АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Иваново
01 октября 2018 года
Дело № А17-7530/2017
Резолютивная часть судебного акта от 24.09.2018.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Пичевой Д.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бардиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по иску
акционерного общества «Водоканал» (ОГРН <***>, место нахождения: 153038, <...> «а»)
к муниципальному унитарному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства городского округа Кохма «Кохмабытсервис» (ОГРН <***>, место нахождения: 153510, <...>)
о взыскании 552848 рублей 10 копеек задолженности,
третьи лица:
Администрация городского округа Кохма,
Комитет по управлению муниципальным имуществом и муниципальным заказам Администрации городского округа Кохма,
ООО «Промэнергосеть»,
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области,
при участии в судебном заседании:
представителя истца ФИО1 (доверенность № 193 от 28.12.2017),
представителя ответчика ФИО2 (доверенность № 41 от 18.06.2018),
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области с исковым требовнием к муниципальному унитарному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства городского округа Кохма «Кохмабытсервис» (ответчик, МУПП «Кохмабытсервис») о взыскании на основании статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса РФ, статьи 20 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктов 20, 44, 49 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013, далее Правила №644) с учетом уточнения (заявление от 13.09.2018) 552848 рублей 10 копеек задолженности за оказание услуг по приему в централизованную систему водоотведения поверхностных сточных вод в период с января по июнь 2017 года (исковой период), обратилось акционерное общество «Водоканал» (истец, АО «Водоканал»). От искового требования о взыскании неустойки АО «Водоканал» отказалось, производство по делу в указанной части прекращено судом (пункт 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц привлечены Администрация городского округа Кохма, Комитет по управлению муниципальным имуществом и муниципальным заказам Администрации городского округа Кохма, ООО «Промэнергосеть», Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.
Третьи лица представителей в судебное заседание 24.09.2018 не направили, о начавшемся процессе извещены, дело рассмотрено без участия представителей третьих лиц (часть 6 статьи 121, часть 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Ответчик исковые требования не признал, возражения изложил в отзыве от 29.11.2017 и дополнениях к отзыву от 26.12.2017, от 04.07.2018 и от 17.07.2018. Ответчик указывает, что схемой водоотведения городского округа Кохма определена зона отведения поверхностных сточных вод для МУПП ЖКХ «Кохмабытсервис» в соответствии с которой водоотведение всех поверхностных сточных вод осуществляется по выпускам №1 и №3 в канализационную систему ООО «Промэнергосеть». Отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод. Схемой водоотведения городского округа Кохма зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определена в канализационную сеть ООО «Промэнергосеть», утверждена Администрацией городского округа Кохма и оснований для взыскания дополнительных платежей с МУПП «Кохмабытсервис» в пользу АО «Водоканал» не имеется. По мнению ответчика, истец не представил в материалы дела достоверных доказательств, подтверждающих факт оказания услуг, и каким образом поверхностные стоки принимаются в централизованную систему водоотведения. Ответчик не отрицает заключение договора №10-Ж от 13.02.2017 между истцом и ответчиком, однако обращает внимание суда, что договор не содержит согласованные сторонами точки приема сточных вод. Условиями подключения (технологического присоединения) не предусмотрена возможность отведения (приема) поверхностных сточных вод в канализационные сети АО «Водоканал». Истцом не представлены документы, содержащие сведения об объемах принятых поверхностных сточных вод от МУПП «Кохмабытсервис» и отражающие сведения о затратах истца, связанных с оказанием спорных услуг. Ответчик считает неправомерным требование истца по оплате услуг водоотведения поверхностных сточных вод с точки зрения тарифного регулирования.
Третье лицо Департамент энергетики и тарифов Ивановской области в отзывах от 02.04.2018, от 27.04.2018 отмечает, что плановый объем приема сточных вод при формировании тарифов АО «Водоканал» определен по формуле 1 пункта 5 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013, исходя из фактического объема приема сточных вод за последний отчетный год и динамики приема сточных вод за последние три года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованной системе водоотведения и прекращения приема сточных вод в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества принятых сточных вод, включая переход от применения расчетных способов определения количества принятых сточных вод к использованию приборов учета сточных вод. Фактические данные о приеме сточных вод за предшествующие периоды регулирования представлены регулируемой организацией, сведения о составе данных объемов (разбивка по видам сточных вод) организацией не представлена и для формирования тарифов в соответствии с законодательством не требуется. Третье лицо считает, что АО «Водоканал» не представлено достоверных доказательств, что используемая истцом централизованная система предназначена для приема поверхностных сточных вод.
Третье лицо Администрация городского округа Кохма в отзыве от 29.11.2017 указывает, что постановлением Администрации городского округа Кохма от 22.09.2016 №718 утверждена схема водоотведения городского округа Кохма, в соответствии с пунктом 2.2. схемы в городском округе Кохма ливневая канализация отсутствует, третье лицо также поясняет следующее. Зоны водоотведения поверхностных сточных вод, поступающих через канализационные сети организаций, определяются согласно пункту 40 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644). Для МУПП «Кохмабытсервис» зона отведения поверхностных сточных вод по выпускам №1 и №3 (при отсутствии приборов учета сточных вод) в канализационную систему ООО «Промэнергосеть» определена в пределах 50 метров в обе стороны от системы водоотведения МУПП «Кохмабытсервис» по этим выпускам. Согласно расчетам, представленным АО «Водоканал», учтена вся протяженность сетей, однако при расчете не учтено, что частичное водоотведение обеспечивается посредством канализационной насосной станции ООО «Промэнергосеть», а также наличие установленных приборов учета на части сетей, поэтому третье лицо считает, что истцом АО «Водоканал» не доказан размер взыскиваемой с ответчика задолженности.
Судом направлен судебный запрос в Администрацию городского округа Кохма, в ответе на который Администрация городского округа Кохма сообщает, что сведения о протяженности канализационных сетей МУПП «Кохмабытсервис», абонентов МУПП «Кохмабытсервис», подключенных в канализационные сети АО «Водоканал», в Администрации городского округа Кохма отсутствуют, и в связи с тем, что канализационные сети на территории городского округа Кохма не проинвентаризированы, сведениями о площадях земельных участков, находящихся во владении МУПП «Кохмабытсервис», абонентов МУПП «Кохмабытсервис» или муниципальной собственности, на которых расположены канализационные сети, Администрация городского округа Кохма не располагает; длина трубопроводов водоотведения в соответствии с схемой водоотведения (утверждена постановлением Администрации городского округа Кохма от 22.09.2016 №718) составляет 34600,07м.
Изучив письменные доказательства, приобщенные к материалам дела, ознакомившись с отзывом, дополнениями к отзыву ответчика, отзывами третьих лиц, суд установил следующие обстоятельства.
13.02.2017 истец АО «Водоканал» (организация ВКХ) и ответчик МУПП ЖКХ «Кохмабытсервис» (абонент) заключили договор №10-Ж, со сроком действия до 31.12.2017 (пункт 68 договора) с учетом протокола разногласий.
По условиям договора истец принял на себя обязательство подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект (пункт 1 договора). Абонент обязался оплачивать полученную холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором, соблюдать режим водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1 раздела 1 договора «Предмет договора»).
Расчетный период равен одному календарному месяцу. Оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании актов о количестве отпущенной/полученной холодной воды, оказанных услугах по приему сточных вод и счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем (пункт 8 договора).
Подпунктом «е» пункта 14 предусмотрена обязанность абонента производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с договором, и в случаях, установленных законодательством РФ, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.
Истец сформировал и выставил ответчику счет на оплату №15449 от 30.06.2017 на сумму 2446352 рубля 68 копеек с указанием в графе товар (работы, услуги) канализация (расчет) поверхностные стоки за период 01.01.2017-30.06.2017 за объем, составляющий 194118 м?.
От ответчика платежей не поступило.
Претензией от 17.07.2017 №3057 истец потребовал в течение 5 рабочих дней с момента получения претензии произвести оплату указанной задолженности, ответа и платежей от ответчика не последовало.
Отказ МУПП «Кохмабытсервис» от оплаты стоимости поверхностных сточных вод в исковой период явилось основанием для обращения АО «Водоканал» за судебной защитой в Арбитражный суд Ивановской области с рассматриваемым иском о взыскании с МУПП «Кохмабытсервис» задолженности.
По данным АО «Водоканал» в исковой период с января по июнь 2017 года в централизованную систему водоотведения принят от МУПП «Кохмабытсервис» объем поверхностных сточных вод, составляющий 43876,833 м? (талый сток 30753,723 м?, дождевой сток 13123,11 м?) стоимостью 552848 рублей 10 копеек с применением тарифа на водоотведение, утвержденного для АО «Водоканал» постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 18.12.2015 N 60-к/11 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Иваново, городского округа Кохма и Ивановского муниципального района".
В результате исследования письменных доказательств, приобщенных к материалам дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового требования АО «Водоканал».
Способы защиты нарушенных прав, основания возникновения гражданских прав изложены в статьях 8 и 12 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из договоров.
Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности, обязательства возникают в том числе из договоров. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В пункте 1 статьи 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе (статья 420 Гражданского кодекса РФ).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статьи 421, 422 Гражданского кодекса РФ).
В пункте 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
Сторонами заключен публичный договор №10-Ж от 13.02.2017, правоотношения по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, далее Правила №644).
АО «Водоканал» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, владеющей централизованной системой водоотведения.
Ответчик является абонентом применительно к понятию, содержащемуся в пункте 2 Федерального закона №416-ФЗ, согласно которому, абонентом является физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно статье 14 Федерального закона №416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения; к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения; договор водоотведения является публичным договором.
В соответствии с пунктом 107 Правил №644 в зависимости от своего предназначения системы водоотведения подразделяются на следующие виды:
а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения;
б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;
в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод;
г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В пункте 110 Правил №644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод.
Согласно пункту 2 Правил №644 "поверхностные сточные воды" - принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
Деятельность по оказанию услуг по приему в централизованную систему водоотведения поверхностных сточных вод является регулируемой.
В Ивановской области органом государственного регулирования является Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.
Третье лицо Департамент энергетики и тарифов Ивановской области в отзыве от 27.04.2018 указывает, что истец АО «Водоканал», предъявляя к взысканию задолженность за услугу водоотведения поверхностных сточных вод в канализационные сети, не представил в материалы дела достоверных доказательств, что используемая истцом централизованная система предназначена для приема поверхностных сточных вод.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором.
Согласно пунктам 38, 39, 40, 43 Правил №644, отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами; договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод, либо если возможность отведения (приема) поверхностных сточных вод от объектов таких абонентов предусмотрена условиями подключения (технологического присоединения); зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод; в договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод.
В рассматриваемом случае сторонами не заключен договор, предусматривающий начисление и оплату стоимости оказываемой АО «Водоканал» услуги отведения (приема) поверхностных сточных вод, заключенный сторонами договор не содержит согласованные сторонами точки приема поверхностных сточных вод.
Органом местного самоуправления в схеме водоотведения в отношении АО «Водоканал» как организации водопроводно-канализационного хозяйства не определена зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод.
В соответствии с пунктом 25 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776) коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации.
АО «Водоканал» выполнен расчет объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод МУПП «Кохмабытсервис» на основании Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод (утверждены приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 639/пр, далее Методические указания).
Согласно пункту 12 Методических указаний при отсутствии утвержденных зон централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенных в схеме водоснабжения и водоотведения, площади земельных участков (территорий) абонентов, поверхностный сток с которых неорганизованно поступает в централизованные системы водоотведения, могут определяться с учетом вертикальной планировки канализованной территории (площади земельного участка (территории), владение, пользование или распоряжение которым осуществляется абонентом, расположенного в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, поверхностный сток с которой поступает в ЦСВ), при условии предоставления в организацию водопроводно-канализационного хозяйства карт земельных участков (территорий) в масштабе М 1:500, выполненных организацией, имеющей лицензию на геодезические и картографические работы, с указанием границ, типов поверхностей, с нанесением всех водонесущих коммуникаций и отметок по уровню залегания грунтовых вод.
Предусмотренные Методическими указаниями карты земельных участков отсутствуют.
Согласно пункту 13 Методических указаний территории, не оформленные в установленном порядке в качестве земельного участка, поверхностный сток с которых поступает в централизованные системы водоотведения, допускается определять на основании данных геоинформационных систем о канализованной площади с учетом расположения земельных участков относительно централизованных систем водоотведения (внутриплощадочных канализационных сетей) в пределах кратчайшего расстояния 50 метров в обе стороны от системы водоотведения (канализационной сети).
Земельными участками МУПП «Кохмабытсервис» не владеет, при осуществлении технологического присоединения не определена возможность отведения поверхностных сточных вод.
Истцом объем годового (месячного) дождевого и талого стока произведен в соответствии с формулами пунктов 15 и 16 Методических указаний и составил 43876,833 м?, однако в материалы дела не представлены доказательства правильности составляющих, использованных АО «Водоканал» при выполнении расчета.
В ходе судебного разбирательства АО «Водоканал» в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представил доказательств, подтверждающих обоснованность предъявления искового требования. Не восполняют соответствующие пробелы и совместные обследования, проведенные сторонами, поскольку на основании обследований не представляется возможным достоверно констатировать доказанность объема поверхностного стока в предъявленном истцом объеме в исковой период.
Недоказанность исковых требований влечет отказ в их удовлетворении.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по оплате госпошлины суд относит на истца. Излишне уплаченная госпошлина возвращается плательщику из федерального бюджета по правилам статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 110, 150 (пункт 4 части 1), 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 333.21, 333.40 Налогового кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковое требование АО «Водоканал» оставить без удовлетворения.
В части искового требования о взыскании неустойки производство по делу прекратить в связи с принятием судом отказа истца от части иска.
Возвратить АО «Водоканал» из федерального бюджета 21259 рублей частично государственную пошлину, уплаченную платежным поручением №8401 от 24.08.2017.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы, в том числе в электронном виде, подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Пичева Д.К.