ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
30 октября 2015 года | Дело №А17-5975/2015 |
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,
рассмотрев дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Авангард» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании незаконным Постановления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 17.08.2015 года № 24-15/166 по делу об административном правонарушении,
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Авангард» (далее ООО, заявитель, Общество) с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (далее Управление, административный орган) об оспаривании Постановления по делу об административном правонарушении № 24-15/166 от 17.08.2015 года, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях (далее КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований Общество указало, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, так как неправильное заполнение графы 5 в справке о валютных операциях не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности в уполномоченный банк и, следовательно, не образует объективную сторону вменяемого резиденту правонарушения. По мнению заявителя, административным органом не установлена и не доказана совокупность обстоятельств, позволяющих прийти к выводу о виновности Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Установленная валютным законодательством обязанность по представлению справки о валютных операциях исполнена Обществом в установленный законом срок (01.09.2015 г.). Справка была проверена на соответствие нормам валютного законодательства и принята ответственным лицом уполномоченного банка без замечаний к правильности оформления, что подтверждается печатью банка и подписью ответственного лица на экземпляре справки, представленной в материалы дела. Возврат справки о валютной операции по причине неправильного оформления банком не производился. Указание резидентом в справке неверного кода валютной операции не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, указанное может быть признано лишь нарушением порядка составления такой справки.
Административный орган считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что справка о валютных операциях оформляется по конкретной валютной операции и, соответственно, должна отражать фактический характер валютной операции. Общество не предприняло мер по отражению фактического характера валютной операции, указав в справке от 01.09.2014 г. неверный код вида валютной операции. Факт принятия уполномоченным банком справки о валютных операциях ООО «Авангард» от 01.09.2014 г. не освобождает резидента от ответственности за её ненадлежащие оформление. Довод Общества о том, что им был соблюден порядок представления справки, а нарушен лишь порядок составления справки о валютных операциях, по мнению административного органа, является необоснованным, так как заполнение справки о валютных операциях является одним из действий резидента в рамках выполнения обязанности по предоставлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям. Довод заявителя об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, также, по мнению административного органа, не обоснован. Совершенное Обществом правонарушение свидетельствует о ненадлежащей организации Обществом учета и отчетности по валютным операциям.
Изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области проведена проверка информации о нарушении валютного законодательства Российской Федерации и актов органа валютного регулирования, полученной в отношении ООО «Авангард» от Центрального Банка Российской Федерации. В ходе проверки административный орган установил, что 14.10.2013 года ООО «Авангард» (поставщик) и Товарищество с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Социал» /Республика Казахстан/ (покупатель) заключили контракт № 39-ЭКС/13 (далее - контракт), согласно которому поставщик по контракту обязуется поставить и передать в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить товар в порядке и размере, определенном контрактом и в спецификациях, являющихся приложением к контракту и составляющих его неотъемлемую часть; номенклатура, ассортимент, единицы измерения, количество, цена стоимость товара указываются в спецификациях, поставки оформляются сторонами на каждую партию товара, поставляемого по контракту; действие условий контракта распространяется на все спецификации поставки, согласованные сторонами в период срока его действия (п. 1 контракта).
05 ноября 2013 года Обществом представлены в Филиал (ОАО) «Сбербанка России» - Ивановское отделение № 8639 (далее - уполномоченный банк) заполненная форма паспорта сделки и документы по контракту, на основании которых заполнен паспорт сделки. Уполномоченным банком паспорту сделки присвоен регистрационный номер 13110001/1481/0412/1/1.
16 июля 2014 года в рамках контракта Обществом в адрес нерезидента осуществлена поставка товара на сумму 685 020 рублей, оформленная по товарной накладной № 107, что подтверждается сведениями подраздела Ш.1 «Сведения о подтверждающих документах» ведомости банковского контроля по ПС № 13110001/1481/0412/1/1. Справка о подтверждающих документах от 28.08.2014 года представлена в уполномоченный банк 28.08.2014 года и принята уполномоченным банком 28.08.2014 года.
В графе 9 справки о подтверждающих документах по данной поставке признак поставки резидентом указан - 2 (предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты).
По данной поставке товара на сумму 685 020 рублей часть товара на сумму 84 559,07 рублей поставлена на условиях предоставления резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты. В графе 6 справки о подтверждающих документах резидентом указано 685 020/84 559,07 рублей.
В графе 10 справки о подтверждающих документах по данной поставке резидентом указан максимально ожидаемый срок получения от нерезидента денежных средств за переданные товары -12.08.2014 года.
По сведениям раздела II «Сведения о платежах» ведомости банковского контроля по паспорту сделки ПС № 13110001/1481/0412/1/1 Обществом в рамках исполнения контракта проведена валютная операция (код валютной операции 10100 - Расчеты нерезидента в виде предварительной оплаты резиденту товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж)) - 12.08.2014 г. в сумме 84 559,07 рублей (платежное поручение № 62 от 12.08.2014 г.).
Административным органом установлено, что 01 сентября 2014 года резидент представил в банк справку о валютных операциях, в которой неверно проставлен код вида валютной операции - «10100» «Расчеты нерезидента в виде предварительной оплаты резиденту товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения).
Административный орган пришел к выводу, что в представленной справке о валютной операции в уполномоченный банк по валютной операции, проведенной 12.08.2014 г. на сумму 84 559,07 рублей, неверно указан код вида валютной операции, так как в рассматриваемом случае резиденту следовало в графе 5 справки о валютных операциях указать код валютной операции 10200 - Расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа).
По данному факту должностное лицо Управления 30 июня 2015 года составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 24-15/166 по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
17 августа 2015 года протокол и другие материалы дела обадминистративном правонарушении рассмотрены Вр.и.о. руководителя Управления. По результатам рассмотрения вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 24-15/166, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Данное Постановление оспорено Обществом в Арбитражный суд Ивановской области.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, названные в статье 23 данного Закона.
Порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям утвержден Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением (далее – Инструкция № 138-И).
Согласно п. 1.5. Инструкции № 138-И, справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены Инструкцией № 138-И, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
На основании п. 3.7 Инструкции № 138-И, справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением № 1 «Порядок заполнения справки о валютных операциях» (далее - Приложение № 1) к Инструкции № 138-И и представляется в уполномоченный банк.
Согласно п. 3.8. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента.
Пунктом 6 Приложения № 1 к Инструкции № 138-И предусмотрено, что при заполнении справки о валютных операциях в графе 5 указывается код вида валютной операции, содержащийся в приложении 2 «Перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов» (далее - Приложение № 2) к Инструкции № 138-И, который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций:
-в случае осуществления валютной операции, связанной с расчетами по контракту, по которому оформлен ПС, по оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, услуг, работ, переданной информации и результатов интеллектуальной деятельности при отсутствии у резидента указанных в главе 9 настоящей Инструкции документов, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров на территорию (с территории) Российской Федерации, оказание услуг, выполнения работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, графа 5 заполняется исходя из осуществления авансового платежа (коды видов валютных операций: 10100, 11100, 20100, 21100, 22100, 23100);
-в случае осуществления валютной операции, связанной с расчетами по контракту, по которому оформлен ПС, по оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, которые подлежат декларированию таможенному органу путем подачи декларации на товары, в течение шести рабочих дней с даты выпуска (условного выпуска) товаров, графа 5 заполняется исходя из имеющихся в наличии у резидентов деклараций на товары.
- по валютной операции, связанной с поступлением от нерезидента валюты Российской Федерации, зачисленной на расчетный счет резидента в уполномоченном банке, указывается код вида валютной операции, содержащийся в расчетном документе по валютной операции, поступившем от плательщика-нерезидента, либо код вида валютной операции, который соответствует представленным резидентом документам, связанным с проведением такой валютной операции, в случаях, указанных в пункте 3.14 Инструкции № 138-И.
В соответствии п. 3.14. Инструкции № 138-И, при зачислении на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, в случае несогласия резидента с кодом вида валютной операции, указанным в поступившем от нерезидента расчетном документе по валютной операции, либо если в расчетном документе по валютной операции не был указан код вида валютной операции, резидент в срок, установленный пунктом 3.8 Инструкции № 138-И, представляет справку о валютных операциях, в которой указывает код вида валютной операции, соответствующий одновременно представленным им в уполномоченный банк документам, связанным с проведением такой валютной операции, в том числе (по усмотрению резидента) в случае зачисления на его расчетный счет в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, при осуществлении валютных операций, не предусматривающих оформления паспорта сделки.
Исходя из вышеназванных обстоятельств и норм, справка по валютной операции, проведенной 12.08.2014 г. на сумму 84 559,07 рублей, должна была быть представлена Обществом в уполномоченный банк не позднее 02.09.2014 года с отражением в графе 5 справки о валютных операциях кода валютной операции, согласно Приложения № 2 к Инструкции № 138-И: 10200 - Расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа).
В рассматриваемом случае справка по валютной операции, проведенной 12.08.2014 г. на сумму 84 559,07 рублей, представлена резидентом в уполномоченный банк своевременно (01.09.2014 года), однако Обществом неверно указан код вида валютной операции - «10100» «Расчеты нерезидента в виде предварительной оплаты резиденту товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Анализ положений ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ свидетельствует, что объективная сторона предусмотренного данной нормой правонарушения заключается в несоблюдении порядка представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по совершенным валютным операциям, к числу которых относится и справка о валютных операциях.
Порядок представления в уполномоченный банк указанных форм учета и отчетности, в том числе справки о валютных операциях, исходя из буквального толкования слова "порядок", представляет собой процедуру представления в банк названных форм.
Требования к содержанию справки о валютных операциях, к заполнению граф бланка такой справки предусмотрены Порядком заполнения справки о валютных операциях, установленным приложением N 1 к Инструкции N 138-И.
При этом из буквального грамматического толкования наименований частей Инструкции N 138-И следует вывод о том, что порядок заполнения справки о валютных операциях определяет правила совершения действий по заполнению граф бланка данной справки, а порядок представления справки о валютных операциях в уполномоченный банк определяет правила совершения действий по передаче названной заполненной справки в соответствующий банк.
Действия (бездействие) резидента, нарушающие правила, предусмотренные Порядком заполнения справки о валютных операциях, утвержденных приложением N 1 к Инструкции N 138-И (представление резидентом справки о валютных операциях с нарушением правил оформления), не охватываются объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция содержится и в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2012 N 41-АД12-3.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Авангард», выразившихся в подаче 01.09.2014 года в уполномоченный банк справки о валютных операциях, содержащей недостоверные сведения о коде вида валютной операции на сумму 84 559,07 руб., отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, а, соответственно, и состав данного административного правонарушения. Несмотря на наличие в справке о валютных операциях недостоверных сведений, данная справка была представлена ООО «Авангард» в уполномоченный банк в заполненном виде с соблюдением порядка, предусмотренного Инструкцией N 138-И, в связи с чем, в действиях Общества отсутствуют признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, так как согласно статье 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Авангард» удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить полностью Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области № 24-15/166 от 17.08.2015 года.
3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Калиничева М.С.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья М.С. Калиничева