ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-7823/19 от 03.11.2020 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-7823/2019

г. Иваново

11 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена 03 ноября 2020 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 11 ноября 2020 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Савельевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям (ОГРН 1043303407322, ИНН 3329032932) к муниципальному унитарному предприятию «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова» (ОГРН: 1033700055476; ИНН: 3730012526)

о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 991 439,15 руб. в доход бюджетов соответствующих уровней (РФ: 5%, субъектов РФ: 40%, местного уровня: 55%);

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Иванова (ОГРН: 1023700543624; ИНН: 3728012487); Управление благоустройства Администрации города Иваново (ОГРН: 1023700547881; ИНН: 3728023270); Общество с ограниченной ответственностью «Чистое поле-Иваново» (ОГРН: 1113702018473; ИНН: 3702652877);

при участии в судебном заседании:

- от заявителя - Решев Б.Л. представитель на основании доверенности, паспорта и документа об образовании;

- от МУП - Андреева М.Л. представитель на основании доверенности, паспорта и документа об образовании;

- от Администрации г.Иваново - Иудина А.О. представитель по доверенности, удостоверению, документу об образовании и свидетельству;

от Управления благоустройства - Иудина А.О. представитель по доверенности, документу об образовании и свидетельству;

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением обратилось Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям (далее: Росприроднадзор, административный орган, истец) к муниципальному унитарному предприятию «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова» (далее: МУП «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова», учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 991 439,15 руб. в доход бюджетов соответствующих уровней (РФ: 5%, субъектов РФ: 40%, местного уровня: 55%); третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Иванова; Управление благоустройства Администрации города Иваново; общество с ограниченной ответственностью «Чистое поле-Иваново».

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 18.09.2019 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, назначено дело к судебному разбирательству. На основании ст. 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.

Общество с ограниченной ответственностью «Чистое поле-Иваново» признано судом в порядке ст. 123 АПК РФ надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, письменный отзыв, заявлений, дополнений, ходатайств не представило. На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей данной организации.

В обоснование заявленного требования истец ссылается на то, что Обществом в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленные законом сроки не произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г., что является нарушением природоохранного законодательства: ст. ст. 3,16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7 – ФЗ).

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год за размещение отходов производства и потребления, твердых коммунальных отходов, образованных в результате хозяйственной деятельности предприятия и размещенных на собственном полигоне ТБО, была внесена в установленный срок в сумме 8 260,28 рублей и 7 743,70 рублей соответственно, всего в сумме 16 003,98 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 13.04.2018 г. № 1136, от 13.07.2018 г. № 1873, 1874, от 03.10.2018 г. № 2650, 2651. За твердые коммунальные отходы в количестве 8 848,18 тонн, поступившие на полигон ТБО от сторонних организаций, МУП «САЖХ города Иванова» платы не вносило и в расчет не включало, так как расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО не были включены в тариф на захоронение, установленный Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области для МУП «САЖХ города Иванова» на 2018 год. МУП «САЖХ города Иванова» считает необоснованным включение в расчет платы за размещение ТКО отходов от зимней уборки улиц в количестве 10 564,4 тонн, так как эти отходы не были образованы в результате хозяйственной деятельности МУП «САЖХ города Иванова» и не были размещены на полигоне ТБО, принадлежащем МУП «САЖХ города Иванова». Поэтому данные отходы показаны в отчете 2-ТП (отходы) в графе 3 (поступление отходов из других хозяйствующих субъектов) и графе 14 (передача отходов другим хозяйствующим субъектам для хранения).

Управление благоустройства Администрации города Иваново в своем отзыве указало, что Управление благоустройства как функциональный орган органа местного самоуправления не выступает в качестве юридического лица, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также самостоятельно не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. Согласно Положению об Управлении благоустройства Администрации города Иванова, утверждённому решением Ивановской городской Думы от 31.05.2006 № 150, к полномочиям управления отнесено право на заключение муниципальных контрактов, вытекающих из задач управления. Уборка и вывоз снега с улиц города Иванова осуществлялась подрядной организацией в рамках заключенных муниципальных контрактов. Вместе с тем, пунктами 6.9, 6.7 муниципальных контрактов № 3 от 01.11.2017 и № 785 от 29.11.2016 соответственно, заключенных между Управлением благоустройства и МУП «САЖХ города Иванова», применительно к последнему предусмотрено несение полной ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

Представитель Администрации в судебном заседании поддержала позицию Управления благоустройства Администрации города Иваново.

Изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова» имеет задолженность по внесению платы за 2018 год, которая составляет 991 439 рублей 15 копеек.

Межрегиональным Управлением в адрес Учреждения была направлена претензия от 20.05.2019 г. № 02-09/3879 о погашении в 30 дневный срок образовавшейся задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в сумме 991 439 рублей 15 копеек.

Поскольку в установленный в претензии срок задолженность по плате на НВОС не была уплачена, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав представителей сторон, оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению об удовлетворении заявленных требований.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370» (далее - Положение о Росприроднадзоре).

При этом пункт 4 Положения о Росприроднадзоре закрепляет, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 № 484 утверждено Положение о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям, которое осуществляет функции Федеральной службы на территории Ивановской и Владимирской областей (пункт 1) и при этом подчиняется непосредственно Росприроднадзору.

В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Приказами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 № 109 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета», от 29.02.2016 № 110 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Межрегиональное Управление наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по кодам доходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации на соответствующей территории в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как администратор Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям вправе осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществлять взыскание по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям окружающей среды.

Согласно статье 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 16 Закона 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);

- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно статье 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Согласно статье 16.4 Закона № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, (п. 5, ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Пунктом 9 статьи 23 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно Закону № 89-ФЗ до перехода на новое регулирование в области обращения с ТКО на территории Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО обеспечиваются региональными операторами в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641».

Данными правилами предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО.

До введения процедуры выбора в субъектах Российской Федерации регионального оператора по обращению с отходами с ТКО, заключения соглашения с органом исполнительной власти субъекта РФ и до утверждения единого тарифа на услугу по обращению с отходами плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов взимается с организаций, эксплуатирующих полигоны ТКО.

Порядок формирования тарифов в области обращения с ТКО регламентируется следующими нормативными актами: Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (статьями 5 и 24.9), постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и приказом антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми, коммунальными отходами».

31.12.2017 принят закон Российской Федерации «О внесении изменений в закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты № 503.

Данным законом внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Статья 23 дополнена частью 10, следующего содержания: «плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не начисляется и не взимается».

Обязанность по исчислению платы за размещение ТКО по обращению с ТКО возникает с 01.01.2019 г. за 2018 год и плата должна вноситься не позднее 10.03.2019 года.

Плата должна вноситься и начисляться за все количество размещенных и образовавшихся отходов в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и населения.

К твердым коммунальным отходам, образующимся в процессе деятельности юридических лиц, можно отнести отходы, подобные отходам, образующимся в жилых помещениях.

Перечень отходов, утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

Согласно разъяснению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.12.2017 исх. № АА-10-04-36/26733, к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО (коды 7 33 000 00 00 0; 7 34 000 00 00 0; 7 35 000 00 00 0; 7 36 000 00 00 0; 7 37 000 00 00 0).

Региональный оператор осуществляет плату при размещении ТКО в случае, если он самостоятельно эксплуатирует объект размещения отходов и принимает ТКО для захоронения. При наличии у регионального оператора договоров с операторами по обращению с ТКО на оказание услуг по захоронению ТКО, плата при размещении ТКО взимается с операторов, осуществляющих захоронение ТКО.

Переход на новую систему тарифного регулирования, в рамках которой плата за размещение ТКО в обязательном порядке должна быть включена в тарифы регулируемых организаций, предусмотрен Федеральным законом от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2018.

В соответствии с пунктом 9 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 регламентированы ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты.

Порядок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и форма декларации установлены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Постановление № 255). Постановлением № 255 утверждены правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила).

Пунктом 3 Постановления № 255 установлено, что Правила, утвержденные постановлением, применяются к правоотношениям возникшим с 01.01.2016.

В соответствии с пунктом 7 Правил учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии Законом № 7-ФЗ.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О (далее – Определение № 284-О) плата является необходимым условием получения юридическими лицами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Взимание платы за НВОС осуществляется независимо от того, происходит ли такое воздействие в ходе предпринимательской деятельности (осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) либо иной - непредпринимательской, не связанной с извлечением прибыли деятельности как юридических, так и физических лиц.

Плата за НВОС носит характер регулярных экологических платежей, взимаемых соразмерно уровню осуществляемого негативного воздействия.

В пункте 5 Определения № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» и ст. 7 Федерального закона «О введении в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Определение № 5) разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Данные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором.

Из Определения № 5 следует, что плата за НВОС взимается с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств и является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Платежи за НВОС являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В статье 77 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, согласно статье 78 вышеуказанного закона, осуществляется добровольно либо по решению арбитражного суда.

Факт неисполнения Учреждением обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 991 439 рублей 15 копеек истцом доказан.

Из материалов дела следует, что заявленная сумма требований в размере 991439,15 руб., складывается следующим образом:

1) объем ТКО, принятый от сторонних организаций по IV классу опасности отходов:

- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) Код 73111001724 – 3855,7 тонн;

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) Код 73310001724 – 4581,9 тонн.

Итого сумма: 8437,6 т х 95 руб./т = 801572 руб.

2) объем ТКО, принятый от сторонних организаций по V классу опасности отходов:

- отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев Код 73120003725 – 328,5 т;

- отходы от зимней уборки улиц Код 73121000000 – 10564,4 т;

- растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками Код 73130002205 – 82,08 т.

Итого сумма: 10974,98 т х 17,3 руб./т = 189867,15 руб.

Данные взяты из формы статистической отчетности, утвержденной Приказом Росстата от 10.08.2017 г. № 529 «Об утверждении формы 2-ТП (отходы)», которая была представлена муниципальным унитарным предприятием «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова» в Межрегиональное Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 991 439 рублей 15 копеек подтвержден материалами дела, проверен судом и признан правильным.

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Объекты), в соответствии с Законом № 7-ФЗ (пункт 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ).

Объекты в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ). Отнесение Объекта к соответствующей категории осуществляется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, при его постановке на государственный учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об Объекте (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).

Государственный учет Объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра Объектов (пункт 3 статьи 69 Закона № 7-ФЗ), порядок создания и ведения которого установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее - Правила № 572).

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают сведения об Объекте в федеральный или региональные реестры Объектов в течение 10 дней со дня получения заявки о постановке Объекта на государственный учет и выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке данного Объекта на государственный учет (пункт 25 Правил № 572).

Согласно пункту 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение Объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет Объектов.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на Объектах, в порядке, установленном Законом № 7-ФЗ, выдается свидетельство о постановке на государственный учет Объектов (пункт 11 статьи 69 Закона № 7-ФЗ).

В силу ст. 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Из материалов дела следует, что в 2018 году МУП на своем полигоне на основании договоров размещало отходы сторонних организаций в объемах указанных в форме 2-ТП (отходы).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязанность по внесению платы за НВОС должно нести именно МУП, как лицо, непосредственно осуществляющее деятельность по размещению отходов.

Данный вывод соответствует положениям абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ и согласуется с разъяснениями, содержащимся в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.12.2018 N 12-47/31393, согласно которым плата при размещении ТКО взимается с того, кто осуществляет размещение (хранение и захоронение) ТКО. Региональный оператор осуществляет плату при размещении ТКО в случае, если он самостоятельно эксплуатирует объект размещения отходов и принимает ТКО для захоронения. При наличии у регионального оператора договоров с операторами по обращению с ТКО на оказание услуг по захоронению ТКО плата при размещении ТКО взимается с операторов, осуществляющих захоронение ТКО.

Также данный вывод соответствует правовой позиции, отраженной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2019 № 44-АПА19-10.

Доводы МУП «САЖХ города Иваново» о том, что у Предприятия отсутствует обязанность по уплате указанной суммы, так как расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО не были включены в тариф на захоронение, установленный Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области для МУП на 2018 г., судом отклоняются, поскольку данное обстоятельство не снимает с организации обязанности по внесению таких платежей. Кроме того, п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» установлен порядок учета недополученных доходов прошлых периодов регулирования при установлении тарифов в иных периодах регулирования.

Относительно доводов Общества о необоснованном включении в расчет отходов от зимней уборки улиц, поскольку вывоз снега в соответствии с муниципальным контрактом от 12.11.2018 г. № 857, заключенным Управлением благоустройства Администрации города Иванова, осуществлялся на площадку, определенную Постановлением Администрации города Иванова от 07.09.2018 г. № 1138, - в северо-западной части города по улице Минской, то есть вывоз снега осуществлялся МУП не на полигон ТБО, а на указанную площадку для складирования снега, которая не принадлежит МУП «САЖХ города Иваново», суд приходит к следующим выводам.

Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 № 47008) с учетом разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.12.2017 исх. № АА-10-04-36/26733 отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0) также относятся к твердым коммунальным отходам.

В силу п. п. 6, 8 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается. В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.

МУП «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова» вышеперечисленные в законодательстве обстоятельства не доказаны.

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», в случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым негативное воздействие на окружающую среду».

Кроме того, плату за НВОС вносят организации и ИП, от деятельности которых эти отходы возникают.

Отходы от зимней уборки улиц образовались в результате хозяйственной деятельности МУП по механизированной уборке и очистке от смета вручную. Объемы данных отходов определены, подсчитаны и указаны МУП в форме 2-ТП (отходы).

Также согласно п. 3.6 муниципального контракта от 12.11.2018 г. № 857 предусмотрено уменьшение суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком (Управлением благоустройства Администрации города Иваново).

МУП «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова» в нарушении ст. 65 АПК РФ не представлено в суд доказательств, что рассматриваемая плата за негативное воздействие на окружающую среду уже была внесена иными лицами, а стоимость данного контракта уменьшена на сумму таких платежей.

Изложенные в Решении Ивановского областного суда по делу № 21-165/2018 г. выводы об отсутствии в действиях МУП «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова» вины в совершении административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в размещении снега на неорганизованной в установленном законом порядке площадке для его складирования, на порядок определения субъекта по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду не влияют. Кроме того, на стр. 4 данного решения также сделан вывод о том, что в процессе оказания Предприятием услуги по зимней уборке улиц образуются отходы, которые представляют опасность для окружающей среды.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязано вносить МУП «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова».

Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

1. Требования Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям удовлетворить.

2. Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова» (ОГРН: 1033700055476; ИНН: 3730012526) в доход бюджетов соответствующих уровней через Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям (ОГРН 1043303407322, ИНН 3329032932) 991 439,15 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018г.

3. Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова» (ОГРН: 1033700055476; ИНН: 3730012526) в пользу федерального бюджета 22829 руб. государственной пошлины.

4. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд, в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

5. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

6. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья М.С. Савельева