ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-6644/16 от 05.12.2016 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

10 декабря 2016 года

Дело № А17-6644/2016

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2016 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киринкиной Ю.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Иваново (ИНН <***>) к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области о признании недействительными акта проверки № 23-гю от 15.07.2016 и предписания № 18-гю от 15.07.2016г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (представитель по доверенности от 15.09.2016),

от Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области: ФИО2 (представитель по доверенности от 05.10.2016),

установил:

Администрация г. Иваново (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Ивгосжилинспекция, административный орган, Служба) недействительными акта проверки № 23-гю от 15.07.2016 (далее – Акт проверки) и предписания № 18-гю от 15.07.2016г. (далее – Предписание).

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 24.08.2016 года заявление Администрации принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 26.09.2016. Предварительное судебное заседание откладывалось. Протокольным определением от 17.10.2016 дело назначено к судебному разбирательству.

Необходимость удовлетворения заявленных требований обусловлена следующими обстоятельствами.

15.07.2016 г. Ивгосжилинспекцией по результатам проверки, оформленной актом проверки № 23-гю от 15.07.2016 г., в адрес Администрации г. Иваново было выдано предписание № 18-гю о необходимости:

1. Обеспечить проведение Межведомственной комиссией дополнительного обследования многоквартирного дома 5 по улице Владимирской города Иванова (далее – МКД № 5) и рассмотрение Заключения Службы от 30.10.2015 №10 на предмет соответствия многоквартирного дома 5 по улице Владимирской города Иванова установленным в Положении требованиям и принятие решения в порядке, предусмотренном Положением.

2. Рассмотреть материалы и документы, составленные по результатам работы Межведомственной комиссии с целью принятия решения и издания распоряжения, в соответствии с пунктом 49 Положения.

3. Представить в Службу письменную информацию, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих исполнение требований пунктов 1.1, 1.2 Предписания.

Администрация г. Иваново считает акт проверки № 23-гю от 15.07.2016 г. и предписание № 18-гю незаконными исходя из следующих обстоятельств.

На территории г. Иваново в соответствии с частью 1 статьи 14, частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01. 2006 N 47 (далее — Положение), постановлением Администрации г. Иваново от 06.10.2015 № 976 создана и действует межведомственная комиссия по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — Межведомственная комиссия, Комиссия).

По мнению Заявителя, Администрация г. Иваново является ненадлежащим субъектом проверки, на который Службой незаконно возложена обязанность на Администрацию города Иванова по проведение Межведомственной комиссией дополнительного обследования многоквартирного дома 5 по улице Владимирской города Иванова и рассмотрение Заключения Службы от 30.10.2015 №10 на предмет соответствия помещений многоквартирного дома 5 по улице Владимирской города Иванова установленным в Положении требованиям и принятие решения в порядке, предусмотренном Положением. Проведение оценки относится к исключительной компетенции Комиссии, и Администрация города Иванова не вправе подменять собой тот орган, на который законом возложена обязанность по проведению оценки жилых помещений.

Основания и процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы комиссии, определены пунктами 42, 44 - 47 Положения.

09.11.2015 г. в Администрацию г. Иваново поступило заключение Службы об оценке соответствия помещений МКД № 5 от 30.10.2015 № 10.

26.01.2015 г. данное заключение Службы было рассмотрено на заседании Комиссии.

Повторно Комиссия вернулась к рассмотрению Заключения №10 28.12.2015, приняв решение о проведении дополнительного обследования с привлечением экспертов специализированной организации. Управлению жилищно-коммунального хозяйства (далее - Управление) дано поручение заказать техническое заключение о состоянии строительных конструкций дома 5 по улице Владимирской. Управлением заключен муниципальный контракт 28 от 28.04.2016. Данная информация доведена до сведения Службы письмом № 02-06/9-2927 от 11.07.2016.

По мнению Администрации г. Иваново, заключение Службы рассмотрено Комиссией в порядке, предусмотренном Положением.

Кроме того, заявитель полагает, что сроки исполнения предписания до 05.09.2016 г. противоречат требованиям пункта 49 Положения, устанавливающего 30-ти дневный срок для принятия решения и издания распоряжения с момента получения заключения.

Ивгосжилинспекция считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Предписание является законным и обоснованным, вынесенным должностным лицом Ивгосжилинспекции в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

Ивгосжилинспекцией в адрес Администрации г. Иваново было направлено заключение от 30.10.2015 г. № 10 об оценке соответствия помещений МКД №5, составленное по результатам проведенного обследования технического состояния указанного многоквартирного дома, для рассмотрения на Межведомственной комиссии вопроса о проведении оценки соответствия помещений указанного дома требованиям, установленным Положением.

В нарушение требований пункта 47 Положения решения в отношении заключения Службы об оценке соответствия помещений МКД № 5 от 30.10.2015 г. № 10 принято не было, дополнительное обследование МКД № 5 не проводилось, что явилось основанием для выдачи оспариваемого предписания.

На момент проведения внеплановой проверки (с 24.06.2016 г. по 15.07.2016 г.) информация о выполнении условий муниципального контракта № 28 от 28.04.2016 г., заключенного Управлением жилищно-коммунального хозяйства и получении заключения о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного дома, в Службу не представлена.

В силу норм пункта 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, пунктов 7 и 8, 42, 46, 47 Положения Администрация г. Иваново является надлежащим органом в адрес которого выдано предписание № 18-гю.

Доводы Заявителя об установлении Службой срока исполнения предписания, противоречащего требованиям действующего законодательства, для принятия решения и издания распоряжения, являются несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что Службой по фактам, указанным в обращении ФИО3, проведено внеплановое выездное мероприятие в отношении МКД № 5, по результатам которого Службой оформлено заключение от 30.10.2015 № 10 о проведении оценки соответствия жилых помещений многоквартирного жилого дома требованиям, которым должны отвечать жилые помещения. В ходе обследования были установлены факторы, влияющие на снижение работоспособности и несущей способности основных несущих конструкций, надежности многоквартирного жилого дома, ухудшение эксплуатационных свойств конструкций МКД, что в соответствии с п.33, п.34 Положения может являться основанием для признания многоквартирного дома аварийным.

09.11.2015 г. в Администрацию г. Иваново поступило заключение Службы от 30.10.2015 г. № 10 для рассмотрения на Межведомственной комиссии вопроса о проведении оценки соответствия помещений МКД № 5 требованиям, установленным Положением. О принятом Межведомственной комиссией решении было предложено проинформировать Службу в течение сроков, установленных действующим законодательством.

Факт получения указанного заключения Администрацией не отрицается.

Из ответа Администрации г. Иваново от 11.07.2016 г. следует, что при повторном рассмотрении заключения № 10 от 30.10.2015 на заседании межведомственной комиссии, итоги которого оформлены протоколом № 95 от 28.12.2015, приняты следующие решения:

- предложить собственникам жилых помещений МКД № 5 предоставить пакет документов, предусмотренных положением;

- провести дополнительное обследование с привлечением экспертов специализированной организации;

- Управлению жилищно-коммунального хозяйства дано поручение заказать техническое заключение о состоянии строительных конструкций МКД №5;

- после получения заключения специализированной организации вернуться к рассмотрению вопроса.

В период с 30.06.2016 г. по 15.07.2016 г. должностным лицом Ивгосжилинспекции проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Администрацией г. Иваново обязательных требований к порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением, на основании заключения Службы от 30.10.2015 г. № 10.

В ходе проверки установлено, что дополнительное обследование МКД № 5 не осуществлено, заключение Службы от 30.10.2015 № 10 в установленном законом порядке до настоящего времени не рассмотрено, что является нарушением требований части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 7, 42, 44, 46, 47, 49, 51 Положения (акт проверки от 15.07.2016 г. № 23-гю).

По результатам проверки 15.07.2016 г. Ивгосжилинспекцией в адрес Администрации г. Иваново было выдано предписание № 18-гю о необходимости:

1. Обеспечить проведение межведомственной комиссией дополнительного обследования МКД № 5 и рассмотрение заключения Службы от 30.10.2015 г. №10 на предмет соответствия МКД № 5 установленным в Положении требованиям и принятие решения в порядке, предусмотренном Положением в срок до 30.08.2016 г.;

2. Рассмотреть материалы и документы, составленные по результатам работы межведомственной комиссии с целью принятия решения и издания распоряжения, в соответствии с пунктом 49 Положения в срок до 05.09.2016 г.;

3. Представить в Службу письменную информацию с приложением заверенных копия документов, подтверждающих исполнение требований пунктов 1.1. и 1.2 настоящего предписания в срок до 08.09.2016 г.

Полагая, что Акт и Предписание являются незаконными и нарушающим ее права и законные интересы, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявленными требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пунктов 4, 10, 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, Положения о Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области, утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 18.09.2013 № 374-п (далее - Положение о Службе), Ивгосжилинспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Ивановской области, осуществляющим жилищный надзор на территории области.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 3.8 Положения о Службе, Ивгосжилинспекция вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений а так же о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований жилищного законодательства.

Таким образом, обжалуемое предписание вынесено компетентным органом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.

Как следует из материалов дела, основанием для выдачи оспариваемого Предписания послужил выявленный факт непринятия Межведомственной комиссией решения по заключению Службы от 30.10.2015 г. № 10 о проведении оценки соответствия помещений МКД №5 требованиям, которым должен отвечать многоквартирный жилой дом.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01. 2006 N 47 утверждено Положение, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения изложены в пункте 2.2.2. административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" утв. постановлением Администрации г. Иваново от 05.02.2014 N 220 согласно которых при Администрации г. Иваново в целях признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции создана межведомственная комиссия по признанию помещений, находящихся в муниципальной собственности города Иванова, жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, которая является постоянно действующим органом.

В рассматриваемом случае на территории городского округа Иваново в соответствии с постановлением Администрации г. Иваново от 06.10.2015 № 1976 создана Межведомственная комиссия, а также утверждено Положение о Межведомственной комиссии.

В силу пунктов 1.1 и 4.1.9 Положения о Межведомственной комиссии комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым и ликвидируемым постановлением Администрации г. Иваново который готовит заключения в том числе и о возможности принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

При названных обстоятельствах в оспариваемом предписании Администрация г. Иваново обоснованно указана в качестве органа муниципальной власти, на который возложена обязанность по обеспечению рассмотрения межведомственной комиссией заключения Службы от 30.10.2015 № 10.

Пунктом 42 Положения определено, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию заявление и документы согласно пункту 45 Положения.

В соответствии с пунктом 45 (1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения, в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 Положения в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого предписания).

Согласно пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания Администрацией г. Иванова не представлено в Службу доказательств проведения дополнительное обследование и принятия Межведомственной комиссией одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения. Названные доказательства не были представлены и в судебное заседание.

Факт отсутствия в пункте 46 Положения времени, в течение которого должно быть проведено дополнительное обследование помещения, не свидетельствует о добросовестном поведении Администрации г. Иваново, так как с момента получения ею заключения Службы от 30.10.2015 г. № 10 до момента вынесения оспариваемого предписания прошло более полугода.

При этом суд соглашается с доводами ГЖИ о том, что заключение Управлением жилищно-коммунального хозяйства с ООО «Энергосервисный центр» муниципального контракта № 28 от 28.04.2016 г. на выполнение работ по техническому заключению о состоянии строительных конструкций для определения необходимости выполнения работ по капитальному ремонту МКД № 5, и полученное техническое заключение (без даты, по заявлению Администрации полученное в августе 2016) вышеназванные обстоятельства не опровергает. Срок исполнения работ по указанному муниципальному контракту установлен до 23.05.2016, однако, до выдачи оспариваемого предписания условия контракта были не исполнены. Доказательств объективных причин невозможности исполнения указанного контракта в материалы дела не поступала, равно как доказательств того, что Администрация со своей стороны предпринимала действия к понуждению к исполнению муниципального контракта.

Суд согласен с доводами Администрации г. Иваново относительно не соответствия срока исполнения пункта 1.2 предписания 15.07.2016 г., требованием пункта 49 Положения, устанавливающим для органа местного самоуправления 30 дневный срок для принятия решения и распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ с момента получения заключения комиссии. Но при этом учитывает, что административным органом приказом от 14.10.2016 № 264-н, представленным в материалы дела, внесены изменения в части сроков исполнения оспариваемого предписания. Срок продлен до 01.12.2016г. по пункту 1.2, по пункту 2.1- до 10.12.2016г.

Кроме предписания Службы № 18-гю от 15.07.2016 г. Администрацией г. Иваново оспаривается акт проверки № 23-гю от 15.07.2016 г.

Акт проверки не является ненормативным актом, содержащим властно-обязывающие предписания, который может быть оспорен в порядке пункта 2 части 1 статьи 29 и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данный акт носит характер доказательства по делу и не подлежит самостоятельному оспариванию, что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.10.1996 № 1614/96. С учетом изложенного, производство по делу в части признания незаконным акта проверки № 23-гю от 15.07.2016 г. подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация г. Иваново и Ивгосжилинспекция освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине не рассматривался.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167, 168, 169, 170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований Администрации г. Иваново к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области о признании незаконным предписания Службы № 18-гю от 15.07.2016 г. отказать.

2. Производство по делу по заявлению Администрации города Иваново к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области о признании незаконным акта проверки № 23-гю от 15.07.2016 г. прекратить.

3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

4. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

5. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Судья Никифорова Г.М.