АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИhttp://ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской ФедерацииР Е Ш Е Н И ЕДело № А17-6270/2020 г. Иваново Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2021 года
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Ильичевой Оксаны Александровны, при ведении протокола секретарем судебного заседания Епифановой Э.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области о признании решения от 18 ноября 2019 года и действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ и площади смежных земельных участков с КН 37:24:040201:71 и КН 37:24:040201:78 и внесению 18 ноября 2019 года в Единый государственный реестр недвижимости изменений о местоположении границ и площади земельных участков с КН 37:24:040201:71 и КН 37:24:040201:78 незаконными; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости: - сведения о местоположении границ и площади земельного участка с КН 37:24:040201:71 в размере 6502+/-29 квадратных метра, внесенные 18 ноября 2019 года на основании заявления Департамента управления имуществом Ивановской области; - сведения о местоположении границ и площади земельного участка с КН 37:24:040201:78 в размере 958+/-11 квадратных метра, внесенные 18 ноября 2019 года на основании заявления Департамента управления имуществом Ивановской области третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Департамент управления имущества Ивановской области, Ивановский городской комитет по управлению имуществом, городской округ Иваново в лице Администрации города Иваново, при участии в судебном заседании: от истца – представителя ФИО1 по доверенности от 31.01.2020, диплому и паспорту, от ответчика – представителя ФИО2 по доверенности от 11.01.2021 №1, диплому, паспорту УСТАНОВИЛ: Бюджетное учреждение социального обслуживания Ивановской области «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (далее - Учреждение, ОБУСО «Ивановский КЦСОН», заявитель) к Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом о признании права собственности Ивановской области на нежилое помещение с кадастровым номером 37:24:040201:913 в силу приобретательной давности владения указанным объектом недвижимости - бюджетным учреждением социального обслуживания Ивановской области «Ивановским комплексным центром социального обслуживания населения»; о признании права муниципальной собственности городского округа Иваново на нежилое помещение с кадастровым номером 37:24:040201:913, зарегистрированным 6 декабря 2016 года под регистрационным номером № 37-37/001-37/018/004/2016-5506/1 – отсутствующим, в связи с отсутствием оснований в приобретении права собственности на указанный объект недвижимости; о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее – Управление Росреестра по Ивановской области, Управление, заинтересованное лицо, административный орган) в форме уведомления от 18 ноября 2019 года за № 13842 об исправлении реестровой ошибки о местоположении границ и площади смежных земельных участков с кадастровым номером 37:24:040201:71 и кадастровым номером 37:24:040201:78 – незаконным, как нарушающим права и законные интересы заявителя. Определением суда от 19.01.2020 исковое заявление (заявление) оставлено без движения, поскольку подано с нарушением требований, установленных статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителю предложено устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения. В пределах установленного срока от заявителя поступили дополнительные документы, а также заявление от 05.03.2020, содержащее уточнение заявленных требований. Письмом от 06.03.2020 заявителю предложено исполнить в полном объеме определение суда от 19.02.2020, представить необходимые документы и пояснения. В пределах установленного срока от заявителя поступили дополнительные документы, а также уточненное исковое заявление (заявление) от 18.03.2020. Определением суда от 19.03.2020 исковое заявление (заявление) с учетом уточнения от 18.03.2020 принято к производству, делу присвоен номер А17-1274/2020, предварительное судебное заседание назначено на 21.05.2020. Одновременно с подачей искового заявления истцом представлено заявление о применении обеспечительных мер в виде наложения ареста на следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...> и принадлежащие ответчику: нежилое здание с кадастровым номером 37:24:040201:156, нежилое помещение с кадастровым номером 37:24:040201:916, нежилое помещение с кадастровым номером 37:24:040201:913, нежилое помещение с кадастровым номером 37:24:040201:914, земельный участок с кадастровым номером 37:24:040201:78. Определением суда от 19.02.2020 заявление о применении обеспечительных мер также оставлено без движения, поскольку подано с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Определением суда от 19.03.2020 ходатайство бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» удовлетворено частично. Установлен запрет Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом совершать гражданско-правовые сделки по отчуждению имущества, находящегося в собственности городского округа Иваново и расположенного по адресу: <...> в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 37:24:040201:913, земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78. Определением суда от 21.05.2020 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент социальной защиты населения Ивановской области (далее - Департамент соцзащиты населения, третье лицо), в порядке статей 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено судебное разбирательство в первой инстанции на 23.06.2020. Определением суда от 23.06.2020 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент управления имущества Ивановской области (далее - Департамент управления имуществом, третье лицо), в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство отложено на 30.07.2020 Определением суда от 06.08.2020 по делу №А17-1274/2020 (резолютивная часть оглашена 30.07.2020) выделено в отдельное производство требование бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в форме уведомления от 18 ноября 2019 года за № 13842 об исправлении реестровой ошибки о местоположении границ и площади смежных земельных участков с кадастровым номером 37:24:040201:71 и кадастровым номером 37:24:040201:78 - незаконным, как нарушающим права и законные интересы заявителя, Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Департамента управления имущества Ивановской области. Выделенным требованиям присвоен номер А17-6270/2020. Определением суда от 06.08.2020 выделенное в отдельное производство требование бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в форме уведомления от 18 ноября 2019 года за № 13842 об исправлении реестровой ошибки о местоположении границ и площади смежных земельных участков с кадастровым номером 37:24:040201:71 и кадастровым номером 37:24:040201:78 - незаконным, как нарушающим права и законные интересы заявителя принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 05.10.2020. Определением суда от 05.10.2020 назначено судебное заседание арбитражного суда первой инстанции по рассмотрению выделенного в отдельное производство искового требования на 12.11.2020; в соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Ивановский городской комитет по управлению имуществом (далее – комитет, ИГКУИ, третье лицо). Протокольным определением суда от 12.11.2020 на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство отложено на 16.12.2020. Определением суда от 13.11.2020 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении ходатайства об объединении в одно производство дел №А17-1274/2020 и № А17-6270/2020 бюджетному учреждению социального обслуживания Ивановской области «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» отказано. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по делу №А17-6270/2020 определение Арбитражного суда Ивановской области от 13.11.2020 по делу №А17-6270/2020 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» – без удовлетворения. Определением суда от 16.12.2020 на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен городской округ Иваново в лице Администрации города Иваново (далее – Администрация, третье лицо), в порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство отложено на 20.01.2021. Третьи лица в судебное заседание не явились, в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются надлежаще извещенными о времени и месте проведения судебного заседания. Представители лиц, участвующих в деле, не возражали против рассмотрения дела в отсутствии надлежаще извещенных третьих лиц. Департамент соцзащиты определение от 21.05.2020 о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, получил 27.05.2020; определение от 06.08.2020 о принятии выделенного в отдельное производство требования, назначении предварительного судебного заседания получил 14.08.2020. От Департамента соцзащиты в материалы дела поступило ходатайство от 28.09.2020 о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Департамент управления имуществом определение от 23.06.2020 о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, получил 29.06.2020; определение от 06.08.2020 о принятии выделенного в отдельное производство требования, назначении предварительного судебного заседания получил 11.08.2020. В отзыве Департамента управления имуществом от 12.11.2020 содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. ИГКУИ определение от 05.10.2020 о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, получил 08.10.2020. В отзыве ИГКУИ от 06.11.2020 содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Администрация определение от 16.12.2020 о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, получила 21.12.2020. В соответствии с ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. На основании ст.ст. 121 (ч. 6), 123 (ч. 1), 156 (ч. 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствии надлежащим образом извещенных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (Департамента соцзащиты, Департамент управления имущества, ИГКУИ, Администрации). В судебном заседании 20.01.2021 представитель заявителя поддержал заявление об уточнении исковых требований, истец просит: признать решение от 18 ноября 2019 года и действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ и площади смежных земельных участков с КН 37:24:040201:71 и КН 37:24:040201:78 и внесению 18 ноября 2019 года в Единый государственный реестр недвижимости изменений о местоположении границ и площади земельных участков с КН 37:24:040201:71 и КН 37:24:040201:78, а также повлекшее за ним последующее действие 3 декабря 2019 года органа регистрации прав по регистрации права городского округа Иваново на земельный участок с КН 37:24:040201:78 -незаконными. - обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости: 1. сведения о местоположении границ и площади земельного участка с КН 37:24:040201:71 в размере 6502+/-29 квадратных метра, внесенные 18 ноября 2019 года на основании заявления Департамента управления имуществом Ивановской области; 2. сведения о местоположении границ и площади земельного участка с КН 37:24:040201:78 в размере 958+/-11 квадратных метра, внесенные 18 ноября 2019 года на основании заявления Департамента управления имуществом Ивановской области; 3. сведения о государственной регистрации права собственности городского округа Иваново на земельный участок с КН 37:24:040201:78 в размере 958+/-11 квадратных метра, внесенные 3 декабря 2019 года за номером 37:24:040201:78-37/073/2019-1. Протокольным определением суда от 20.01.2021 на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об уточнении заявленных требований принято частично; рассмотрение дела продолжено в рамках уточненных требований о признании решения от 18 ноября 2019 года и действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ и площади смежных земельных участков с КН 37:24:040201:71 и КН 37:24:040201:78 и внесению 18 ноября 2019 года в Единый государственный реестр недвижимости изменений о местоположении границ и площади земельных участков с КН 37:24:040201:71 и КН 37:24:040201:78 незаконными; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости: сведения о местоположении границ и площади земельного участка с КН 37:24:040201:71 в размере 6502+/-29 квадратных метра, внесенные 18 ноября 2019 года на основании заявления Департамента управления имуществом Ивановской области; сведения о местоположении границ и площади земельного участка с КН 37:24:040201:78 в размере 958+/-11 квадратных метра, внесенные 18 ноября 2019 года на основании заявления Департамента управления имуществом Ивановской области. Судом разъяснено истцу, что он не лишен права обратиться с самостоятельным иском в установленном порядке. В принятии остальной части требований заявителю отказано в связи с тем, что в нарушении ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель изменяется предмет и основание в дополнительном требовании о признании действия административного органа, повлекшее за ним последующее действие 3 декабря 2019 года органа регистрации прав по регистрации права городского округа Иваново на земельный участок с КН 37:24:040201:78 – незаконным и исключении из ЕГРН сведения о государственной регистрации права собственности городского округа Иваново на земельный участок с КН 37:24:040201:78 в размере 958+/-11 квадратных метра, внесенные 3 декабря 2019 года за номером 37:24:040201:78-37/073/2019-1. Судом разъяснено заявителю, что указанное дополнительное требование имеет самостоятельный предмет и основание иска, заявитель не лишен права обратиться с самостоятельным иском в установленном порядке. Представитель истца поддержал уточненные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, в возражениях на отзыв органа регистрации права от 21.05.2020, заявлении с уточнениями, указав, что земельный участок с кадастровым номером 37:24:040201:71, площадью 6 894 кв.м., поставленный на кадастровый учет 24.01.2005, находился в собственности Ивановской области и был закреплен за правопредшественником Учреждения. По мнению заявителя, действия Управления Росреестра по Ивановской области по исправлению реестровой ошибки, заключающиеся во внесении в ЕГРН изменений в местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71, закрепленного за ОБУСО «Ивановский КЦСОН» на праве постоянного (бессрочного) пользования с расположенными на нем двумя гаражными помещениями с КН 37:24:040201:913 и 37:24:040201:916, предназначенными для социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий, со ссылками на положения ч. 4 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) являются незаконными, поскольку повлекли за собой изменениеграниц ранее существовавшего земельного участка, и, как следствие, нарушение прав и законных интересов заявителя. В результате оспариваемого решения на земельный участок с кадастровым номером 37:24:040201:78 зарегистрировано право собственности за городским округом Иваново, что, по мнению заявителя, также является недопустимым и подтверждает незаконность оспариваемого решения. По мнению заявителя, в случае обнаружения кадастровым инженером реестровой ошибки в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (с кадастровыми номера 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78), а также земельного участка муниципального образования, полученного городским округом Иваново после разграничения государственной собственности на землю, коим являлся земельный участок с кадастровым номером 37:24:040201:78, площадью 667 кв.м, в Заключении кадастрового инженера, на основании пункта 69 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (Приказ МЭР РФ № 921), должны быть указаны предложения кадастрового инженера по устранению выявленной ошибки, включая ошибки в сведениях о границах муниципального образования. Учреждением также указано, что административным органом в нарушение ч.ч. 6, 7 ст. 61 Закона о регистрации не принято решение о необходимости исправления реестровой ошибки, оспариваемое решение могли быть принято лишь при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана). По мнению заявителя, допущенные нарушения процедуры исправления реестровой ошибки привели в вынесению незаконного решения. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, привели к принятию Управлением Росреестра по Ивановской области незаконного решения, что повлекло нарушение прав Учреждения в постоянном (бессрочном) пользовании частью земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 и расположенными на нем гаражными помещениями с кадастровыми номерами 37:24:040201:916 и 37:24:040201:913, а также повлекло нарушение законных интересов Учреждения в сфере иной экономической деятельности, выразившиеся в создании препятствий по оказанию социальных услуг населению, включая оказание срочных социальных услуг по предоставлению гражданам города ограниченных в передвижении специализированного транспорта, находящегося в гаражном помещении с кадастровым номером 37:24:040201:913, земельные права под которым были утрачены Учреждением в результате принятия государственным органом оспариваемого решения. Управление Росреестра по Ивановской области возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах на заявление от 14.05.2020, от 26.10.2020, от 15.01.2021, указав, что для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Управлением указано, что исправление реестровой ошибки осуществлялось в связи с обращением Департамента управления имуществом от 29.10.2019 с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с исправлением реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 по адресу: <...>, на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО3 по состоянию на 28.10.2019, в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78, заказчиком кадастровых работ являлся Ивановский городской комитет по управлению имуществом. Управлением 06.11.2019 осуществление государственного кадастрового учета приостановлено в связи с тем, что в межевом плане отсутствовали сведения о дате создания и передаче в муниципальную собственность объекта недвижимости с кадастровым номером 37:24:040201:156. 08.11.2019 в Управление поступил межевой план, подготовленный кадастровым инженером ФИО3 по состоянию на 07.11.2019, который содержал все необходимые сведения и обоснования исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, в связи с чем основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета были устранены. Управлением отклонен довод заявителя о том, что межевой план, на основании которого вносились сведения в ЕГРН, не содержал актов согласования местоположения границ спорных земельных участков, в связи с наличием вышеуказанных актов, согласованных в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 со стороны Департамента управления имуществом, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 Администрацией города Иваново. Кроме того, Управлением указано на своевременное извещение заявителя о принятии оспариваемого решения в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 61 Закона о регистрации. Управлением также указано, что в связи с получение 28.11.2019 обращения заявителя государственным органом было направлено уведомление от 18.11.2019 № 13842 содержащее техническую ошибку в наименовании повторного уведомления со ссылкой на ч. 7 ст. 61 Закона о регистрации. В реестровое дело земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 (<...>) и 37:24:040201:78 (<...>) помещено решение государственного регистратора от 18.11.2019 об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в местоположении границ земельного участка в соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 09.10.2020 Учреждению направлено письмо Управления № 12269 с разъяснениями об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78 в соответствии с частью 3 статьи 61 Закона о регистрации. По мнению Управления, в силу пункта 3 части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование), таким образом, согласование местоположения границ земельных участков с бюджетным учреждением в данном случае не требовалось. Третье лицо Департамент управления имуществом возражало против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск от 12.11.2020, указав, что в связи с повторным обращением в Департамент управления имуществом 03.10.2019 ИГКУИ с письмом от 03.10.2019 № А25/01-41-1688 и представлением межевого плана для согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78, Департаментом, письмом от 23.10.2019 № ДУИ-568-19 указанный межевой план был согласован. В качестве правового обоснования отсутствия необходимости согласования со стороны Департамента управления имуществом местоположения границ земельного участка с заявителем указано на положения ч.ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». На основании заявления правообладателя земельным участком Управлением Росреестра по Ивановской области правомерно принято оспариваемое решение. Третьим лицом также указано, что объект недвижимости с кадастровым номером 37:24:040201:156 стал располагаться в границах земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78. По мнению третьего лица, вне зависимости о того, кто является правообладателем объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 37:24:040201:913 и 37:24:040201:916, расположенных по адресу: <...>. входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером 37:24:040201:156, указанные объекты должны располагаться на земельном участке, необходимом для размещения и эксплуатации всего здания. Третье лицо ИГКУИ заявило возражения против удовлетворения требований, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 06.11.2020, указав что исправление реестровой ошибки правомерно осуществлялось на основании заключения кадастрового инженера ФИО4 от 28.10.2019 и приложенными к нему документами. Так, исправление реестровой ошибки (изменение границ указанных земельных участков и площади) согласовано уполномоченными органами по распоряжению такими участками: 21.10.2019 Администрацией города Иванова (ч. 2 ст. 11 ЗК РФ, п. 3 ст. 3.1, п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 4 ст. 5 Правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694, п.1 ст. 29 Устава города Иванова) и 23.10.2019 Департаментом управления имуществом Ивановской области (п. 2.3 Постановления Правительства Ивановской области от 08.02.2013 № 31-п «Об утверждении Положения о Департаменте управления имуществом Ивановской области»). Заявление в Управление Росреестра по Ивановской области на исправление реестровой ошибки было подано также уполномоченным органом на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 37:24:040201:71 Департаментом управления имуществом Ивановской области. Принимая во внимание, что реестровая ошибка может быть исправлена кадастровым инженером в процессе выполнения кадастровых работ, третьим лицом со ссылкой на положения ст.ст. 29, 29.2 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», также указано, что кадастровый инженер несет ответственность перед заказчиком за выполнение кадастровых работ. Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.11.2019 в ЕГРН имеются актуальные сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 37:24:040201:71, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: центр по социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, уточненная площадь 6 502 кв.м. (площадь до исправления реестровой ошибки составляла 6 894 кв. м.), по адресу: <...>, который находится в собственности Ивановской области на основании постановления Законодательного собрания Ивановской области от 27.01.2005 № 40 «О передаче государственного имущества Ивановской области в муниципальную собственность городского округа Иванова и принятии имущества в государственную собственность Ивановской области»; статьи 3.1 Федерального Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» (запись о государственной регистрации от 25.11.2013). Указанный земельный участок передан ОБУСО «Ивановский КЦСОН» на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Распоряжения Департамента управления имуществом Ивановской области «О предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования бюджетному учреждению социального обслуживания Ивановской области «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» от 05.12.2013 № 1340 (запись о государственной регистрации от 13.01.2014). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.02.2020 на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040201:71 расположено нежилое здание с кадастровым номером 37:24:040201:154 – Центр социальной адаптации для лиц БОМЖ, площадью 1 908,3 кв.м., по адресу: <...>, которое находится в собственности Ивановской области на основании постановления Законодательного собрания Ивановской области от 27.01.2005 № 40 «О передаче государственного имущества Ивановской области в муниципальную собственность городского округа Иванова и принятии имущества в государственную собственность Ивановской области» (запись о государственной регистрации от 05.09.2012) и в оперативном управлении ОБУСО «Ивановский КЦСОН» на основании Распоряжения Правительства Ивановской области от 01.08.2012 № 211-рп «О реорганизации бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» в форме присоединения к нему бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» (запись о государственной регистрации от 30.08.2013). Право собственности Ивановской области на земельный участок с кадастровым номером 37:24:040201:71, общей площадью 6 894,00 кв.м., расположенный по адресу: <...> зарегистрировано в ЕГРН 25.11.2013, земельный участок предоставлен в постоянное бессрочное пользование ОБУСО «Ивановский КЦСОН» на основании распоряжения Департамента от 05.12.2013 № 1340. Согласно выписке из ЕГРН от 19.12.2019 в Реестре имеются сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 37:24:040201:78, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для котельной, уточненная площадь 958 кв.м. (площадь до исправления реестровой ошибки составляла 667 кв.м.), по адресу: <...>, который находится в собственности городского округа Иваново на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»; пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации (запись о государственной регистрации от 03.12.2019). Из имеющихся в деле документов следует, что на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040201:78 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 37:24:040201:156, нежилое здание – административно-хозяйственный корпус (административно-хозяйственный корпус, гаражи), общей площадью 361,9 кв.м., по адресу: <...>, актуальные сведения о правах на здание в ЕГРН отсутствуют (Выписка из ЕГРН от 28.02.2019). В составе нежилого здания с кадастровым номером 37:24:040201:156 имеются нежилые помещения с кадастровыми номерами: 37:24:040201:913; 37:24:040201:914; 37:24:040201:916, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от. 28.02.2020. Согласно заключению кадастрового инженера ФИО4 от 28.10.2019 в отношении местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71, 37:24:040201:78 допущена реестровая ошибка. Данная ошибка заключалась в следующем: Координаты характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 были установлены в 1994 году, земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 - в 2007 году. Границы указанных земельных участков были установлены таким образом, что здание с кадастровым номером 37:24:040201:156 оказалось расположено на двух земельных участках, т.е. граница земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 (на котором фактически расположено здание) «режет» границу здания, при этом литер Bl, B2 расположены на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040201:71. Согласно техническому паспорту от 19.08.2004 и от 28.07.2007 нежилое здание Литер В, Bl, B2 (назначение – котельная № 13, гараж), выстроенное в 1960 году, по адресу: <...> д 130/9, являлось единым объектом недвижимости и внесено в сведения ЕГРН с кадастровым номером 37:24:040201:156. На основании решения Малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов № 155 от 26.11.1992 в муниципальную собственность города Иванова принято имущество предприятия «Ивгортеплоэнерго». Таким образом, нежилое здание литер В, Bl, B2 по адресу: <...>, с 1992 года является муниципальным имуществом города Иванова. В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, в технических паспортах, в техническом плане, а также в проектной документации, контур здания с кадастровым номером 37:24:040201:156 с момента его строительства (1960 год) и до настоящего времени изменениям не подвергался. При установлении границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 была допущена ошибка, а именно: в соответствии с планом земель, передаваемых в аренду (приложение к договору аренды земель от 16.02.1995 № ИВО-24-04-001-380) земельный участок был сформирован не только под нежилым зданием (Центр социальной адаптации для лиц БОМЖ – в настоящее время, детский гастронефрологический санаторий – ранее) с кадастровым номером 37:24:040201:154, но и частично под зданием с кадастровым номером 37:24:040201:156 –«котельная №13, гараж» (под литерами Bl, B2), что впоследствии привело также к ошибке при установлении границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78, а именно: проектом границ земельного участка, утвержденным распоряжением Ивановского городского комитета по управлению имуществом от 16.02.2007 № 379-ра, земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет только под частью здания с кадастровым номером 37:24:040201:156 (только под литером В). Исправление реестровой ошибки (изменение границ указанных земельных участков и площади) согласовано Администрацией города Иванова 21.10.2019 и 23.10.2019 Департаментом управления имуществом Ивановской области в актах согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78. Управлением Росреестра по Ивановской области 18.11.2019 на основании ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принято решение об исправлении реестровой ошибки в записях ЕГРН в местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 (<...>) и 37:24:040201:78 (<...>). Площадь земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 в результате исправления реестровой ошибки составила 958 кв.м (ранее 667 кв.м.). Площадь земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 в результате исправления реестровой ошибки составила 6502 кв.м (ранее 6 894 кв.м.). Уведомлением от 18.11.2019 № 13842 Управление известило Учреждение об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка со ссылкой на положения части 7 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В связи с получение 28.11.2019 обращения заявителя государственным органом направлено уведомление от 18.11.2019 № 13842 содержащее техническую ошибку в наименовании повторного уведомления со ссылкой на ч. 7 ст. 61 Закона о регистрации. В реестровое дело земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 (<...>) и 37:24:040201:78 (<...>) помещено решение государственного регистратора от 18.11.2019 об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в местоположении границ земельного участка в соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 09.10.2020 заявителю направлено письмо Управления № 12269 с разъяснениями об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78 в соответствии с частью 3 статьи 61 Закона о регистрации. Полагая, что принятое Управление решение от 18.11.2019 об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78, а также действия по внесению 18.11.2019 в ЕГРН сведений о местоположении и площади земельного участка 37:24:040201:71, являются незаконными Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Проанализировав представленные заявителем, государственным органом и третьими лицами документы, а также подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям положения действующего законодательства, суд считает оспариваемое решение об исправлении реестровой ошибки принятым в соответствии с законом и не нарушающим права им законные интересы заявителя в силу следующего. Порядок рассмотрения дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц предусмотрен положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, в силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением 6 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить одновременное наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные правовые акты, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными. В то же время в случае, если арбитражный суд установит, что не соответствующие закону ненормативные правовые акты, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Исходя из названных норм и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации лицо, заявляя требование о признании незаконными решения, действий уполномоченного органа, должно доказать нарушение своих прав или законных интересов и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости), статьей 21 Закона о регистрации одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о регистрации межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона о регистрации). Пунктом 1 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом указанного согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе. 29.10.2019 в Управление обратилась представитель Департамента управления имуществом Ивановской области ФИО5, действующая на основании доверенности от 12.12.2018, с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с исправлением реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 по адресу: <...>, на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО3 по состоянию на 28.10.2019, в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78, заказчиком кадастровых работ являлся Ивановский городской комитет по управлению имуществом. 06.11.2019 осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено в связи с тем, что в межевом плане отсутствовали сведения о дате создания и передаче в муниципальную собственность объекта недвижимости с кадастровым номером 37:24:040201:156. 08.11.2019 в Управление поступил межевой план, подготовленный кадастровым инженером ФИО3 по состоянию на 07.11.2019, который содержал все необходимые сведения и обоснование исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН. Таким образом, основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета были устранены. В соответствии с подпунктом 1 пункта 13 Требований к подготовке межевого плана (утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке») раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в случае, если в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений ЕГРН о местоположении ранее установленных границ земельных участков, в том числе, смежных земельных участков, в отношении которых осуществляются кадастровые работы. Согласно заключению кадастрового инженера ФИО4 от 28.10.2019 в отношении местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71, 37:24:040201:78 была допущена реестровая ошибка. Данная ошибка заключалась в следующем: Координаты характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 были установлены в 1994 году, земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 - в 2007 году. Границы указанных земельных участков были установлены таким образом, что здание с кадастровым номером 37:24:040201:156 оказалось расположено на двух земельных участках, т.е. граница земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 (на котором фактически расположено здание) «режет» границу здания, при этом литер Bl, B2 расположены на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040201:71. Согласно техническому паспорту от 19.08.2004 и от 28.07.2007 нежилое здание Литер В, Bl, B2 (назначение -котельная № 13, гараж), выстроенное в 1960 году, по адресу: <...> д 130/9, являлось единым объектом недвижимости и внесено в сведения ЕГРН с кадастровым номером 37:24:040201:156. На основании решения Малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов № 155 от 26.11.1992 в муниципальную собственность города Иванова принято имущество предприятия «Ивгортеплоэнерго». Таким образом, нежилое здание литер В, Bl, B2 по адресу: <...>, с 1992 года является муниципальным имуществом города Иванова. В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, в технических паспортах, в техническом плане, а также в проектной документации, контур здания с кадастровым номером 37:24:040201:156 с момента его строительства (1960 год) и до настоящего времени изменениям не подвергался. При установлении границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 была допущена ошибка, а именно: в соответствии с планом земель, передаваемых в аренду (приложение к договору аренды земель от 16.02.1995 № ИВО-24-04-001-380) земельный участок был сформирован не только под нежилым зданием (Центр социальной адаптации для лиц БОМЖ - в настоящее время, детский гастронефрологический санаторий - ранее) с кадастровым номером 37:24:040201:154, но и частично под зданием с кадастровым номером 37:24:040201:156 -«котельная №13, гараж» (под литерами Bl, B2), что впоследствии привело также к ошибке при установлении границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78, а именно: проектом границ земельного участка, утвержденным распоряжением Ивановского городского комитета по управлению имуществом от 16.02.2007 № 379-ра, земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет только под частью здания с кадастровым номером 37:24:040201:156 (только под литером В). Как подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, исправление реестровой ошибки (изменение границ указанных земельных участков и площади) было согласовано Администрацией города Иванова 21.10.2019 и 23.10.2019 Департаментом управления имуществом Ивановской области в актах согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации одним из видов государственного кадастрового учета является учет изменений земельного участка, в том числе: в связи с исправлением реестровой ошибки. Частью 2 статьи 14 Закона о регистрации установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план земельного участка, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости – при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости. С соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона о регистрации воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (п.4 ст. 61 Закона о регистрации). Суд принимает во внимание, наличие надлежащих доказательств согласования устанавливаемой границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 Департаментом управления имуществом, являющимся собственником смежного земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71. Таким образом, орган регистрации исправлял реестровую ошибку в сведениях ЕГРН в отношении спорных земельных участков в соответствии с частью 3 статьи 61 Закона о регистрации. Суд также принимает во внимание, что 27.11.2019 в адрес заявителя государственным регистратором прав направлено уведомление об исправлении реестровой ошибки от 18.11.2019, уведомление направлено в соответствии с частью 5 статьи 61 Закона о регистрации. Согласно части 5 статьи 61 Закона о регистрации уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования. Форма вышеуказанного уведомления установлена приложением № 2, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов». Уведомление по вышеуказанной форме направляются заявителям в случаях исправления технических и реестровых ошибок в порядке части 3 статьи 61 Закона о регистрации. 28.11.2019 в Управление поступило обращение Учреждения от 28.11.2019 № 536/01-19 с приложенными документами, в том числе: выписками из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78, заказанными учреждением по форме в которой не предусмотрено отражение координат характерных точек границ вышеуказанных земельных участков, однако заявителю было необходимо знать по каким координатам проходит граница спорных земельных участков после исправления реестровой ошибки, в связи с чем, в обращении просили выдать повторное уведомление с указанием характерных точек границы земельных участков. В связи с тем, что форма ранее выданного уведомления не предусматривает внесение сведений о характерных точках границ (до исправления реестровой ошибки и после исправления реестровой ошибки) заявителю выдано уведомление по форме, установленной приложением № 3, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов», с указанием координат характерных точек границы земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78 (до исправления реестровой ошибки и после исправления реестровой ошибки). Учитывая, что уведомление по форме, установленной приложением № 3, направляется заявителю после исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка в соответствии с частью 7 статьи 61 Закона о регистрации, в наименовании уведомления от 18.11.2019 № 13842 содержится ссылка на часть 7 статьи 61 Закона о регистрации, то есть имеет место техническая ошибка именно в наименовании повторного уведомления об исправлении реестровой ошибки от 18.11.2019 № 13842. Суд принимает во внимание, что наличие технической ошибки в наименовании повторного уведомления об исправлении реестровой ошибки от 18.11.2019 № 13842 не повлекло незаконность оспариваемого решения. Довод заявителя о необходимости согласования границ смежного земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 со ссылкой на положения ч.ч. 1,3 ст. 39 Закон о кадастре недвижимости подлежит отклонению в связи со следующим. Согласно ч.ч. 1, 3 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в случае, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование согласование с указанными лицами не требуется. На основании изложенного, с учетом правовых норм действующего законодательства, фактических обстоятельств рассматриваемого дела, предмета заявленных Учреждением требований, учитывая доводы заявителя, о нарушении Управлением его прав и законные интересы именно в предпринимательской деятельности, суд приходит к выводу о необоснованности требования о признании оспариваемого решения и действия Управления по исправлению реестровой ошибки, а решения и действий Управления принятыми в соответствии с законом и не нарушающими прав и законных интересов заявителя. В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, государственная пошлина по делу подлежит отнесению на заявителя. Руководствуясь ст.ст. 110, 156 (ч. 5), 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд РЕШИЛ: 1.В удовлетворении иска отказать. 2.Судебные расходы по делу отнести на истца. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции – Второй арбитражный апелляционный суд (статья 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Волго – Вятского округа - в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (статья 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья О.А. Ильичева |