ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
02 марта 2016 года | Дело №А17-7737/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 02 марта 2016 года.
Арбитражный суд Ивановской области
в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Граждан В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Электроснаб-2010» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области
о признании незаконным бездействия Департамента энергетики и тарифов Ивановской области по утверждению инвестиционной программы ООО «Электроснаб-2010» на техническое перевооружение и реконструкцию ЗРУ ПС 35/10 «ИВ-8» и трансформаторной ячейки 35 кВ (замена двух существующих ячеек 10 кВ, двух разъединителей 35 кВ, короткозамыкателя 35 кВ, отделителя 35 кВ и трех разрядников 35 кВ), а также обязании Департамента энергетики и тарифов Ивановской области рассмотреть и утвердить инвестиционную программу ООО «Электроснаб-2010» на техническое перевооружение и реконструкцию ЗРУ ПС 35/10 «ИВ-8» и трансформаторной ячейки 35 кВ (замена двух существующих ячеек 10 кВ, двух разъединителей 35 кВ, короткозамыкателя 35 кВ, отделителя 35 кВ и трех разрядников 35 кВ);
при участии в судебном заседании:
от ООО «Электроснаб-2010» - руководитель общества ФИО1 на основании решения единственного участника № 7 от 26.02.2015 года и паспорту; ФИО2 по доверенности от 27.12.2015 года и паспорту; ФИО3 по доверенности от 28.01.2016 года и паспорту;
от Департамента – ФИО4 по доверенности от 21.07.2015 года и паспорту,
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Электроснаб-2010» (далее заявитель, ООО «Электроснаб-2010») с заявлением к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании незаконным бездействия Департамента энергетики и тарифов Ивановской области по утверждению инвестиционной программы ООО «Электроснаб-2010» на техническое перевооружение и реконструкцию ЗРУ ПС 35/10 «ИВ-8» и трансформаторной ячейки 35 кВ (замена двух существующих ячеек 10 кВ, двух разъединителей 35 кВ, короткозамыкателя 35 кВ, отделителя 35 кВ и трех разрядников 35 кВ), а также обязании Департамента энергетики и тарифов Ивановской области рассмотреть и утвердить инвестиционную программу ООО «Электроснаб-2010» на техническое перевооружение и реконструкцию ЗРУ ПС 35/10 «ИВ-8» и трансформаторной ячейки 35 кВ (замена двух существующих ячеек 10 кВ, двух разъединителей 35 кВ, короткозамыкателя 35 кВ, отделителя 35 кВ и трех разрядников 35 кВ).
В обосновании своих требований заявитель пояснил следующее.
ООО «Электроснаб» с целью осуществления мероприятий по технологическому присоединению дополнительных энергопринимающих устройств ФГУП «ИвНИИПИК ФСБ России» представило в Департамент энергетики и тарифов на согласование инвестиционную программу на техническое перевооружение и реконструкцию ЗРУ ПС 35/10 «ИВ-8» и трансформаторной ячейки 35 кВ. Инвестиционная программа ООО «Электроснаб-2010» основывается на заемных средствах, в связи с отсутствием иного источника финансирования. В ответ на обращение Департамент направил в адрес Общества письмо от 23.04.2015 года № исх-747-018/7-07 о необходимости корректировки инвестиционной программы. ООО «Электроснаб» в ответ на данное письмо, направил письмо от 15.05.2015 года № 58 с скорректированным проектом инвестиционной программы с полным отчетом об использовании амортизационных средств за 2012-2014 годы, а также планом использования амортизационных средств на 2016-2020 годы. По результатам рассмотрения скорректированного проекта инвестиционной программы, Департамент письмом от 27.05.2015 года №исх. -956-018/7-07 сообщил отказ в согласовании представленного проекта инвестиционной программы и предложил в качестве источника финансирования использовать в первую очередь амортизационные средства предприятия.
Впоследствии Департамент направил письмо № исх.-1379-018/07-07 от 05.08.2015 года с необходимостью представить им на согласование скорректированный финансовый план на период реализации инвестиционной программы с учетом использования в первую очередь амортизационных средств предприятия.
11.08.2015 года письмом № 100 ООО «Электроснаб-2010» направило расчеты и обосновывающие фактически сложившиеся убытки за период с 2012 по 2014 годы с их постатейной расшифровкой, скорректированные источники финансирования инвестиционной программы и указало, что использовать амортизационные отчисления в качестве источника финансирования мероприятий по технологическому присоединению предприятие не имеет возможности.
Таким образом, по мнению заявителя, департамент дважды полностью проигнорировал факт невозможности привлечения амортизационных средств для осуществления инвестиционной программы, в связи с понесенными ООО «Электроснаб-2010» убытками в период 2012-2014 годов.
В соответствии с п. 19 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утверждаемые Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 года № 977орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает инвестиционную программу в срок до 15 августа, предшествующего периоду реализации инвестиционной программы. Таким образом, Департамент обязан был дать ответ по утверждению инвестиционной программы ООО «Электроснаб-2010» » на техническое перевооружение и реконструкцию ЗРУ ПС 35/10 «ИВ-8» и трансформаторной ячейки 35 кВ в срок до 15.08.2015 года.
По мнению заявителя, бездействие Департамента по согласованию программы нарушает права Общества и делает невозможным исполнение обязанностей ООО «Электроснаб-2010» по технологическому присоединению дополнительных энергопринимающих устройств ФГУП «ИвНИИПИК ФСБ России» в части источника финансирования.
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с требованиями Общества не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Департамента пояснил, что между Обществом и Департаментом с марта 2015 года велась переписка по согласованию инвестиционной программы.
С целью недопущения резкого роста тарифов на очередной период регулирования и учитывая, что у ООО «Электроснаб-2010» не использованы амортизационные отчисления за 2012-2014 годы в сумме 2179,08 тыс. рублей, за 2015 год в сумме 722,7 тыс. рублей, Департамент своим письмом от 27.05.2015 №исх-956-018/7-07 не согласовал представленный проект инвестиционной программы и предложил в качестве источника финансирования использовать в первую очередь амортизационные средства предприятия.
В соответствии с п. 32 Основ ценообразования средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата.
ООО «Электроснаб-2010» корректировку по источникам финансирования не произвел и дополнительных материалов не предоставил.
Департамент своим письмом от 05.08.2015 №исх-1379-018/7-07 повторно запросил предоставить скорректированный финансовый план инвестиционной программы с учетом использования в первую очередь амортизационных средств предприятия.
ООО «Электроснаб-2010» корректировку не произвел, и письмом от 11.08.2015 № 100 представил в составе запрошенных материалов к тарифному делу на услуги по передаче электрической энергии тот же самый финансовый план, который представлял ранее письмом от 15.05.2015. При приеме документов на данный факт было обращено внимание представителя ООО «Электроснаб-2010».
Таким образом, Департамент не имел оснований утвердить инвестиционную программу в установленный срок до 15.08.2015 г.
На основании изложенного Департамент энергетики и тарифов Ивановской области просит в удовлетворении заявления ООО «Электроснаб-2010» отказать.
Заслушав представителей Службы, рассмотрев имеющиеся документы, судом установлено следующее.
Письмом от 05.03.2015 № 17 ООО «Электроснаб-2010» представило в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент) проект инвестиционной программы предприятия на 2016 год. Рассмотрев представленный проект программы, Департамент своим письмом от 23.04.2015 №исх-747-018/7-07 сообщил о допущенных при составлении программы несоответствиях, необходимости корректировки программы в соответствии с приказом Минэнерго России от 24.03.2010 № 114, постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 997, приказом Минэнерго России от 10.06.2014 № 346, запросил дополнительные материалы, а также обратил внимание на необходимость размещения в сети интернет плановых целевых показателей программы на 2016 год.
Письмом от 15.05.2015 № 58 ООО «Электроснаб-2010» представило в Департамент на рассмотрение скорректированные формы проекта инвестиционной программы, источники финансирования программы, отчет об использовании амортизационных отчислений за 2012-2014 годы и дополнительные материалы.
В представленном проекте ООО «Электроснаб-2010» предлагало в качестве источника финансирования инвестиционной программы использовать заемные средства (кредит) в сумме 1991,163 тыс. рублей с последующим его возвратом в течение трех лет за счет тарифа на электроэнергию (включение затрат в прибыль предприятия).
Кроме того, проектом предусматривалась величина процентов по обслуживанию кредита (21,5%) за три года в сумме 769,1 тыс. рублей, возврат которых предлагался осуществить в течение трех лет за счет тарифа на электроэнергию (включение дополнительных затрат во внереализационные расходы). Таким образом, на 2016 год предлагалось дополнительно учесть в составе НВВ сумму в размере 929,1 тыс. рублей (501 - прибыль на покрытие тела кредита и 428,1 - внереализационные расходы на покрытие процентов по кредиту за 2016 год), что составляет 24,4% от утвержденной НВВ за 2015 год.
С целью недопущения резкого роста тарифов на очередной период регулирования и учитывая, что у ООО «Электроснаб-2010» не использованы амортизационные отчисления за 2012-2014 годы в сумме 2179,08 тыс. рублей, за 2015 год в сумме 722,7 тыс. рублей, Департамент своим письмом от 27.05.2015 №исх-956-018/7-07 не согласовал представленный проект инвестиционной программы и предложил в качестве источника финансирования использовать в первую очередь амортизационные средства предприятия.
ООО «Электроснаб-2010» корректировку по источникам финансирования не произвел и дополнительных материалов не предоставил.
Департамент своим письмом от 05.08.2015 №исх-1379-018/7-07 повторно запросил предоставить скорректированный финансовый план инвестиционной программы с учетом использования в первую очередь амортизационных средств предприятия.
ООО «Электроснаб-2010» корректировку не произвел, и письмом от 11.08.2015 № 100 представил в составе запрошенных материалов к тарифному делу на услуги по передаче электрической энергии тот же самый финансовый план, который представлял ранее письмом от 15.05.2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В данном случае, предметом заявленных Обществом требований является бездействие Департамента энергетики и тарифов Ивановской области по утверждению инвестиционной программы ООО «Электроснаб-2010» на техническое перевооружение и реконструкцию ЗРУ ПС 35/10 «ИВ-8» и трансформаторной ячейки 35 кВ.
Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 года № 977 (ред. от 16.02.2015, действующая на период спорных отношений).
Согласно п. 1 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (далее Правила) Правила определяют порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации (далее соответственно - инвестиционные программы, субъекты электроэнергетики).
В соответствии с пунктами 2,3 Правил, под инвестиционной программой в настоящих Правилах понимается совокупность всех намечаемых к реализации или реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов. Субъект электроэнергетики направляет инвестиционную программу в Министерство энергетики Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 марта года, предшествующего периоду ее реализации.
Пунктом 14 Правил установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает инвестиционную программу в срок не более 50 дней.
При этом согласно пунктов 17, 18,19 Правил, при наличии у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также системного оператора замечаний и предложений по инвестиционной программе указанный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления замечаний и предложений системного оператора направляет их субъекту электроэнергетики. Субъект электроэнергетики в срок не более 15 календарных дней со дня поступления замечаний и предложений представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации доработанную инвестиционную программу. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу в срок до 15 августа года, предшествующего периоду реализации инвестиционной программы.
Таким образом, срок согласования инвестиционной программы 15 августа года, предшествующего периоду реализации инвестиционной программы установлен в случае исполнения субъектом электроэнергетики соблюдения всех требований предъявляемых Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики».
В данном случае, ООО «Электроснаб-2010» обращаясь в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области письмом Департамента от 27.05.2015 года № исх.956-018/7-07 получил отказ в согласовании представленного проекта инвестиционной программы.
Письмом от 05.08.2015 №исх-1379-018/7-07 Департамент повторно запросил у заявителя предоставить скорректированный финансовый план инвестиционной программы с учетом использования в первую очередь амортизационных средств предприятия.
ООО «Электроснаб-2010» корректировку не произвел, и письмом от 11.08.2015 № 100 представил в составе запрошенных материалов к тарифному делу на услуги по передаче электрической энергии тот же самый финансовый план, который представлял ранее письмом от 15.05.2015.
Таким образом, учитывая наличие ответов на письма заявителя, отказ в согласовании инвестиционной программы от 27.05.2015 года, суд считает, что у Департамента энергетики и тарифов Ивановской области отсутствует бездействие при утверждении инвестиционной программы ООО «Электроснаб-2010».
Учитывая вышеизложенное, требования ООО «Электроснаб-2010» удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по делу в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат оставлению за заявителем.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 199-201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Электроснаб-2010» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании незаконным бездействия Департамента энергетики и тарифов Ивановской области по утверждению инвестиционной программы ООО «Электроснаб-2010» на техническое перевооружение и реконструкцию ЗРУ ПС 35/10 «ИВ-8» и трансформаторной ячейки 35 кВ (замена двух существующих ячеек 10 кВ, двух разъединителей 35 кВ, короткозамыкателя 35 кВ, отделителя 35 кВ и трех разрядников 35 кВ), а также обязании Департамента энергетики и тарифов Ивановской области рассмотреть и утвердить инвестиционную программу ООО «Электроснаб-2010» на техническое перевооружение и реконструкцию ЗРУ ПС 35/10 «ИВ-8» и трансформаторной ячейки 35 кВ (замена двух существующих ячеек 10 кВ, двух разъединителей 35 кВ, короткозамыкателя 35 кВ, отделителя 35 кВ и трех разрядников 35 кВ) оставить без удовлетворения.
2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.