ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
17 декабря 2019 года | Дело №А17-6990/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 17 декабря 2019 года
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Караваева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киринкиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Заместителя прокурора области (ОГРН: <***>, 153325 <...>)
в защиту интересов публично-правового образования Вичугский муниципальный район Ивановской области (ОГРН: <***>, 155331 Ивановская область район Вичугский <...>)
к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области (ОГРН: <***>, 155331 Ивановская область район Вичугский <...>)
Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 155331 Ивановская область район Вичугский <...>)
индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)
1) о признании недействительным открытого конкурса, оформленного протоколом от 02.04.2019, по выбору организации для оказания услуг по погребению с обязанностями специализированной службы по погребению безродных, невостребованных и неопознанных умерших на территории сельских поселений Вичугского муниципального района Ивановской области,
2) о признании недействительным принятого по результатам конкурса Постановления Администрации Вичугского муниципального района от 08.04.2019 № 208-п «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельских поселений, входящих в состав Вичугского муниципального района Ивановской области»,
при участии лиц: от истца – старший прокурор Лебедева Н.Ю., удостоверение № ТО 220746;
от Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области – ФИО2, доверенность от 09.01.2019, от Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области –ФИО2, доверенность от 09.01.2019,
установил:
заместитель прокурора области (далее – Прокурор) в защиту интересов публично-правового образования Вичугский муниципальный район Ивановской области обратился в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области (далее – Ответчик-1, Комитет)
1) о признании недействительным открытого конкурса, оформленного протоколом от 02.04.2019, по выбору организации для оказания услуг по погребению с обязанностями специализированной службы по погребению безродных, невостребованных и неопознанных умерших на территории сельских поселений Вичугского муниципального района Ивановской области,
2) о признании недействительным принятого по результатам конкурса Постановления Администрации Вичугского муниципального района от 08.04.2019 № 208-п «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельских поселений, входящих в состав Вичугского муниципального района Ивановской области».
Определением от 26.08.2019 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 01.10.2019, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Ответчик-2, ИП ФИО1, Предприниматель).
Протокольным определением от 01.10.2019 суд окончил подготовку дела к судебному разбирательству и назначил дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 12.11.2019.
Определением суда от 13.11.2019 судебное разбирательство по делу отложено на 10.12.2019, к участию в деле в качестве соответчика привлечены ИП ФИО1 и Администрация Вичугского муниципального района Ивановской области (далее – Ответчик-3, Администрация), ИП ФИО1 исключена из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В итоговое судебное заседание явились представители истца, Комитета и Администрации, поддержавшие ранее выраженную позицию по делу, Предприниматель явку своего представителя не обеспечила, заявлений (ходатайств) не представила.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела документы, суд установил следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации Вичугского муниципального района от 02.02.2017 № 61-п утверждены Требования к качеству предоставляемых услуг по погребению на территории сельских поселений Вичугского муниципального района», согласно которым погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 1 Требований).
Во исполнение данного Постановления Администрацией Вичугского муниципального района принято постановление №97-п от 21.02.2019 «О проведении открытого конкурса по выбору организации для оказания услуг по погребению с обязанностями специализированной службы по погребению безродных, невостребованных и неопознанных, умерших на территории сельских поселений Вичугского муниципального района Ивановской области» (в редакции Постановления Администрацией Вичугского муниципального района от 01.04.2019 №191-п).
Указанным Постановлением утверждены положение о порядке проведения открытого конкурса, положение о комиссии по выбору специализированной службы, состав комиссии по выбору специализированной службы, конкурсная документация по проведению открытого конкурса (пункт 2 постановления).
Согласно пункту 25 Положения о порядке проведения открытого конкурса по результатам конкурса издается постановление Администрации Вичугского муниципального района о наделении статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела победителя конкурса.
29.03.2019 комиссией Комитета подписан протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. В результате процедуры вскрытия конвертов установлено, что на участие в конкурсе подана единственная заявка ИП ФИО1, в связи с чем конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что подана одна заявка на участие в открытом конкурсе.
02.04.2019 комиссией Комитета подписан протокол рассмотрения и оценки единственной заявки на участие в открытом конкурсе, по результатам которого победителем открытого конкурса по выбору организации для оказания услуг по погребению с обязанностями специализированной службы по погребению безродных, невостребованных и неопознанных, умерших на территории сельских поселений Вичугского муниципального района Ивановской области» признана ИП ФИО1
По результатам проведенного конкурса Администрацией Вичугского муниципального района Ивановской области принято постановление от 08.04.2019 № 208-п «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельских поселений, входящих в состав Вичугского муниципального района Ивановской области», которым ИП ФИО1 присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельских поселений, входящих в состав Вичугского муниципального района Ивановской области (пункт 1 постановления).
В соответствии с рапортом помощника Вичугского межрайонного прокурора от 16.05.2019 заместителем Вичугского межрайонного прокурора принято решение о проведении проверки №108 от 16.05.2019 в отношении Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области. Целью проверки явилось обеспечение законности в сфере законодательства о похоронном деле.
По результатам проведенной проверки заместителем Вичугского межрайонного прокурора Главе Вичугского муниципального района вынесено представление №02-05-2019 от 21.05.2019 об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, в котором прокурор потребовал принять меры по устранению допущенных нарушений закона путем отмены результатов открытого конкурса и постановления Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области от 08.04.2019 №208-п.
17.06.2019 Администрация письмом уведомила Прокурора о рассмотрении представления, а также указала, что не имеет полномочий по отмене признанного состоявшимся открытого конкурса и принятого по его результатам постановления от 08.04.2019 №208-п.
Полагая, что проведенный открытый конкурс и принятое по его результатам Постановление Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области от 08.04.2019 № 208-п противоречит положениям федерального законодательства о местном самоуправлении и погребении и похоронном деле, заместитель прокурора Ивановской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Комитет представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований. Администрация в отзыве на исковое заявление оставила решение по иску на усмотрение суда.
Предприниматель письменного отзыва на иск не представила, однако в судебных заседаниях по существу не возражала по существу против удовлетворения исковых требований (протокол судебного заседания от 01.10.2019), пояснила, что на настоящий момент услуги оказываются на безвозмездной основе по гарантированному перечню услуг за собственные средства (протокол судебного заседания от 12.11.2019).
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статей 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
В силу пункта 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Кодекса.
В пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц (пункт 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Заявляя о недействительности проведенного открытого конкурса, прокурор указал на то, что проведение конкурса и присвоение статуса специализированной похоронной службы индивидуальному предпринимателю противоречит положениям законодательства о местном самоуправлении, погребении и похоронном деле, поскольку право на оказание услуг принадлежит исключительно специализированным службам по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправление. Наделение такими полномочиями иных субъектов хозяйственной деятельности законом не предусмотрено.
Ответчики по существу не возражали против требований истца.
Оценив доводы истца, пояснения ответчиков, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Статьей 29 Закона № 8-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ (пункт 2 статьи 12 Закона № 8-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 12 Закона №8-ФЗ услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 12 Закона №8-ФЗ, и включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района мест погребения и организации ритуальных услуг в отношении лиц, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, отнесенных Законом № 131-ФЗ к ведению органов местного самоуправления в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом № 8-ФЗ, органы местного самоуправления обязаны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку погребение, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха, и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению.
Из буквального смысла и целей принятия вышеуказанных норм следует, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной похоронной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона № 8-ФЗ и предоставления социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета.
Суд приходит к выводу, что законодательством не предусмотрен порядок наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей на конкурсной основе.
Аналогичная правовая позиция содержится в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.06.2018 № 36-КГПР18-3.
Как следует из материалов дела, в настоящем споре орган местного самоуправления не создал, а наделил статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела индивидуального предпринимателя посредством проведения открытого конкурса, что противоречит приведенным выше нормам права.
Действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям, в которых орган местного самоуправления не имеет доли участия, или индивидуальным предпринимателям, в связи с чем суд приходит к выводу, что требования Прокурора о признании недействительным открытого конкурса, оформленного протоколом от 02.04.2019, по выбору организации для оказания услуг по погребению с обязанностями специализированной службы по погребению безродных, невостребованных и неопознанных умерших на территории сельских поселений Вичугского муниципального района Ивановской области, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Поскольку доводы о недействительности открытого конкурса, оформленного протоколом от 02.04.2019, в ходе судебного разбирательства нашли своё подтверждение, Постановление Администрации Вичугского муниципального района от 08.04.2019 № 208-п «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельских поселений, входящих в состав Вичугского муниципального района Ивановской области», принятое по его результатам, также признается судом недействительным.
При обращении с иском Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Государственная пошлина, подлежащая оплате за заявленные исковые требования, составляет 6 000 рублей в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».
В настоящем споре ответчиками являются Администрация, Комитет и Предприниматель.
Согласно абзацу второму пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» в случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них.
Таким образом, расходы по оплате государственной пошлины должны быть отнесены на ответчиков в равных долях по 2 000 рублей с каждого ответчика.
Вместе с тем, Администрация и Комитет являются органами местного самоуправления, освобожденными от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
С учетом указанных положений, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей (2000 + 2000) не подлежат возложению на Администрацию и Комитет соответственно, они освобождены от уплаты государственной пошлины.
Часть расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей (6 000 – 4 000), приходящаяся на долю Предпринимателя, подлежат взысканию с последнего непосредственно в доход федерального бюджета в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 156 (ч.3), 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Заместителя прокурора области в защиту интересов публично-правового образования Вичугский муниципальный район Ивановской области к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области, Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области, индивидуальному предпринимателю ФИО1 удовлетворить.
Признать недействительным открытый конкурс, оформленный протоколом от 02.04.2019, по выбору организации для оказания услуг по погребению с обязанностями специализированной службы по погребению безродных, невостребованных и неопознанных умерших на территории сельских поселений Вичугского муниципального района Ивановской области.
Применить последствия недействительности торгов и признать недействительным Постановление Администрации Вичугского муниципального района от 08.04.2019 № 208-п «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельских поселений, входящих в состав Вичугского муниципального района Ивановской области».
Взыскать с Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, взыскать с Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья И.В. Караваев