ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-6879/17 от 21.11.2017 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

21 ноября 2017 года

Дело №А17-6879/2017

        Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению  Администрации городского округа Шуя ( ОГРН <***>, ИНН <***>) к Контрольно-счетной палате Ивановской области (ОГРН <***>,  ИНН  <***>) о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9  представления Контрольно-счетной палаты  от 14.08.2017   № 02-05/1/5/2

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (доверенность № 4396 от 06.10.2017),  ФИО2 (доверенность от 11.08.2017), ФИО3 (доверенность № 4397 от 06.10.2017),

от Контрольно-счетной палаты Ивановской области – ФИО4 (доверенность  от 18.07.2017), ФИО5 (доверенность  от 18.01.2017),

                                                       У С Т А Н О В И Л:

в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением  к Контрольно-счетной палате Ивановской области  (далее- Контрольно-счетная  палата, КСП) о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  представления Контрольно-счетной палаты  от 14.08.2017   № 02-05/1/5/2,  обратилась Администрации городского округа Шуя (далее –Администрация г.о Шуя, Заявитель).

            Необходимость удовлетворения заявления  обусловлена следующими обстоятельствами.

 По результатам проведенного  контрольного мероприятия «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства (выборочно)»  КСП  в адрес Главы  г.о.  Шуя  14.08.2017  было выдано представление № 02-05/1/5/2 о необходимости осуществить ряд мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков.

      Администрация г.о. Шуя считает вышеназванное представление незаконным.

  В силу положений  пункта 1 статьи 266.1,  пунктов  1 и 2 статьи 267.1,  пунктов  1 и 2 статьи 268 Бюджетного кодекса РФ,  пункта 9  части 1, части 4  статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ) муниципальное образование само по себе не может являться объектом государственного финансового контроля.

  Расходование средств областной субсидии на переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществлялось в рамках муниципальных контрактов. К полномочиям КСП не относится контроль за использованием средств местных бюджетов,  следовательно  КСП вышла за пределы своих полномочий, проверяя в рамках рассматриваемого контрольного мероприятия расходование средств местного бюджета муниципального образования городского округа  Шуя.

            По пункту 1 представления  сроки завершения региональной адресной программы увеличиваются по причине проведения проверки КСП и вынесения незаконного представления, так как оспариваются осуществляемые действия заказчика в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон № 44-ФЗ).

            Пункт 2 представления содержит предложение  о необходимости урегулирования Заявителем с Департаментом ЖКХ вопроса по внесению соответствующих изменений в отчетность городского округа Шуя за 2016 и истекший период 2017  по выявленным КСП нарушениям. Указанное предложение противоречит  требованиям пункта  2.2 Стандарта внешнего государственного финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд»,  утв. решением коллегии Контрольно-счетной палаты Ивановской области от 30.12.2016 № 21/4, пунктов  2.1 и 2.2 Инструкции о порядке составления и предоставления отчета о расходовании средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ...» утв. решением правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ от 02.08.2016 № 688 (далее- Инструкция № 688),  пунктов 2.4 и 8.10  Регламента Контрольной-счетной палаты Ивановской области утв. решением коллегии КСП от 13.09.2013 № 12/3 (далее- Регламент КСП).

     Достоверность отчета подтверждается актом встречной проверки от 29.08.2017 УФК по Ивановской области.

     Пункт 3 представления КСП содержит требование о необходимости усилить контроль за отражением в плане-графике Отдела ЖКХ объема средств на осуществление закупок в части не превышения утвержденных лимитов бюджетных обязательств на соответствующие цели. Мероприятия по усилению контроля осуществляются должным образом, так как заказчик действовал строго в рамках требований законодательства

            Заявитель считает незаконным пункт 4 представления так как  в соответствии с частью  24 статьи  112 Закона 44-ФЗ формирование и размещение заказчиками планов закупок на 2016 возможно только при принятии городским округом решения об установлении данной обязанности. Городским округом таких решений не принималось, соответственно нарушений указанных норм права не имеется.

  По мнению Администрации   незаконным является и пункт 5 представления так как заказчик осуществил закупку жилых помещений необходимых для достижения целей мероприятий установленных в Региональной программе адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2017 годы» утв., постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 № 134-п (далее — Региональная программа)  в соответствии с  нормативами, установленными   СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» и  постановлением Администрации г.о.  Шуя от 28.07.2016 № 1136 «Об установлении минимальной площади квартир для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными в установленном порядке, в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории городского округа Шуя на 2016-2017 годы» (далее- Постановление № 1136) и необходимые результаты, в соответствии со статьей  34 Бюджетного кодекса РФ,  были достигнуты.

     Пункт 6 представления КСП содержащий  требование о необходимости усиления контроля за размещением на официальном сайте ЕИС документов, являющихся приложениями к муниципальным контрактам,  противоречит  части 7 статьи 70  Закона 44-ФЗ,  не устанавливающей  требований о размещении на официальном сайте ЕИС проектной документации.

       Администрация г.о. Шуя  считает незаконным пункт 7 представления предписывающий Заявителю не допускать нарушений ь  норм Земельного кодекса РФ при изъятии земельных участков для муниципальных нужд. Проверка данной деятельности Администрации не отнесена к компетенции КСП. Кроме того нарушений процедуры изъятия земельных участков Администрацией допущено не было.

       Содержащееся в пункте 8 представления требование о необходимости урегулирования вопроса о порядке взимания (не взимания) с граждан платы за пользование бюджетными средствами при предоставлении этим гражданам рассрочки по оплате разницы между стоимостью, предоставляемого жилого помещения и выкупной ценой изымаемого помещения,  так же является незаконным, так как  в соответствии с пунктом  19 части 1 статьи  21 Устава городского округа Шуя,  вопросы изъятия земельных участков для муниципальных нужд отнесены к исключительной компетенции представительного органа власти и требование об его урегулировании не может быть предъявлено Администрации г.о.  Шуя.

     Пункт 9 представления КСП содержит требование о применении мер дисциплинарного воздействия к лицам, допустившим нарушения. Акт проверки не содержит сведений о вскрытых фактах нарушений законодательства в деятельности контролируемой организации и нецелевого, незаконного, неэффективного использования финансовых или иных государственных ресурсов, в том числе причиненного ущерба для консолидированного бюджета при наличии такового, с указанием должностных лиц, допустивших выявленные нарушения. Таким образом, исполнить данное требование не представляется возможным.

В обоснование необходимости удовлетворения заявления приведены и иные доводы.

  Контрольно-счетная  палата считает оспариваемый акт правомерным а заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя их следующих обстоятельств.

     Проверка деятельности Администрации г.о.Шуя и вынесение в ее адрес оспариваемого представления  произведены  КСП Ивановской области в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

   По мнению КСП каких - либо обязанностей, ограничений в отношении Заявителя, пункты 1-9 представления не устанавливают и, следовательно, сами по себе не влекут для него правовых последствий. Из текста оспариваемого представления следует, что оно не содержит властных предписаний и не может нарушить экономические интересы Заявителя, следовательно не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

  Подробные доводы в обоснование необходимости отказа в удовлетворении заявления изложены в отзыве на заявление.

  В соответствии со статьей  158 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрение дела откладывалась. В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.

   Заявление     Администрации г.о.Шуя  рассмотрено арбитражным судом  в соответствии с порядком,  предусмотренным  статьями    153-170, 197-201  Арбитражного процессуального кодекса РФ.                

     Рассмотрев представленные в материалы дела документы, заслушав представителей сторон,  суд пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявления   исходя из следующих обстоятельств.

   Из материалов дела следует, в соответствии с Региональной  программой  городской округ Шуя является получателем бюджетных средств на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

   На основании приказа от  19.05.2017 № 12/1-од  ( т.1 л. д. 71,  с изменениями, внесенными приказом от 27.06.2017 № 15/10 од) в период с 19.06.2016  по 28.07.2017 КСП в отношении  Администрации г.о. Шуя и Отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства Администрации г.о. Шуя (далее- Отдел ЖКХ)    было проведено контрольное мероприятие «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (выборочно)». Результаты контрольного мероприятия отражены в акте от 28.07.2017 ( т. 1, л.д. 27-51). 14.08.2017 в адрес Главы г.о.   Шуя   было выдано  представление от 14.08.2017 № 02-05/1/512 ( т.1,  л.д. 21-24).

           В описательной части представления отражены выявленные в ходе проведения проверки нарушения:

           1.Подпункта 2.3 пункта 2 Инструкции № 688-   в отчете о расходовании средств на реализацию программы городским округом   Шуя не отражены  расходы местного бюджета  на оплату общей площади предоставляемого жилого помещения:  по состоянию на 01.01.2017  в размере 8 678,3 тыс.  руб., по состоянию на 01.06.2017 в размере 20 797,8 тыс. руб.;

            2 Пункта  7 примечаний к Порядку размещения на официальном сайте планов — графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов — графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утв.  совместным приказом Министерства экономического развития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 №761/20н (далее- Порядок № 761/20н) ,  выразившегося   в том, что начальная (максимальная) цена контрактов по 25 закупкам на приобретение жилых помещений в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 9891,4 тыс. рублей превышает доведенные лимиты бюджетных обязательств на 2016 год на эти цели;

               3. Статьи 17 Закона № 44-ФЗ,  Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утв.  Постановлением Правительства РФ  от 21.11.2013 № 1043, Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ  от 29.10.2015 № 1168, в связи с тем, что  контрактной службой Отдела ЖКХ не сформирован и не размещен в установленный срок на официальном сайте единой информационной системы (далее -ЕИС) план закупок товаров, работ, услуг на 2016 год;

              4. Статьи  13 Закона № 44 – ФЗ так как не смотря на имеющееся в документации об электронных аукционах условия определения начальной максимальной цены контракта (далее НМЦК) — исходя из количества квадратных метров аварийного жилья, расчет НМЦК по 10 закупкам Отделом ЖКХ произведен исходя из площади приобретаемых жилых помещений, что привело к завышению на общую сумму 13 320,45 тыс. руб.;

              5 Части 7 статьи 70 Закона № 44-фз выразившегося  в не размещении  Отделом ЖКХ на официальном сайте  ЕИС проектной  документация , являющаяся приложением к 10 муниципальным контрактам;

             6. Подпункта 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ, так как копии постановлений Администрации г.о. Шуя об изъятии земельных участков и жилых помещений собственникам жилых помещений не направлялись письмом с уведомлением;

  7. Не урегулирование порядок взимания (не взимания) с граждан платы за пользование бюджетными средствами при предоставлении им рассрочки по оплате разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной ценой изымаемого жилого помещения, в г.о. Шуя.

      По результатам выявленных нарушений Главе г.о. Шуя предложено:

              1.Срочно принять необходимые меры по недопущению нарушения сроков  завершения региональной адресной программы .

  2. Урегулировать  с Департаментом ЖКХ вопрос по внесению соответствующих изменений в отчетность городского округа Шуя за 2016 год и истекший период 2017 года по выявленным КСП Ивановской области нарушениям.

     3. Усилить контроль за отражением в плане-графике Отдела ЖКХ объема средств на осуществление закупок в части не превышения утвержденных лимитов бюджетных обязательств на соответствующие цели.

               4. В целях недопущения нарушений статьи 17 Закона № 44-ФЗ и нормативных правовых документов в области размещения закупок своевременно формировать и размешать на официальном сайте ЕИС план  закупок на соответствующий год.

      5. Провести  служебную проверку в отношении лиц, осуществивших расчет начальной (максимальной) цены контракта по 10 электронным аукционам с нарушением условия, предусмотренного документацией об электронных аукционах, приведший к завышению начальной (максимальной) цены контрактов на общую сумму 13 320,45 тыс. рублей и нарушению статьи 13 Закона №44-ФЗ.

               6. Усилить  контроль за размещением на официальном сайте ЕИС документов, являющихся приложениями к муниципальным контрактам.

               7. При изъятии земельных участков для муниципальных нужд не допускать нарушений статьи  56.6. Земельного кодекса РФ.

                8. В целях эффективности использования бюджетных средств урегулировать   вопрос о порядке взимания (не взимания) с граждан платы за пользование бюджетными средствами при предоставлении этим гражданам рассрочки по оплате разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной ценой изымаемого помещения .

          9. Рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарного воздействия к лицам, допустившим нарушения.

                  Полагая, что    пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  представления КСП от 14.08.2017   № 02-05/1/5/2 являются незаконными и нарушающими   ее права и законные  интересы,  Администрация г.о. Шуя   обратилась в арбитражный суд  с  заявленными требованиями.

          В соответствии с частью  1 статьи   198 Арбитражного процессуального кодекса РФ  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

       Согласно части  4 статьи  200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

      В силу норм части 1 статьи 3 Закона № 6-ФЗ,  части 1 статьи 1  Закона Ивановской области от 21.12.2006 года № 140-03 «О Контрольно-счетной палате Ивановской области» ( далее- Закон № 140-03)  КСП является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Ивановской областной Думой и ей подотчетным.

   В соответствии с пунктом 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса РФ при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

- проводятся проверки, ревизии, обследования;

- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

- направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетного кодекса РФ иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных названным Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

    Согласно пункту 3 статьи 268.1 Бюджетного кодекса РФ порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

   Под проверкой в целях Бюджетного кодекса РФ  понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период ( пункт 2 статьи 267.1 Бюджетного кодекса РФ).

      Согласно пунктам  2 и 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения,  информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения  и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений; под предписанием в целях названного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

       В соответствии с положениями  части 1 статьи 16 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

    Органы государственной власти и государственные органы субъекта РФ, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (часть 3 статьи 16 Закона N 6-ФЗ).

    В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание (часть 4 статьи 16 Закона N 6-ФЗ).

      Оспариваемое представление КСП обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку (являясь промежуточным документом, предлагающим лицу исправить допущенные нарушения на определенном этапе и при определенных результатах финансового контроля) порождает для администрации правовые последствия, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.

      Промежуточный характер такого документа (представления), равно как и отсутствие предусмотренной законом административной ответственности за неисполнение представления не означает того, что оно имеет сугубо информационный характер, и не исключает для заявителя перспективу восстановления прав в судебном порядке, а для компетентных органов государственной власти столь же значимую перспективу судебной защиты интересов субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия должной реакции администрации на представление).

      Иное толкование этих нормативных положений не согласуется с очевидной волей законодателя установить действенный механизм финансового контроля на каждом его этапе с целью последовательной и эффективной реализации требований бюджетного законодательства. Такая реализация может предполагать правовую природу рассматриваемого представления управления только как акта властного органа, обязательного к исполнению. Иначе значимый этап финансового контроля лишается должной результативности и сводится лишь к обмену информацией, не порождающему у его участников каких-либо прав и обязанностей.

              По мнению Администрации г.о Шуя муниципальное образование г.о. Шуя не может быть объектом  контрольного мероприятия. Вместе с тем при проведении проверки фактически объектами контроля выступали Администрация г.о Шуя, Финансово-экономическое Управление Администрации г.о. Шуя и  Отдел ЖКХ.  По результатам проверки в отношении Администрации   г.о.   Шуя   составлен   акт. При   этом,   соответствующего распоряжения о проведении проверки в отношении указанных субъектов не выносилось, следовательно, проверочные мероприятия проведены в отсутствие установленных законом оснований.

   Как следует из Региональной программы получателем денежных средств  финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств и областного бюджета является городской округ Шуя. В силу положений пункта  1 статьи 1 статьи 30  Устава городского округа Шуя, принятого  решением городской Думы городского округа Шуя от 24.08.2005 N 72, Администрация является исполнительно-распорядительным органом власти на территории городского округа Шуя – следовательно представляет интересы данного муниципального образования. Кроме того,  согласно договора № 2п-2016 о долевом финансировании региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилого фонда,  Администрация брала на себя обязательства использовать денежные средства, поступившие по данному договору,  в соответствии с законом и обеспечить софинансирование   мероприятия по переселению граждан из аварийного жилья.

       Отдел ЖКХ  в соответствии с Положением об отделе жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства Администрации г.о Шуя, утв. решением Думы городского округа Шуя  от 29.12.2010 № 200 и муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории городского округа Шуя на 201602017 годы» , утв.  Постановлением Администрации г.о. Шуя от 08.04.2013 № 499), является  исполнителем муниципальной программы.

      Формулировка приказа о проведении проверки  от 19.05.2017  №  12/1-од  относительно объекта проверки,  тождественная формулировки получателя  денежных средств, отраженной в Региональной  программе,  не свидетельствует о нарушении требований части 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ.

     В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет такие полномочия, как: контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверку местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.   

    Аналогичные полномочия предусмотрены КСП пунктами 10,  15, 16  части 1 статьи 9 Закона № 140-03.

 Поскольку финансирование расходов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществлялось с привлечением средств областного бюджета, предоставленных местному бюджету в виде межбюджетных трансфертов (субсидий), проведение проверки КСП в отношении Администрации г.о. Шуя является законным и обоснованным.

   Администрация г.о. Шуя указывает на нарушение КСП требований пунктов 8.2, 8.3 и  8.9   Регламента КСП, выразившихся в отсутствии в приказе объект контроля, а так же в  не подписании   акт контрольного мероприятия, направленного  Главе г.о.  Шуя,  руководителем контрольного мероприятия и всеми работниками аппарата КСП, участвующими в проведении контрольного мероприятия.

   Как следует из материалов дела,  проверка проведена и акт проверки составлен инспектором КСП  ФИО6 Пунктом 5 приказа от 19.05.2017 ФИО6 привлечена для проведения проверки. Акт проверки был направлен в адрес Главы г.о. Шуя, являющегося также руководителем  органа исполнительной власти, который имел возможность ознакомится с его содержанием и представить свои замечания. 

  Процедура проведения проверки определена разделом 8 Регламента КСП. Согласно пункта 1.1 Регламента КСП данный документ является локальным актом, регулирующим деятельность КСП ( т.6, л.д. 18) . Нарушение его отдельных положений не является основанием для признания результатов проверки незаконными.

      В пункте 1 оспариваемого представления Главе г.о. Шуя  предлагается  принять необходимые меры по недопущению нарушения сроков  завершения региональной адресной программы .

              При этом     акт проверки от 28.07.2017 сведений о нарушении  сроков  завершения региональной адресной программы не содержит.

      В пункте  2 представления Главе г.о. Шуя предложено урегулировать  с Департаментом ЖКХ вопрос по внесению соответствующих изменений в отчетность городского округа Шуя за 2016 год и истекший период 2017 года по выявленным КСП Ивановской области нарушениям. Заявителю  вменено нарушение требований подпункта 2.3 пункта 2 Инструкции № 688.

       Указанный пункт Инструкции №  688 регламентирует порядок заполнения документов отчетности.

       Инструкция №  688 не является нормативным правовым актом,  нарушение которого может быть вменено Администрации г.о. Шуя с учетом условий выдачи представления, предусмотренных  в пункте 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ (выявленные нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;  нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля), следовательно неисполнения данного  пункта представления не может повлечь для Заявителя  последствий в виде ответственности.

         В тоже время анализ положений  пункта  9 статьи 10, части   2 пункта 2,  части 3  статьи 22 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ  "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" свидетельствует о возложении на Фонд  содействия ЖКХ обязанности по совершению действий по мониторингу реализации региональных адресных программ,  в том числе программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Указанные действия невозможно осуществит без получения документов отчетности.

      Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ  и Высшего Арбитражного Суда РФ  от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ  совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

            Из текста пункта 2 оспариваемого представления  суд не усматривает нарушений экономических прав и интересов Администрации г.о. Шуя, в связи с чем оснований для признания  данного пункта  представления незаконным не имеется.

              Пунктом  3 представления  Главе  г.о. Шуя предложено  усилить контроль за отражением в плане-графике Отдела ЖКХ объема средств на осуществление закупок в части не превышения утвержденных лимитов бюджетных обязательств на соответствующие цели.

       Согласно пункта 5 представления Главе г.о. Шуя предложено провести  служебную проверку в отношении лиц, осуществивших расчет начальной (максимальной) цены контракта по 10 электронным аукционам с нарушением условия, предусмотренного документацией об электронных аукционах, приведший к завышению начальной (максимальной) цены контрактов на общую сумму 13 320,45 тыс. рублей и нарушению статьи 13 Закона №44-ФЗ.

   В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 5 Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы», утв. совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н, в столбце 9 плана-графика указывается начальная (максимальная) цена контракта, которая определяется заказчиком в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

    Согласно положений пункта 7 Примечаний к Порядку размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утв. совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н, ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта формируется заказчиком па основе лимитов бюджетных обязательств (предоставленных субсидий).

   В рассматриваемом случае  план-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2016 год Отдела ЖКХ размещен на официальном сайте ЕИС, по 25 закупкам включена информация по приобретению жилых помещений в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда посредством долевого участия в строительстве многоквартирных домов на сумму 135509,18 тыс. руб. (ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта), что превышает доведенные на 2016 год лимиты бюджетных обязательств (125617,8 тыс. руб.).

            Кроме того Отделу ЖКХ вменено  нарушение статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ  в связи с тем, что не смотря на имеющееся в документации об электронных аукционах условия определения начальной максимальной цены контракта (далее НМЦК) — исходя из количества квадратных метров аварийного жилья, расчет НМЦК по 10 закупкам  Отделом ЖКХ произведен исходя из площади приобретаемых жилых помещений.

    В силу положений статьи 13 Закона № 44-ФЗ в  соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;

3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

    Применительно к рассматриваемой ситуации несмотря на нарушения отдельных положений  нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Отделом ЖКХ по мнению суда,  данные действия не привели к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств в силу следующих обстоятельств.

     Из материалов дела следует, что фактов  нецелевого и неэффективного использования денежных средств  полученных Администрацией г.о. Шуя из Фонда содействия ЖКХ и  областного бюджета выявлено не было ( акт встречной проверки   УФК  по Ивановской области от 29.08.2016, т.5,  л.д. 97- 106, акт КСП от 28.07.2017 )

    В соответствии  с  абз.7 раздела 8  Региональной программы средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета Ивановской области и местных бюджетов могут расходоваться на приобретение жилого помещения площадью, превышающей общую площадь ранее занимаемого жилого помещения, в пределах объема финансовых средств, запланированного на расселение данного помещения               

   Согласно  абз. 9 раздела 8 Региональной программы в  случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, а также жилого помещения, стоимость 1 кв. м которого превышает предельную стоимость, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется из внебюджетных/дополнительных источников финансирования. Также могут быть использованы средства областного и местных бюджетов при наличии правовых актов, предусматривающих соответствующее финансирование.

  Для городского округа Шуя способ переселения граждан определен как строительство многоквартирного дома.

 В связи с невозможностью предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилья  площади, тождественной занимаемой ими ранее площади, Администрацией г.о. Шуя 28.07.2016 было принято постановление № 1136 «Об установлении минимальной площади квартир для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными в установленном порядке, в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории городского округа Шуя на 2016-2017 годы» согласно которого площади предоставляемых жилых помещений должны быть не меньше расселяемой, а при приобретении жилых помещений во вновь строящихся многоквартирных домах не менее: однокомнатные квартиры — 28 кв.м.; двухкомнатные — 44 кв.м.; трехкомнатные — 56 кв.м. Указанные в постановлении площади соответствуют нормативам, предъявляемым к площади жилых помещений, СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

                Применительно к рассматриваемой ситуации в материалы дела представлена выписка из решения городской Думы городского округа Шуя № 81 от 23.12.2015 г. «О бюджете городского округа Шуя на 2016 год»  согласно которой в бюджете 2016 г. было дополнительно запланировано 8 678 281,5 руб. на оплату общей площади предоставляемого жилого помещения, превышающей общую площадь ранее занимаемого жилого помещения. Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность ( т.5, л.д. 35).

               Средства аналогичного назначения в сумме 32 690 333,13 руб., предусмотрены и в бюджете 2017 (выписка из решения городской Думы городского округа Шуя № 282 от 28.12.2016  «О бюджете городского округа Шуя на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» ( т. 5, л.д. 31).

   При названных обстоятельствах увеличение расчета начальной (максимальной) цены контракта по 10 электронным аукционам с нарушением условия, предусмотренного документацией об электронных аукционах, приведший к завышению начальной (максимальной) цены контрактов на общую сумму 13 320,45 тыс. руб. за счет превышения площади приобретенного жилья над площадью аварийного  жилья не может рассматриваться как нарушение требований статьи  13 Закона №44-ФЗ в связи с достижением  цели Региональной программы- переселения граждан из аварийного жилья.

             В пункте 4 представления Главе г. о. Шуя предложено в целях недопущения нарушений статьи 17 Закона № 44-ФЗ и нормативных правовых документов в области размещения закупок,  своевременно формировать и размешать на официальном сайте ЕИС план  закупок на соответствующий год.

     В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 44-ФЗ  планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также с учетом установленных статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

       Отдел ЖКХ является исполнителем  муниципальной адресной программы  переселения граждан из аварийного жилья.

     Согласно части 8 статьи 17 Закона №44-ФЗ план закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

     Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана ( часть 9 статьи 17 Закона № 44-ФЗ).

   Применительно к рассматриваемой ситуации бюджетная смета Отдела ЖКХ была утверждена 31.12.2015 г.

   В установленные сроки план закупок на  официальном сайте ЕИС размещен не был, доказательств обратного Заявителем в материалы дела не представлено, в связи с чем  пункт 4  представления основан на нормах действующего законодательства.

     В пункт 6 представления Главе г.о. Шуя предложено усилить контроль за размещением на официальном сайте ЕИС документов, являющихся приложениями к муниципальным контрактам .

       КСП был выявлен факт не размещена Отделом ЖКХ на официальном сайте ЕИС  проектной  документации, являющейся  неотъемлемой частью 10 муниципальных контрактов ( т. 1, л.д. 42).

        Не отрицая факта не размещения проектной документации,  Администрация г.о. Шуя указывает, что данная обязанность в отношении проектной документации  частью 7 статьи 70 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена.

       В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона № 44-ФЗ в  течение трех рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в ЕИС.

  Указанная норма свидетельствует о необходимости размещения контракта без каких либо изъятий.

   На  примере муниципального контракта  № 541849 от 20.10.2016  суд приходит к выводу, что в соответствии с пунктом 1.2 данного контракта  проектная документация,  является приложением № 2 к контракту (.т. 1, л.д.108) , т.е. его неотьемлемой частью контракта и следовательно подлежит размещению в ЕИС.

              В пункте 7 представления Главе г.о. Шуя предложено при изъятии земельных участков для муниципальных нужд не допускать нарушений статьи  56.6. Земельного кодекса РФ.

             По мнению КСП в нарушение положений подпункта 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ копии постановлений об изъятии земельных участков и жилых помещений собственникам жилых помещений не направлялись письмом с уведомлением о вручении.

 Указанная норма направлена на защиту прав и интересов владельцев земельных участков и жилых помещений.

  Как следует из содержания акт проверки ( т. 1, л.д.46)  копии постановлений об изъятии земельных участков и жилых помещений вручены лично собственникам под расписку в срок, установленный пунктом 10 статьи 56.6 Земельного  кодекса РФ. Таким образом собственники земельных участков и жилых помещений в соответствии с пунктом 5 статьи 279 Гражданского кодекса РФ были надлежащим образом извещены о принятом в отношении принадлежащим им имуществе решении и не лишены права в порядке пункта 14 статьи 56.6. Земельного кодекса РФ оспорить действия Администрации. При названных обстоятельствах суд не усматривает в действиях Администрации г.о. Шуя нарушений требований статьи 56.6. Земельного кодекса РФ.

             Кроме того в полномочия КСП не входит проверка исполнения органами местного самоуправления требований норм земельного законодательства

             Пунктом   8  представления в целях эффективности использования бюджетных средств Главе г.о. Шуя предложено урегулировать   вопрос о порядке взимания (не взимания) с граждан платы за пользование бюджетными средствами при предоставлении этим гражданам рассрочки по оплате разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной ценой изымаемого помещения .

  По мнению суда указанное в пункте 8 представления предложение не может рассматриваться как нарушающее права Администрация г.о. Шуя так как направлено на установление процедуры эффективного использование муниципальных денежных средств. Являясь одновременно Главой г.о. Шуя и руководителем исполнительного органа местного самоуправления должное лицо, в адрес которого выдано представление, вправе инициировать рассмотрение данного вопроса представительным органом власти.

   Порядок расчетов с собственниками расселяемых жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, утв. решением городской Думы г.о. Шуя от 22.03.2017  № 42 ( т.6. л.д.72-74) поставленный КСП вопрос не регулирует.

 Пунктом  9 представления Главе г.о. Шуя предложено  рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарного воздействия к лицам, допустившим нарушения.

    Возможность дачи такого рода предложения предоставлена КСП частью 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ и частью 1 статьи 24 Закона № 140-03.

     Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине не рассматривался так как Заявитель и КСП   в силу положений подпункта 1.1  пункта 1 статьи  337.37 Налогового кодекса РФ освобождены  от ее уплаты.

  Руководствуясь статьями 110, 153-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                                             Р Е Ш И Л:

            1. Заявление    Администрации городского округа Шуя  к Контрольно-счетной палате Ивановской области о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9  представления Контрольно-счетной палаты  от 14.08.2017   № 02-05/1/5/2 удовлетворить частично.

             2. Признать  незаконными пункты 1, 5 и 7 представления Контрольно-счетной палаты  от 14.08.2017   № 02-05/1/5/2,  вынесенного в адрес Главы г.о. Шуя.

              3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

 Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

      Судья                                                                                        Герасимов В.Д.