ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-7079/13 от 07.10.2014 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

10 октября 2014 года

Дело № А17-7079/2013

Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2014 года

Полный текст решения изготовлен 10 октября 2014 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Балашовой Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Строкиным К.К.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»

(ОГРН 1107799010010, город Москва)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ивановской области (ОГРН 1027700485757, город Москва, филиал - город Иваново)

об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости и обязании ответчика внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация города Иваново,

при участии:

от истца - Мальцева М.А., представителя по доверенности от 15.11.2013,

от ответчика - Щедриной Н.Д., представителя по доверенности от 04.02.2014,

от администрации - Красоткиной О.С., представителя по доверенности от 05.06.2014,

установил:

Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее – ООГО «ДОСААФ России», истец) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 37:24:010307:6, площадью 28 256 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: проспект Строителей, дом 31, город Иваново, в размере 85 464 000 руб. по состоянию на 01.01.2010, и обязании ответчика внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере 85 464 000 руб.

Истцом в исковом заявлении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, указана администрация города Иваново.

Определением суда от 02 декабря 2013 года исковое заявление оставлялось без движения. В пределах установленного срока от истца поступили дополнительные документы, пояснения, уточненное исковое заявление, которым истец уточнил ответчика по делу, просил считать ответчиком Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ивановской области (далее – ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ответчик), просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 37:24:010307:6, площадью 28 256 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: проспект Строителей, дом 31, город Иваново, равной его рыночной стоимости в размере 85 464 000 руб., установленной по состоянию на 01.01.2010, и обязать ответчика внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере 85 464 000 руб.

Определением суда от 09 января 2014 года исковое заявление (с учетом уточнения) принято к производству и назначено предварительное судебное заседание. Предварительное судебное заседание откладывалось.

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением суда от 17 февраля 2014 года дело назначено к судебному разбирательству.

Определением суда от 17 марта 2014 года по ходатайству представителя ответчика администрация города Иваново исключена из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена к участию в деле в качестве второго ответчика, дело назначено к судебному разбирательству. В судебном заседании объявлялся перерыв.

Производство по делу приостанавливалось в связи с назначением судебной экспертизы. Протокольным определением суда от 29 сентября 2014 года производство по делу возобновлено.

В судебном заседании 29 сентября 2014 года по ходатайству представителя истца администрация города Иваново исключена из состава ответчиков по делу и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Представитель истца в рамках статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 37:24:010307:6, площадью 28 256 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: проспект Строителей, дом 31, город Иваново, в размере 15 199 222 руб., и обязать ответчика внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере 15 199 222 руб. Судебное разбирательство по делу откладывалось.

В судебном заседании 07 октября 2014 года представитель истца поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, указал, что требования основаны на пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и обусловлены значительным превышением кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области №249-п от 27.08.2009 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области» его рыночной стоимости, и соответственно значительным размером арендной платы, рассчитанной исходя из кадастровой стоимости. Судебные расходы по оплате государственной пошлины представитель истца просил отнести на истца, вопрос о распределении судебных расходов по оплате судебной экспертизы оставил на усмотрение суда.

Представитель ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ивановской области против исковых требований возражал, указал, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, так как участие учреждения в процессе проведения государственной кадастровой оценки земельных участков не предусмотрено, действиями органа кадастрового учета не нарушались права и законные интересы истца, сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с требованиями законодательства, возражал против отнесения судебных расходов на ответчика.

Представитель администрации рассмотрение спора оставил на усмотрение суда.

Заслушав в ходе рассмотрения дела представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы дела, суд установил.

Истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 37:24:010307:6, площадью 28 256 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: проспект Строителей, дом 31, город Иваново, на основании договора аренды №01-5864 от 08.06.2012, заключенного с администрацией города Иваново.

На территории Ивановской области Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» проводились работы по оценке кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Ивановской области от 27.08.2009 № 249-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ивановской области на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области». Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 384 682 270,08 руб.

На основании договора, заключенного истцом и Торгово-промышленной палатой Ивановской области, составлен отчет от 23.09.2013 по определению рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, согласно которому рыночная стоимость участка составила 85 464 000 руб. по состоянию на 01 января 2010 года.

Истец в рамках статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (редакция до 21.07.2014) обратился с исковыми требованиями об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости и обязании ответчика внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, указав кадастровую стоимость равной рыночной стоимости.

В ходе рассмотрения дела по существу с целью определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2007 года (дату, на которую определялась кадастровая стоимость земель населенных пунктов на территории Ивановской области) назначалась судебная экспертиза.

Согласно экспертному заключению №40/08/14К, выполненному обществом с ограниченной ответственностью «Бюро независимой оценки и судебных экспертиз», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2007 года составила 15 199 222 руб. На основании указанного заключения истцом уточнены исковые требования.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению о наличии правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований.

В соответствии с положениями части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11 изложена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 (далее – Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Работы по оценке кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ивановской области проводились Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля».

Вопрос достоверности и обоснованности определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Ивановской области являлся предметом рассмотрения Ивановского областного суда в рамках дела №3-28/2010. Решением от 12.08.2010 суд подтвердил правомерность проведения оценки и утверждения ее результатов. Определением Верховного суда Российской Федерации от 20.10.2010 решение Ивановского областного суда оставлено в силе, установлено, что кадастровая оценка земель населенных пунктов Ивановской области проведена в соответствии с требованиями нормативных актов и методических рекомендаций.

Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 №39 утверждены «Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов в разрезе отдельных видов разрешённого использования.

Пунктом 2.2 Методических указаний определено, что при расчёте кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешённого использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов и информация о рынке земельных участков.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона №167-ФЗ от 22.07.2010) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. При этом пунктом 1 указанной статьи определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Пунктом 1.3 Методических указаний предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 22.07.2010 №167-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в частности, он дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывалось, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11 установлено, что представленный истцом отчет подлежит оценке с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.

Кадастровая стоимость земельных участков (земель населенных пунктов) на территории Ивановской области определялась по состоянию на 01 января 2007 года.

Общеизвестно, что рыночные цены на земельные участки, исходя из которых проводится и кадастровая, и индивидуальная рыночная оценка земельного участка, изменяются во времени, сопоставимыми, сравнимыми результаты таких оценок будут только тогда, когда стоимость участка и в том, и в другом отчете определена на одну и ту же дату. Таким образом, основания для удовлетворения требований о пересмотре кадастровой стоимости будут иметься лишь в том случае, когда истец представит отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, и этот отчет будет признан судом достоверным.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (редакция от 03.12.2011) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривалось, что для пересмотра кадастровой стоимости должен быть представлен отчет о рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости, и в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2011 № 275-О-О установлено, что закрепление в положении статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации двух моделей исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (действовало до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, - было обусловлено сложностью стоявших перед законодателем задач в условиях несформированного рынка земли в Российской Федерации.

Кроме того, в Определении указано, что Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный пункт в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Также Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка». В связи с указанными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508) было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».

Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 №10761/11 также установлено, что в постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в действующей редакции) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Кроме того, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации установлено, что принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»).

В то же время, вышеуказанным Постановлением Президиума определено, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11 также установлено, что требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Согласно экспертному заключению рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2007 года составила 15 199 222 руб.

В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, при этом каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Результаты проведенной оценки в рамках судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не оспорены. Экспертное заключение в установленном порядке не оспорено, недействительным не признано.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» пункт 10 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» №137-ФЗ от 25.10.2001 дополнен положениями о том, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Ивановской области от 06.05.2008 № 26-ОЗ «Об арендной плате за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в собственности Ивановской области» порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в собственности Ивановской области, утверждаются постановлением Правительства Ивановской области.

Постановлением Правительства Ивановской области от 25.08.2008 №225-п утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в собственности Ивановской области, предоставляемыми в аренду без проведения торгов (конкурсов и аукционов).

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что размер арендной платы за пользование земельными участками устанавливается на основе Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками, являющейся приложением 1 к Порядку. Согласно Методике арендная плата за год за пользование земельным участком рассчитывается по формуле:

АП = КСЗУ x Ккор. x 1,21, где:

АП - арендная плата за год, руб.;

КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;

Ккор. - корректирующий коэффициент, устанавливаемый и дифференцируемый в зависимости от вида категории и разрешенного использования земельного участка.

В случае наличия удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка арендная плата за год за пользование земельным участком рассчитывается по формуле:

АП = УПКСЗУ x S x Ккор. x 1,21, где:

АП - арендная плата за год, руб.;

УПКСЗУ - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м;

S - площадь земельного участка, кв. м;

Ккор. - корректирующий коэффициент, устанавливаемый и дифференцируемый в зависимости от вида категории и разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, расчет арендной платы за пользование земельными участками на территории города Иваново производится исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка либо удельного показателя его кадастровой стоимости, и соответственно истец заинтересован в установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

В то же время, пунктом 2 указанной нормы определено, что предусмотренные указанным Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 №П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Пунктом 1.1. Положения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области установлено, что филиал создан в целях осуществления функций представления интересов учреждения и их защиты на территории Ивановской области. При этом пунктом 6.1.2. Положения предусмотрено, что филиал имеет право представлять интересы учреждения в судебных органах, в том числе, выступать в качестве истца, ответчика, третьего лица, заявителя и заинтересованного лица.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11 определено, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

При изложенных выше обстоятельствах, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы, суд пришел к выводу о правомерности и обоснованности уточненных требований истца.

Согласно положениям статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

При этом статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, отнесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением. В рассматриваемом деле представитель истца просил отнести судебные расходы по оплате государственной пошлины на истца, вопрос о распределении судебных расходов по оплате судебной экспертизы оставил на усмотрение суда.

Особенности примененного в настоящем деле способа защиты не исключают возможности применения положений статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при решении вопроса о распределении судебных расходов в рамках дела об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства, к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования (часть 1 статьи 9, пункт 5 части 2 статьи 125, пункт 3 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (части 1, 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), они несут также процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия (часть 3 статьи 41 Кодекса).

В соответствии с частью 2 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.

При рассмотрении искового заявления администрация указала на недостатки представленного истцом отчета оценщика об определении рыночной стоимости.

Истец уклонился от представления положительного экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, содержащего вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Истец не заявил ходатайство о проведении судебной экспертизы, между тем, воспользовавшись результатами судебной экспертизы, изменил требования по иску.

Законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд (например, при обращении в суд с требованием к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

Суд вправе возложить судебные расходы на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» при установлении вины кадастрового органа в возникновении соответствующей ошибки (постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 6002/13).

Из материалов дела видно, что истец при обращении в суд с иском в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств неправильного определения ответчиком кадастровой стоимости земельного участка, а также документов, подтверждающих иную стоимость спорного объекта на момент предъявления иска и доказательств обращения истца к ответчику с просьбой о внесении соответствующих изменений относительно стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии вины ответчика (постановление Арбитражного суда Волго - Вятского округа от 22.09.2014 по делу № А17-4169/2013), и с учетом положений статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А17-2651/2013) считает необходимым возложить судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 40 000 руб. на истца.

В связи с назначением судебной экспертизы администрацией города Иваново на депозитный счет суда платежным поручением № 804 от 30.06.2014 перечислены денежные средства в сумме 40 000 руб. в счет оплаты стоимости экспертизы. Экспертное заключение представлено в материалы дела, вышеуказанные денежные средства подлежат выплате с депозитного счета суда обществу с ограниченной ответственностью «Бюро независимой оценки и судебных экспертиз».

На основании вышеизложенного и, руководствуясь статьями 64, 65, 110, 111, 167-170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Уточненные исковые требования удовлетворить.

2. Судебные расходы отнести на истца.

3. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 37:24:010307:6, площадью 28 256 кв.м., расположенного по адресу: проспект Строителей, дом 31, город Иваново, в размере рыночной стоимости - 15 199 222 руб.

4. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ивановской области внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 37:24:010307:6, площадью 28 256 кв.м., расположенного по адресу: проспект Строителей, дом 31, город Иваново, равной рыночной стоимости в размере 15 199 222 руб.

5. Взыскать с Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» в пользу администрации города Иваново 40 000 руб. расходов по оплате судебной экспертизы.

6. Бухгалтерии Арбитражного суда Ивановской области произвести перечисление денежных средств в сумме 40 000 руб., уплаченных администрацией города Иваново платежным поручением № 804 от 30.06.2014, с депозитного счета суда обществу с ограниченной ответственностью «Бюро независимой оценки и судебных экспертиз».

7. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ).

Судья: Н.С. Балашова