ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-6164/16 от 03.04.2017 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

06 апреля 2017 года

Дело № А17-6164/2016

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Романовой Т.В.
 при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Н.А.
 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску частного образовательного учреждения «Наследник» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению образования администрации города Иваново (ОГРН <***>, ИНН <***>), Ивановской области в лице Департамента образования Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании убытков в размере 337 060 рублей 20 копеек,

при участии в судебном заседании

от истца: ФИО1, руководитель; ФИО2 по доверенности от 23.01.2017; ФИО3 адвокат по устному ходатайству; ФИО4 по доверенности от 23.01.2017;

от ответчика - Управление образования: ФИО5 по доверенности от 19.12.2016; ФИО6 представитель по доверенности от 19.01.2017;

от ответчика - Департамент образования: ФИО7 по доверенности от 27.03.20017 №1802;

установил:

частное образовательное учреждение «Наследник» обратилось в арбитражный суд Ивановской области с иском к Управлению образования администрации города Иваново о взыскании задолженности в размере 342 437 рублей 57 копеек. Исковые требования обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком соглашения от 18.01.2016 и основаны на статьях 12, 91, 92 ФЗ «Об образовании в РФ».

Определением арбитражного суда от 11.08.2016 года исковое заявление оставлено без движения.

Определением от 19.09.2016 исковое заявление принято к рассмотрению арбитражным судом Ивановской области в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). Истцу предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.

03.11.2016 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Определением суда от 23.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования Ивановской области.

Протокольным определением суда от 27.03.2017 на основании ст. 46 АПК РФ Департамент образования Ивановской области привлечен в качестве соответчика.

В судебном заседании истец ходатайствовал об уточнении размера исковых требований, а также уточнении наименования ответчика, просит взыскать в солидарном порядке с Ивановской области в лице Департамента образования Ивановской области за счет казны Ивановской области и Управления образования Администрации г. Иваново убытки в сумме 337 060 рублей. На основании ст. 49, 159 АПК РФ суд принял уточненный размер исковых требований и уточнение наименования ответчика.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме с учетом уточнений по основаниям указанным в иске, объяснениях от 03.04.2017. По мнению истца, им в течение 2016 года осуществлялась реализация программы дошкольного образования, подлежащая субсидированию. В связи с отказом ответчика выплатить субсидию в полном объеме, у истца возникли убытки, подлежащие возмещению. При этом истец считает, что поскольку дошкольное образование аккредитации не подлежит, то для выплаты субсидии на дошкольное образование, аккредитация программ начального общего, основного общего, среднего общего образования не требуется.

Ответчик – Управление образования администрации г. Иванова (далее по тексту – Управление образования) с исковыми требованиями не согласился, свою позицию изложил в отзыве на исковое заявление от 10.10.2016. Ответчик считает, что поскольку истец не выполнил условия предоставления субсидии – не предоставил свидетельство о государственной аккредитации, то за период отсутствия у истца аккредитации отказ в выплате субсидии обоснован.

Ответчик – Департамент образования Ивановской области (далее по тексту – Департамент образования) с исковыми требованиями не согласен, свою позицию изложил в отзыве от 21.02.2017, от 03.04.2017. По мнению ответчика, для получения субсидии предоставления дошкольного образования законом предусмотрено два типа образовательных организаций: частные дошкольные образовательные и частные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам. В связи с чем, предоставление субсидии осуществляется не в зависимости от образовательной программы, а в зависимости от типа образовательной организации.

Заслушав стороны, изучив представленные в материалы дела документы, суд установил следующие обстоятельства дела.

В 2016 году частное образовательное учреждение «Наследник» осуществляло образовательную деятельность, в том числе по реализации дошкольного образования.

Между Управлением образования Администрации города Иванова и частным образовательным учреждением «Наследник» заключено соглашение от 18.01.2016 о предоставлении Учреждению в 2016 году Управлением образования субсидии в размере 946 266 рублей на возмещение затрат на финансовое обеспечение получения дошкольного, начального общего, среднего общего образования (п. 1.1, п. 1.5 Соглашения).

Согласно п. 1.3 субсидия предоставляется на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, оплата услуг доступа к сети Интернет детей-инвалидов, находящихся на дистанционном обучении.

Условиями предоставления субсидии являются: - реализация учреждением основных общеобразовательных программ; - наличие у Учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации реализуемых основных общеобразовательных программ (п. 1.4 Соглашения).

Предоставление субсидии прекращается в случаях: - нарушение условий Соглашения; - ликвидация Учреждения; - окончание срока действия лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановления действия лицензии на осуществления образовательной деятельности полностью или в отношении отдельных общеобразовательных программ; - истечение срока действия государственной аккредитации по соответствующей основной общеобразовательной программе, лишения частной общеобразовательной организации государственной аккредитации по соответствующей основной общеобразовательной программе (п.1.7 Соглашения).

Дополнительным соглашением от 18.05.2016 размер субсидии уменьшен до 589 333 рублей 90 копеек.

Полагая, что невыплата субсидии в полном объеме повлекла для истца образовательного учреждения убытки, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением об их взыскании.

Оценив представленные в материалы дела документы, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Убытки, причиненные физическому или юридическому лицу, подлежат возмещению в соответствии со статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право было нарушено (упущенная выгода). Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных убытков.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, в также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п.2 ст.1064 ГК РФ). Таким образом, в гражданском праве вина причинителя вреда презюмируется, ее отсутствие обязан доказать причинитель вреда, то есть в данном случае ответчик.

Для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие состава правонарушения: наступление вреда, причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.

Приведенные нормы не указывают на противоправность поведения причинителя вреда как на непременное условие деликтной ответственности, но это подразумевается. Противоправность означает любое нарушение чужого субъективного (применительно к деликтным отношениям - абсолютного) права, причинившее вред, если иное не предусмотрено в законе. Обязательства из причинения вреда опираются на принцип генерального деликта, согласно которому каждому запрещено причинять вред имуществу или личности и всякое причинение вреда другому является противоправным, если лицо не было правомочно нанести вред. В любом случае, был ли вред причинен умышленно или по неосторожности, причинитель обязан его возместить.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р одной из наиболее важных задач государственной политики в сфере образования является удовлетворение потребности семей с детьми в услугах дошкольного образования. При этом в п. 5 письма Минобрнауки России от 01.12.2014 N 08-1908 указано на поддержку организации предоставления дошкольного образования в частных образовательных организациях

Согласно п. 6 ст. 8 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.

В соответствии с подпунктом 2.1.7 Положения о Департаменте образования Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 28.09.2012 №363-п, Департамент образования осуществляет финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в подпункте 2.1.4 настоящего пункта.

В соответствии с подпунктом 2.1.24 указанного Положения Департамент образования осуществление в случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетных полномочий главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий.

Законом Ивановской области от 29.12.2015 №148-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» в соответствии с Государственной программы Ивановской области (Развитие образования Ивановской области», принятой на основании ст. 179 Налогового кодекса РФ, и включающей в себя Подпрограмму «Развитие общего образования», предусмотрено выделение субвенции на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях. При этом в разделе 2 Подпрограммы «Развитие общего образования» выделение субвенции направлено на обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного образования и увеличение количества детей, получающих услуги дошкольного образования.

В целях реализации предоставленной субсидии, постановлением Администрации города Иванова от 27.03.2014 №651 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий частным общеобразовательным организациям, осуществляющим на территории городского округа Иваново образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на финансовое обеспечение получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. В соответствии с п. 2.3 указанного Порядка, выплата субсидии осуществляется на основании заключенного между Управлением образования администрации города Иванова и образовательным учреждением соглашения.

В ст. 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, что означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Факт предоставления истцом в 2016 году дошкольного образования подтверждается сведениями о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, лицензией на осуществление образовательной деятельности и ответчиками не оспаривается.

В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, при этом каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Возражая против возмещения расходов на получение дошкольного образования, ответчики ссылаются на отсутствие у истца в период с 01.01.2016 по 17.05.2016 государственной аккредитации, поскольку истец является не дошкольным учреждением, а общеобразовательным, при этом Департамент образования полагает, что предоставление субсидии зависит от типа образовательной организации, а не от образовательной программы. Указанный довод суд не принимает в виду следующего.

Типы образовательных учреждений предусмотрены в ст. 23 Закона об образовании. При этом дошкольные образовательные организации реализуют программы дошкольного образования, а общеобразовательные организации реализуют образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также вправе реализовывать дошкольные программы.

В приложении №1 к лицензии от 16.03.2016 №1599, выданной Департаментом образования Ивановской области частному общеобразовательному учреждению «Наследник» в качестве осуществляемой образовательной деятельности указано, в том числе, дошкольное образование. Таким образом, истец, являясь общеобразовательным учреждением, правомерно осуществляет организацию дошкольного образования.

Согласно ст. 91, 92 Закона об образовании осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования требует наличие у образовательной организации лицензии, в то время как реализация образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования подлежат помимо лицензирования государственной аккредитации. В связи с этим, предусмотренное в п. 6 ст. 8 Закона об образовании, ч. 2 ст. 2 Закона Ивановской области от 05.07.2013 N 66-ОЗ «Об образовании в Ивановской области», требование об аккредитации при возмещении затрат на финансовое обеспечение не может распространяться при реализации дошкольного образования.

В Определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 310-О указано, что Закон Российской Федерации «Об образовании» указано, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно - правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций и др. При этом действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности.

Указывая в Соглашении от 18.01.2016, в качестве одного из требований при получении финансового обеспечения получения дошкольного образования, свидетельство о государственной аккредитации в качестве требования основных образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, Управление образования нарушает принцип равенства образовательных организаций между дошкольными организациями реализующие программы дошкольного образования и общеобразовательными организациями, реализующие также дошкольные образовательные программы, иного ответчиками не доказано и не обосновано.

Размер заявленных ко взысканию убытков в виде недополученной субсидии ответчиками не оспаривается, более того расчет истца совпадает с расчетом, предоставленным Управлением образования.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту – БК РФ) субсидии юридическим лицам предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг. Указанные субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (пункт 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Дополнительным соглашением от 18.05.2016 к соглашению от 18.01.2016 размер субсидии выделенной истцу уменьшен до 589 333 рубля 90 копеек.

В материалы дела представлены платежный документ от 23.12.2016, письмо Управления образования от 20.12.2016 №8-01-08-1406 о возврате субсидии в сумме 337 060 рублей 23 копейки Департаменту образования.

Таким образом, исковые требования к Управлению образования о взыскании субсидии на возмещение затрат на финансовое обеспечение получения дошкольного образования как понесенных убытков удовлетворению не подлежат.

Согласно п. 6 ст. 8 Закона об образовании финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, от имени Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.

Учитывая, что финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, исковые требования о взыскании убытков в виде неполученной субсидии в сумме 337 060 рублей 20 копеек подлежат удовлетворению в полном объеме с Департамента образования Ивановской области как главного распорядителя за счет казны Ивановской области.

При принятии искового заявления к производству истцу предоставлена отсрочка в уплате госпошлины. Согласно ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины

В соответствии с подпунктом 1.1. части 1 статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с изложенным, принимая во внимание, что истец от уплаты государственной пошлины освобожден, вопрос об уплате госпошлины судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск частного образовательного учреждения «Наследник» к Управлению образования администрации города Иваново о взыскании убытков в размере 337 060 рублей 20 копеек, - оставить без удовлетворения.

Иск частного образовательного учреждения «Наследник» к Ивановской области в лице Департамента образования Ивановской области о взыскании убытков в размере 337 060 рублей 20 копеек, - удовлетворить.

Взыскать с Департамента образования Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу частного образовательного учреждения «Наследник» 337 060 рублей 20 копеек в счет возмещения убытков.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области

Судья Т.В. Романова