ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-5870/08 от 23.10.2008 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153002, г. Иваново, ул.Б.Хмельницкого, 59 «б»

http://ivanovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело №А-17-5870/2008

23 октября 2008 года 05-23

(дата оглашения резолютивной части решения)

28 октября 2008 года

(дата изготовления решения в полном объеме)

Судья Арбитражного суда Ивановской области Тимошкин К.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Меньшиковой Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Строй-Сервис-2000»

к Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области

об оспаривании Постановления о назначении административного наказания № 4-3-П/08 от 11.09.2008 года,

при участии в судебном заседании:

от ООО «Строй-Сервис-2000» – ФИО1 представитель по доверенности от 19.10.2008 г.,

от административного органа – ФИО2 по доверенности от 30.07.2008 г., ФИО3 по доверенности от 20.10.2008 г.,

установил:

ООО «Строй-Сервис-2000» (далее ООО «Строй-Сервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления Департамента строительства и архитектуры Ивановской области (далее департамент, административный орган) о назначении административного наказания № 4-3-П/08 от 11.09.2008 года, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 100000 рублей.

ООО «Строй-Сервис» считает оспариваемое Постановление незаконным по следующим основаниям. Не оспаривая факт правонарушения, заявитель полагает, что административный орган необоснованно не применил в данном случае ст. 2.9 КоАП РФ и не освободил Общество от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния. По мнению ООО «Строй-Сервис», данное правонарушение имеет незначительную степень общественной опасности, ущерб экономическим интересам государства, а также угроза охраняемым законом общественным отношениям отсутствуют. Также по мнению Общества, нарушение срока сдачи отчетности на 28 дней свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Кроме того, 01.04.2008 года генеральным директором Общества был издан Приказ о назначении ответственного лица за предоставление ежеквартальной отчетности ООО «Строй-Сервис» об осуществлении деятельности, связанной с привлечение денежных средств участников долевого строительства в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области. По договорам участия в долевом строительстве за отчетный период было привлечено 4989280 рублей, которые на момент сдачи отчетности находились на счету Общества.

Департамент считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что материалами дела об административном правонарушении доказан факт нарушения сдачи отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, по мнению административного органа отсутствует.

В судебном заседании, в порядке ст. 163 АПК РФ, был объявлен перерыв с 21.10.2008 г. до 23.10.2008 г.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

01.09.2008 г., Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области была проведена камеральная проверка в отношении ООО «Строй-Сервис-2000» по факту нарушения сроков представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В ходе проведенной проверки был установлен факт нарушения сроков отчетности, за 2 квартал 2008 года, в течении которого было заключено 3 договора участия в долевом строительстве. Данное нарушение зафиксировано в акте камеральной проверки № 1-АК/08 от 01.09.2008 года. На основании акта камеральной проверки, в присутствии представителя Общества, действующего на основании доверенности выданной ООО «Строй-Сервис-2000» на участие в рассмотрении конкретного дела, составлен протокол об административном правонарушении № 4П-08 от 05.09.2008 года.

На основании протокола об административном правонарушении № 4-3-П/08 от 11.09.2008 г. и других материалов административного дела, Департамент вынес в отношении ООО «Строй-Серовис-2000» Постановление о назначении административного наказания от 11.09.2008 г. Указанным Постановлением Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 с наложением наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.

В соответствии с ч.3 ст. 14.28 КоАП РФ, непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Пунктом 1.1 Положения о Департаменте строительства и архитектуры Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 06.04.2006 года № 58-п установлено, что Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным в проведении единой государственной политики в сферах строительства, градостроительства, архитектуры, архитектурно-строительного проектирования, государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на территории Ивановской области и осуществляющим межотраслевое управление и координацию взаимодействия центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Ивановской области, государственных органов Ивановской области, государственных учреждений Ивановской области, государственных унитарных предприятий Ивановской области в указанных сферах, функциональное регулирование в указанных сферах. В соответствии с п. 3.5.28 Положения, Департамент осуществляет полномочия по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ивановской области.

В силу п. 3 ч. 5 ст. 23 Закона застройщики обязаны представлять ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренную Правилами, в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Согласно п. 2, 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, установленных Постановлением Правительства РФ № 645 от 27.10.2005 года, установлено, что застройщик обязан предоставлять в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложены контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства в срок не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала.

В соответствии с пунктом 3 Правил отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору. Во втором квартале 2008 года между ООО «Строй-Сервис-2000» и физическими лицами было заключено 3 договора участия в долевом строительстве от 01.04.2008 года и 14.04.2008 года, под номерами 1,2,3.

Таким образом, материалами дела подтверждается правомерность привлечения ООО «Строй-Сервис-2000» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Факт непредставления в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности, свидетельствующий о необеспечении Обществом соблюдения требований Закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», установлен и штампом Департамента строительства и архитектуры Ивановской области от 27.08.2008 года на сопроводительном письме Общества о предоставлении отчетности № 126 от 27.08.2008 года.

Неисполнение юридическим лицом требований указанного Закона вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности.

Суд отклоняет доводы Общества о малозначительности совершенного деяния по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента непредставления в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Малозначительность является объективным свойством административного правонарушения, при этом принятие мер по устранению вредных последствий не связано с фактом, устраняющим противоправность деяния, предоставлением необходимых документов, а потому не может свидетельствовать о малозначительности совершенного обществом правонарушения.

Критериями определения малозначительности правонарушения должны являться объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 18 Постановления Пленума).

В данном случае, административным органом применен минимальный размер санкций, установленных ч.3 ст. 14.28 КоАП РФ.

В связи с изложенными обстоятельствами данного конкретного дела, суд считает, что совершенное деяние не может быть признано малозначительным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями, 167-170, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

  1.   Требования ООО «Строй-Сервис-2000» об оспаривании постановления Департамента строительства и архитектуры Ивановской области о назначении административного наказания № 4-3-П/08 от 11.09.2008 года оставить без удовлетворения.

2. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 211 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).

Судья К.А. Тимошкин