ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-5887/2010 от 10.02.2011 АС Ивановской области

­­­­АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022,г.Иваново, ул.Богдана Хмельницкого, д.59б

Тел. , факс (4932) 42-96-65

E-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иваново дело № А17-5887/2010

17 февраля 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 10 февраля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2011 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Чеботаревой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бузаевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление»

об оспаривании Постановления № 17-эк-Р/10 от 17.11.2010 г. о назначении административного наказания, вынесенного заместителем начальника Управления экологии и природопользования Департамента государственного контроля Ивановской области Левиным М.С.;

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Пименова А.В. по доверенности от 24.12.2010 года; Бочериковой И.Н. по доверенности от 05.10.2010;

от Департамента государственного контроля Ивановской области – Лепорской Е.А., по доверенности от 23.12.2010 года;

установил:

Открытое акционерное общество «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее по тексту - ОАО «Заволжское ДРСУ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления № 17-эк-Р/10 от 17.11.2010 г. о назначении административного наказания, вынесенного заместителем начальника Управления экологии и природопользования Департамента государственного контроля Ивановской области Левиным М.С. (далее по тексту – Департамент, административный орган). Указанным постановлением ОАО «Заволжское ДРСУ» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Оспариваемое постановление заявитель считает незаконным по следующим основаниям. Обстоятельства дела выяснены административным органом не полностью. Фактически административное расследование Департаментом не проводилось. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении было вынесено по иной статье- ч.2 ст. 7.6 КоАП РФ. Не дожидаясь запрошенных определением об истребовании сведений от 20.10.2010г. документов от Общества, должностным лицом Департамента 22.10.2010г. уже был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Запрошенные документы были представлены ОАО «Заволжское ДРСУ» 25.10.2010г. Часть документов, за отсутствие которых Общество привлечено к ответственности вообще не запрашивалось Департаментом: план развития горных работ, документ об утверждении запасов. ОАО «Заволжское ДРСУ» не признает нарушения пунктов 1.1, 2.4, 6.2, 6.3 условий лицензии. Доказательств нарушения указанных пунктов в материалы дела административным органом не представлено. Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении обстоятельства нарушения Обществом указанных пунктов не отражены. Доказательства пользования Обществом спорным участком недр в материалах административного дела отсутствуют. ОАО «Заволжское ДРСУ» осуществляло работы в пределах горноотводного акта №8 от 25.03.1991г., утвержденного запаса по плану развития горных работ на 2009год Нарушения раздела 7 условий лицензии Обществом признаются, однако ОАО «Заволжское ДРСУ» просит признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ. Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению условий лицензии. касающиеся охраны окружающей среды: заключены договора по вывозу и захоронению отходов, принят на работу эколог, заново заключен договор на составление Проекта нормативов по образованию отходов и лимитов на их размещение. Разработанный проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу находится на согласовании в Ростехнадзоре. Ввиду процедуры банкротства и дорогостоящего проекта свободные средства предприятия направлялись в первую очередь на погашение задолженности по налоговым платежам, чтобы выйти из процедуры банкротства. Департамент при решении вопроса о наличии события административного правонарушения, о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не исследовал все существенные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Департамент государственного контроля Ивановской области не согласился с требованиями заявителя по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву и пояснениях по делу. Материалами дела подтверждается деятельность ОАО «Заволжское ДРСУ» по выемке полезных ископаемых (гравийно-песчаной смеси) за пределами горного отвода, предоставленного горноотводным актом №8 от 25.03.1991г., являющимся неотъемлемой частью (условием) Лицензии ИВА 80032 ТЭ от 19.03.2010г. Тем самым Обществом нарушены пункты 1.1, 2.4 условий лицензии. Осуществление деятельности без согласованного плана горных работ на 2010г. подтверждается письмом Верхне -Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.12.2010г. №01-08/3817. Нарушения пунктов 7.2, 7.3, 7.4 условий лицензии также подтверждаются материалами административного дела и не отрицаются ОАО «Заволжское ДРСУ».

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев документы, приобщенные к материалам дела, суд установил следующее.

ОАО «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 37 за №001229140 от 20.07.2006 года, ОГРН 1063703009523. ОАО «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление» создано путем реорганизации в форме преобразования. ФГУП «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление» преобразовано в ОАО «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление». Правопредшественником ФГУП «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление» является Заволжский дорожный ремонтно-строительный участок ПО «Ивавтодор».( Заволжский дорожный ремонтно-строительный участок ПО «Ивавтодор» был реорганизован в федеральное государственное унитарное предприятие «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление». На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области от 26.05.2006 г. № 195 федеральное государственное унитарное предприятие «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление» было приватизировано путем преобразования в ОАО «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление».

Заволжскому дорожному ремонтно-строительному участку ПО «Ивавтодор» была выдана лицензия на право пользования недрами серия ИВА номер 00227 вид лицензии ТЭ со сроком действия до 01.01.2013 г. Данная лицензия зарегистрирована 18.01.1994 г в Территориальном геологическом фонде Центрального РГЦ.

На основании распоряжения от 10.03.2010г. №7-1 Департаментом государственного контроля лицензия на право пользования недрами переоформлена и выдана ОАО «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление». Лицензия зарегистрирована в реестре 19.03.2010г. за №052/ИВА 80032ТЭ. Условия пользования недрами, как неотъемлемая часть лицензии, подписаны руководителями ОАО «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление» и Департамента государственного контроля.

На основании обращений граждан Берданова О.А. и Горбунова М.В. должностным лицом Департамента государственного контроля определением от 15.10.2010г. возбуждено дело об административном правонарушении назначено административное расследование по части 2 статьи 7.3 КоАП в отношении ОАО «Заволжское ДРСУ» по факту незаконного производства работ по добыче песчано-гравийной смеси на земельном участке с кадастровым номером 37:04:010504:67, площадью 1,5га, принадлежащем гражданам Горбунову М.В. и Берданову О.А. на праве общей долевой собственности.

Определением от 20.10.2010г. у ОАО «Заволжское ДРСУ» истребовано ряд документов. Затребованные документы представлены Обществом в Департамент 26.10.2010г.

В ходе административного расследования Департаментом государственного контроля установлено, что ОАО «Заволжское ДРСУ» осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с пользованием недрами, с нарушением условий лицензии: пунктов 1.1, 2.4, 6.2, 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.10, 7.15:

Должностным лицом Департамента государственного контроля в присутствии представителя Общества Бочериковой И. 22.10.2010г. был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. О месте и времени составления протокола законный представитель Общества был извещен надлежащим образом извещением от 18.10.2010 г.

На основании данного протокола, а также иных документов Департаментом государственного контроля по Ивановской области 17.11.2010 г. вынесено в отношении ОАО «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление» Постановление о назначении административного наказания№17-эк-Р/10 по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 300 000 руб. Общество привлечено к административной ответственности за нарушение пунктов 1.1, 2.4, 6.2, 6.3, 7.2, 7.3, 7.4 условий лицензии:

- добыча гравийно-песчаного материала осуществляется за пределами предоставленного предварительного горного отвода площадью 15 га (пункт 1.1);

- разработка участка проводится не в контурах, утвержденных запасов, уточненного горного и земельного отводов (пункт 2.4);

- горные работы проводятся не в строгом соответствии с технической проектной документацией, планами развития горных работ, другими нормативными и законодательными актами, регламентирующими безопасное ведение работ и охрану недр (пункт 6.2);

- произвело горные работы в отсутствие утвержденного в установленном порядке плана развития горных работ (п.6.3);

- не получено разрешение на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.7.2);

- не разработан проект образования отходов и лимитов на их размещение (п.7.3);

- не получены лимиты на размещение отходов (п.7.4);

Не согласившись с указанным постановлением ОАО «Заволжское ДРСУ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает частично доказанным в действиях Общества наличие состава правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В пункте 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность пользователя недр выполнять условия, установленные лицензией.

Общество привлечено к ответственности на нарушение пунктов 1.1, 2.4, 6.2 условий пользования недрами, которые являются неотъемлемыми частями лицензии серии ИВА N 80032 ТЭ на право пользования недрами лицензии (далее по тексту – условия лицензии).

В частности, пунктом 1.1. условий лицензии установлено, что ОАО «Заволжское ДРСУ» имеет право осуществлять добычу гравийно-песчаного материала, используемого для автодорожного строительства, а также доразведку и эксплоразведку месторождения в пределах предоставленного предварительного горного отвода площадью 15га.;

- пунктом 2.4 условий лицензии установлено, что разработка участка должна производиться в контурах утвержденных запасов, уточненного горного и земельного отводов, предоставленных под разработку, по проекту, согласованному в установленном порядке и годовыми планами развития горных работ. Изменение проектных решений разработки и рекультивации месторождения согласовывается в установленном порядке с заинтересованными и контролирующими органами;

-пунктом 6.2 условий лицензии установлено, что все виды горных работ и работы по переработке проводятся в строгом соответствии с технической проектной документацией, планами развития горных работ, другими нормативными и законодательными актами, регламентирующими безопасное ведение работ и охрану недр (пункт 6.2);

- пунктом 6.3 условий лицензии установлено, что ежегодно, не позднее , чем за две недели до начала календарного года (или до начала добычного сезона), Общество обязано составлять и согласовывать в установленном порядке годовой план развития горных работ и объемы потерь полезного ископаемого при добыче полезного ископаемого;

Оспариваемым постановлением Обществу вменяется осуществление добычи гравийно-песчаного материала за пределами предоставленного предварительного горного отвода площадью 15 га и разработка участка не в контурах, утвержденных запасов, уточненного горного и земельного отводов, а также проведение горных работ с отступлением от технической проектной документации, в отсутствие утвержденного в установленном порядке плана развития горных работ.

Как пояснили представители Департамента в судебном заседании самостоятельно проверка с выездом на место проведения работ не проводилась, факт нарушения пунктов 1.1 и 2.4 условий лицензии установлен картографическим способом при помощи ответа начальника Заволжского отдела Управления Росреестра по Ивановской области №349 от 20.10.2010.

Из оспариваемого постановления следует, что ОАО «Заволжское ДРСУ» осуществляет добычные работы на участках, принадлежащих на праве собственности гражданам Горбунову М.В. и Берданову О.А. с кадастровыми номерами 37:04:010504:67, 37:04:010504:68, 37:04:010504:69, 37:04:010504:07. Письмом начальника Заволжского отдела Управления Росреестра по Ивановской области №349 от 20.10.2010. подтверждается, что ОАО «Заволжское ДРСУ» при производстве добычных работ вышло за пределы предоставленного ему земельного участка с кадастровым номером 37:04:010504:19 и произвело добычу гравийно-песчаной смеси на участке 37:04:010504:67 площадью 1,5га. Однако из буквального прочтения письма Заволжского отдела Управления Росреестра по Ивановской области №349 от 20.10.2010, имеющегося в материалах дела, данный вывод не следует.

Кроме того, материалы проверки, явившиеся основанием выводов Заволжского отдела Управления Росреестра по Ивановской области, признаны незаконными решением Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-5199/2010, вступившим в законную силу 08.02.2011г.

Судом установлено, что у ОАО «Заволжское ДРСУ» имеется горноотводный акт №8 на разработку общераспространенного полезного ископаемого от 25.03.1991г., который является составной частью лицензии, план развития горных работ на 2009год Левобережной части (блок V-С1) Сногищевского гравийно-песчаного месторождения в Заволжском районе Ивановской области, утвержденный и согласованный в установленном порядке. Запасы полезных ископаемых Сногищевского гравийно-песчаного месторождения утверждены протоколом № 9 заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при территориальном геологическом управлении центральных районов Министерства геологии РСФСР от 22.03.1973г.

Как пояснили представители Общества в судебном заседании в 2010году разработка недр велась по Плану развития горных работ 2009года, так как оставался запас полезных ископаемых, предусмотренный этим планом, в контурах утвержденных запасов. Кроме того у ОАО «Заволжское ДРСУ» имеется горноотводный акт №12 на разработку общераспространенного полезного ископаемого от 06.03.1998г., утвержденный Главой Администрации Заволжского района и зарегистрированный Верхневолжским округом Госгортехнадзора России 13.07.1998г. за номером 130.

ОАО «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление» на основании договора от 21.06.2004 г. №63, Постановления Главы администрации Заволжского района от 28.05.2004 г. №324 передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 37:04:010504:19, категория земель – «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения». Земельный участок имеет адресные ориентиры: Ивановская область, Заволжский район, примерно в 1300км по направлению на северо-запад от д. Крапивки; участок передан для промышленной разработки запасов Сногищевского карьера в границах, указанных в кадастровой карте (плане) Участка, прилагаемой к договору аренды и являющейся его неотъемлемой частью, площадь Участка -97044кв.м.

Оценка указанным документам в ходе административного производства Департаментом не давалась.

Департаментом в ходе административного расследования также не запрашивалась у ОАО «Заволжское ДРСУ» информация о наличии плана развития горных работ. Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении не отражено отсутствие какого плана развития горных работ вменяется Обществу, каким нормативно-техническим документам не соответствует проведение горных работ Обществом. В данном случае письмо Верхне -Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.12.2010г. №01-08/3817 не подтверждает законность постановления Департамента в части ответственности за отсутствие плана развития горных работ, поскольку письмо получено Департаментом 23.12.2010г., то есть после вынесения оспариваемого постановления (17.11.2010г.), в ходе административного расследования информация в Управлении не запрашивалась, из материалов административного дела не следует отсутствие какого плана развития горных работ вменяется Обществу. Кроме того, из материалов проверки Верхне -Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует, что правонарушение выявлено 28.05.2010г. Учитывая, что Департаментом не фиксировался и не устанавливался самостоятельно факт ведения работ ОАО «Заволжское ДРСУ», срок давности привлечения к ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за отсутствие согласованного плана ведения горных работ на 2010год истек.

В соответствии со статьей 26.1. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны установить наличие или отсутствие события административного правонарушения.

Согласно статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 24.5 КоАП РФ). При этом, отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения проступка не подтвержден. Это возможно в следующих случаях: а) в действии (бездействии) отсутствовали признаки предусмотренного КоАП РФ противоправного деяния, б) при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ и частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должно быть указано место, время совершения и событие административного правонарушения, а в постановлении, согласно статье 29.10 Кодекса, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Между тем, в протоколе об административном правонарушении N 25-эк-р/10 от 22.10.2010 г. отсутствует конкретное описание события правонарушения, не указано место, время совершения правонарушения.

В постановлении о назначении административного наказания №17-эк-р/10 от 17.11.2010г. также не конкретизировано правонарушение: не указано на каком участке ОАО «Заволжское ДРСУ» ведутся горные работы за пределами горного отвода, не в контурах утвержденных запасов, без плана развития горных работ, с нарушением какой технической проектной документации. Материалами административного дела не подтверждается ведение горных работ Обществом за пределами горного отвода, предусмотренного условиями лицензии.

При таких обстоятельствах административный орган не доказал событие административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 в части нарушения условий лицензии по пунктам 1.1, 2.4, 6.2, 6.3.

Факт невыполнения ОАО «Заволжское ДРСУ» пунктов 7.2, 7.3, 7.4 условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии серии ИВА N 80032 ТЭ на право пользования недрами (отсутствие разрешения на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проекта образования отходов и лимитов на их размещение, лимитов на размещение отходов) материалами дела подтвержден, судом установлен и Обществом не оспаривается.

Суд, установив в действиях заявителя состав правонарушения, считает возможным признать правонарушение, совершенное ОАО «Заволжское ДРСУ» малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности с объявлением устного замечания.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО «Заволжское ДРСУ» разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов и направлен на согласование в Управление Росприроднадзра по Ивановской области, получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу от 26.03.2008г., 05.08.2010г. заключен договор №4808/10 на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Обществом своевременно сдаются расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и вносится в бюджет плата за негативное воздействие на окружающую среду в виде платы за сверхлимитные выбросы и сверхлимитное размещение отходов.

Представители Общества пояснили в судебном заседании, что задержка в получении разрешения на выбросы, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вызвана тяжелым финансовым положением предприятия. В период с марта 2010г. по сентябрь 2010г. ОАО «Заволжское ДРСУ» находилось в процедуре банкротства. Определением от 03.09.2010г. по делу №А17-1290/2010 производство по делу прекращено в связи с погашением задолженности по налогам и сборам.

Учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, а также отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и вредных последствий правонарушения, суд пришел к выводу о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, в связи, с чем в силу статьи 2.9 КоАП РФ считает возможным освободить Общество от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.17 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.2004 года «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

В связи с изложенным, суд считает заявление ОАО «Заволжское ДРСУ» подлежащим удовлетворению, а Постановление № 17-эк-Р/10 о назначении административного наказания от 17.11.2010г. о привлечении открытого акционерного общества «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, вынесенное заместителем начальника Управления экологии и природопользования Департамента государственного контроля Ивановской области Левиным М.С. незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Требования заявителя удовлетворить.

2. Постановление № 17-эк-Р/10 о назначении административного наказания от 17.11.2010г. о привлечении открытого акционерного общества «Заволжское дорожное ремонтно-строительное управление» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, вынесенное заместителем начальника Управления экологии и природопользования Департамента государственного контроля Ивановской области Левиным М.С. признать незаконным и отменить.

3. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 211 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). По правилам главы 36 АПК РФ может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).

Судья Чеботарева И.А.