ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-552/19 от 26.02.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

27 февраля 2019 года

Дело №А17-552/2019

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2019 года

Судья Арбитражного суда Ивановской области Калиничева М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Тайковой В.П.,

рассмотрев в судебном  заседании дело по заявлению

Центрального межрегионального территориального управления  Росстандарта    в лице  территориального отдела (инспекции) по Ивановской области  о привлечении открытое акционерное общество «Кинешемская городская электросеть» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

административный орган: Центральное межрегиональное территориальное управление  Росстандарта   в лице  территориального отдела (инспекции) по Ивановской области,

при участии в судебном заседании:

- от  административного органа – ФИО1 по доверенности   от 06.03.2018;

- от ОАО «Кинешемская городская электросеть»  - ФИО2 по доверенности от  07.09.2018,

установил:

Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства  по техническому регулированию и метрологии  (далее - ЦМТУ, административный орган)  в лице территориального отдела (инспекции) по Ивановской области  обратилось  в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении открытое акционерное общество «Кинешемская городская электросеть»  (далее – ОАО «Кинешемская ГЭС», Общество)  к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее -  КоАП РФ).         

В обоснование заявленных требований административный орган указал, что   на основании пункта 1 статьи 34,  пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»  (далее - Закон № 184-ФЗ) должностными лицами территориального отдела (инспекции) по Ивановской области ЦМТУ  Обществу  были выданы предписания № 1348/205-1У и № 1348/205-2Пр от  08 ноября 2017  года  об устранении нарушений и разработке ОАО «Кинешемская ГЭС» программы мероприятий по предотвращению причинения вреда (далее - программа мероприятий) в срок до 18.11.2017. Согласно  программе мероприятий, нарушения,  в том числе связанные  с отсутствием у Общества сертификата соответствия на передаваемую электрическую энергию, должны быть устранены, подготовлен и направлен в адрес ЦМТУ отчет о реализации программы до 28.11.2018.  ОАО «Кинешемская ГЭС» не выполнило требования предписаний, программу мероприятий по предотвращению причинения вреда, не получило сертификат соответствия на передаваемую электрическую энергию. На основании составленного по данному факту протокола об административном правонарушении № 3ЮЛ-1650/205 от 28.01.2019  административный орган  просит привлечь Общество к административной ответственности по ч.15. ст. 19.5 КоАП РФ.

Общество считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указав на неверную квалификацию административным органом вменяемого правонарушения.  Общество пояснило, что ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ  предусматривает ответственность за полное невыполнение предписания, тогда как в ст. 19.5 КоАП РФ также имеется часть 1, которая предусматривает ответственность за невыполнение предписания в установленный срок. Кроме того,  диспозиция части 15 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает нарушение, выразившееся в неисполнении предписания федерального органа исполнительной власти. Неисполнение предписаний, выданных территориальным органом, не могут повлечь административную ответственность по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ. Общество также указало на многочисленные технические и процессуальные  нарушения административного органа,  пояснив, что в  Приказе ЦМТУ о проведении внеплановой документарной проверки,        в запросе от 24.12.2018  № 205/9-280 допущена грубая ошибка при указании  даты проверяемого предписания: вместо 08 ноября 2017 года указано 08 ноября 2018 года.  Описание события административного правонарушения, указанное в протоколе об административном правонарушении № ЗЮЛ-1650/205,  не  соответствует диспозиции ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении № ЗЮЛ-1650/205 указано, что ОАО «Кинешемская ГЭС» совершило административное правонарушение, выразившееся в том, что оно не выполнило в срок законное предписание, срок исполнения которого истек 18 ноября 2017 года.     В   графе   10   протокола   об   административном   правонарушении №3ЮЛ-1650/205 отсутствует подпись ФИО3, подтверждающая разъяснение ему прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ.  Общество также не согласно с выводом административного органа о наличии  у ОАО «Кинешемская ГЭС» обязанности  получить сертификат соответствия на передаваемую электрическую энергию.  Общество пояснило, что  в утвержденных  Постановлением Госстандарта РФ от 16.07.1999  № 36 Правилах проведения сертификации электрооборудования (п.8.5) указано о направлении в орган сертификации заявки на сертификацию электрической энергии  энергоснабжающей, а не сетевой организацией.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные документы, суд установил следующее.

8 ноября 2017 года  Территориальным отделом (инспекции) по Ивановской области ЦМТУ  на основании пункта 2 статьи 39 Закона № 184-ФЗ  Обществу выдано Предписание № 1348/205-2Пр, возлагающее на ООО «Кинешемская ГЭС» следующие обязанности: разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда в соответ­ствии со статьей 38 Федерального закона «О техническом регулировании» в течение десяти дней с момента получения настоящего Предписания. Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о нали­чии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий;   в срок до 18 ноябри 2017 г. согласовать Программу мероприятий по   предотвращению причинения вреда с Руководителем ЦМТУ Госстандарта.   

8 ноября 2017 года  Территориальным отделом (инспекцией) по Ивановской области ЦМТУ на основании пункта 1 статьи 34 Закона «О техническом регулировании» Обществу также  выдано Предписание № 1348/205-1У  в котором  на ООО «Кинешемская ГЭС»  возложена обязанность  устранить  нарушения обязательных требований Постановления Правительства Российской Феде­рации №982 от  01.12.2009 об утверждении «Единого перечня продукции, подлежащей обяза­тельной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осу­ществляется в форме принятия декларации о соответствии» в части обязательной сертификации электрической энергии в соответствии со сроками, предусмотренными программой мероприятий.

18 декабря  2018 года врио руководителя ЦМТУ издан  Приказ № 1650  о проведении  в период с 24.12.2018 по 28.01.2019 внеплановой документарной проверки в отношении Открытого акционерного общества «Кинешемская городская электросеть» с целью проверки   исполнения ранее выданного Предписания от 08 ноября 2018 года  № 1348/205-2Пр, срок исполнения  которого истек  28 ноября 2018 года.  

 По результатам проведенной проверки  ЦМТУ   составлен акт   проверки № 1650/205, которым зафиксировано, что  проверка проводилась с целью    исполнения ранее выданного предписания  от 08.11.2017 № 1348/205-1У, срок исполнения которого истек.   В ходе проверки установлено, что   во исполнение требований предписания от 08 ноября 2017 №1348/205-1У ОАО «Кинешемекая ГЭС» была разработана и согласована с руководителем ЦМТУ 12 марта 2018 г. программа мероприятий попредотвращению причинения вреда (пункт 1.10 акта). Административным органом установлено, что в рамках мероприятий, указанных в согласованной программе мероприятий, ОАО «Кинешемская ГЭС» оповестило энергоснабжающие организации о проведении работ по сертификации передаваемой электрической энергии,  выполнило анализ состояния электрических сетей, выявило «узкие» места, влияющие на качество передаваемой электрической энергии. В ходе проверки установлено, что ОАО «Кинешемская ГЭС» не получило сертификат соответствия на передаваемую (транспортируемую) электрическую энергию, чем не исполнило требования предписания от 08 ноября 2017 г. № 1348/205-1У.

По результатам проверки    должностным лицом территориального отдела ЦМТУ в отношении Общества составлен Протокол об административном правонарушении № 3ЮЛ-1650/205 от 28.01.2019   по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.  В указанном протоколе  административный орган изложил описание события административного правонарушения следующим образом: «Открытое акционерное общество «Кинешемская городская электросеть» в период с 28.11.2018  по 28.01.2019 совершило правонарушение, выразившееся в том, что оно не выполнило в срок законное предписание № 1348/205-2Пр, № 1348/205-1У от 08 ноября 2017г., выданное Ивановским территориальным отделом (инспекцией) ЦМТУ Росстандарта, осуществляющим государственный надзор (контроль), о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, срок исполнения которого истек 18 ноября 2017: ОАО «Кинешемская ГЭС» не исполнило программу мероприятий по предотвращению причинения вреда, в соответствии со статьей 38 Федерального закона «О техническом регулировании», при нарушении требований об обязательной сертификации электрической  энергии».

          На основании Протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении Общества к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

          Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены  Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее  - Закон N 294-ФЗ)

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, регламентирующей организацию и проведение внеплановой проверки, основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 названного закона (часть 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).

В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания (часть 21 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).

В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 4, 5, 5.1,  6 части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в числе прочего, указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки; подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов); сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.

Как указано в части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 указанного закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) (пункт 4 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ).

В рассматриваемом случае Приказом от  18 декабря 2018 г. №1650  предусмотрено проведение внеплановой документарной проверки в отношении Открытого акционерного общества «Кинешемская городская электросеть» с целью проверки   исполнения ранее выданного предписания от 08 ноября 2018 года  № 1348/205-2Пр.   В Приказе от  18 декабря 2018 года  №1650 Обществу указано на необходимость   представить документы, подтверждающие исполнение  предписания от 08 ноября 2018 г. № 1348/205-2Пр.

 По результатам проведенной проверки  составлен акт,  которым зафиксировано, что  предметом проверки  являлось исполнение  иного предписания  - предписания  от 08.11.2017 № 1348/205-1У (пункт 1.8).  В ходе проверки установлено, что ОАО «Кинешемская ГЭС» не получило сертификат соответствия на передаваемую (транспортируемую) электрическую энергию, чем не исполнило требования предписания от 08 ноября 2017 г. № 1348/205-1У.

Таким образом, в нарушение вышеприведенных правовых норм Закона N 294-ФЗ в рассматриваемом случае административный орган вышел за пределы предмета назначенной  Приказом от  18 декабря 2018 г. №1650 проверки: проверка в отношении Общества проведена без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки исполнения предписания от 08 ноября 2017 г. № 1348/205-1У, исполнение которого фактически являлось предметом проверки; с нарушением требований о том, что предметом проверки может являться только исполнение конкретного предписания в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки являлось истечение срока его исполнения.

Учитывая изложенное, результаты такой проверки не могут рассматриваться в качестве доказательств совершения административного правонарушения, связанного с  не выполнением  в срок предписания №  1348/205-1У от 08 ноября 2017.

Из изложенного в Протоколе об административном правонарушении  № 3ЮЛ-1650/205 от 28.01.2019 описания события вменяемого Обществу правонарушения следует, что   объективную сторону вменяемого Обществу деяния образует не выполнение  в срок законного предписания № 1348/205-2Пр, № 1348/205-1У от 08 ноября 2017, выданного Ивановским территориальным отделом (инспекцией) ЦМТУ Росстандарта, осуществляющим государственный надзор (контроль), о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, срок исполнения которого истек 18 ноября 2017 года.

Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока и такое правонарушение не является длящимся.

 Исходя из  вышеизложенного, такое правонарушение, как невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных государственных органов, не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока, установленного предписанием.

Невыполнение предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции представляет собой нарушение законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в связи с чем к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Соответствующий вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016.

Учитывая изложенное, срок давности привлечения к административной ответственности за невыполнение требований предписания  № 1348/205-2Пр, предусматривающего срок его исполнения – 18.11.2017,   подлежал исчислению с 18.11.2017 и окончился по истечении  года  - 18.11.2018.

По вопросу неисполнения требований Предписания № 1348/205-1У от 08 ноября 2017 г., как установлено выше,   административным органом  в установленном порядке проверка не проводилась.

Кроме того,   составляя протокол об административном правонарушении по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ,  в том числе по факту    невыполнения в установленный срок Предписания № 1348/205-1У от 08 ноября 2017 года,  административный орган  достоверно не определил  дату наступления соответствующего срока. 

Предписанием  № 1348/205-1У от 08 ноября 2017 года  на Общество возложена обязанность устранить нарушения обязательных требований Постановления Правительства Российской Феде­рации №982 от  01. 12.2009 об утверждении «Единого перечня продукции, подлежащей обяза­тельной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осу­ществляется в форме принятия декларации о соответствии» в части обязательной сертификации электрической энергии в соответствии со сроками, предусмотренными программой мероприятий.

 ОАО «Кинешемская ГЭС» была разработана и согласована с руководителем ЦМТУ Росстандарта 12 марта 2018 года   программа мероприятий попредотвращению причинения вреда.

В указанной программе  выполнение мероприятий  по сертификации   электрической энергии  совместно с органом  по сертификации, получение сертификата предусмотрено в   пункте 6.   В графе «сроки» в отношении соответствующего мероприятия указано:  «в сроки, установленные органом по сертификации».  При этом  выбор органа по сертификации , направление заявки  на сертификацию  электроэнергии   в орган   по сертификации электроэнергии   должно осуществляться в течении  5 дней после    положительного заключения  Ростехнадзора (п.5 программы мероприятий).

Таким образом, конкретной предельной  даты    получения сертификата  на передаваемую электрическую энергию в программе мероприятий не  определено. Соответствующие действия поставлены под условие наличия положительного заключения  Ростехнадзора  и  зависят от срока, установленного органом по сертификации.

Исходя из содержания Предписания № 1348/205-1У от 08 ноября 2017 года,  в силу отсутствия в нем конкретных сроков для выполнения обязанности   по сертификации  электрической энергии,  соответствующий документ не мог являться основанием для привлечения к ответственности по ч.15 ст. 19.5 КоАП РФ.

Довод административного органа о том, что  в силу  пункта 8 программы мероприятий, нарушения (в том числе связанные с сертификацией электрической энергии)  должны быть устранены не позднее 28.11.2018,  суд отклоняет. 

Установленный в программе мероприятий  срок  - 28.11.2018,   определен для подготовки  и отправки Обществом  отчета  в ЦМТУ  Росстандарта  о реализации мероприятий  по устранению нарушений.

 Буквальное содержание данного пункта и его соотношение с пунктами программы мероприятий, посвященными оформлению сертификата соответствия, которые не  ограничены конкретной датой, а поставлены в зависимость от действий  и заключений   иных органов,  дают основание полагать,  что  до  28.11.2018   Обществу  надлежало   подготовить  и отправить отчет о  реализации мероприятий,  что не исключает   варианта оформления отчета по фактически реализованным на 28.11.2018 мероприятиям, которые могут быть  не окончены на соответствующую дату, так как зависят от наличия положительного заключения Ростехнадзора и сроков,  установленных органом по сертификации.

 При составлении протокола об административном правонарушении представитель Общества обращал внимание административного органа на отсутствие в предписании  сроков выполнения мероприятий  по сертификации.

Отклоняя довод заявителя о том, что датой правонарушения  является 28.11.2018, суд также принимает во внимание, что в протоколе об административном правонарушении № 3ЮЛ-1650/205 от 28.01.2019 административный орган определил единственную дату исполнения предписания – 18.11.2017.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд  приходит к выводу об отсутствии в материалах дела надлежащих и достаточных доказательств совершения Обществом  вмененного ему административного правонарушения.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                    РЕШИЛ:

           1.Отказать Центральному межрегиональному территориальному управлению  Росстандарта   в лице  территориального отдела (инспекции) по Ивановской области  в удовлетворении требований  о привлечении открытое акционерное общество «Кинешемская городская электросеть»   к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

                Судья                                                                            Калиничева М.С.