АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
153022, г. Иваново, ул. Богдана Хмельницкого, д. 59б
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново Дело №А17-6946/2009
09 октября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 09 октября 2009 года.
Судья Арбитражного суда Ивановской области Тимошкин К.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анзорье Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
МУП «Ивгорэлектросеть»
к Департаменту государственного контроля Ивановской области
об оспаривании Постановления по делу об административном правонарушении №А81 от 03.08.2009 года,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 04.05.2008 г.;
от административного органа – ФИО2 по доверенности от 22.09.2009 г.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие «Ивгорэлектросеть» (далее – МУП «Ивгорэлектросеть», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Департаменту государственного контроля Ивановской области (далее - Департамент, административный орган) об оспаривании Постановления по делу об административном правонарушении №А81 от 03.08.2009 года.
МУП «Ивгорэлектросеть» считает оспариваемое Постановление незаконным по следующим основаниям. По мнению заявителя, в его действиях отсутствует вина как обязательный элемент состава административного правонарушения. Предприятием осуществляются все необходимые мероприятия по поддержанию указанной в оспариваемом постановлении трансформаторной подстанции в надлежащем состоянии, проводятся осмотры, планово-предупредительные ремонты. Административным органом не была учтена специфика осуществляемой Предприятием деятельности, состоящей в качественной и бесперебойной передаче электрической энергии посредством своего электросетевого хозяйства. Кроме того, указанная подстанция не является зданием, а представляет собой специфическое строение, предохраняющее сооружение и не имеющее паспорта фасада здания.
Департамент государственного контроля Ивановской области считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что материалами дела об административном правонарушении доказан факт правонарушения и вина МУП «Ивгорэлектросеть» в его совершении. Ответственность за содержание указанной трансформаторной подстанции лежит на Предприятии как на балансодержателе.
Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
24.06.2009 г. государственным инспектором Департамента была проведена проверка состояния фасада трансформаторной подстанции ТП-449, расположенной на территории МУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года» по адресу <...> балансодержателем которой является МУП «Ивгорэлектросеть». В ходе проведенной проверки установлено, что указанная подстанция содержится в ненадлежащем состоянии: имеются местные разрушения штукатурки и окрасочного слоя, потеки, общее загрязнение фасада. По итогам проверки был составлен Акт №129 от 24.06.2009 г.
Департамент, установив состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.8 Закона от 24.04.2008 года №11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области", на основании протокола об административном правонарушении №18/48 от 08.07.2009 г. и других материалов административного дела, вынес в отношении МУП «Ивгорэлектросеть» Постановление о назначении административного наказания от 03.08.2009 г. №А81.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.8 Закона от 24.04.2008 года №11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области", ненадлежащее наружное состояние или ненадлежащее содержание фасадов зданий, строений, сооружений и их элементов, ограждений, заборов и прилегающей к ним территории, а также переоборудование, конструктивное изменение без соответствующего разрешения, покраска без соблюдения требований колористического (колерного) паспорта фасадов зданий, строений, сооружений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до шестисот тысяч рублей.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Ивановской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области» от 18.07.2006 г. №75-ОЗ, обязанности по организации и/или производству работ по содержанию зданий, сооружений и объектов инфраструктуры возлагаются на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона Ивановской области от 18.07.2006 г. №75-ОЗ, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и иные подобные явления должны устраняться во избежание их дальнейшего усугубления;
В соответствии с имеющимся в материалах административного дела письмом №01/04/1089 от 29.06.2009 г., трансформаторная подстанция ТП-449 находится на балансе МУП «Ивгорэлектросеть». Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, именно на данном предприятии лежит обязанность по поддержанию надлежащего состояния фасада трансформаторной подстанции ТП-449. При этом, законодатель распространил данную обязанность на владельцев не только зданий, но и иных сооружений, строений и их элементов, к каковым можно отнести строительную часть трансформаторной подстанции.
Факт ненадлежащего состояния на момент проведения проверки трансформаторной подстанции установлен судом и подтверждается материалами дела: Актом проверки от 24.06.2009 г. №129, письмом МУП «Ивгорэлектросеть» от 06.07.2009 г., листком осмотра от 10.06.2009 г., объяснениями зам. директора МУП «Ивгорэлектросеть» ФИО3, Протоколом об административном правонарушении №18/48 от 08.07.2009 г., фотоматериалами, другими документами.
Таким образом, в действиях МУП «Ивгорэлектросеть» имеется объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.8 Закона от 24.04.2008 года №11‑ОЗ.
В то же время, согласно статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, в случае принятия МУП «Ивгорэлектросеть» всех зависящих от него мер по поддержанию фасада трансформаторной подстанции в надлежащем состоянии, в действиях Предприятия не может быть установлено вины, а следовательно и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.8 Закона от 24.04.2008 года №11‑ОЗ.
Как пояснил заявитель, в соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 г. №279, Предприятием в 2007 году был произведен ремонт указанной трансформаторной подстанции, в подтверждении чего представлены соответствующие документы (договор от 06.03.2007 г., акт о приемке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ). Следующий ремонт был запланирован на 2010 год.
В соответствии с пунктом 3 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года № 279 ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
Пунктом 3.3 указанного Положения установлено, что к производственным зданиям и сооружениям всех отраслей народного хозяйства ремонтные работы подразделяются на два вида: текущий и капитальный.
Согласно пункта 3.4 Положения к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению
частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. Примерный перечень работ по текущему ремонту приведен в Приложении 3, согласно которого к ремонту фасадов относится укрепление угрожающих падением облицовочных плиток, архитектурных деталей или кирпичей в перемычках, карнизах и других выступающих частях зданий (не более 10% общей площади облицованной поверхности); ремонт наружной штукатурки отдельными местами с отбивкой отставшей штукатурки (до 5% оштукатуренной поверхности фасада); ремонт и поддержание в порядке водосточных труб, воронок, колен, отводов, лотков, а также всех наружных стальных и цементных покрытий на выступающих частях фасада здания; окраска фасадов здания обычными составами; очистка или промывка от копоти и пыли фасадов, облицованных или окрашенных устойчивыми составами.
В соответствии с пунктом 3.11 Правил к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Перечень работ по капитальному ремонту в части фасадов здания указан в Приложении 8. К нему относятся ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности; полное или частичное (более 10%) возобновление штукатурки; полное возобновление тяг, карнизов, поясов, сандриков и др.; возобновление лепных деталей; сплошная окраска устойчивыми составами; очистка фасада пескоструйными аппаратами; смена балконных плит и ограждений; смена покрытий выступающих частей здания.
Таким образом, согласно вышеуказанных определений ремонт подразделяется на текущий и капитальный. К капитальному ремонту относится в том числе полное или частичное (более 10%) возобновление штукатурки; сплошная окраска устойчивыми составами. Административным органом в ходе проведенной проверки не установлено, какие именно работы (по капитальному или текущему ремонту) не выполняется МУП «Ивгорэлектросеть» для поддержания фасада здания в надлежащем виде. Как видно из представленных фотографий, зданию ТП 449 требовалась сплошная окраска, что и было в дальнейшем проведено МУП «Ивгорэлектросеть».
Как пояснил заявитель, в соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 г. №279, Предприятием в 2007 году был произведен ремонт указанной трансформаторной подстанции, в подтверждении чего представлены соответствующие документы (договор от 06.03.2007 г., акт о приемке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ). Следующий ремонт был запланирован на 2010 год. Кроме того, из материалов административного дела видно, что 10.06.2009 г. силами МУП «Ивгорэлектросеть» был проведен плановый осмотр трансформаторной подстанции ТП-449. При этом, замечаний к состоянию фасада сооружения зафиксировано не было (листок осмотра от 10.06.2009 г.). Какие-либо рисунки на фасаде здания, разрушения штукатурки, потеки и т.п.отсутствовали.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предпринятые МУП «Ивгорэлектросеть» достаточные меры по содержанию фасада трансформаторной подстанции ТП-449 в надлежащем состоянии, в частности проведение плановых осмотров, текущего ремонта, обращение в правоохранительные органы по факту причинения ущерба третьими лицами и т.п., свидетельствуют о его стремлении выполнить публичную обязанность, содержащуюся в п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона Ивановской области от 18.07.2006 г. №75-ОЗ.
Также, из объяснений представителя МУП «Ивгорэлектросеть» также следует, что загрязнение фасада трансформаторной подстанции вызвано, в первую очередь, противоправными действиями посетителей парка культуры и отдыха им. Революции 1905 года, на территории которого расположено сооружение. По данному факту было обращение в ОВД Октябрьского района г. Иваново с заявлением о возбуждении уголовного дела (Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 14.08.2009 г.).
29.06.2009 г. МУП «Ивгорэлектросеть» был произведен ремонт фасада трансформаторной подстанции, в подтверждение чего представлена локальная смета и фотоматериалы.
Поскольку действия МУП «Ивгорэлектросеть» не содержат признаков противоправного поведения, препятствующего содержанию фасада трансформаторной подстанции в надлежащем состоянии, и им предприняты зависящие от него меры по соблюдению данной обязанности, вина, а, следовательно, и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.8 Закона от 24.04.2008 года №11‑ОЗ, в поведении Предприятия отсутствует.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями, 167-170, 208, 210, 211 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1. Требования МУП «Ивгорэлектросеть» к Департаменту государственного контроля Ивановской области об оспаривании Постановления по делу об административном правонарушении №А81 от 03.08.2009 года удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить Постановление Департамента государственного контроля Ивановской области по делу об административном правонарушении №А81 от 03.08.2009 года.
3. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 211 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).
Судья К.А. Тимошкин