153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru
Дело № А17-7608/2020
г. Иваново | 16 июня 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2021 года. Полный текст решения изготовлен 16 июня 2021 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе
судьи Тимошкина Константина Александровича,
при ведении протокола помощником судьи Романцовой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН: <***>)
к Управлению земельных отношений Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области,
о признании градостроительного плана земельного участка № РФ-37-4-05-3-03-20020-0039, выданного Управлением земельных отношений Администрации Ивановского муниципального района в отношении земельного участка категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под строительство подъездной дороги и гостевой автостоянки к земельному участку для малоэтажной застройки, площадью 2758 кв.м., кадастровый номер:37:05:030560:444, по адресу Ивановская область, Ивановский район, в районе д. Дерябиха незаконным; обязать Администрацию Ивановского муниципального района утвердить представленный ИП ФИО1 в составе заявки от 11.08.2020 чертеж ФИО4,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2 на основании доверенности 37АА1425386 от 15.06.2020, удостоверения адвоката,
от Управления и Администрации - Филипповских М.О. на основании доверенностей №30 от 12.08.2019, №7019-03 от 24.09.2020, служебного удостоверения, диплома о высшем юридическом образовании,
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее заявитель, предприниматель) к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о признании градостроительного плана земельного участка № РФ-37-4-05-3-03-20020-0039, выданного Управлением земельных отношений Администрации Ивановского муниципального района в отношении земельного участка категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под строительство подъездной дороги и гостевой автостоянки к земельному участку для малоэтажной застройки, площадью 2758 кв.м., кадастровый номер:37:05:030560:444, по адресу Ивановская область, Ивановский район, в районе д. Дерябиха недействительным в части: установления запрета на строительство; отсутствия в черте ФИО4 сведений о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства (зоны допустимого размещения объектов капитального строительства) и обязании Администрации Ивановского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1.
В ходе рассмотрения дела предприниматель изменила предмет заявленных требований (Т.2 Л.д. 9), а именно просила суд признать градостроительный план земельного участка № РФ-37-4-05-3-03-20020-0039, выданный Управлением земельных отношений Администрации Ивановского муниципального района в отношении земельного участка категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под строительство подъездной дороги и гостевой автостоянки к земельному участку для малоэтажной застройки, площадью 2758 кв.м., кадастровый номер:37:05:030560:444, по адресу Ивановская область, Ивановский район, в районе д. Дерябиха недействительным в части:
- установления запрета на строительство;
- отсутствия в чертеже ФИО4 сведений о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства (зоны допустимого размещения объектов капитального строительства);
- обязать Администрацию Ивановского муниципального района утвердить представленный ИП ФИО1 в составе заявки от 11.08.2020 чертеж ФИО4.
Далее в ходе судебного заседания 03.06.2021 года, ИП ФИО3 заново изменила предмет требований, а именно просила суд признать градостроительный план земельного участка № РФ-37-4-05-3-03-20020-0039, выданный Управлением земельных отношений Администрации Ивановского муниципального района в отношении земельного участка категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под строительство подъездной дороги и гостевой автостоянки к земельному участку для малоэтажной застройки, площадью 2758 кв.м., кадастровый номер:37:05:030560:444, по адресу Ивановская область, Ивановский район, в районе д. Дерябиха незаконным. Обязать ответчика утвердить представленный заявителем в составе заявки от т11.08.2020 года чертеж ФИО4.
Заявленные требования предприниматель считает обоснованными по основаниям изложенным в заявлении (Т.1 Л.д. 8-13) и дополнениях к нему (Т.1 Л.д. 106-107, 113-115, Т.3, Л.д. 44-46, 62-65). Оспариваемый ФИО4 в части указания на то, что земельный участок не предназначен для строительства в соответствии с условиями договора аренды (п. 5 чертежа ФИО4) не соответствует п. 3 ст. 57.3 ГрК РФ, устанавливающему исчерпывающий перечень информации, содержащейся в ФИО4. По мнению заявителя, по смыслу ФИО4 не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер для целей определения требований по возможной застройке земельного участка, поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о возможности реконструкции (строительства) для желаемых заявителем целей обсуждаться не может. Кроме того, в нарушение п. 4 ч.3 ст. 57.3 ГрК РФ, чертеж оспариваемого ФИО4 не содержит сведений о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, т.е., о зоне допустимого размещения объектов капитального строительства.
Градостроительный регламент территориальной зоны ТЗ-2: «Зона автомобильного транспорта» предусматривает в качестве основных видов разрешенного использования возведение зданий и сооружений различного назначения, в том числе, предназначенных для хранения автотранспорта (2.7.1), следовательно, отсутствие в оспариваемом ФИО4 сведений о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства и указание на недопустимость строительства противоречат «Правилам землепользования и застройки Богданихского сельского поселения», утвержденным решением Совета Ивановского муниципального района от 28.12.2017 года № 345, являющимся документом территориального планирования и градостроительного зонирования, что в свою очередь является нарушением ч.2 ст. 57.3 ГрК РФ.
Условие ФИО4 о том, что участок не предназначен для строительства зданий, противоречит сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости и условиям договора аренды, в соответствии с которыми вид разрешенного использования земельного участка: под строительство подъездной дороги и гостевой автостоянки к земельному участку для малоэтажной застройки.
Таким образом, предприниматель считает, что содержание оспариваемого ФИО4 противоречит нормам ч.2 и ч.3 ст. 57.3 ГрК РФ.
Включение в ФИО4 условия о том, что участок не предназначен для строительства зданий является фактически односторонним изменением Администрацией, вида разрешенного использования земельного участка, что является недопустимым в силу ст. 450 ГК РФ. Оспариваемый ФИО4 препятствует предпринимателю реализации права на осуществление предпринимательской деятельности – возведение на земельном участке здания в соответствии с видом его разрешенного использования и условиями договора аренды, т.е. целей для которых было приобретено право аренды.
Дополнительно, по мнению заявителя, факт предоставления земельного участка для строительства ОКС подтверждается договором аренды земельного участка, в тексте которого арендодатель использует термин «строительство» подъездной дороги и гостевой автостоянки к земельному участку для малоэтажной застройки; порядком формирования и предоставления земельного участка; ранее выданным ФИО4 № RU37511303-257, утвержденным Постановлением Администрации Ивановского муниципального района № 1045 от 14.06.2017 года, которое предусматривало возведение на земельном участке объекта капитального строительства – автостоянки; письмом Администрации от 09.06.2018 года № 3099, в котором прямо указывается на факт предоставления земельного участка для строительства автостоянки.
В рассматриваемый период, порядок предоставления участков для благоустройства был иным и устанавливался иной статьей ЗК РФ, а именно ст. 34 ЗК РФ, без выбора и утверждения места размещения ОКС.
Дополнительно, заявитель пояснил, что в течение срока действия договора аренды земельного участка арендатор данного участка вправе осуществлять строительство автостоянки при условии соблюдения требований СП, СанПин и иных обязательных требований, ссылается на Обзор практики Верховного Суда РФ о рассмотрении судами дел, связанных с изменениями вида разрешенного использования земельного участка» утвержденного Президиумом ВС РФ от 14.11.2018 года. Также предприниматель считает, что не соответствует действительности довод Администрации о том, что ранее действовавший Порядок заполнения ФИО4 допускал указания на строительство ОКС – автостоянок, а в настоящее время – нет. С 01.07.2017 года действует Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.04.2017 года «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» № 741/пр. Изменениями уточнено содержание градостроительного плана земельного участка, который дополнен определенной информацией, не влияющей на рассмотрение данного дела.
Администрация Ивановского муниципального района Ивановской области с требованиями заявителя не согласилась по основаниям изложенным в письменном отзыве (Т.1, Л.д. 103-104) и дополнительных пояснениях к нему (Т. 2, Л.д. 4-8, Т.3, Л.д. 1-4,13-14). По мнению Администрации, трехгодичный срок действия ФИО4-2017 истек, информация указанная в ФИО4, утвержденном после 01.01.2017 года может быть использована в течение 3 лет со дня его выдачи. Заявитель приобрел право аренды земельного участка по истечении трехгодичного срока действия ФИО4-2017, запись государственной регистрации внесена в ЕГРН 26.06.2020 года.
Арендуемый земельный участок располагается в территориальной зоне ТЗ-2 (зона автомобильного транспорта). В настоящее время, согласно утвержденной форме градостроительный план отображает параметры разрешенного использования согласно виду разрешенного использования. Видом разрешенного использования земельного участка является «строительство подъездной дороги и гостевой автостоянки к земельному участку для малоэтажной застройки» что не подразумевает строительство ОКС. В изготовленном по обращению предпринимателя ФИО4 (на чертеже ФИО4-2020 в разделе «Экспликация объектов, зон и мест размещения зданий, строений, сооружений») зона допустимого размещения зданий и сооружений установлена со значением ноль. По той же причине в ФИО4 отсутствуют и сведения о минимальных отступах от границ земельного участка. Согласно Градостроительному кодексу РФ для строительства линейных объектов (автодороги) предусмотрена выдача проекта планировки территории (не ФИО4).
Порядок получения муниципальной услуги по выдаче ФИО4 установлен в Постановлении Администрации Ивановского муниципального района от 03.07.2017 года № 1283 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «выдача градостроительных планов земельных участков». Порядок выдачи ФИО4, по мнению Администрации, ими не нарушен.
Администрация считает, что использование земельного участка под «строительство подъездной дороги и гостевой автостоянки к земельному участку для малоэтажной застройки» имеет цель дополнительного использования и обслуживания территории, занятой малоэтажным, индивидуальным строительством, представляет из себя элемент благоустройства и не подразумевает строительство объектов капитального строительства.
Спорный земельный участок изначально был предоставлен в аренду для использования в целях строительства подъездной дороги и гостевой автостоянки к земельному участку для малоэтажной застройки. При этом гостевая автостоянка не имеет самостоятельного функционального назначения и является элементом благоустройства земельного участка, который предназначен для обслуживания объектов малоэтажной застройки.
Также, по мнению Администрации, предпринимателем избран ненадлежащий способ защиты прав, поскольку ограничением на строительство выступает вид разрешенного использования спорного земельного участка и его целевое назначение в совокупности с градостроительным регламентом территориальной зоны в которой расположен участок, а не выданным ФИО4, который являясь служебным документом лишь воспроизводит указанные обстоятельства. При этом правила землепользования и застройки Богданихского сельского поселения в актуальной редакции на момент выдачи ФИО4 предпринимателем не оспариваются.
Кроме того, Администрация пояснила, что Генеральный план Богданихского сельского поселения не предусматривает возможность строительства (реконструкции) объектов капитального строительства на спорном земельном участке и его использование не по назначению. В настоящее время посредством земельного участка с кадастровым номером 37:05:030560:444 обеспечивается подъезд к жилым домам в д. Дерябиха (приложена копия акта обследования от 10.02.2021 года № 04-3).
В дополнениях от 09.03.2021 года (Т.3, Л.д.13-14), Администрация уже пояснила, что оспариваемый ФИО4 содержит сведения о красных линиях.
На основании изложенного, Администрация Ивановского муниципального района считает, что заявленные требования предпринимателя не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Определением суда от 12.05.2021 года к рассмотрению дела в качестве второго ответчика по делу было привлечено Управление координации земельных отношений администрации Ивановского муниципального района, которое в ходе рассмотрения по делу полностью поддержало позицию Администрацию Ивановского муниципального района.
В ходе рассмотрения дела, в соответствии со ст. 55.1 АПК РФ, в деле участвовал специалист – кадастровый инженер ООО «Иваново Геопроект» ФИО5, который дал свои пояснения в ходе судебного разбирательства, письменно приобщив к материалам дела свое заключение (Т.2, Л.д.77-83).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, арбитражный суд установил следующее.
Между управлением земельных отношений администрации Ивановского муниципального района (арендодатель) и гр. ФИО6.( арендатор) 20 апреля 2015 года был заключен договор аренды№ 46-2015 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым № 37:05:030560:444 площадью 2758 кв.м, участок расположен в районе деревни Дерябиха Богданихского сельского поселения, где ведется малоэтажное строительство индивидуальных жилых домов, разрешенное использование объекта аренды — под строительство подъездной дороги и гостевой автостоянки к земельному участку для малоэтажной застройки. Срок аренды установлен на 49 лет, договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно п. 1 договора аренды разрешенное использование «под строительство подъездной дороги и гостевой автостоянки к земельному участку для малоэтажной застройки».
Последующими арендаторами земельного участка являлись ФИО7 ( с ноября 2019 года) и ФИО1 ( с июня 2020 года).
ФИО8 И.А. приобрела права и обязанности арендатора по договору уступки прав и обязанностей арендатора от 18.06.2020 года от гр. ФИО7 , запись о государственной регистрации внесена в ЕГРН 26.06.2020 г.
Согласно материалов дела следует, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем с 14.05.2018 года, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
13.08.2020 года, ФИО1 обратилась в Управление координации земельных отношений Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области с заявлением о предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 37:05:030560:444, площадью 2758 кв.м, расположенного по адресу Ивановская область, Ивановский район, в районе д. Дерябиха.
Арендуемый земельный участок располагается в территориальной зоне ТЗ-2 ( зона автомобильного транспорта).
13 августа 2020 года гр. ФИО1 обратилась в Управление координации земельных отношений Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области с заявлением о предоставлении градостроительного плана земельного участка (далее ФИО4-2020), согласно пояснений предпринимателя в связи с выносом из зоны допустимого строительства кабельной линии и отражения данных сведений в чертеже ФИО4.
04.09.2020 года, заявителю был выдан ФИО4 №РФ-37-4-05-2-03-20020-0039. С данным ФИО4 предприниматель ФИО1 не согласна и считает его незаконным в части:
- установления запрета на строительство;
- отсутствие в чертеже ФИО4 обязательных сведений о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства (зоны допустимого размещения объектов капитального строительства).
- отсутствие в ФИО4 сведений о красных линиях.
Считая, что в оспариваемой части ФИО4 является незаконным и нарушающим право предпринимателя, принят с нарушением действующего законодательства, предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Заявление предпринимателя ФИО1 рассмотрено арбитражным судом в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 153-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно частей 1 и 2 АПК РФ установлено, что Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ установлено, что Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В данном случае, ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, согласно выписке из ЕГРИП.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что данный спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Ивановской области.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ч.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом рассматривается законодательство действующее на момент обращения предпринимателя в Управление координации земельных отношений Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области за муниципальной услугой –13.08.2020 года.
Согласно ч.7 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) установлены понятия используемые в ГрК РФ.
ГрК РФ установлено, что градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.
В статье 2 ГрК Рф установлены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, в частности пункты 1,4:
- обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;
- осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
В силу пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является одним из документов, необходимых для получения разрешения на строительство (реконструкцию).
Необходимость ФИО4 установлена ст. 57.3 ГрК РФ, а именно согласно части 1,2 данной статьи предусмотрено, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с ч.3 ст. 57.3 ГрК РФ установлено, что в градостроительном плане земельного участка содержится информация в частности:
- о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);
- о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
- о красных линиях.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, изложенной в Постановлении от 02.07.2013 № 1633/13, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Таким образом, как правильно указывает предприниматель, ФИО4 носит исключительно информационный характер для целей определения требований по возможной застройке земельного участка.
Согласно частей 5,6,9 и 10 ст. 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы. Градостроительный план земельного участка выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если это указано в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка. Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения, порядок присвоения номеров градостроительным планам земельных участков устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается. Такой же порядок предусмотрен и в Постановлении администрации Ивановского муниципального района от 03.07.2017 № 1283 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги».Выдача градостроительных планов земельных участков».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» на один год продлевается срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктами 3 и 4 части 21.15 статьи 51, части 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г., т.е. в срок после 06.04.2021 года до 01.01.2021 года. Трехлетний срок действия предыдущего ФИО4 № RU37511303-257 от 31.05.2017 года рассматриваемого земельного участка с кадастровым номером 37:05:030560:444 истекал 30.05.2020 года и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 срок его действия продлен на 1 год.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка. Согласно указанной форме на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство.
Согласно ФИО4-2020, проект планировки не утвержден. Земельный участок расположен в территориальной зоне ТЗ-2: «Зона автомобильного транспорта». Решением Совета Ивановского муниципального района от 28.12.2017 года № 345 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Богданихского сельского поселения».
В соответствии с п.2.2 описательной части ФИО4 (Информация о видах разрешенного использования земельного участка, установлено, что основными видами разрешенного использования земельного участка являются в том числе 2.7.1 Хранение автотранспорта). Согласно Градостроительного Регламента в наименовании вида разрешенного использования земельного участка в зоне автомобильного транспорта (ТЗ-2) имеется вид разрешенного использования 2.7.1 (хранение автотранспорта). Согласно описания вида разрешенного использования земельного участка указано: размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, за исключением гаражей, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 4.9. Параметры разрешенного использования: количество этажей 1 эт., высота гаража для хранения легкового автотранспорта граждан – 3 метра, максимальный процент застройки – 70. Отступ от границ земельного участка для отдельно стоящего гаража не менее 1 м.
Таким образом, градостроительный план земельного участка содержит сведения о возможном размещении объектов капитального строительства, на земельном участке с кадастровым номером № 37:05:030560:444, а также минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. Однако данные сведения отсутствуют в графической части ФИО4, где графическая часть (чертеж), не допускает возможность размещения зданий и сооружений на земельном участке (чертеж п. 1 экспликации объектов, зон и мест размещения зданий, строений, сооружений).
Согласно п. 11 ФИО4 изложено, что информация о красных линиях отсутствует, что является нарушением подп. 17 п.3 ст. 57.3 ГрК РФ. Данное обстоятельство подтверждено и специалистом, который участвовал в деле и представил в суд письменное заключение (Т.2. Л.д. 77-83).
Кроме того, по смыслу статьи 57.3 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка, по существу, представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Поскольку градостроительный план, прежде всего, фиксирует сведения, которые позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить место его расположения по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам, и, принимая во внимание, что минимальные отступы от границ земельного участка регулируются нормами по планировке территории - глава 5 Градостроительного кодекса РФ, тогда как расстояния между конкретными объектами с целью соблюдения требований пожарной безопасности объекта регулируются главой 6 Градостроительного кодекса РФ "Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства", требования пожарной безопасности, в том числе, в части противопожарных расстояний должны учитываться проектными организациями при подготовке проектной документации с учетом назначения объекта, режима его использования, наличия на данном земельном участке либо смежном земельном участке иных объектов, а также иных обстоятельств, предусмотренных соответствующими нормативными документами.
Таким образом, ФИО4 (описательная и графическая части) должен объективно выдаваться любому лицу со всеми сведениями об определенном земельном участке без учета индивидуальных, в том числе договорных отношений, как это сделано в п. 5 примечания к чертежу градостроительного плана земельного участка, где записано, что согласно договора № 46-2015 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 20.04.2015 года земельный участок с кадастровым номером № 37:05:030560:444 не предназначен для строительства.
По мнению суда, с учетом данных обстоятельств в описательной и графической части ФИО4 имеются расхождения между п. 2.2 описательной части и п. 1 экспликации объектов, зон и мест размещения зданий, строений, сооружений, а также п. 5 примечания к чертежу градостроительного плана земельного участка.
На основании вышеизложенного требования предпринимателя ФИО1 подлежат удовлетворению частично. В части отсутствия красных линий, а также несоответствия описательной части ФИО4 схеме в части невозможности строительства.
В силу положений части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться в том числе указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд должен определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя. В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, и его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим, в ней должно быть четко сформулировано, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении. На основании изложенного следует, что, признав решение уполномоченного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При выборе правовосстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Администрацию Ивановского муниципального района утвердить представленный ИП ФИО1 в составе заявки от 11.08.2020 чертеж ФИО4.
Определение надлежащего способа устранения нарушения права относится к сфере судейского усмотрения. При применении указанной процессуальной нормы суд не обязан основываться на указанном заявителем требовании. По смыслу статьи 2 АПК РФ, судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти. С учетом того, что Управлением не был надлежащим образом рассмотрен чертеж Общества, в связи с позицией о невозможности строительства ОКС на спорном земельном участке, суд не считает возможным в качестве меры восстановления нарушенного права обязать Администрацию Ивановского муниципального района утвердить представленный ИП ФИО1 в составе заявки от 11.08.2020 чертеж ФИО4.
В данном случае, суд приходит к выводу, что надлежащим способом восстановления нарушенного права следует обязать Управление координации земельных отношений администрации Ивановского муниципального района и Администрацию Ивановского муниципального района устранить допущенные нарушения и предоставить предпринимателю ФИО4 земельного участка на дату его выдачи с информацией о красных линиях (п. 11 ФИО4), а также без указания в графической части ФИО4 сведений применительно к конкретному договору и без указания не допустимости размещения зданий и сооружений на спорном земельном участке.
Избрание данного способа восстановления права заявителя, с учетом рассмотрения заявления предпринимателя повлечет восстановление его нарушенных прав.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для физических лиц составляет 300 рублей;
При подаче данного заявления в суд предпринимателем по чеку - ордеру от 10.09.2020 оплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Учитывая признание заявленных требований частично обоснованными, 300 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины, подлежат взысканию в пользу предпринимателя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 199, 200, 201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Требования Индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным градостроительного плана земельного участка № РФ-37-4-05-3-03-20020-0039, выданного Управлением земельных отношений Администрации Ивановского муниципального района в отношении земельного участка категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под строительство подъездной дороги и гостевой автостоянки к земельному участку для малоэтажной застройки, площадью 2758 кв.м., кадастровый номер:37:05:030560:444, по адресу Ивановская область, Ивановский район, в районе д. Дерябиха (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) удовлетворить частично.
2. Признать незаконным ФИО4 в части отсутствия сведений о красных линиях (п.11 ФИО4), а также в части несоответствия п. 2.2 описательной части ФИО4 графической части, которая не допускает возможность размещения зданий и сооружений на земельном участке (п. 1 экспликации объектов, зон и мест размещения зданий, строений, сооружений, а также п. 5 примечания в части указания, что согласно договора № 46-2015 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 20.04.2015 года земельный участок с кадастровым номером № 37:05:030560:444 не предназначен для строительства).
3. Обязать Управление координации земельных отношений администрации Ивановского муниципального района и Администрацию Ивановского муниципального района устранить допущенные нарушения и предоставить ФИО4 земельного участка на дату его выдачи с информацией о красных линиях (п. 11 ФИО4), а также без указания в графической части ФИО4 сведений применительно к конкретному договору и без указания не допустимости размещения зданий и сооружений.
4. Взыскать с Управления земельных отношений Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области (адрес: 153505, Ивановская область, <...>, зарегистрирована в качестве юридического лица 08.01.2003 года ИФНС по г. Иваново, ОГРН: <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН: <***>) , адрес: <...>, зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя 14.05.2018 года ИФНС по г. Иваново) 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.