ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-5740/18 от 28.08.2018 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

04 сентября 2018 года

Дело № А17-5740/2018

Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2018 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Храмовой И.В. рассмотрев в судебном заседании заявление

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отменить решение от 30.03.2018г. № 30-11/4217, вынесенного Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО2, ФИО3 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об отказе в перерасчете страховых взносов за 2014г. и 2015г. с доходов свыше 300000руб. для возврата ИП ФИО1 излишне оплаченных страховых взносов,

и обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО2, ФИО3 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области возвратить ИП ФИО1 в установленном законом порядке излишне оплаченные страховые взносы за 2014, 2015 годы,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Иваново, Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ивановской области,

при участии в судебном заседании:

индивидуального предпринимателя ФИО1 (на основании документа, удостоверяющего личность),

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО2, ФИО3 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области – ФИО4 (представитель по доверенности от 26.10.2015);

от Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ивановской области – ФИО5 (представитель по доверенности от 21.05.2018),

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО2, ФИО3 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от 30.03.2018г. № 30-11/4217 об отказе в перерасчете страховых взносов за 2014г. и 2015г. с доходов свыше 300000руб. для возврата ИП ФИО1 излишне уплаченных страховых взносов, и обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО2, ФИО3 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области возвратить ИП ФИО1 в установленном законом порядке излишне уплаченные страховые взносы за 2014, 2015 годы.

Заявленные требования предприниматель основывает на Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П от 30.11.2016. ИП ФИО1 указывает на то, что при определении дохода для исчисления страховых взносов, пенсионный фонд не учел расходы, произведенные предпринимателем. Согласно поданной декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год налоговая база (доходы (9 720 031 руб.) минус расходы (9 222 590 руб.) составила 479 441 руб. Также, согласно поданной декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год налоговая база (доходы (6 631 498 руб.) минус расходы (6 189 574 руб.) составила 441 924 руб. Заявитель полагает, что страховые взносы следует исчислять следующим образом:

- 2014 год: 479 441 руб. (сумма налоговой базы) - 300 000 руб. = 179 441 руб. Сумма, подлежащая оплате в размере 1%, составляет: 1 974,41 руб. Излишне уплаченная сумма: 94 200,31 руб. - 1 974,41 руб. = 92 225,90 руб.

- 2015 год: 441 924 руб. (сумма налоговой базы) - 300 000 руб. = 1 419,24 руб. Сумма, подлежащая оплате в размере 1%, составляет: 1 974,41 руб. Излишне уплаченная сумма: 64 597,30 руб. - 1 419,24 руб. = 63 178,06 руб.

По мнению предпринимателя, пенсионный фонд необоснованно отказал в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов, чем нарушил права и законные интересы заявителя.

В полном объеме доводы ИП изложены в тексте заявления.

Определением суда от 10.07.2018 заявление было принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 28.08.2018г. По окончании предварительного судебного заседания суд пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, арбитражным судом в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершено предварительное заседание и 28.08.2018 открыто судебное заседание в первой инстанции.

Представители УПФР, ОПФР в судебном заседании просили отказать в заявленных требованиях, указав на то, что на основании ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, принимаются соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом сам возврат излишне уплаченных страховых взносов осуществляется налоговыми органами. Пенсионный фонд полагает, что обязательства по уплате страховых взносов индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, формируются исходя из размера доходов за минусом расходов, только после вступления в силу Постановления КС РФ № 27-П, то есть после 02.12.2016 года. В рассматриваемом случае страховые взносы уплачены предпринимателем самостоятельно до вступления в силу Постановления КС РФ № 27-П. Следовательно, у заявителя отсутствуют излишне уплаченные страховые взносы.

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Иваново, надлежащим образом извещенная о начавшемся процессе, в суд представителя не направила, представив письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заявление предпринимателя рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке статей 156, 170, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.

В письменном отзыве налоговым органом указано, что решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 года, принимается соответствующими органами ПФР.

Суд, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, установил следующие обстоятельства.

ФИО1 в 2014-2015г.г. применял упрощенную систему налогообложения, выбрав в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно декларации доходы ИП за 2014 год составили 9 720 031 руб., расходы – 9 222 590 руб., база для исчисления налога – 479 441 руб.

Согласно декларации доходы ИП за 2015 год составили 6 631 498 руб., расходы – 6 189 574 руб., база для исчисления налога – 441 924 руб.

За указанные периоды исчислено страховых взносов, ПФР в размере 1,0% от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период 2014 года от размера дохода 9 720 031 руб. в сумме страхового взноса за 2014 год - 94 200,31 руб., за расчетный период 2015 года от размера дохода 6 631 498 руб. в сумме страхового взноса за 2015 год - 63 314,98 руб. (фактически уплачено в сумме 64 597,30 руб.).

Данные страховые взносы ИП ФИО1. были уплачены УФК по Ивановской области (ОПФР по Ивановской области) в размере 94 200,31 руб. за 2014 год, что подтверждается следующими платежными поручениями:

1. Платежное поручение № 90 от 24.02.2016г. на сумму 1000,00 рублей

2. Платежное поручение № 91 от 25.02.2016г. на сумму 1000,00 рублей

3. Платежное поручение № 100 от 26.02.2016г. на сумму 1000,00 рублей

4. Платежное поручение №108 от 29.02.2016г. на сумму 1000,00 рублей

5. Платежное поручение № 116 от 01.03.2016г. на сумму 1000,00 рублей

6. Платежное поручение № 126 от 02.03.2016г. на сумму 1000,00 рублей

7. Платежное поручение №212 от 28.04.2016г. на сумму 1000,00 рублей

8. Платежное поручение № 237 от 29.04.2016г. на сумму 1000,00 рублей

9. Платежное поручение № 248 от 04.05.2016г. на сумму 1000,00 рублей

10. Платежное поручение № 264 от 05.05.2016г. на сумму 1000,00 рублей

11. Платежное поручение № 279 от 06.05.2016г. на сумму 1000,00 рублей

12. Платежное поручение № 283 от 10.05.2016г. на сумму 1000,00 рублей

13. Платежное поручение № 289 от 11.05.2016г. на сумму 1000,00 рублей

14. Платежное поручение № 296 от 12.05.2016г. на сумму 1000,00 рублей

15. Платежное поручение № 304 от 13.05.2016г. на сумму 1000,00 рублей

16. Платежное поручение № 312 от 17.05.2016г. на сумму 2000,00 рублей

17. Платежное поручение № 326 от 18.05.2016г. на сумму 1000,00 рублей

18. Платежное поручение № 334 от 20.05.2016г. на сумму 2000,00 рублей

19. Платежное поручение № 344 от 23.05.2016г. на сумму 1000,00 рублей

20. Платежное поручение № 358 от 26.05.2016г. на сумму 3000,00 рублей

21. Платежное поручение № 364 от 27.05.2016г. на сумму 1000,00 рублей

22. Платежное поручение № 371 от 31.05.2016г. на сумму 2000,00 рублей

23. Платежное поручение № 380 от 01.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

24. Платежное поручение № 389 от 02.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

25. Платежное поручение № 398 от 03.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

26. Платежное поручение № 403 от 06.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

27. Платежное поручение № 409 от 07.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

28. Платежное поручение № 412 от 08.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

29. Платежное поручение № 422 от 09.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

30. Платежное поручение № 433 от 14.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

31. Платежное поручение № 440 от 15.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

32. Платежное поручение № 444 от 16.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

33. Платежное поручение № 453 от 17.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

34. Платежное поручение № 462 от 21.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

35. Платежное поручение № 471 от 22.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

36. Платежное поручение № 473 от 23.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

37. Платежное поручение № 479 от 24.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

38. Платежное поручение № 485 от 28.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

39. Платежное поручение № 488 от 29.06.2016г. на сумму 1000,00 рублей

40. Платежное поручение № 498 от 01.07.2016г. на сумму 1000,00 рублей

41. Платежное поручение № 515 от 07.07.2016г. на сумму 2800,00 рублей

42. Платежное поручение № 531 от 12.07.2016г. на сумму 1300,00 рублей

43. Платежное поручение № 536 от 13.07.2016г. на сумму 2000,00 рублей

44. Платежное поручение № 538 от 14.07.2016г. на сумму 1700,00 рублей

45. Платежное поручение № 577 от 19.07.2016г. на сумму 2400,00 рублей

46. Платежное поручение № 583 от 20.07.2016г. на сумму 2600,00 рублей

47. Платежное поручение № 608 от 28.07.2016г. на сумму 5000,00 рублей

48. Платежное поручение № 631 от 03.08.2016г. на сумму 5000,00 рублей

49. Платежное поручение № 669 от 10.08.2016г. на сумму 5000,00 рублей

50. Платежное поручение № 692 от 18.08.2016г. на сумму 5000,00 рублей

51. Платежное поручение № 716 от 24.08.2016г. на сумму 5000,00 рублей

52. Платежное поручение № 738 от 31.08.2016г. на сумму 5000,00 рублей

53. Платежное поручение № 768 от 09.09.2016г. на сумму 4400,31 рублей

Страховые взносы за 2015 год были оплачены в УФК по Ивановской области (ОПФР по Ивановской области) в размере 64 597,30 руб., что подтверждается следующими платежными поручениями:

1. Платежное поручение № 820 от 22.09.2016 г. на сумму 5000,00 рублей

2. Платежное поручение № 833 от 26.09.2016 г. на сумму 5000,00 рублей

3. Платежное поручение № 930 от 20.10.2016 г. на сумму 5000,00 рублей

4. Платежное поручение № 936 от 24.10.2016 г. на сумму 5000,00 рублей

5. Платежное поручение № 968 от 01.11.2016 г. на сумму 5000,00 рублей

6. Платежный ордер №79361 от 14.11.2016г. на сумму 8195,00 рублей

7. Платежный ордер №79361 от 14.11.2016г. на сумму 337,03 рублей

8. Платежный ордер №79361 от 15.11.2016г. на сумму 3096,00 рублей

9. Платежный ордер №79361 от 15.11.2016г. на сумму 20550,00 рублей

10. Платежный ордер №79361 от 16.11.2016г. на сумму 7419,27 рублей

27.03.2018 ИП ФИО1 обратился в УПФР с требованием о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов за 2014-2015 г.г.

Письмом от 30.03.2018 №30-11/4217 УПФР отказало в перерасчете страховых взносов. Отказ мотивирован тем, что сумма страховых взносов была уплачена до 02.12.2016 г. (дата вступления в силу Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 г.).

Отказ возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов послужил основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления ИП ФИО1 исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), действовавшего в 2014 году, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

ИП ФИО1 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Принимая во внимание указанные особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также исходя из правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 1 января 2014 года федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300 000 рублей за расчетный период (часть 1.1 статьи 14Федерального закона № 212-ФЗ).

Пунктом 1.1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрен следующий порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно пункту 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:

1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;

3) для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в том числе, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 1 пункта 1).

При отказе в возврате предпринимателю излишне оплаченной суммы страховых взносов УПФР исходило из того, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период.

Между тем 30.11.2016 принято Постановление Конституционного Суда РФ № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в котором изложено следующее.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 НК РФ, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» НК РФ (пункт 1 статьи 221 НК РФ).

Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Данный подход демонстрирует преемственность правового регулирования при определении размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от доходов. Так, Федеральный закон от 20.11.1999 № 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» предусматривал для индивидуальных предпринимателей уплату страхового взноса в размере 20,6 процента с дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением (пункт «б» статьи 1). Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2001 года) также устанавливал, что налоговая база единого социального налога (взноса), зачислявшегося в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 данного Кодекса (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), определяется как сумма доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (пункт 3 статьи 237). Кроме того, аналогичный по существу механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и главой 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 243-ФЗ, причем пункт 9 статьи 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.

Такое понимание взаимосвязанных положений пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации согласуется и с ранее выраженными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.

Как следует из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.02.1998 № 7-П правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как налог на доходы физических лиц, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции Российской Федерации, - должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход. Доходом применительно к налогу на доходы физических лиц НК РФ признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (Постановление от 13.03.2008 № 5-П).

Хотя Конституционный Суд Российской Федерации отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платеж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности (Определение от 05.02.2004 № 28-О), отдельные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (Определение от 15.01.2009 № 242-О-П).

Это, во всяком случае, относится и к требованию экономической обоснованности установления расчетной базы для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагающей при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В противном случае не исключена ситуация (как в деле заявителя), когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1).

На основании изложенного Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 346.15 Налогового кодекса предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.

Согласно положениям статьи 346.14 налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 Налогового кодекса устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 Налогового кодекса содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, суд приходит к выводу, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Подобная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 22.11.2017 г. № 303-КГ17-8359 по делу № А51-8964/2016.

Часть 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, устанавливающая порядок определения дохода, была введена Федеральным законом от 23.07.2013 г. № 237-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2014 г., в связи с чем, вопреки доводам УПФР, дата вступления в силу Постановления Конституционного суда РФ от 30.11.2016 г. № 27-П в рассматриваемом случае правового значения не имеет.

Из расчета, представленного заявителем, следует, что сумма уплаченных страховых взносов за 2014-2015 г.г. превышает сумму страховых взносов, рассчитанную исходя из налоговой базы, исчисляемой путем уменьшения полученных доходов (ст. 346.15 НК РФ) на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.

В соответствии с ч. 13 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Аналогичные положения содержатся в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что соответствующее заявление подано предпринимателем 27.03.2018 г., а страховые взносы за 2014-2015 г.г. уплачены в период с 24.02.2016 по 16.11.2016 г. Следовательно, заявление было подано предпринимателем в установленный срок.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, которым в рассматриваемом случае является УПФР.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у УПФР оснований для вынесения оспариваемого отказа, выраженного в письме от 30.03.2018 г. № 30-11/4217. В связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Из положений Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» следует, что в настоящее время произведено разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между внебюджетными фондами и налоговыми органами по состоянию на 01.01.2017 г.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ).

С учетом изложенного, в целях устранения допущенных нарушения прав и законных интересов заявителя на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городских округах ФИО2, ФИО3 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области также подлежит возложению обязанность произвести перерасчет ИП ФИО1 страховых взносов за 2014 и 2015 годы.

Руководствуясьстатьями 167, 168, 169, 170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

2. Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО2, ФИО3 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области, в перерасчете страховых взносов за 2014г. и 2015г. с доходов свыше 300000руб.

3.Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО2, ФИО3 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области произвести возврат в установленном порядке индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 год.

4. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
5. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

6. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Судья Никифорова Г.М.