ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-7344/18 от 27.11.2018 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

27 ноября 2018 года

Дело №А17-7344/2018

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 27 ноября 2018 года

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вознесенск» (ОГРН: 1103702018529; ИНН: 3702624975)

к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Иваново

о признании незаконным Предписания от 26.06.2018 №02-05-86,

при участии в судебном заседании:

от общества - Филенков И.Э. на основании доверенности от 09.01.2018 года и паспорта;

от Управления - Малышев Ю.П. на основании доверенности №21-01-25-1249 от 12.11.2018 года и служебного удостоверен

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вознесенск» (далее: заявитель, ООО «Управляющая компания «Иваново-Вознесенск») с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Иваново (далее: Управление, административный орган) о признании незаконным Предписания от 26.06.2018 №02-05-86.

В ходе рассмотрения дела ООО «Управляющая компания «Вознесенск» указало, что оспариваемое предписание недействительно и неисполнимо в предоставленные Управлением сроки по следующим основаниям.

Общество полагает, что исполнитель коммунальных услуг имеет исключительно право на установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя тепловой энергии, при этом обязанность по совершению указанных действий лежит на ресурсоснабжающей организации.

Как указало общество в тексте заявления об оспаривании ненормативного правового акта, узлы учета, установленные в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д.59, г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д.11, г. Иваново, ул. 1-я Нагорная, д.19, г. Иваново, ул. 3-я Нагорная, д.1, г. Иваново, ул.2-я Нагорная, д. 20 не входят в состав общего имущества многоквартирных домов, установлены неизвестными лицами, техническая документация на общедомовые приборы учета по названным адресам у управляющей организации отсутствовала. Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела, 09.11.2018 АО «ИвГТЭ» передало в адрес заявителя техническую документацию на узлы учета в поименованных домах и на текущую дату заявитель ведет работу по направлению данных узлов учета в специализированную организацию с целью их поверки и введения в эксплуатацию.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: г. Иваново, ул. Мархлевского, д. 31 разукомплектован, ранее находился на ответственном хранении в АО «ИвГТЭ». 16.02.2018 АО «ИвГТЭ» передало управляющей организации проектную и паспортную документацию на узел учета, однако не в полном объеме. На момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания, ООО «Управляющая компания «Вознесенск» предпринимались меры по надлежащему содержанию общедомового прибора учета, что подтверждается Актом проверки Ивгосжилинспекции от 04.05.2018 № 76-шм/72-о.

Многоквартирный дом по адресу: г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 9 имеет тепловую нагрузку менее чем 0,2 гигаколория в час и должен быть оборудован до 01.01.2021 в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона «Об энергосбережении».

Общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 124 (корп. 1,2,3,4) на момент проверки и вынесения оспариваемого предписания  находился на поверке.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Иваново с требованиями ООО «Управляющая компания «Вознесенск» не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Административным органом пояснено, что обществом не приняты своевременные меры для ввода общедомовых приборов учета тепловой энергии в эксплуатацию. Действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке и допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, то есть на лиц, несущих обязанности по управлению многоквартирным домом.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.

В период с 08.06.2018 по 26.06.2018 на основании приказа от 29.05.2018 № 02-03-86 Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Иваново была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Управляющая компания «Вознесенск» с целью проверки фактов, изложенных в обращении АО «Ивгортеплоэнерго» от 08.05.2018 №21-01-15-1381 по вопросу надлежащего содержания общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в следующих многоквартирных домах:

1.г. Иваново, ул. Кузнецова, д.59,

2.г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д.11,

3.г. Иваново, ул. 1-я Нагорная, д.19,

4.г. Иваново, ул. 3-я Нагорная, д.1,

5.г. Иваново, ул.2-я Нагорная, д. 20,

6.г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 9,

7.г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 124 (корп. 1,2,3,4),

8.г. Иваново, ул. Мархлевского, д. 31.

Результаты данной проверки оформлены в акте от 26.06.2018 № 02-04-86.

На основании указанного акта проверки Управлением вынесено Предписание от от 26.06.2018 №02-05-86.

Согласно текста предписания на ООО «Управляющая компания «Вознесенск» возложена обязанность по устранению в срок до 01.09.2018 выявленных нарушений обязательных требований, а именно: в нарушение требований, установленных пунктами 1, 1.1 статьи 161, пункт 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 18 Минимального перечня от 03.04.2013 № 290, пунктов 11 и 42 Правил от 13.08.2006 № 491, в указанных многоквартирных домах отсутствуют акты допуска узла учета тепловой энергии и теплоносителя, подтверждающие работоспособность узлов учета теплоэнергии и теплового носителя.

Мероприятия (работы), подлежащие исполнению в целях устранения выявленных нарушений: обеспечить допуск узлов учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в МКД по перечисленным выше адресам.

Не согласившись с Предписанием от 26.06.2018 №02-05-86, ООО «Управляющая компания «Вознесенск» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области о признании его недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как видно из материалов дела и пояснено заявителем, оспариваемым предписанием Службы государственной жилищной инспекции нарушены права и законные интересы ООО «Управляющая компания «Вознесенск»» в сфере экономической деятельности, поскольку управление эксплуатацией жилого фонда является основной деятельностью общества согласно сведениям из ЕГРЮЛ.

Согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Администрации г. Иванова от 24.10.2013 № 2320 (ред. от 14.07.2017) «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования городской округ Иваново» (далее – Административный регламент) муниципальный жилищный контроль на территории города Иванова осуществляется Администрацией города Иванова в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Иванова.

Пунктами 2 и 6 Административного регламента предусмотрено, что предметом регулирования Административного регламента являются правоотношения, возникающие при организации и проведении проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования городской округ Иваново, а также правоотношения, возникающие при организации и проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

Предметом муниципального жилищного контроля являются деятельность или действия (бездействие) проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по соблюдению обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Ивановской области в области жилищных отношений, муниципальными правовыми актами города Иванова, а также организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.

Согласно материалам настоящего дела, в том числе поквартирным карточкам, в состав указанных выше многоквартирных домов входят квартиры, находящиеся в муниципальной собственности.

С учетом изложенного, пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Предписание от 26.06.2018 №02-05-86 выдано уполномоченным лицом.

Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности по соблюдению указанных в предписании положений и проведению требуемых мероприятий.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее: Правила от 13.08.2006 № 491).

Пунктами 16 и 17 Правил от 13.08.2006 № 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Пунктом 2 Правил от 13.08.2006 № 491 определено, что в состав общего имущества в числе прочего включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

В соответствии с подпунктами «д», «ж» п. 10 Правил от 13.08.2006 № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

д)постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

ж)соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с подпунктами «и», «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон «Об энергосбережении») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно пункту 7 статьи 9 Закона «Об энергосбережении» государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В связи с этим, в части 5 статьи 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 - 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 8 статьи 13 Закона «Об энергосбережении»).

Частью 4 статьи 12 Закона «Об энергосбережении» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

Примерная форма перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, утверждена Приказом Минстроя России от 15.02.2017 № 98/пр и в разделе основных мероприятий содержит, в том числе, установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой и электрической энергии, учета горячей воды (пункты 3, 4, 5). Данная форма перечня мероприятий определяет также следующий характер эксплуатации приборов учета после реализации мероприятия: осуществление периодического осмотра, поверки, ремонта управляющей организацией.

Пунктом 18 Минимального перечня от 03.04.2013 № 290 предусмотрено, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя, в том числе: проверку исправности, работоспособности, регулировки и технического обслуживания насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах), постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.).

Пунктом 5.1.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны: проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу; своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность; внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем; широко использовать прогрессивные технические решения и передовой опыт эксплуатации.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (пункт 7 статьи 12 Закона № 261-ФЗ).

В силу пункта 11 статьи 2 Закона «Об энергосбережении» лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Согласно подпункту «а(1))» пункта 24 Правил от 13.08.2006 года № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя в числе прочего документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний.

В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в ведении управляющей организации должны находиться техническая документация на многоквартирный дом, а также иные, связанные с управлением таким домом документы.

Из приведенных норм права следует, что, при установлении в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией и заключении с ней договора управления, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона «Об энергосбережении» для собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе: ввод в эксплуатацию, надлежащая эксплуатация коллективных приборов учета), становится обязательным для управляющей компании.

Из материалов дела следует, что ООО «Управляющая компания «Вознесенск» является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д.59, г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д.11, г. Иваново, ул. 1-я Нагорная, д.19, г. Иваново, ул. 3-я Нагорная, д.1, г. Иваново, ул.2-я Нагорная, д. 20, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 124, г. Иваново, ул. Мархлевского, д. 31, на основании договоров управления от 01.09.2015, от 25.02.2013, от 12.09.2015, от 16.12.2012, от 18.03.2011, от 16.09.2014, от 04.09.2015, а также многоквартирного дома по адресу: г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 9 максимальный объем потребления тепловой энергии, которого составляет менее 0,2 Гкал/ч., на основании договора от 30.05.2018.

На основании вышеизложенного, ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя и его надлежащая эксплуатация (осмотр, техническое обслуживание, поверка и т.д.) является обязанностью управляющей компании рассматриваемого многоквартирного дома – ООО «Управляющая компания «Вознесенск».

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации.

Отсутствие волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме не является основанием невозможности обеспечить силами управляющей организации ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета.

Указанная правовая позиция также нашла отражение в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 года №АПЛ16-403.

Довод заявителя об отсутствии у него на момент проведения проверки сведений об организации, осуществляющей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета, а также технической документации на спорный общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя отклоняется судом, поскольку управляющая организация в силу своего статуса обязана иметь исчерпывающую информацию в отношении коллективных (общедомовые) приборов учета, о проведении их ремонта, замены, поверки и наделена полномочиями по её получению в силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункта 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, пункта 24 Правил № 491.

Кроме того, с учетом значительных сроков управления многоквартирными домами (около 3-х лет и более, что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами управления МКД), в отношении которых была проведена проверка, ООО «Управляющая компания «Вознесенск» могло и должно было предпринять действия по своевременному и надлежащему исполнению обязанности по получению технической документации на общедомовые приборы учета тепловой энергии и теплоносителя тепловой энергии, её истребования с целью обеспечения установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета и соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Обеспечение ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации по содержанию общего имущества в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса и подпункта «к» пункта 11 Правил.

Из материалов дела следует, что многоквартирные дома, расположенные по указанным выше адресам оборудованы общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя. Данный факт заявителем по существу не оспаривается.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.

Предписанием от 26.06.2018 №02-05-86 на управляющую организацию возложена обязанность по устранению выявленных нарушений обязательных требований, установленных жилищным законодательством, а именно: обеспечить допуск узла учета тепловой энергии и теплоносителя в рассматриваемых многоквартирных домах.

Документы, подтверждающие выполнение ООО «Управляющая компания «Вознесенск» указанных мероприятий, которые предусмотрены и возложены на управляющую организацию законом, оспариваемым предписанием относительно многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д.59, г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д.11, г. Иваново, ул. 1-я Нагорная, д.19, г. Иваново, ул. 3-я Нагорная, д.1, г. Иваново, ул.2-я Нагорная, д. 20, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 124 (корп. 1,2,3,4), г. Иваново, ул. Мархлевского, д. 31 не представлены заявителем ни при проведении проверки, ни при рассмотрении дела в суде.

Ссылка заявителя на ведение в настоящее время работ по направлению узлов учета многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д.59, г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д.11, г. Иваново, ул. 1-я Нагорная, д.19, г. Иваново, ул. 3-я Нагорная, д.1, г. Иваново, ул.2-я Нагорная, д. 20 в специализированную организацию с целью их поверки и введения в эксплуатацию, нахождение прибора учета установленного в доме №31 по ул. Мархлевского г. Иваново на поверке на момент вынесения оспариваемого предписания, не является основанием для признания Предписания от 26.06.2018 №02-05-86 в данной части незаконным.

Принимая во внимание, что общедомовые приборы учета тепловой энергии и теплоносителя тепловой энергии установлены, суд приходит к выводу, что срок установленный для исполнения оспариваемого предписания более 2-х месяцев является достаточным для выполнения заявителем процедуры ввода узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию в соответствии с Правилами № 1034.

Довод ООО «Управляющая компания «Вознесенск» о неисполнимости предписания в установленный срок, не подтвержден материалами настоящего дела и носит предположительный характер.

Вместе с тем, согласно информации о подключенных нагрузках объектов теплоснабжения, предоставленной АО «ИГТСК» 18.10.2018 (письмо № 09-03-4126), максимальный объем потребления тепловой энергии объекта теплоснабжения – многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 9, составляет менее чем две десятых гигакалории в час.

С учетом положений части 8 статьи 13 Закона «Об энергосбережении», фактических обстоятельств дела, суд считает, что административным органом в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 9 не доказано нарушение со стороны общества требований, установленных пунктами 1, 1.1 статьи 161, пункт 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 18 Минимального перечня от 03.04.2013 № 290, пунктов 11 и 42 Правил от 13.08.2006 № 491.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень таких нарушений установлен части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ.

В рассматриваемом случае фактов проведения проверки с грубым нарушением требований, в том числе в части уведомления о проведении проверки, установленных статьей 20 Федерального закона № 294-ФЗ судом не выявлено.

На основании вышеизложенного, в рассматриваемом случае основания для отмены Предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Иваново от 26.06.2018 №02-05-86 в части возложенной на ООО «Управляющая компания «Вознесенск» обязанности по обеспечению допуска узла учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д.59, г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д.11, г. Иваново, ул. 1-я Нагорная, д.19, г. Иваново, ул. 3-я Нагорная, д.1, г. Иваново, ул.2-я Нагорная, д. 20, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 124, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 124 (корп. 1,2,3,4) отсутствуют. В части требования обеспечить допуск узла учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 9, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Определением суда от 28.08.2018 по настоящему делу приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия Предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Иваново от 26.06.2018 №02-05-86.

На основании части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Указанные обеспечительные меры подлежат отмене с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.

Статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее: НК РФ) установлены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. При подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций составляет 3 000 рублей.

При подаче заявления ООО «Управляющая компания «Вознесенск» по платежному поручению от 22.08.2018 № 521 уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей.

Пункт 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснил, что при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

1.Требование Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вознесенск» (ОГРН: 1103702018529; ИНН: 3702624975) к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Иваново о признании незаконным Предписания от 26.06.2018 №02-05-86 удовлетворить частично.

Признать незаконным Предписание Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Иваново от 26.06.2018 №02-05-86 в части обязания общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вознесенск» (ОГРН: 1103702018529; ИНН: 3702624975) обеспечить допуск узла учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 9.

2.Требование Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вознесенск» (ОГРН: 1103702018529; ИНН: 3702624975) о признании недействительным Предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Иваново от 26.06.2018 №02-05-86 в части обеспечения допуска узла учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Иваново, ул. Кузнецова, д.59, г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д.11, г. Иваново, ул. 1-я Нагорная, д.19, г. Иваново, ул. 3-я Нагорная, д.1, г. Иваново, ул.2-я Нагорная, д. 20, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 124 (корп.1,2,3,4), г. Иваново, ул. Мархлевского, д. 31 оставить без удовлетворения.

3.Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Иваново в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вознесенск» (ОГРН: 1103702018529; ИНН: 3702624975) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей. После вступления решения суда в законную силу выдать исполнительный лист.

4.Отменить определение суда о приостановлении действия оспариваемого акта от 28.08.2018 после вступления решения суда в законную силу.

5.Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                    К.А. Тимошкин