ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-7195/12 от 21.01.2013 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново Дело №А17-7195/2012

21 января 2013 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ИвВторТекстиль» (ОГРН <***>)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области

об оспаривании Постановления по делу об административном правонарушении от 15.11.2012г. № 24-12/231,

установил:

В Арбитражный суд Ивановской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «ИвВторТекстиль» (далее заявитель, ООО, Общество) с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (далее Управление, административный орган) об оспаривании Постановления по делу об административном правонарушении от 15.11.2012г. № 24-12/231, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований Общество указало, что в рамках договора от 23 ноября 2009 года № 1-11 в адрес нерезидента 26.12.2011 года был отгружен товар, который прибыл на место разгрузки 03.01.2012 года. На поставку товара были оформлены следующие документы: со стороны Поставщика - товарная накладная №2048 от 26.12.2011 года и счёт-фактура №2048 от 26.12.2011 года, со стороны Покупателя - международная товарно-транспортная накладная образца CMR №26. По мнению заявителя, подтверждающим документом в данном случае выступает товарная накладная по форме ТОРГ-12, которая является обязательным документом при поставке товаров, для ведения бухгалтерского учета организаций, а также представляет собой документ, который подписывается двумя сторонами, участвующими в сделке по поставке товаров. На основании Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 года №835 «О первичных учётных документах», Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 года №132 «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» и Положения по введению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ, утверждённого приказом Министрерства Финансов РФ от 29.07.1998 года №34н, а также п.п. 3.3 Договора № 1-11 заявитель считает, что срок предоставления в уполномоченный банк подтверждающих документов подлежит исчислению с учетом даты подписания товарной накладной Покупателем, а именно с 03.01.2012 года. Срок предоставления подтверждающих документов истёк 15.02.2013 года, просрочка составила - 20 календарных дней. Заявитель обратил внимание суда, что Управлением срок предоставления подтверждающих документов по Положению о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утв. Банком России 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение № 258-П) исчислен неверно, так как датой отсчёта определена дата изготовления товарной накладной, а именно 26.12.2011 года. Заявитель не отрицает, что виновен в совершении правонарушения, однако указал, что срок предоставления подтверждающих документов пропущен при отсутствии умысла со стороны Общества. Заявитель пояснил, что полномочия по ведению и сопровождению паспортов сделок, по предоставлению подтверждающих документов были возложены на сотрудника (бухгалтера) Общества, которому о соответствующей валютной операции стало известно только в момент поступления от Покупателя денежных средств на расчётный счет Общества, а именно 06.03.2012 года. В этот же день в банк паспорт сделки были представлены подтверждающие документы. В связи с тем, что у Общества отсутствовал прямой умысел, отсутствует ущерб для граждан, общества и государства (о чем свидетельствует поступление выручки в полном объёме от валютной операции на расчётный счёт Общества, направление в банк всех необходимых документов по сделке с нерезидентом, представление в банк паспорта сделки справки о подтверждающих документах самостоятельно до проведения проверки), заявитель считает возможным квалифицировать данное правонарушение по ст. 2.9 КоАП РФ как малозначительное.

Управление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что из смысла п. 2.1 Положения № 258-П, и п.9.3 Инструкции Банка России от 04 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И), подтверждающим документом является документ, содержащий сведения, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие вывоз товара с территории Российской Федерации или ввоз товара на территорию Российской Федерации. Документом, подтверждающим вывоз товаров с таможенной территории РФ, в рассматриваемом случае является международная товарно-транспортная накладная CMR N 26 от 26.12.2011 года. Довод заявителя о том, что срок предоставления справки о подтверждающих документах по Положению № 258-П исчислен не верно является ошибочным и основан на не правильном толковании актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования Российской Федерации. Кроме того, данное обстоятельство не влияет на квалификацию противоправного бездействия заявителя. Управление исключает возможность освобождения Общества от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ указав, что совершенное Обществом деяние представляет угрозу охраняемым общественным отношениям, так как несвоевременное представление в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах повлекло несоответствие отчетности, передаваемой кредитной организацией (уполномоченным банком) в Центральный Банк Российской Федерации, а именно отчета по форме 0409665 «Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки». Указанная отчетность необходима Центральному Банку Российской Федерации для осуществления своих функций, среди которых составление консолидированной отчетности, банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, анализ экономической ситуации в Российской Федерации. Факт самостоятельного устранения Обществом последствий совершенного им правонарушения учтен Управлением как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

Изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области на основании информации, полученной от Центрального Банка Российской Федерации, проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации в отношении ООО «ИвВторТекстиль».

В ходе проверки административным органом установлено, что 23 ноября 2009 года ООО «ИвВторТекстиль» (продавец) и Торговое частное унитарное предприятие «ИндраСвет» Республика Беларусь (покупатель) заключили договор № 1-11 на продажу ветоши обтирочной согласно ТУ 8189-018-01877509-01. Общая стоимость договора складывается из сумм отдельных приложений и составляет ориентировочно 5 000 000,00 рублей РФ.

В соответствии с п. 2.2 договора отпуск товара производится по согласованию сторон, согласно приложений к договору; цена каждой партии товара согласовывается дополнительно путем подписания приложений - протоколов согласования цен; цена товара фиксируется на момент отгрузки. В соответствии с п. 2.5 договора оплата за поставляемый товар производится в российских рублях путем перевода денежных средств покупателя на расчетный счет продавца в течение 20 календарных дней с даты получения товара.

Товар поставляется согласно перечню и количеству, указанному в приложениях к договору на условиях EXW <...> (согласно ИНКОТЕРМ - 2000); переход права собственности на товар происходит в момент передачи товара покупателю, перевозчику или иному уполномоченному лицу; дата поставки товара - дата накладной с отметкой в получении товара покупателем, перевозчиком или иным уполномоченным лицом (п.п. 3.1 - 3.4 договора).

Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2011 года (п. 8.2 договора).

11 декабря 2009 года ООО «ИвВторТекстиль» оформило на основании вышеуказанного договора в АКБ «Кранбанк» (ЗАО) (далее - уполномоченный банк, банк паспорта сделки) паспорт сделки № 09120001/2271/0000/1/0.

Дополнительными соглашениями от 16 марта 2011 года б/н, от 28 мая 2011 года б/н, от 16 декабря 2011 года № 2 Общество и нерезидент внесли изменения в договор (увеличен срок оплаты за поставляемый товар соответственно до 50 календарных дней и 120 календарных дней с даты поставки, продлен срок действия договора до 31.12.2014 года). На основании вышеназванных соглашений Общество переоформляло в уполномоченном банке паспорт сделки № 09120001/2271/0000/1/0.

На основании раздела III «Сведения о подтверждающих документах» ведомости банковского контроля по паспорту сделки № 09120001/2271/0000/1/0 административный орган установил, что в рамках договора Обществом осуществлена поставка товара на сумму 150850,00 рублей. Банком паспорта сделки административному органу представлены копии документов, подтверждающих факт вывоза товара в рамках договора от 23.11.09 г. № 1-11 на сумму 150850,00 рублей с территории Российской Федерации: счет-фактура от 26.12.2011 г. № 2048, товарная накладная от 26.12.2011 г. и CMR от 26.12.11 г. № 26. Дата составления указанных документов-26.12.2011 года.

Установив, что условиями договора подписание документов, подтверждающих вывоз товара с территории Российской Федерации, прямо не предусмотрено, административный орган пришел к выводу, что в соответствии с требованиями п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон « 173-ФЗ), п.п. 2.1 - 2.4 Положения № 258-П, справка о подтверждающих документах должна быть представлена Обществом в банк паспорта сделки в срок не позднее 16 января 2012 года.

Административный орган также установил, что с 01 октября 2012 года Положение № 258-П утратило силу в связи с принятием Инструкции Банка России от 04 июня 2012 года № 138-И. В соответствии с новыми требованиями Инструкции № 138-И, справка о подтверждающих документах должна быть представлена в уполномоченный банк не позднее 21 февраля 2012 года (15 рабочих дней с даты оформления подтверждающих документов (03.01.12 г. - наиболее поздняя дата подписания документа, свидетельствующая о дате получения товара нерезидентом)).

Справка о подтверждающих документах представлена Обществом в уполномоченный банк 06 марта 2012 года.

Административный орган сделал вывод, что просрочка по предоставлению справки о подтверждающих документах в рамках Положения № 258-П составила 50 дней, в соответствии с требованиями Инструкции № 138-И - 14 дней.

Применив к рассматриваемом ситуации в порядке ст. 1.7 КоАП РФ положения Инструкции № 138-И, должностное лицо Управления 1 ноября 2012 года составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 24-12/231 по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ по факту просрочки по предоставлению справки о подтверждающих документах, исчисленной в рамках Инструкции № 138-И - 14 дней.

15 ноября 2012 года протокол и другие материалы дела об административном правонарушении рассмотрены руководителем Управления. По результатам рассмотрения вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 24-12/231, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ. с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 20 000 руб.

Данное Постановление оспорено Обществом в Арбитражный суд Ивановской области.

Частью 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ установлена обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций установлена ч.ч. 6.1-6.3 ст. 15.25 КоАП РФ. В частности, нарушение установленных сроков более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с п.п. 2.1- 2.4 Положения№ 258-П, резидент предоставляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на территорию Российской Федерации или вывоза товаров с территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению № 258-П, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с территории Российской Федерации или ввоз товара на территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

С 01 октября 2012 года Положение № 258-П утратило силу в связи с принятием Инструкции Банка России от 04 июня 2012 года № 138-И, в соответствии с которой изменены сроки представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах. Согласно п. 9.2.2 Инструкции № 138-И данная справка представляется в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы. Датой оформления подтверждающих документов, указанных в п.п. 9.1.2 - 9.1.4 п. 9.1 Инструкции № 138-И и в п. 9.7 Инструкции №138-И, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Положения Инструкция № 138-И,
 вступившей в действие с 01.10.2012 г., фактически увеличивают срок предоставления справки о подтверждающих документах. В соответствии с новыми требованиями Инструкции № 138-И, справка о подтверждающих документах должна быть представлена Обществом в уполномоченный банк не позднее 21 февраля 2012 года (15 рабочих дней с даты оформления подтверждающих документов (03.01.12 г. - наиболее поздняя дата подписания документа, свидетельствующая о дате получения товара нерезидентом)).

Ссылки заявителя на неверное исчисление административным органом сроков предоставления подтверждающих документов на основании Положения № 258-П суд отклоняет, так как по итогам рассмотрения административного дела Управление назначило Обществу наказание по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ по факту просрочки по предоставлению справки о подтверждающих документах, исчисленной в рамках Инструкции № 138-И - 14 дней.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ООО «ИвВторТекстиль» не названо уважительных причин, по которым им не была своевременно исполнена установленная валютным законодательством обязанность по предоставлению в уполномоченный банк подтверждающих документов. Ссылки Общества на факт несвоевременного выявления уполномоченным сотрудником Общества соответствующей валютной операции суд отклоняет, так как ненадлежащее исполнение работниками Общества своих обязанностей не освобождает юридическое лицо от ответственности за нарушение законодательства.

Оценив доводы сторон в отношении малозначительности совершенного Обществом правонарушения, суд установил следующее.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Рассмотрев материалы дела, суд не усматривает наличия исключительных обстоятельств, позволяющих применить в рассматриваемом случае статью 2.9 КоАП РФ. Соответствующие обстоятельства заявителем также не названы.

Ссылка заявителя на отсутствие в результате совершенного им правонарушения ущерба экономическим интересам государства и угрозы охраняемым законом общественным отношениям несостоятельна, так как в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Неосведомленность сотрудника Общества, уполномоченного на сопровождение паспортов сделок и предоставление подтверждающих документов, о состоявшемся 26.12.2012 года факте отгрузки товара доказывает факт ненадлежащей организации Обществом учета и отчетности по валютным операциям, отсутствие должного контроля за исполнением соответствующей публичной обязанности Общества.Совершенное правонарушение привело к искажению реальной информации о фактически переданных нерезиденту товарах, а следовательно, создало угрозу охраняемым законом правоотношениям.

Факт самостоятельного устранения Обществом допущенных нарушений также не свидетельствует о малозначительности правонарушения. Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" данное обстоятельство в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания. В рассматриваемом случае факт самостоятельного устранения Обществом допущенных нарушений учтен Территориальным управлением при назначении Обществу наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «ИвВторТекстиль» в удовлетворении требований о признании незаконным Постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области по делу об административном правонарушении от 15.11.2012г. № 24-12/231.

2. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья М.С. Калиничева