обычаям делового оборота.
Инспекцией при вынесении оспариваемого налогоплательщиком Решения, каких-либо действий, касающихся нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения, допущено не было.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В связи с отказом в удовлетворении требований Общества, обеспечительные меры, принятые Определением Арбитражного суда Ивановской области от 10.08.2020 по делу № А17-5500/2020, в соответствии со статьей 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по делу подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,
Р Е Ш И Л :
1. Требования общества с ограниченной ответственностью «КФК» (ОГРН:<***>; ИНН:<***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Ивановской области о признании недействительным Решения МИФНС России №5 по Ивановской области от 31.12.2019 г. №9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения уплатить: НДС в сумме 1 318 722 руб.; налог на прибыль за 2017 г. в сумме 302 267 руб.; налог на прибыль за 2018 г. в сумме 1 412 788 руб.; а также соответствующие пени и штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога оставить без удовлетворения.
2. Признать утратившим силу Определение суда от 10.08.2020 года об обеспечении заявления с момента вступления решения суда в законную силу.
3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья М.С. Савельева