АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново
25 декабря 2018 года
Дело № А17-7075/2018
Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2018 года.
Текст решения в полном объеме изготовлен 25 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Владимировой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бузаевой С. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Управления Федерального казначейства по Ивановской области (ОГРН: <***>, место нахождения: 153038, <...>)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (ОГРН: <***>, место нахождения: 153003, <...>),
о взыскании задолженности по возмещению 24627 руб. 10 коп. расходов за отопление за ноябрь-декабрь 2016 года, расходов по оплате государственной пошлины,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство внутренних дел РФ, - Межрегиональное территориальное управление Росимущества по Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областям,
при участии в судебном заседании:
от истца – представителя ФИО1 по доверенности от 14.08.2018,
от ответчика – представителя ФИО2 по доверенности от 27.12.2017,
от Министерства внутренних дел РФ - представителя ФИО2 по доверенности от 27.12.2017,
установил:
Управление Федерального казначейства по Ивановской области (далее – истец, УФК) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (далее – ответчик, УМВД) о взыскании задолженности по возмещению 24627 руб. 10 коп. расходов за отопление за ноябрь-декабрь 2016 года, расходов по оплате государственной пошлины.
Определением суда от 22.08.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 10.10.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначено предварительное судебное заседание и судебное разбирательство.
Определением суда от 10.12.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство внутренних дел РФ; Межрегиональное территориальное управление Росимущества по Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областям.
Ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что за Управление Федеральной миграционной службы по Ивановской области (далее – УФМС) на праве оперативного управления были закреплены: нежилые помещения: площадью 89,9 кв.м, расположенные по адресу: <...> помещения, площадью 136,1 кв.м, расположенные по адресу: <...> Д.4-А (далее – спорные нежилые помещения).
Распоряжением Территориального управления Росимущества в Ивановской области от 5 июля 2016 г. № 125 «О передаче основных средств» указанные выше помещения были изъяты из оперативного управления УФМС, и закреплены на праве оперативного управления за УМВД. Распоряжением Территориального управления Росимущества в Ивановской области от 5 октября 2016 г. № 216 были внесены изменения в распоряжение от 5 июля 2016 г. № 125 об исключении указанных помещений из состава имущества, закрепляемого за УМВД.
УМВД по выставленным УФК счетам-фактурам были оплачены расходы по коммунальным платежам:
по договору №63 от 10.03.2016 г. на сумму 632,56 рублей за сентябрь 2016 г. (счет-фактура № 90 от 23.11.2016 г.), на сумму 5861,21 рублей за октябрь 2016 г. (счет-фактура № 91 от 23.11.2016 г.);
по договору №62 от 10.03.2016 г. на сумму 5212,08 рублей за октябрь 2016 г. (счет-фактура № 89 от 23.11.2016 г.).
В связи с тем, что договор безвозмездного пользования имуществом от 1 июня 2016г. № 40 был расторгнут 1 ноября 2016 года, одновременно указанные помещения исключены из перечня недвижимости, передаваемые в УМВД, обязательства по оплате коммунальных услуг за ноябрь-декабрь 2016г., по мнению ответчика, у него отсутствуют.
Министерство внутренних дел РФ в отзыве на исковое заявление указало, что после ликвидации УФСКН, УМВД России по Ивановской области является правопреемником УФСКН.
Межрегиональное территориальное управление Росимущества по Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областям надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направило, в отзыве просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, поддержало заявленные исковые требования.
Заслушав представителей сторон, ознакомившись с представленными по делу документами, арбитражный суд установил следующее.
В рассматриваемый в иске спорный период за УФК на праве оперативного управления были закреплены нежилые помещения, расположенные по адресам <...> <...> Д.4-А, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
По указанным адресам также были расположены помещения, закрепленные на праве оперативного управления за УФМС.
Распоряжением ТУ Росимущества в Ивановской области от 5 июля 2016 г. № 125 «О передаче основных средств» указанные выше помещения были изъяты из состава имущества, находящегося в оперативном управлении УФМС России по Ивановской области, и закреплены на праве оперативного управления за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (далее - УМВД России по Ивановской области).
Распоряжением ТУ Росимущества в Ивановской области от 5 октября 2016 г. № 216 были внесены изменения в распоряжение от 5 июля 2016 г. № 125 - указанные помещения исключены из состава имущества, закрепляемого за УМВД России по Ивановской области.
В целях обеспечения надлежащих условий содержания перечисленных помещений УФК заключило с ресурсоснабжающими организациями ООО «Савинский теплосервис» и ООО «Палехское ПОК».
Для компенсации расходов УФК на содержание спорных помещений между УФК и УФМС были заключены договоры от 10 марта 2016 г. № 62 и 63 об эксплуатации, содержании, проведении капитального и текущего ремонта, оплате коммунальных услуг указанных выше нежилых помещений. Указанными договорами был определен, в том числе, порядок оплаты коммунальных услуг, потребленных в спорных нежилых помещениях.
В соответствии с пунктами 2.3 договоров УФМС обязалось оплачивать потребленные коммунальные услуги пропорционально занимаемой площади на основании счетов-фактур, выставленных УФК, являвшегося потребителем по договорам теплоснабжения, заключенным с ресурсоснабжающими организациями ООО «Савинский теплосервис» и ООО «Палехское ПОК». Объем оказанных коммунальных услуг определялся пропорционально занимаемой площади.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 Федеральная миграционная служба была упразднена, а ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации, которое также стало правопреемником ФМС.
Расходы по оплате тепловой энергии, поставленной в ноябре декабре 2016 года, УМВД истцу не компенсировало, полагая, что не является владельцем спорных помещений, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 24627 рублей 10 копеек.
Для принудительного взыскания задолженности истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд пришел к заключению, что исковые требования являются правомерными и обоснованными.
В соответствии со статьями 309-310 Гражданского кодекса Российский Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Как установлено судом, за Управлением Федеральной миграционной службы по Ивановской области на праве оперативного управления были закреплены:
- нежилые помещения, площадью 89,9 кв. м., расположенные по адресу: 155710, <...> на основании распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - ТУ Росимущества в Ивановской области) от 14 апреля 2015 г. № 78;
- помещения, площадью 136,1 кв. м., расположенные по адресу: 155620, <...>, на основании распоряжения ТУ Росимущества в Ивановской области от 5 июня 2015 г. № 106.
УФМС в соответствии с требованиями действующего законодательства приняло на себя обязательства по компенсации истца стоимости потребленных коммунальных ресурсов (в том числе тепловой энергии).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 Федеральная миграционная служба упразднена, а ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником Федеральной миграционной службы.
В силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
До настоящего времени истцу со стороны ответчика не возмещены расходы за отопление, тепловую энергию указанных выше объектов недвижимости за ноябрь - декабрь 2016 года в сумме 24627 рублей 10 копеек.
На основании части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из смысла вышеуказанной нормы следует, что казенное предприятие и учреждение, которым имущество принадлежит на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются данным имуществом под контролем собственника, и несут все бремя содержания указанного имущества, но не имеют право им распоряжаться без согласия собственника.
Таким образом, бремя расходов на содержание своего имущества в спорном здании в соответствии со статьями 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации обязано нести лицо, принявшее имущество в оперативное управление.
При этом обязанность по несению расходов на содержание имущества, находящегося в оперативном управлении ответчика, не ставится в зависимость от заключения или не заключения соответствующего договора в связи с тем, что такая обязанность предусмотрена законом.
С учетом изложенного УМВД, как лицо, за которым закреплено на праве оперативного управления помещения в здании, в отношении которого у истца имеется обязательство перед теплоснабжающими организациями, обязано возместить стоимость потребленного тепла пропорционально доле нежилых помещений в общей площади здания.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Факт потребления спорными помещениями тепловой энергии за спорный период, а равно как факт несения истцом затрат на теплоснабжение подтверждаются материалами дела и ответчиком не опровергнуты. Доказательств компенсации истцу расходов, понесенных на оплату тепловой энергии, ответчик в материалы дела не представил. В связи с изложенным задолженность в заявленном размере подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с обоснованностью иска расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области в пользу Управления Федерального казначейства по Ивановской области 24627 рублей 10 копеек в счет возмещения расходов на отопление, понесенных в ноябре-декабре 2016 года, 2000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Н.В. Владимирова