ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-6654/19 от 16.09.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

19 сентября 2019 года

Дело №А17-6654/2019

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 19 сентября 2019 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Тимошкина Константина Александровича

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Храмовой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межмуниципального отдела МВД России «Родниковский»

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

установил:

Межмуниципальный отдел МВД России «Родниковский» (далее – заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ФИО1, предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 09.08.2019 заявление Межмуниципального отдела МВД России «Родниковский» принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, дело назначено к судебному разбирательству.

Административный орган и предприниматель надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителей не направили.

По окончанию предварительного судебного заседания суд пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству. С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, отсутствия возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие, арбитражным судом согласно части 4 статьи 137 АПК РФ завершено предварительное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 3 статьи 156, части 3 статьи 205 АПК РФ.

В обоснование заявленных требований административным органом указано, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществил предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), при следующих обстоятельствах: ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем, в период времени с ноября 2018 года по 02 апреля 2019 года, по адресу: Россия, <...>; осуществлял предпринимательскую деятельность, не имея лицензии на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов».

Данное правонарушение квалифицируется частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)».

По указанному факту инспектором ИАЗ МО МВД России «Родниковский» ФИО2 в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 01.08.2019 № 37А206252/191901018.

На основании изложенного административный орган просит привлечь предпринимателя к административной ответственности.

От предпринимателя каких - либо возражений относительно требований административного органа не поступило. 

Изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

ФИО1 как следует из выписки из ЕГРИП, находящейся на официальном сайте налогового органа, является индивидуальным предпринимателем. Дата регистрации - 30.06.2014. Вид деятельности – розничная торговля одеждой в специализированных магазинах.

02.04.2019 уполномоченными лицами административного органа в присутствии понятых произведен осмотр принадлежавших предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, что оформлено протоколом осмотра от соответствующей даты. Место осмотра: гараж и придомовая территория дома №8 по улице Баснева города Родники Ивановской области. В ходе осмотра изъято: деталь детской швейной машины зеленого цвета – 1 шт., решётка от вентилятора – 1 шт., лист железа согнутый – 1 шт., по цене 150 руб. за весть товар. Изъятое упаковано и опечатано. К протоколу осмотра от 02.04.2019 прилагается фототаблица. 03.04.2019 оформлен акт приема – передачи изъятых вещей.

10.04.2019 уполномоченными лицами административного органа в присутствии понятых произведен осмотр принадлежавших предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, что оформлено протоколом осмотра от соответствующей даты. Место осмотра: гараж и придомовая территория дома №8 по улице Баснева города Родники Ивановской области. Осмотром установлено: Гараж кирпичной постройки, около 70 кв.м, в котором на полу расположены электронные весы, имеются стеллажи, на которых находятся металлические изделия (в ассортименте). На придомовой территории у входа в гараж также находятся производственные весы и различные металлические изделия. Какие – либо документы на имеющееся оборудование, инструкции о порядке действий при обнаружении радиоактивных и взрывоопасных предметах, приемо - сдаточные акты, книга учета данных актов отсутствуют. В ходе осмотра каких – либо вещей не изъято. К протоколу осмотра от 10.04.2019 прилагается фототаблица.

Согласно объяснениям предпринимателя от 24.05.2019, ФИО1 в данном гараже хранил и ремонтировал свой автомобиль, а так же с ноября 2018 года и по 02 апреля 2019 года производил прием черного металла. 01 ноября 2018 года ФИО1 приобрел у незнакомых мужчин бочку и чугунные фрагменты, вес, которых составил 40 кг., и заплатил денежную сумму в размере 400 руб. Затем указанные лица в обеденное время, около 13:00, пришли снова, после взвешивания металла, вес составлял 45кг, ФИО1 заплатил за него 450 руб. 01 марта 2019 года и 02 марта 2019 года гараж у дома 8 ул. Баснева г. Родники был закрыт, так как предприниматель находился за пределами г. Родники, а именно в г. Иваново, для оформления документов.

02.04.2019 года около 11:30 часов в вышеуказанном гараже по устной просьбе ФИО1 находилась ФИО3 для наведения порядка. В это время она позвонила предпринимателю и сообщила, что в гараж пришел неизвестный ей мужчина, который принес изделия из черного металла, а именно: решетка от вентилятора, корпус детской швейной машинки, изогнутый лист железа и поинтересовалась нужны ли ФИО1 данные металлические изделия, на что ФИО1 ей ответил, что нужны и сказал ей, что бы она приняла у этого мужчины металлические изделия, и выдала денежные средства в размере 150 руб.

ФИО1 пояснил, что у него отсутствует лицензия на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, за ее получением не обращался.

По факту выявленных нарушений 01.08.2019 в присутствии предпринимателя был составлен Протокол № 37 А 206252/191901018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ Межмуниципальный отдел МВД России «Родниковский» обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлениями о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

В силу подпункта 34 пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов подлежат лицензированию.

В пункте 3 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287, указано, что лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ: заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов; заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных металлов.

Пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, установлены лицензионные требования к осуществлению лицензируемой деятельности.

Имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 01.08.2019 № 37 А 206252/191901018, протоколами осмотра от 02.04.2019, от 10.04.2019, объяснениями ФИО1 подтверждается факт совершения предпринимателем нарушения, которое образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть. 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств наличия объективных обстоятельств, не позволивших надлежащим образом исполнить требования действующего законодательства о лицензировании в материалы дела не представлено. У предпринимателя имелась возможность для соблюдения вышеуказанных норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина ФИО1 в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения этого административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Постановление ВАС № 2) под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.

Таким образом, длящимся является непрекращающееся правонарушение, характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.

В рассматриваемом случае предпринимателю вменено осуществление деятельности по хранению, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов без лицензии за период с ноября 2018 года по 02 апреля 2019 года. Иное из содержания протокола от 01.08.2019 № 37 А 206252/191901018 не следует, материалы проверки сведений о продолжении осуществления данного вида деятельности предпринимателем после окончания указанного периода не содержат.

При таких обстоятельствах квалифицировать действия предпринимателя как длительное, непрекращающееся правонарушение, характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, в частности относительно исчисления сроков привлечения к административной ответственности, оснований не имеется.

В связи с этим, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению определенный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый с даты совершения правонарушения.

Соответственно, поскольку фактов осуществления ФИО1 деятельности по хранению, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов после 02.04.2019 не установлено, то исчисление срока давности привлечения к административной ответственности должно начинаться с момента прекращения осуществления данной деятельности без лицензии, то есть со 02.04.2019. В связи с этим, срок давности привлечения к административной ответственности истек 02.07.2019.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», учитывая, что указанные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

На основании вышеизложенного, требования административного органа удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.

Отказ арбитражного суда в удовлетворении требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности влечет возврат законному владельцу изъятых у него вещей.

Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1.Требования Межмуниципального отдела МВД России «Родниковский» о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) оставить без удовлетворения.

2.Изъятые по протоколу от 02.04.2019 и принятые на хранение по акту приема – передачи от 03.04.2019 вещи: корпус (деталь) от детской швейной машины – 1 шт., лист железа согнутый – 1 шт., решётку от вентилятора – 1 шт. возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>).

3.Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                            К.А. Тимошкин