г. Иваново Дело № А17-5615/2008
20 октября 2008 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
30 октября 2008 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Судья Арбитражного суда Ивановской области Чеботарева И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пирожковой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Дом Наш»
об оспаривании Постановления № 48 от 22.08.2008 года о назначении административного наказания, вынесенного Межрайонной ИФНС России № 1 по Ивановской области,
при участии представителей в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, директора по приказу № 48 от 22.08.2008 года, паспорту, ФИО2, представителя по доверенности от 06.10.2008 года;
от МИФНС России № 1 по Ивановской области: ФИО3, представителя по доверенности от 06.10.2008 года; ФИО4, представителя по доверенности от 06.10.2008 года;
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Дом Наш» (далее по тексту – заявитель, Общество)с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 1 по Ивановской области (далее – МИФНС № 1, Инспекция) об оспаривании Постановления о назначении административного наказания № 48 от 22.08.2008 года, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований Обществом приведены следующие доводы.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствуют нарушения п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. Розничная торговля алкогольной продукцией осуществлялась Обществом на прилегающей территории к месту нахождения источника повышенной опасности, поэтому в силу Постановления Правительства Ивановской области № 123-п «Об упорядочении розничной продажи алкогольной продукции» и письма Администрации МО «Родниковский муниципальный район» №100 от 21.08.2008г. торговля осуществлялась Обществом на законных основаниях. Также, по мнению Общества, общая площадь складских и торговых площадей, использованных для розничной торговли алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, была не менее 50кв.м. Так как предприятие является закусочной, площадь цеха для приготовления пищи также является составной частью общей площади. В ходе рассмотрения дела представителем Общества уточнена позиция в части использованных площадей. Представитель Общества согласился с налоговым органом в том, что площадь цеха для приготовления пищи, не включается в расчет площадей, используемых для осуществления розничной торговли алкогольной продукцией. Представлены дополнительные доводы, согласно которым Обществом использовались дополнительные складские помещения в виде магазина, площадью 39,6 кв.м. (№3 на экспликации к техническому паспорту). Дополнительная площадь арендовалась Обществом согласно дополнительного соглашения к договору аренды от 01.06.2008г.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Ивановской области не согласилась с заявленными требованиями по доводам, изложенным в письменном отзыве. По мнению МИФНС № 1, обжалуемое постановление законно и обоснованно. Розничная торговля алкогольной продукцией осуществлялась ООО «Дом Наш» с нарушением Правил продажи алкогольной продукцией: на одной территории с местом нахождения источника повышенной опасности, площадь цеха для приготовления пищи не относится к тем торговым и складским помещениям, требования к которым предъявляются п.5 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ. Кроме того, Обществом допущено нарушение п. 1 ст. 10.2, п.2 ст. 16, п.1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ, п.12, п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55, выразившееся в отсутствии у продавца в торговой точке на продаваемую алкогольную продукцию пяти наименований должным образом заверенных копий сертификатов соответствия, копий справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным. Указанные нарушения образуют состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Протокольными определениями рассмотрение дела в порядке ст. 158 АПК РФ откладывалось.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев документы, приобщенные к материалам дела, суд установил следующее.
ООО «Дом Наш» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от 25.05.2006 года серии 37 001183418. ООО «Дом Наш» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии серии А 808998, регистрационный номер -110, выданный администрацией МО «Родниковский муниципальный район» Ивановской области, срок действия лицензии с 28.06.2006г. по 27.05.2011г. Условия осуществления деятельности: без ограничения крепости.
Прокуратурой Родниковского района совместно с МИФНС России № 1 по Ивановской области 19.08.2008 года на основании распоряжения №30 от 19.08.2008г. была проведена проверка ООО «Дом Наш» в закусочной, расположенной по адресу: Ивановская область, г. Родники, перекрёсток а/дорог Кинешма-Иваново, Шуя-Родники. Результаты проверки отражены в Акте проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции №30 от 19.08.2008г.
В ходе проверки установлены следующие нарушения правил розничной продажи алкогольной и спиртсодержащей продукции: на пять наименований алкогольной продукции отсутствовали должным образом заверенные копии сертификатов соответствия, копии справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным, розничная продажа алкогольной продукцией с объемной долей этилового спирта более 15% осуществляется на одной территории с источником повышенной опасностью - автозаправочной станцией, общая площадь стационарных торговых и складских помещений закусочной, арендуемой ООО «Дом Наш» как организации, осуществляющей в городе розничную продажу алкогольной продукции оказалась 45,6 кв. м., что менее 50 кв. метров. В результате Обществом нарушены: п. 1 ст. 10.2, п.2 ст. 16, п.1 ст. 26, п.5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ, п.12, п. 139, п. 137 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55.
Прокурором Родниковского района Ивановской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.08.2008г.
ООО «Дом Наш» 21.08.2008г. в прокуратуру Родниковского района представлены возражения на Акт проверки.
На основании материалов проверки, постановления прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении, возражений на акт проверки ООО «Дом Наш» должностным лицом МИ ФНС №1 по Ивановской области 22.08.2008г. в отношении ООО «Дом Наш» составлен протокол № 48 об административном правонарушении по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ. Начальником МИ ФНС №1 по Ивановской области вынесено Постановление № 48 от 22.08.2008 г., которым ООО «Дом Наш» было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 с наложением штрафа в размере 35000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) установлена ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи. Санкция данной нормы предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии со ст. 26 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, а также без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Документами, сопровождающими оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, в соответствии со ст. 10.2 указанного Закона, являются: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Согласно пункту 138 Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (далее по тексту – Правила продажи отдельных видов товаров) установлено, что информация об алкогольной продукции должна содержать сведения, указанные в пунктах 11 - 12 настоящих Правил.
В соответствии с п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Материалами административного дела подтверждается, что на момент проверки 19.08.2008г. в закусочной ООО «Дом Наш» на часть алкогольной продукции российского производства, находящейся в продаже, отсутствовали должным образом заверенные копии сертификатов соответствия и копии справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным (разделы «А» и «Б»): 1 бутылка напитка слабоалкогольного газированного «Абсентер Ред», 1 бутылка напитка слабоалкогольного газированного «Абсентер Премиум», 2 банки напитка слабоалкогольного газированного ароматизированного «Макс-Мастер», 2 банки напитка слабоалкогольного газированного «Вкус яблока», 14 бутылок напитка слабоалкогольного газированного ароматизированного со вкусом коктейля (в ассортименте).
Должным образом заверенные копии сертификатов соответствия, копии справок, прилагаемых к товарно- транспортным накладным (разделы «А» и «Б») на перечисленную выше алкогольную продукцию представлены в прокуратуру Родниковского района в полном объеме 21.08.2008г.
Отсутствие у продавца в торговой точке на продаваемую алкогольную продукцию должным образом заверенных копий сертификатов соответствия, копии справок, прилагаемых к товарно- транспортным накладным, образует в действиях ООО «Дом Наш» состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Указанные нарушения подтверждаются материалами административного дела и не оспариваются заявителем .
Довод заявителя о том, что им не допущено нарушения п.5 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ, так как ООО «Дом Наш» осуществляет торговлю алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15% на прилегающей к АЗС территории на основании п.4 Постановления Правительства Ивановской области от 14.07.2006 года № 123-п, судом отклоняется в силу следующего.
В соответствии с п. 3 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции от 21.07.2005 года), п.136 Правил продажи отдельных видов товаров не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Из указанной нормы следует, что перечень мест нахождения источников повышенной опасности, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию.
В силу ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации под источниками повышенной опасности понимается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.).
Подпунктом "в" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, отнесены к категории опасных производственных объектов. Функционирование автозаправочных станций невозможно без осуществления определенных технологический операций по приёму, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Следовательно, автозаправочная станция, на которой осуществляет деятельность ООО «Дом Наш» является опасным производственным объектом, на котором не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции. Довод заявителя о том, что предприятие осуществляет деятельность на прилегающей территории к АЗС, отклоняется в силу следующего. Материалами дела подтверждается, что закусочная находится в одном здании с источником повышенной опасности – автозаправочной станцией, что подтверждено наличием соответствующих вывесок, планом эвакуации людей при пожаре, техническим паспортом на указанный объект и экспликацией.
Ссылка заявителя о том, что имеется разрешение местной администрации на сохранение сформировавшейся точки общественного питания на прилегающей территории к общественно опасному объекту, также отклоняется в силу того, что данный объект является единым комплексом и продажа алкогольной продукцией осуществляется Обществом на территории АЗС.
Пунктом 2 Порядка определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, являющегося Приложением 2 к постановлению Правительства Ивановской области от 14.07.20086 № 123-П, автозаправочные станции отнесены к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности. То же положение закреплено Постановлением Главы администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области от 01.11.2006г. №159.
Довод Общества о том, что торговля алкогольной продукцией крепостью более 15% разрешена лицензией, не может быть приняты судом как основание освобождения от установленного Федеральным законом №171-ФЗ обязанности соблюдения запрета. Проверка прокуратуры и налогового органа проведена по месту фактического осуществления деятельности ООО «Дом Наш», лицензия выдана Администрацией Родниковского района, соблюдение Обществом лицензионных требований и условий в ходе проверки не оценивалось.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукцией с объемной долей этилового спирта более 15% , осуществляемая ООО «Дом Наш» на территории автозаправочной станции правомерно квалифицирована МИ ФНС №1 по Ивановской области как нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которое установлена ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Правила продажи алкогольной продукцией также установлены в п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, и в п. 137 Правил продажи отдельных видов товаров согласно которого, организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.
Совместной проверкой прокуратуры и налогового органа установлено, что ООО «Дом Наш» использовало торговые и складские помещения общей площадью менее 50кв.м: 45,6кв.м. В указанную площадь согласно акта проверки вошли следующие помещения: 28кв.м. и 11,1 кв.м ( торговый зал), 6,5 кв.м (складское помещение).
В судебном заседании представители заявителя пояснили, что для осуществления деятельности закусочной, расположенной по адресу: Ивановская область, г. Родники, перекрёсток а/дорог Кинешма-Иваново, Шуя-Родники, ООО «Дом Наш» арендует помещение закусочной по договору №1 аренды помещения от 20.06.2007г. Согласно дополнительного соглашения от 01.06.2008г. к договору аренды №1, представленного в суд, ООО «Дом Наш» дополнительно арендует у собственников помещения часть нежилого помещения для размещения складского помещения площадью 39,6 кв. метров (по экспликации к техническому паспорту - № 3, магазин). Таким образом общая площадь, используемых ООО «Дом Наш» торговых и складских помещений составляет более 50 кв.м.
Представители налогового органа не согласились с дополнительными доводами Общества, так как в ходе проверки дополнительное соглашение им не было представлено, о дополнительных площадях Общество не заявляло.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Дополнительное соглашение от 01.06.2008г. к договору аренды №1, согласно которого ООО «Дом Наш» арендует дополнительные площади для размещения складских помещений по адресу: Ивановская область, г. Родники, перекрёсток а/дорог Кинешма-Иваново, Шуя-Родники, заключено в соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства, устанавливающего свободу лиц в заключении договоров.
Учитывая, что в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.08.2008г. налоговым органом не указаны помещения, которые подвергались осмотру, доказательств не использования Обществом дополнительного помещения под склад (площадью 39,6 кв.м) в материалы дела налоговым органом не представлено, наличие у ООО «Дом Наш» иных торговых и складских помещений, используемых для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, при рассмотрении дела об административном правонарушении не исследовано, довод представителей налогового органа о том, что дополнительное соглашение от 01.06.2008г. к договору аренды N 1 от 20.06.2007 не может являться доказательством по делу, необоснован.
Таким образом, нарушение п.5 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ, касающееся использования ООО «Дом Наш» торговых и складских площадей менее 50кв. м, суд считает недоказанным.
За исключением нарушения, касающегося использованных торговых и складских площадей, начальником МИ ФНС №1 по Ивановской области правомерно установлен в действиях ООО «Дом Наш» состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ и вынесено 22.08.2008г. постановление о привлечении к административной ответственности.
В то же время, суд считает, что при назначении административного наказания МИ ФНС №1 по Ивановской области необоснованно применен размер штрафа в размере, превышающем минимально установленный санкцией ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, без учета смягчающих административную ответственность обстоятельств.
В соответствии с п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В силу ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ суд признаёт смягчающим административную ответственность обстоятельством тот факт, что Общество ранее к административной ответственности не привлекалось, данное правонарушение совершенно впервые. Данный факт, административным органом при вынесении оспариваемого Постановления не учитывался. В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, выявлено не было. В оспариваемом постановлении также отсутствует указание на обстоятельства, отягчающие ответственность Общества.
Санкция части 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает возможность наложения взыскания за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности, суд вправе принимать решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В таком случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом конкретных обстоятельств.
Таким образом, с учетом смягчающих административную ответственность Общества обстоятельств, отсутствием обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению, а Постановление от 22.08.2008 года о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ подлежащим отмене в части наложения взыскания в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Порядок привлечения ООО «Дом Наш» к административной ответственности, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях, МИ ФНС №1 по Ивановской области не был нарушен.
Таким образом, требования ООО «Дом Наш» подлежат частичному удовлетворению, а постановление, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС России № 1 по Ивановской области от 22.08.2008 года №48 о привлечении ООО «Дом Наш» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ является незаконным и подлежит изменению в части наложения взыскания в виде штрафа в размере 35000рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Требования заявителя удовлетворить частично.
2. Постановление № 48 о назначении административного наказания от 22.08.2008 года, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС России № 1 по Ивановской области признать незаконным и изменить в части наложения взыскания в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
3. Наложить на ООО «Дом Наш» административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
4. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 206, 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ
Судья Чеботарева И.А.