АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново
07 декабря 2018 года
Дело № А17-7017/2018
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании незаконным бездействия Департамента при выполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора), выразившееся в не проведении внеплановой проверки по заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья» № ИвЭ/01/2116 от 17.04.2018 и не принятии мер, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав и законных интересов заявителя, а также об обязании Департамента провести внеплановую проверку в отношении ОАО «ПСК» по заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья» № ИвЭ/01/2116 от 17.04.2018,
заинтересованное лицо: акционерное общество «ПСК» (далее- АО «ПСК»),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1 (доверенность от 25.05.2018),
от Департамента – ФИО2 (доверенность от 09.07.2018),
от ОАО «ПСК» – ФИО3 (доверенность от 09.01.2018 ),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области (далее- Департамент энергетики и тарифов, Департамент) о признании незаконным бездействия Департамента при выполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора), выразившееся в не проведении внеплановой проверки по заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья» № ИвЭ/01/2116 от 17.04.2018 и не принятии мер, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав и законных интересов заявителя, а также об обязании Департамента провести внеплановую проверку в отношении АО «ПСК» по заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья» № ИвЭ/01/2116 от 17.04.2018, обратилось публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» (далее- ПАО «МРСК» филиал «Ивэнерго», Заявитель).
Необходимость удовлетворения заявления обусловлена следующими обстоятельствами.
18.04.2018 ПАО «МРСК» филиал «Ивэнерго» обратилось в Департамент энергетики и тарифов с заявлением №ИвЭ/01/2116 от 17.04.2018 о нарушении ОАО «ПСК» требований законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов.
В адрес ПАО «МРСК Центра и Приволжья» был направлен ответ Департамента энергетики и тарифов № исх-599-018/7-07 от 16.05.2018 об отсутствии оснований для возбуждения в отношении ОАО «ПСК» дела об административном правонарушении.
По мнению ПАО «МРСК» филиал «Ивэнерго» со стороны Департамента энергетики и тарифов допущено бездействие при рассмотрении заявления выразившееся в не проведении проверки в отношении ОАО «ПСК» в силу следующих обстоятельств.
Являясь в соответствии с пунктами 1, 3.12, 5.4.17 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утв. постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2014 № 577-п (Далее- Положение № 577-п) органом, осуществляющим региональный государственный контроль за регулируемыми государственными ценами (тарифами) в энергетике Департамент в нарушение требований пункта 21 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"( далее-Закон №294-ФЗ), части 2 статьи 20, статьи 29.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее- Закон N 35-ФЗ), части 9 статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее-Закон N 147-ФЗ), пункта 36 Административного регламента исполнения Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора), утв. Приказом Департамента № 2-п от 12.01.2015 (далее- Административный регламент № 2-п) и получив заявление ПАО «МРСК» филиал «Ивэнерго» от 18.04. 2018 , содержащее сведения о нарушении требований законодательства РФ в сфере государственного регулирования тарифов, допущенных со стороны ОАО «ПСК», Департамент не провел обязательную внеплановую проверку в отношении АО «ПСК»
Несоответствие ОАО «ПСК» в 2018 году критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям установлено ФАС России.
Департамент энергетики и тарифов и привлеченный для участия в дело в качестве заинтересованного лица АО «ПСК» считают заявление не подлежащим удовлетворению.
Письмом от 17.04.2018 № ИвЭ/01/2116 (зарегистрировано 18.04.2018 №вх-774-018/1- 07) ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» обратилось в Департамент с заявлением о проведении проверки в отношении ОАО «ПСК» на предмет соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства (далее - Критерии), утв. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 №184 и возбуждении дела об административном правонарушении за представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Указанное заявление было рассмотрено Департаментом в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и на него был дан ответ исх-599-018/7-07 от 16.05.2018 об отсутствии оснований для возбуждения в отношении ОАО «ПСК» дела об административном правонарушении.
На основании имевшихся в Департаменте документов, представленных ОАО «ПСК» в материалах тарифного дела на 2018 год, доводы Заявителя были проверены и было установлено, что у Департамента отсутствуют основания возбуждения в отношении ОАО «ПСК» дела об административном правонарушении за представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых цен (тарифов)
В рассматриваемом случае по мнению Департамента и АО «ПСК» отсутствуют основания для проведения внеплановой проверки, установленные частью 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ и Законом № 147-ФЗ.
Рассмотрение дела откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее- АПК РФ). В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
Заявление ПАО «МРСК» филиал «Ивэнерго», рассмотрено арбитражным судом в соответствии с порядком, установленным статьями 153-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявления исходя из следующих обстоятельств.
18.04.2018 ПАО «МРСК» филиал «Ивэнерго» обратилось в Департамент энергетики и тарифов с заявлением № ИвЭ/01/2116 от 17.04.2018 о проведении проверки в отношении ОАО «ПСК» и возбуждении по ее итогам административного дела.
Необходимость проведения проверки обусловлена представлением ОАО «ПСК» в регулирующий орган документов, которые не подтверждают соответствие ОАО «ПСК» Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, а так же представление ОАО «ПСК» недостоверной информацию о наличии официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Письмом исх-599-018/7-07 от 16.05.2018 Департамент сообщил ПАО «МРСК» филиал «Ивэнерго» об отсутствии оснований для возбуждения в отношении ОАО «ПСК» дела об административном правонарушении.
Считая, что обращение с заявлением № ИвЭ/01/2116 от 17.04.2018 является безусловным основанием для проведения Департаментом в отношении ОАО «ПСК» внеплановой проверки, ПАО «МРСК» филиал «Ивэнерго» обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с постановлением Департамента энергетики и тарифов от 29.12.2017 № 181-э/4 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» и от 29.12.2017 № 181-э/6 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаимозачетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2018 год» АО «ПСК» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Ивановской области в отношении которой применяется государственной регулирование тарифов.
Кроме того согласно приказу Приказ ФСТ России от 02.08.2013 N 1048-э АО «ПСК» внесено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль.
В силу части 2 статьи 20 Закона N 35-ФЗ в электроэнергетики применяется государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 35-ФЗ государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения № 577-п предусмотрено, что Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим нормативное правовое регулирование, функции по контролю (надзору) в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и надбавок на электрическую и тепловую энергию и на услуги в сфере электроэнергетики и теплоснабжения; контроль (надзор) за применением регулируемых Департаментом цен (тарифов) и надбавок.
Согласно пункта 3.1.2 Положения № 577-п Департамент осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых Департаментом, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые Департаментом цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков.
В соответствии с пунктом 5.4.17 Положения № 577-п Департамент осуществляет прием граждан, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
Согласно Приложению к Положению № 577-п к полномочиям Департамента по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) относится проведение проверок (плановых, внеплановых), составление актов проверок, вынесение предписания об устранении выявленных нарушений, составление протоколов об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона № -294-ФЗ в числе прочего данный Закон устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);
Полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) установлены частью 2 статьи 5 Закона № 294- ФЗ в состав которых в числе прочих относятся:
- организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
-разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Правила разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 (далее- Правила № 373).
В связи с тем, что на территории Ивановской области отсутствуют установленные Правила разработки и утверждения административных регламентов осуществления регионального государственного контроля суд считает в соответствии с требованиями части 6 статьи 13 АПК РФ возможным применить к рассматриваемым отношениям нормы Правил № 373.
Согласно пункта 1 Правил № 373 административным регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) (далее - органы государственного контроля (надзора), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора), который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 12 Правил № 373 установлены разделы подлежащие включению в регламент в число которых входит раздел, определяющий состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения (подпункт «в»).
В соответствии с пунктом 18 Правил № 373 раздел, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур - логически обособленных последовательностей административных действий при осуществлении государственного контроля (надзора), имеющих конечный результат и выделяемых в рамках осуществления государственного контроля (надзора).
Административный регламент исполнения Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) утвержден приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области № 2-п от 12.01.2015 (далее- Административный регламент № 2-п).
В числе прочих основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Департамент обращений и заявлений юридических лиц о нарушении установленных требований законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов (пункт 36 Административного регламента№ 2-п).
Заявление ПАО «МРСК» филиал «Ивэнерго» касается нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов .
Состав административных действий при рассмотрении заявлений и проведении проверок, сроки и порядок проведения проверок установлены пунктами 37-41 Административного регламент№ 2-п а.
Указанные нормы не предоставляют Департаменту возможности отказа в проведении проверки при поступлении заявления заинтересованного лица о нарушении требований законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов.
Пункт 12 раздела 5 Административного регламента № 2-п предусматривает возможность для заинтересованных лиц обжаловать действия (бездействие) и решения Департамента в ходе исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора).
Административного регламента № 2-п является нормативным актом, следовательно обязателен для исполнения для Департаментом.
С учетом положений Административного регламента № 2-п у Департамента не было оснований для отказа в проведении внеплановой проверки по заявлению ПАО «МРСК» филиал «Ивэнерго» № ИвЭ/01/2116 от 17.04.2018.
Соответствие либо несоответствие АО «ПСК» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям влияет на тарифное регулирование, затрагивает и нарушает права ПАО «МРСК Центра и Приволжья».
Вопрос относительно наличия имеющих место нарушений, указанных в заявлении ПАО «МРСК» филиал «Ивэнерго» № ИвЭ/01/2116 от 17.04.2018, предметом рассмотрения настоящего судебного заседания не является и не может быть предрешен за Департамент.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 201 АПК РФ суд обязывает Департамент энергетики и тарифов провести внеплановую проверку в отношении АО «ПСК» по заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья» № ИвЭ/01/2116 от 17.04.2018 .
Судебные расходы по государственной пошлине размере 3 000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ и пунктами 21, 23 Постановления Пленума ВАС РФ № 46 № «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» отнести на Департамент энергетики и тарифов
Руководствуясь статьями 110, 153-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области удовлетворить.
2. Признать незаконными бездействия Департамента энергетики и тарифов Ивановской области при выполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора), выразившиеся в не проведении внеплановой проверки по заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья» № ИвЭ/01/2116 от 17.04.2018 года.
Обязать Департамента энергетики и тарифов Ивановской области провести внеплановую проверку в отношении АО «ПСК» по заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья» № ИвЭ/01/2116 от 17.04.2018 года.
3. Судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 3 000 руб. отнести на Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.
Взыскать с Департамент энергетики и тарифов Ивановской области в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» 3 000 руб. государственной пошлины.
4. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Герасимов В.Д.