ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-6722/2011 от 26.01.2012 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново № дела А-17-6722/2011

26 января 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2012 года. Полный текст решения изготовлен 26 января 2012 года.

Судья Арбитражного суда Ивановской области

Тимошкин Константин Александрович

при ведении протокола судебного заседания секретарем Смирновым Р.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого Акционерного Общества хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе

об оспаривании Постановлений о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушений № 319-2011-Ю37-001-001 и № 320-2011-Ю37-001-001 от 13.10.2011 года о назначении административных наказаний по ч.2 ст. 15.23.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.12.2011 года,

от административного органа – ФИО2 по доверенности от 22.11.2011 года,

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратилось Открытое Акционерное Общество хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» (далее ОАО ХБК «Шуйские ситцы», Общество) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе, об оспаривании Постановлений о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях № 319-2011-Ю37-001-001 и № 320-2011-Ю37-001-001 от 13.10.2011 года о назначении административных наказаний по ч.2 ст. 15.23.1 КоАП РФ.

В ходе судебного разбирательства, в соответствии с ч.2 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц участвующих в деле, суд объединил рассмотрение указанных выше заявлений в одно производство, о чем вынесено определение от 16.01.2012 года. Делу присвоен № А17-6722/2011.

Заявителем было пояснено, что 13 октября 2011 года Постановлениями Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе по делу об административном правонарушении № 319-2011-Ю37-001-001 ОАО ХБК «Шуйские ситцы» было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.15.23.1 КоАП за представление акционерам Общества копии независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества при подготовке к проведению общего собрания по требованию от 22.06.2011 года с нарушением установленного п.3.8 Положения № 17 п/с 5-дневного срока с даты поступления требования в Общество с наложением штрафа в размере 500000 рублей, а также по делу об административном правонарушении № 320-2011-Ю37-001-001 ОАО ХБК «Шуйские ситцы» было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.15.23.1 КоАП за не представление 21.06.2011 года акционерам для ознакомления при подготовке к проведению общего собрания акционеров отчета независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требование о выкупе которых могут быть предъявлены обществу с наложением штрафа в размере 500000 рублей.

По мнению ОАО ХБК «Шуйские ситцы» оспариваемые постановления являются незаконными и подлежащими отмене по основаниям изложенным в заявлениях и дополнениях к ним. Общество считает, что в данном случае ОАО ХБК «Шуйские ситцы» не совершало два самостоятельных правонарушения, права и законные интересы акционеров нарушены не были, вины общества в просрочке представления копии независимого оценщика нет, поскольку у общества не имелось реальной возможности соблюсти установленный законом срок для предоставления копии отчета оценщика. По мнению заявителя, совет директоров ОАО ХБК «Шуйские ситцы» вынес на рассмотрение годового общего собрания акционеров, состоявшегося 30.06.2011 года по вопросам повестки дня об одобрении сделок, одобрение которых не входит в компетенцию общего собрания акционеров (вопросы №№7-24 в повестке дня собрания), следовательно, в соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ № 19 от 18.11.2003 года решения собрания по данным вопросам не имеют юридической силы. Кроме того, Общество считает, что совершенные правонарушения не повлекли существенной угрозы охраняемым правам и законным интересам акционеров, которые реализовали свои права, путем выкупа принадлежащих им акций, в связи с чем совершенные деяния являются малозначительными и просит суд, применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Представитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе с требования заявителя не согласился по основаниям изложенным в отзыве. Согласно отзыва Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе (далее РО ФСФР России в ЦФО), административный орган считает требования ОАО ХБК «Шуйские ситцы» необоснованными по следующим основаниям. В отзыве РО ФСФР России в ЦФО указало, что при подготовке и в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом был соблюден порядок установленный КоАП РФ. В ходе рассмотрения данного административного дела РО ФСФР России в ЦФО были выяснены все обстоятельства, подлежащие установлению по делу, в порядке ст. 26.1 КоАП РФ. ОАО ХБК «Шуйские ситцы» нарушены права акционеров общества в части непредставлении для ознакомления отчета независимого оценщика об определении рыночной стоимости 1 обыкновенной акции Общества при ознакомлении с документами при подготовке к очередному годовому собранию акционеров Общества в помещении по месту нахождения исполнительного органа Общества 21.06.2011 года и по факту непредставления акционерам по их требованию от 22.06.2011 года, в установленный срок копии отчета независимого оценщика об определении рыночной стоимости 1 обыкновенной акции Общества. Учитывая, указанные выше обстоятельства, в данном случае в действиях Общества имеется два самостоятельных состава административных правонарушений ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 15.23.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 52, 89, 91 Закона РФ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 года, пунктами 3.4, 3.8 «Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» утвержденного Постановлением ФКЦБ от 31.05.2002 года № 17/пс, п.7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 года № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ», по мнению административного органа, требования ОАО ХБК «Шуйские ситцы» удовлетворению не подлежат. В части признания совершенных деяний малозначительными, то мнению РО ФСФР России в ЦФО, совершенные деяния не могут быть признаны таковыми, в связи с тем, что деяния предусмотренные ч.1 ст. 15.23.1 КоАП РФ имеют формальных состав.

Заслушав пояснения лиц участвующих в деле и рассмотрев документы, приобщенные к материалам дела, суд считает заявленные требования ОАО ХБК «Шуйские ситцы» обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На 30.06.2011 года было назначено годовое общее собрание акционеров ОАО ХБК «Шуйские ситцы». 14.06.2011 года акционеры Общества ФИО3 и ФИО4 обратились в ОАО ХБК «Шуйские ситцы» с требованием о предоставлении информации в порядке подготовки к общему собранию акционеров в виде копий, а именно акционеры просили предоставить им следующие документы:

- годовой отчет Общества за 2010 год;

- бухгалтерский баланс за 2010 год с приложениями, отчет о прибылях и убытках за 2010 год;

- отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости 1 обыкновенной акции Общества;

- протокол Наблюдательного Совета о созыве годового общего собрания акционеров.

21.06.2011 года акционеры Общества ФИО3, ФИО4 и акционер ФИО5 прибыли за ознакомлением с данными документами при подготовке к проведению общего собрания акционеров и получением запрошенных документов которые им были предоставлены 21 и 22.06.2011 года, кроме отчета независимого оценщика об определении рыночной стоимости одной обыкновенной акции ОАО ХБК «Шуйские ситцы». 22.06.2011 года, акционерами было представлено повторное требование о предоставлении копии независимого оценщика об определении рыночной стоимости акций, которая не была им представлена ранее по требованию от 14.06.2011 года. 30.06.2011 года акционерам, согласно акта-приемки документов по запросу требованию о предоставлении информации от 22.06.2011 года был передан отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости одной обыкновенной акции ОАО ХБК «Шуйские ситцы».

В связи с чем, акционерами было направлено заявление в РО ФСФР России в ЦФО вх. № 25-07/408 от 27.06.2011 года с просьбой привлечь виновных лиц за нарушение прав акционеров к административной ответственности, за нарушение прав акционеров о непредставлении информации, установленной ч.2 ст. 15.23.1 КоАП РФ.

26.09.2011 года, в отсутствие представителя ОАО ХБК «Шуйские ситцы», извещенного надлежащим образом о дате и времени составления протокола, по данному заявлению были составлены два протокола об административных правонарушениях. Постановлениями о назначении административных наказаний по делу № 319-2011-Ю37-001-001 от 13.10.2011 года ОАО ХБК «Шуйские ситцы» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 15.23.1 КоАП РФ за нарушение 5-дневного срока предоставления отчета независимого оценщика с даты поступления требования от 22.06.2011 года и Постановлением о назначении административного наказания по делу № 320-2011-Ю37-001-001 от 13.10.2011 года за не представление для ознакомления документов акционерам 21.06.2011 года необходимых для подготовки к проведению общего годового собрания акционеров, с наложением взыскания в виде штрафа в размере 500000 рублей за каждое нарушение.

Часть 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за Нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, относятся годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества, счетную комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, проекты решений общего собрания акционеров, предусмотренная пунктом 5 статьи 32.1 настоящего Федерального закона информация об акционерных соглашениях, заключенных в течение года до даты проведения общего собрания акционеров, а также информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров, может быть установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Информация (материалы), предусмотренная настоящей статьей, в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнительного органа общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров. Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, во время его проведения.

Общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

Согласно п. 3.4 Постановления ФКЦБ РФ от 31.05.2002 года № 17/пс (ред. от 07.02.2003) «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» к дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого включает вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение права требования выкупа обществом акций, относятся:

отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены обществу;

расчет стоимости чистых активов общества по данным бухгалтерской отчетности общества за последний завершенный отчетный период;

протокол (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием цены выкупа акций.

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 75 Федерального закона от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях:

·реорганизации общества или совершения крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров в соответствии с пунктом 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам;

·внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих их права, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.

Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях реорганизации общества или совершения крупной сделки, а также внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих права акционеров – владельцев голосующих акций.

Пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 года № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» разъяснено, что на основании статьи 75 Закона акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации общества, совершении крупной сделки, которая может заключаться лишь с одобрения общего собрания акционеров (на сумму свыше 50-процентной балансовой стоимости активов общества), а также о внесении изменений или дополнений в устав общества (утверждении его в новой редакции), ограничивающих права акционеров, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не участвовали в голосовании по этим вопросам. Порядок и сроки выкупа акций определены статьей 76 Закона. При отказе или уклонении от выкупа акций в случаях, порядке и в сроки, предусмотренные статьями 75 и 76 Закона, акционер вправе обратиться в суд с требованием об обязании общества выкупить акции.

Перечень оснований, дающих акционеру право требовать выкупа обществом принадлежащих данному акционеру акций, установленный статьей 75 Закона, является исчерпывающим.

Согласно оспариваемых административных постановлений указано, что в повестку дня годового общего собрания были включены в том числе вопросы об одобрении крупных сделок, совершаемых Обществом, в связи с чем и необходимо было представлять отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости акций.

В ходе судебного разбирательства, представителем ОАО ХБК «Шуйские ситцы» было представлено определении арбитражного суда Ивановской области об утверждении мирового соглашения и прекращения производства по делу № А17-4312/2011 от 25.11.2011 года с отметкой о вступлении данного судебного акта в законную силу. Согласно Определения суда по делу № А17-4312/2011 одобренные решениями годового общего собрания акционеров ОАО «ХБК «Шуйские ситцы» от 30.06.2011 по вопросам повестки дня 7-24 сделки, суд установил, что одобренные сделки не подпадают под категорию крупных сделок, подлежащих одобрению общим собранием акционеров в соответствии с пунктом 3 статьи 79 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Согласно ч.2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела в котором участвуют те же лица.

В данном случае, суд признал, сделки одобренные на общем собрании акционеров крупными сделками не являются, следовательно у Общества не было обязанности предоставлять акционерам при подготовке к проведению общего собрания такой документ как отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости 1 обыкновенной акции.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В оспариваемых постановлениях административный орган не определял какие сделки должны рассматриваться Обществом на собрании, в связи с чем, суд принимает позицию суда изложенную в определении арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-4312/2011.

Учитывая данное обстоятельство, в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 15.23.1 КоАП РФ.

Довод представителя административного органа о том, что на момент подготовки к проведению общего собрания была повестка дня определенная советом директоров в части одобрения крупных сделок не свидетельствует о совершении Обществом административного правонарушения по следующим основаниям.

Согласно статье 64, Федерального закона от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах установлено, что совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.

К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся в том числе вопросы утверждения повестки дня общего собрания акционеров (ст. 65, Федерального закона от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Таким образом, неправильное установление Советом директоров Общества повестки дня в части определения сделок крупными, которые таковыми не являются, не свидетельствует о совершении Обществом административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.23.1 КоАП РФ и предусматривает ответственность за непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами,при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда).

На основании вышеизложенного суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 208 210,211 АПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Открытого Акционерного Общества хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе удовлетворить.

2. Признать незаконными и отменить Постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе о назначении административного наказания по делу об административных правонарушениях № 319-2011-Ю37-001-001 и № 320-2011-Ю37-001-001 от 13.10.2011 года.

3. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 211 АПК РФ).

Судья Тимошкин К.А.