ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
03 октября 2019 года | Дело №А17-6114/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2019 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе
судьи Тимошкина Константина Александровича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального образования «Пестяковское городское поселение Пестяковского муниципального района Ивановской области»
к Администрации Пестяковского муниципального района
о признании недействительным пункта 4 приложения к Постановлению Администрации Пестяковского муниципального района от 18.02.2019 №60 «О внесении изменений в постановление Администрации Пестяковского муниципального района от 01.08.2018 года №286 «Об утверждении плана организации ярмарок на 2019 год на территории Пестяковского муниципального района Ивановской области;
признании незаконными действия Администрации Пестяковского муниципального района по принятию пункта 4 приложения к Постановлению Администрации Пестяковского района от 18.02.2019 №60 «О внесении изменений в постановление Администрации Пестяковского муниципального района от 01.08.2018 года №286 «Об утверждении плана организации ярмарок на 2019 год на территории Пестяковского муниципального района Ивановской области», организатором ярмарки на общественных территориях муниципального образования «Пестяковское городское поселение» в лице ТМУП «Пестяковское»;
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Торговое муниципальное унитарное предприятие «Пестяковское» (ТМУП «Пестяковское»),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Глава поселения ФИО1 на основании решения совета №7 от 29.09.2015 года и паспорта,
от ТМУП «Пестяковское» – ФИО2 руководитель на основании распоряжения №192 от 27.06.2018 года, распоряжения о продлении срока действия трудового договора №168 от 24.07.2019 и паспорта;
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области обратилось Муниципальное образование «Пестяковское городское поселение Пестяковского муниципального района Ивановской области» к Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области с заявлением о признании недействительным пункта 4 приложения к Постановлению от 18.02.2019 №60 «О внесении изменений в постановление Администрации Пестяковского муниципального района от 01.08.2018 года №286 «Об утверждении плана организации ярмарок на 2019 год на территории Пестяковского муниципального района Ивановской области и о признании незаконным организатором ярмарки в лице ТМУП «Пестяковское».
В ходе судебного разбирательства от заявителя по делу Муниципальное образование «Пестяковское городское поселение Пестяковского муниципального района Ивановской области», в порядке ст. 49 АПК РФ поступило заявление об изменении заявленных требований. Согласно данного заявления от 11.09.2019 года заявитель просит суд признать недействительным пункт 4 приложения к Постановлению Администрации Пестяковского муниципального района от 18.02.2019 №60 «О внесении изменений в постановление Администрации Пестяковского муниципального района от 01.08.2018 года №286 «Об утверждении плана организации ярмарок на 2019 год на территории Пестяковского муниципального района Ивановской области, а также признать незаконными действия Администрации Пестяковского муниципального района по принятию пункта 4 приложения к Постановлению Администрации Пестяковского района от 18.02.2019 №60 «О внесении изменений в постановление Администрации Пестяковского муниципального района от 01.08.2018 года №286 «Об утверждении плана организации ярмарок на 2019 год на территории Пестяковского муниципального района Ивановской области», организатором ярмарки на общественных территориях муниципального образования «Пестяковское городское поселение» в лице ТМУП «Пестяковское».
В своем заявлении заявитель пояснил, что п. 4 приложения к Постановлению Администрации района № 60 полномочия организатора ярмарки на период с 18.02. по 31.12.2019 года передано ТМУП «Пестяковское». Ярмарочная торговля осуществляется на общественных территориях муниципального образования «Пестяковское городское поселение Пестяковского муниципального района Ивановской области»: <...> участок земли около столовой пл. 5089 кв. м. и на территории общего пользования ул. Ленина участок земли общей площадью 1900 кв.м. без разрешительных докуументов, подтверждающих право организатора ярмарки на владение, пользование земельными участками.
С 18 февраля 2019 года ТМУП «Пестяковское» осуществляет сбор денежных средств от организации ярмарочной торговли согласно постановлению администрации района № 60 на указанных выше территориях общего пользования Пестяковского городского поселения, без разрешительных документов, подтверждающих право организатора ярмарки на владение, пользование земельными участками. Все денежные средства полученные от ярмарочной торговли ТМУП «Пестяковское» тратит на свои нужды, тем самым бюджет городского поселения не дополучил 353000 рублей.
По мнению заявителя, в силу положений ФЗ № 131-ФЗ, Устава поселения, решения Совета от 20.12.2018 года № 277 – Совет поселения обладает исключительным правом на утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
Применение пункта 4 обжалуемого постановления является незаконными по следующим Основаниям:
Указанный пункт приложения к постановлению Администрации района от 18 февраля 2019 года № 60 - администрацией района принимался при отсутствии изменений и дополнений в решение Совета от 20.12. 2018 года №277.
В нарушении:
-пункта 3 статьи 11 Федерального Закона от 28.12.2009 года № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», организатор ярмарки ТМУП «Пестяковское» не опубликовал в средствах массовой информации и не разместил на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней;
-подпункта 7 пункта 1 статьи 1; пункта 1 статьи 39.1 Земельного Кодекса Российской Федерации выразившиеся в использовании земельных участков для организации ярмарочной торговли без правовых оснований на территориях Пестяковского городского поселения в местах общего пользования <...> (участок земли около столовой) пл. 5089 кв.м и на территории общего пользования ул.Ленина(участок земли площадь В.И.Ленина) площадью 1900 кв.м.
- подпункта 2.4 ; 2.6 ; 2.8; 2.10,2.11 пункта 2 Приложение №1 к постановлению Правительства Ивановской области от 22.11.2012 года № 481-п «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Ивановской области и продажа товаров (выполнение работ и услуг) на них выразившиеся в нарушении срока подачи заявки, отсутствие документов, подтверждающих право организатора ярмарки на владение, пользование земельными участками на землю, отсутствие опубликования в средствах массовой информации и размещение на своем сайте плана мероприятий по организации ярмарки, предоставление в администрацию района пакета документов не в полном объеме.
- статьи 42,45 решения Совета от 10 ноября 2016 года № 101 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Пестяковского городского поселения ( в действующей редакции) - в использовании земельных участков для организации ярмарочной торговли без правовых оснований на территориях Пестяковского городского поселения в местах общего пользования <...> земли около столовой пл. 5089 кв.м. и на территории общего пользования ул. Ленина площадью 1900 кв.м.
В результате проведенных незаконных действий со стороны Администрации района нарушены законные права муниципального образования «Пестяковское городское поселение» на получение доходов в бюджет поселения и осуществление мероприятий по благоустройству территорий муниципального образования.
Администрация Пестяковского муниципального района Ивановской области с требованиями заявителя не согласилась по основаниям изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему по следующим основаниям. В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоупрапвления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения отнесено создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, в том числе услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Аналогичные положения содержатся в п. 18 ч.1 ст.10 Устава Пестяковского муниципального района. Порядок организации и проведения ярмарок установлен Федеральным законом № 381-ФЗ и Постановлением Правительства Ивановской области от 22.11.2012 года № 481-п Порядок организации ярмарок на территории Ивановской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них. В свою очередь Администрацией района был принят порядок организации ярмарок на территории Пестяковского муниципального района и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденный Постановлением от 08.08.2016 года № 430.
Основанием для внесения изменений в план организации ярмарок на 2019 год и определения организатором ярмарки ТМУП «Пестяковское» явилось то, что в Администрацию района от директора предприятия ФИО2 поступила соответствующая заявка с просьбой включить ТМУП «Пестяковское» в план организации ярмарок на 2019 год, как организатора круглогодичной, универсальной ярмарки выходного дня, с адресом проведения: <...>.
Кроме того, Администрация считает, что заявителем пропущен срок для обращения в суд с заявлением о признании недействительным п. 4 приложения к постановлению Администрации Пестяковского района от 18.02.2019 года № 60 и действий Администрации по принятию данного решения и действий незаконными.
На основании изложенного Администрация района считает, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Третье лицо, привлеченное для участие в деле ТМУП «Пестяковское» полностью поддерживает позицию Администрации Пестяковского муниципального района, дополнительно свой отзыв суду не представило.
На судебное разбирательство, назначенное на 03.10.2019 года Администрация Пестяковского муниципального района Ивановской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте его проведения, своего представителя не направило. Учитывая данное обстоятельство, рассмотрение дела проведено без участия представителя Администрации, в порядке ч.3 ст. 200 АПК РФ.
Заявление Муниципального образования, рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии с порядком предусмотренном ст. ст. 115-117, 152-170, 197-201 АПК РФ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, арбитражный суд установил следующее.
Согласно представленных документов следует, что Администрацией Пестяковского муниципального района Ивановской области 01.08.2018 года было принято Постановление № 286 «Об утверждении плана организации ярмарок на 2019 год на территории Пестяковского муниципального района Ивановской области». Данное Постановление, согласно п. 4 вступает в силу с 01.01.2019 года.
18.02.2019 года Администрацией Пестяковского муниципального района Ивановской области принято Постановление № 60 «О внесении изменений в Постановление Администрации Пестяковского муниципального района от 01.08.2018 года № 286 «Об утверждении плана организации ярмарок на 2019 год на территории Пестяковского муниципального района Ивановской области». Согласно данного постановления внесены изменения в п. 4 Приложения, в части организатора ярмарки вместо Главы Пестяковского муниципального района ФИО3 указан директор ТМУП «Пестяковское» ФИО2
Данные постановления размещены на сайте Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области по адресу http://www.pestyaki.ru/index.php/menyu/ekonomika-i-investitsii/potrebitelskij-rynok.
Считая оспариваемый п. 4 приложения к Постановлению № 60 от 18.02.2019 года недействительным, а действия по его принятию незаконными, Глава Пестяковского муниципального района Ивановской области 22.07.2019 года обратился в Арбитражный суд Ивановской области.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пояснений ФИО1 ему стало известно о наличии спорного Постановления не позднее 28 февраля 2019 года (приложение к протоколу судебного разбирательства от 03.10.2019 года). Кроме того, как видно из материалов дела 28.02.2019 года ФИО1 как Глава Пестяковского городского поселения направил депутатский запрос Главе Пестяковского муниципального района о предоставлении письменной информации о договоре об организации ярмарочной торговли на территории Пестяковского городского поселения с ТМУП «Пестяковское» по сбору и расходованию денежных средств при заключении договора аренды земельного участка (Т.1 дела, с. 117). 11.03.2019 года Глава Пестяковского муниципального района направил ответ за № 633, в котором однозначно сослался на Постановление № 60 от 18.02.2019 года. Данный ответ получен ФИО1 12.03.2019 года, о чем имеется собственноручная подпись (Т.1 дела, с. 114-116, приложение к протоколу судебного разбирательства от 03.10.2019 года).
Таким образом, трехмесячный срок, предусмотренный ч.4 ст. 198 АПК для признания оспариваемого Постановления № 60 от 18.02.2019 года и действий по его принятию на дату обращения в Арбитражный суд 22.07.2019 года пропущен. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока для обжалования ФИО1 не заявлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 № 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Субъективное право на защиту - это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.
Следовательно, решение вопроса об обжаловании ненормативного акта, решения, действий (бездействия) предполагает определенную инициативу лица, чьи права, по его мнению, нарушают оспариваемые им ненормативные акты, действия (бездействии), решения, а срок на их обжалование исчисляется с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, то есть когда заявитель узнал об издании оспариваемого ненормативного акта, решения, о совершении действий (бездействия) и пришел к субъективному мнению о том, что его права и законные интересы нарушены такими актами, действиями (бездействием).
Таким образом, заявитель должен доказать, что он обратился с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта (действий) в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока - ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока. При этом пропуск трехмесячного срока на обжалование решения государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.04.2007 № 271-О-О, положение части 4 статьи 198 АПК РФ направлено на защиту конституционных прав граждан и не предполагает произвольного ее применения судами при решении вопросов о порядке исчисления установленного в ней срока, а также восстановления пропущенного срока подачи заявления.
Учитывая вышеизложенное,пропуск срока на обжалование и отсутствие ходатайства на его восстановление, требования Муниципального образования «Пестяковское городское поселение Пестяковского муниципального района Ивановской области» оставить без удовлетворения.
Вопрос о распределении государственной пошлины по делу судом не рассматривался в связи с освобождением Муниципального образования «Пестяковское городское поселение Пестяковского муниципального района Ивановской области» от ее уплаты в соответствии с подп. 1.1 п. 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации, согласно которого от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 199, 200, 201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Требования Муниципального образования «Пестяковское городское поселение Пестяковского муниципального района Ивановской области» о признании недействительным пункта 4 приложения к Постановлению Администрации Пестяковского муниципального района от 18.02.2019 №60 «О внесении изменений в постановление Администрации Пестяковского муниципального района от 01.08.2018 года №286 «Об утверждении плана организации ярмарок на 2019 год на территории Пестяковского муниципального района Ивановской области; признании незаконными действия Администрации Пестяковского муниципального района по принятию пункта 4 приложения к Постановлению Администрации Пестяковского района от 18.02.2019 №60 «О внесении изменений в постановление Администрации Пестяковского муниципального района от 01.08.2018 года №286 «Об утверждении плана организации ярмарок на 2019 год на территории Пестяковского муниципального района Ивановской области», организатором ярмарки на общественных территориях муниципального образования «Пестяковское городское поселение» в лице ТМУП «Пестяковское» оставить без удовлетворения.
2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.