ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-637/2022 от 24.05.2022 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-637/2022

г. Иваново

26 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2022 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Александровой М.И. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Сервис» (ОГРН: 1063702137290; ИНН: 3702096468) об оспаривании Предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области № 43-ая от 25.10.2021,

орган (должностное лицо), чьи решения, действия (бездействие) оспариваются: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области,

при участии в судебном заседании:

- от Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области - Корнилова Е.А. на основании доверенности от 31.05.2021, диплома о высшем юридическом образовании, служебного удостоверения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Сервис» (далее - заявитель, ООО «Гарант-Сервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным Предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области  (далее - Служба, Ивгосжилинспекция) № 43-ая от 25.10.2021 (далее – Предписание).

В обоснование заявленных требований Общество указало, что  оспариваемым Предписанием Служба возложила на Общество обязанность  до 01.03.2022  обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета (далее – ОДПУ) тепловой энергии в многоквартирных домах (МКД), указанных в Предписании. Заявитель пояснил, что два МКД  по адресам: г. Иваново, ул. Солнечная д. 7, г. Иваново, ул. Шувандиной д. 88, Постановлением Правительства Ивановской области от 20.09.2021 N 438-П исключены из региональной программы по капитальному ремонту, так как износ основных конструктивных элементов превышает 70%. Учитывая указанные обстоятельства, на основании положений  части 1 статьи 13 Федерального закона  от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (далее – Закон № 261-ФЗ) заявитель полагает,   что  в домах   адресам: г. Иваново, ул. Солнечная д. 7, г. Иваново, ул. Шувандиной д. 88, ОДПУ не подлежат установке.  Применительно к остальным МКД, указанным в  Предписании,  заявитель пояснил, что 09.02.2021  ООО «Гарант - Сервис» направило в адрес АО «Ивгортеплоэнерго» заявку № ГС-03-48 о заключении договора на установку (замену) приборов учета в МКД, находящихся в управлении ООО «Гарант - Сервис». 30.07.2021 в адрес ПАО «Т Плюс»   Обществом направлена заявка № Р-03-469 о заключении договора на установку приборов учета в МКД, находящихся в управлении ООО «Гарант-Сервис», с приложенным проектом договора. На обе заявки ресурсоснабжающие организации не ответили, в связи с чем ООО «Гарант-Сервис» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковыми заявлениями о понуждении заключить договоры на установку ОДПУ к АО «Ивгортеплоэнерго» (дело № А17-7218/2021) и к ПАО «Т Плюс» (дело А17-10625/2021). Поскольку ООО «Гарант-Сервис» действует в рамках собранных денежных средств с собственников помещений в МКД и собственники не принимали решений об установке ОДПУ и единовременной выплате стоимости приборов и работ по их установке, то управляющая организация в данный момент реализует свою обязанность по установке ОДПУ  единственно возможным путем, а именно путем понуждения ресурсоснабжающих организаций заключить договор на установку с условием рассрочки оплаты равными долями в течение пяти лет, как предусмотрено ч. 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ. Срок исполнения Предписания  установлен до 01.03.2022, однако с учетом времени рассмотрения дел №А17-7218/2021 и №А17-10625/2021в первой инстанции, а также с учетом срока на рассмотрение дел в суде апелляционной инстанции и исполнения договора на установку ОДПУ в 206 многоквартирных домах, срок исполнения является недостаточным.

В судебное заседание  Общество представителя не направило, заявив ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Ивгосжилинспекция с требованиями заявителя   не согласилась,  пояснив, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, а  обязанность по установке и допуску в эксплуатацию узла тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Отсутствие волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме не является основанием невозможности обеспечить силами управляющей организации ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета. Поскольку названные в Предписании  МКД находятся под управлением ООО «Гарант-Сервис», оно обязано принять меры по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии в МКД. Соответствующую обязанность управляющая организация не исполнила,  данный факт Общество в рассматриваемом заявлении не отрицает. В отношении довода заявителя об отсутствии у него обязанности  устанавливать ОДПУ в МКД  по адресам: г. Иваново, ул. Солнечная д. 7, г. Иваново, ул. Шувандиной д. 88,  Служба пояснила, что из буквального содержания части 1 статьи 13  Закона № 261-ФЗ следует, что обязанность по установке общедомовых приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов при условии отнесения многоквартирных домов к категории домов, физический износ которых превышает 70%, отсутствует лишь в том случае, если такие дома не включены в региональную программу кап. ремонта общего имущества многоквартирного дома в связи с принятием решения об их сносе или реконструкции. Подтверждения факта принятия органом местного самоуправления решения о сносе или реконструкции МКД по адресам: г. Иваново, ул. Солнечная д. 7, г. Иваново, ул. Шувандиной д. 88, что является обязательным условием для снятия с Общества обязанности по установке в МКД общедомовых приборов учета, ООО «Гарант-Сервис» не представлено.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителя Службы, суд установил следующее.

Общество  осуществляет лицензируемый вид деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии и является управляющей организацией в отношении  МКД, что подтверждается сведениями, отраженными в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В период с 11.10.2021 по 25.10.2021 инспекторами Ивгосжилинспекции проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении № вх-12531-019/1 -08 от 28.09.2021, по вопросу ненадлежащего содержания  общего имущества многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества,  по адресам: г. Иваново, ул. 2-ая Окружная, д. 21. г. Иваново, ул. 2-ая Минская, д. 2, г. Иваново, ул. 2-ая Минская, д. 4Б, г. Иваново, ул. 2-ая Торфмаша, д. 10, г. Иваново, ул. 2-ая Торфмаша, д. 12, г. Иваново, ул. 4-ая Деревенская, д. 40, г. Иваново, ул. 4-ая Деревенская, д. 42, г. Иваново, ул. 4-ая Завокзальная, д. 38, г.    Иваново, Авдотьинская, д. 18, г. Иваново, ул. Академическая, д. 15, г. Иваново, ул. Академическая, д. 31 А. г. Иваново, ул. Академическая, д. 38А, г. Иваново, ул. Афанасьева, д.   13, г.  Иваново, ул.  Афанасьева, д.   14, г.  Иваново, ул.  Водонапорная, д.   11, г.  Иваново. ул. Гнедина, д. 8, г. Иваново, ул. Калинцева, д. 12, г. Иваново, ул. Коллективная, д. 9, г. Иваново, ул. Комсомольская, д. 7, г. Иваново, ул. Люлина. д. 8, г. Иваново, ул. Международная, д. 21, г. Иваново, пер. Пограничный, д. 10, г. Иваново, ул. Победы, д. 2А, г. Иваново, ул. Молодых рабочих, д. 4, г. Иваново, ул. Молодых рабочих, д. 6, г. Иваново, ул. Молодых рабочих, д. 8, г. Иваново, ул. Полка Нормандии-Неман. д. 49. г. Иваново, ул. Полка Нормандии-Неман, д. 51, г. Иваново, ул. Полка Нормандии-Неман. д. 61, г. Иваново, ул. Попова, д. 24, г. Иваново, ул. Свободы, д. 29, г. Иваново, ул. Собинова, д. 55, г. Иваново, ул. Солнечная, д. 7, г. Иваново, ул. Степана Халтурина, д. 19, г. Иваново, пр. Торфмаша, д. 4, г. Иваново, пр. Торфмаша, д. 6, г. Иваново, ул. Фрунзе, д. 15/2, г. Иваново, ул. Фрунзе, д. 17, г. Иваново, ул. Чайковского, д. 42, г.  Иваново, ул. Чайковского, д. 8, г. Иваново, ул. Шестернина, д. 10, г. Иваново, ул. Шувандиной, д.  88, г. Иваново, ул. Шувандиной, д. 90.

В ходе проверки, на основании представленных ООО «Гарант-Сервис» документов установлено, что общедомовые приборы учета тепловой энергии в  вышеназванных МКД отсутствуют, что является нарушением лицензионных требований, установленных подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» от 28.10.2014 № 1110, обязательных требований, установленных частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, подпунктами «и», «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 3.08.2006 № 491  (далее - Правила № 491), пунктами 5.1.2, 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170  (далее - Правила № 170), пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.  (далее - Минимальный перечень).

По результатам проверки  Службой ООО «Гарант-Сервис» выдано предписание № 43-ая от 25.10.2021. Указанным Предписанием  на Общество возложена обязанность до 01.03.2022  обеспечить установку и ввод в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии в многоквартирным домах по адресам в г. Иваново:  2-я Окружная д. 21, ул. 2-я Минская д. 2, ул. 2-я Минская д. 4-Б, ул. 2-я Торфмаша д. 10, ул. 2-я Торфмаша д. 12, ул. 4-я Деревенская д. 40, ул. 4-я Деревенская д. 42, ул. 4-я Завокзальная д. 38, Авдотьинская д. 18, ул. Академическая д. 15, ул. Академическая д. 31 А, ул. Академическая д. 38А, ул. Афанасьева д. 13, ул. Афанасьева д. 14, ул. Водонапорная д. 11, ул. Гнедина д. 8, ул. Калинцева д. 12, ул. Коллективная д. 9, ул. Комсомольская д. 7, ул. Люлина д. 8, ул. Международная д. 21, пер. Пограничный д. 10, ул. Победы д. 2А, ул. Молодых рабочих д. 4, ул. Молодых рабочих д. 6, ул. Молодых рабочих д. 8, ул. Полка Нормандия д. 49, ул. Полка Нормандия д. 51, ул. Полка Нормандия д. 61, ул. Попова д. 24, ул. Свободы д.29, ул. Собинова д. 55, ул. Солнечная д. 7, ул. Степана Халтурина д. 19, пр. Торфмаша д. 4, пр. Торфмаша д. 6, ул. Фрунзе д. 15/2, ул. Фрунзе д. 17, ул. Чайковского д. 42, ул. Чайковского д. 8, ул. Шестернина д. 10, ул. Шувандиной д. 88, ул. Шувандиной д. 90.

Указанное Предписание оспорено Обществом в Арбитражный суд Ивановской области.

Суд, исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в их взаимной связи и в совокупности, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами  (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).

Из содержания части 2.3 статьи 161 ЖК РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности урегулированы Законом N 261-ФЗ (часть 1 статьи 1).

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона  № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

В силу части 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

По смыслу части 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

При этом в части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ закреплено, что до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 названной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ определено, что до 01.07.2013 ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Вместе с тем названная норма не прекращает обязанность управляющих организаций проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества обслуживаемых многоквартирных домов, в том числе принимать меры по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г").

Исходя из положений подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".

Согласно пункту 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Специальной процедуры принятия прибора учета в состав общего имущества многоквартирного жилого дома действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем в силу вышеназванных норм права общедомовой прибор учета с момента его установки включается в состав общего имущества многоквартирного дома.

Пункт 18 Минимального перечня устанавливает, что к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относятся, в том числе, проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета.

Согласно пунктам 5.1.2, 5.2.24 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда обязана, среди прочего, совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность; контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.

Из анализа приведенных норм следует, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. С момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она в силу закона является полномочным представителем собственников помещений во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием "управление многоквартирным домом". Таким образом, управляющая компания, независимо от действий собственников многоквартирного дома, являясь лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, обязана принять все необходимые для соблюдения требований законодательства об энергосбережении меры, в том числе по установке и  обеспечению ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.

Из материалов настоящего дела следует и сторонами по существу не оспаривается, что Общество выполняет функции управления в отношении перечисленных в Предписании МКД, в связи с чем  является лицом, ответственным за содержание названных многоквартирных домов, соответственно, обязано обеспечить установку и вод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии в обслуживаемых им МКД.

Материалами дела подтверждено  и заявителем не оспаривается, что названные в Предписании  МКД не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии.

Утверждение заявителя о том, что  МКД  по адресам: г. Иваново, ул. Солнечная д. 7, г. Иваново, ул. Шувандиной д. 88, не подлежат оборудованию ОДПУ, так как Постановлением Правительства Ивановской области от 20.09.2021 N 438-П исключены из  региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, суд признает ошибочным.

   В силу ч.1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на  многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции.

Таким образом, из буквального содержания данной нормы следует, что обязанность по установке общедомовых приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов  отсутствует в отношении тех МКД, применительно к которым соблюдается совокупность следующих условий: физический износ основных конструктивных элементов МКД превышает семьдесят процентов; МКД  не включен в региональную программу капремонта общего имущества многоквартирного дома в связи с принятием решения о его   сносе или реконструкции.

Заявитель ссылается на   исключение вышеназванных МКД из  региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Постановлением Правительства Ивановской области от 20.09.2021 N 438-П,   однако  наличия совокупности иных условий, названных в ч.1 ст. 13 Закона №   261-ФЗ, не подтверждает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).

В соответствии с абзацем третьим пункта 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (далее - комиссия).

 Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

При Администрации города Иванова создана  межведомственная комиссия по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которая  является постоянно действующим органом,.

Постановлением Администрации г. Иванова от 05.02.2014 N 220 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", согласно которому о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции и  о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу комиссией принимается заключение.

 В отношении МКД  по адресам: г. Иваново, ул. Солнечная д. 7, г. Иваново, ул. Шувандиной д. 88, соответствующее заключение комиссией не принималось.  

Ссылки заявителя на факты обращения в Арбитражный суд Ивановской области с исковыми заявлениями о понуждении заключить договоры на установку ОДПУ к АО «Ивгортеплоэнерго» (дело № А17-7218/2021) и к ПАО «Т Плюс» (дело А17-10625/2021) суд отклоняет, так как  сами по себе данные действия  управляющей компании  в отсутствие  результата,  не   свидетельствуют о выполнении Обществом  обязанности по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в обслуживаемых  многоквартирных домах. Наличие неурегулированного спора между субъектами предпринимательской деятельности не является основанием для признания недействительным оспариваемого Предписания в части возложения на Общество обязанности по устранению выявленных нарушений обязательных требований в отношении указанных многоквартирных домов. Суд также обращает внимание заявителя на то, что оспариваемым Предписанием возложена обязанность   обеспечить установку и ввод в  эксплуатацию  ОДПУ, то есть совершить комплекс необходимых действий, обеспечивающих  ввод и допуск в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, в спорных домах.

Довод заявителя о том, что с учетом времени рассмотрения дел № А17-7218/2021, А17-10625/2021 в первой инстанции, а также с учетом срока на рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции и исполнения договора на установку ОДПУ в 206 многоквартирных домах, срок исполнения предписания до 01.03.2022 г. является недостаточным, суд отклоняет.

В случае наличия соответствующего обоснования Общество не лишено возможности обратиться в Службу  с ходатайствами относительно исполнения предписания, его сроков.

В настоящее время по результатам оценки доводов, изложенных в ходатайстве ООО «Гарант-Сервис» от 13.01.2022 № ГС-04-17,  Службой был издан приказ от 09.02.2022 № 19-н «О внесении изменений в предписание Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области от 25.11.2021 № 43-ая», которым  срок исполнения Предписания Службы в отношении ООО «Гарант-Сервис» увеличен до 27.06.2022 (п.1 Предписания) и до 28.06.2022 (п. 2 Предписания).

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 170-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Гарант-Сервис»  в удовлетворении требований о признании незаконным Предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области № 43-ая от 25.10.2021.

2. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение месяца со дня его принятия в соответствии со статьями 181, 201, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу в соответствии со статьями 181, 201, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

               Судья                                                             М.С. Калиничева