ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-8094/18 от 20.12.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

24 декабря 2018 года

Дело №А17-8094/2018

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Храмовой И.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области

к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Основа» (ОГРН: 1173702007764; ИНН 3702175462)

об аннулировании лицензии от 10.10.2017 № 037 000277

при участии в судебном заседании:

от службы - Камская Н.А. на основании доверенности №37 от 12.09.2018 года и паспорта;

от общества - руководитель Константинов В.А. на основании паспорта и приказа о назначении №3 от 10.08.2017 года

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратилась Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее: заявитель, Ивгосжилинспекция) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Основа»(далее: ООО «Управляющая компания «Основа») об аннулировании лицензии от 10.10.2017 № 037 000277.

В ходе рассмотрения дела, Ивгосжилинспекция заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к нему. Представитель административного органа пояснил, что ООО «Управляющая компания «Основа» с момента выдачи лицензии и по 30.11.2018 с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Ивановской области путем включения многоквартирных домов в перечень домов, находящихся под управлением общества, в Службу не обращалось. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в течение шести месяцев в реестре лицензий отсутствовали сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат. При этом, административный орган, ссылаясь на выписку из реестра лицензий сформированную по состоянию на 04.09.2018, указывает, что ООО «Управляющая компания «Основа» деятельность по управлению многоквартирными домами с момента выдачи лицензии и по состоянию на 30.11.2018 не осуществляло. Обращение управляющей организации с соответствующим заявлением в Ивгосжилинспекцию и внесение изменений в реестр лицензий по истечении шестимесячного срока не является основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя об аннулировании лицензии.

ООО «Управляющая компания «Основа» с требованиями Ивгосжилинспекции не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснило, что 13.11.2018 года общество предоставило заявление в Ивгосжилинспекцию о внесении изменений в реестр лицензий Ивановской области.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, судом установлено следующее.

            10.10.2017 ООО «Управляющая компания «Основа» выдана лицензия № 037 000277 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

            22.08.2018 на заседании лицензионной комиссии Ивановской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, оформленного Протоколом №9, принято решение об обращении в Арбитражный суд Ивановской области об аннулировании лицензии от 10.10.2017 №037 000277 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной ООО «Управляющая компания «Основа». Основание: отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Управляющая компания «Основа».

            В связи с отсутствием в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, Ивгосжилинспекция обратилась в суд с заявлением об аннулировании лицензии выданной управляющей организации.

13.11.2018, в ходе рассмотрения настоящего дела, ООО «Управляющая компания «Основа» обратилось в Ивгосжилинспекцию с заявлением № 6-18-1425 о внесении изменений в реестр лицензий Ивановской области, в части изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, находящихся под управлением Общества, путем включения в реестр лицензий сведений о многоквартирном доме, расположенном на территории Ивановской области по адресу: г. Иваново, ул. Свободы, д. 5, в связи с заключением договора управления МКД.

Приказом от 27.11.2018 № 1517 Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области, по итогам рассмотрения заявления от 13.11.2018 № 6-18-1425, внесены изменения в реестр лицензий Ивановской области в перечень домов, находящихся под управлением ООО «Управляющая компания «Основа», путем включения в реестр лицензий указанного выше многоквартирного дома.

Ивгосжилинспекция в соответствии с Положением о Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 18.09.2013 № 374-п, является органом, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Ивановской области.

В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.

Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно части 2 статьи 199 ЖК РФ основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 статьи 198 названного Кодекса, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Указанной нормой предусмотрено, в том числе условие, согласно которому поводом к принятию лицензионной комиссией субъекта Российской Федерации решения об обращении в суд с иском об аннулировании лицензии, является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Данная норма введена в действие Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ, который вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, то есть с 11.01.2018.

Согласно правовой позиции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Оценивая законность решения о приостановлении или аннулировании лицензии, судам необходимо учитывать, что административный орган при его принятии должен руководствоваться нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» или нормами иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 1 названного Закона, а не нормами КоАП РФ.

Исходя из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 № 15211/08, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

При этом формальные признаки нарушения не могут послужить основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии (часть 2 статьи 199 ЖК РФ).

Указом губернатора Ивановской области от 16.12.2014 № 253-уг создана Лицензионная комиссия, утверждено Положение о комиссии, определяющее полномочия и порядок осуществления деятельности указанной комиссии.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о комиссии одним из основных полномочий Комиссии является принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Комиссия осуществляет в числе прочего функцию по проведению анализа решений органа государственного жилищного надзора об исключении из реестра лицензий Ивановской области сведений о многоквартирных домах, в том числе в целях выявления и проверки оснований для аннулирования лицензии, принимает решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании Лицензии (подпункт «г», «д» пункта 2.1 Положения).

Пунктами 6.4, 6.5 Положения о комиссии предусмотрено, что заседания Комиссии являются открытыми. На заседании Комиссии могут присутствовать лица, не являющиеся членами Комиссии.

Члены Комиссии и иные заинтересованные лица уведомляются о месте, дате и времени проведения заседания не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до даты проведения заседания. Уведомление направляется любым способом, позволяющим достоверно установить получение уведомления лицом, которому оно направлено, в том числе путем факсимильного сообщения, телефонограммой или электронной почтой.

Согласно части 1 статьи 197 ЖК РФ орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, должен быть проинформирован о принятии лицензионной комиссией решении о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

В силу части 2 указанной статьи порядок и сроки информирования об обстоятельствах, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а также лица, ответственные за соблюдение требований об информировании, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 № 289 утверждены «Правила информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом» (далее - Правила), которые устанавливают порядок информирования, в том числе, органов местного самоуправления (далее - уполномоченный орган), на территории которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - лицензиат) о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии (подп. в. п. 2 Правил).

В соответствии с пунктом 2 Правил информирование требуется при наличии таких обстоятельств, как принятие лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

В пункте 9 Правил установлено, что извещение уполномоченного органа о принятии лицензионной комиссией решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии должно содержать наименование лицензиата, реквизиты решения лицензионной комиссии об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии (дату и номер), наименование лицензирующего органа, направившего заявление в суд, дату направления заявления и уведомление о необходимости выбора способа управления многоквартирным домом в случае вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства соблюдения заявителем требований, предусмотренных статьей 197 ЖК РФ, Правилами информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом.

Заявителем не представлено доказательств уведомления о месте, дате и времени проведения заседания не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до даты проведения заседания ООО «Управляющая компания «Основа» как заинтересованное лицо, имеющее право присутствия на заседании комиссии, которые являются открытыми.

Кроме того, частью 2 статьи 199 ЖК РФ, прямо предусмотрено, что аннулирование лицензии по основанию, послужившему обращению с рассматриваемым заявлением в суд возможно при наличии двух взаимосвязанных обстоятельств: 1) отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, 2) лицензиатом в отношении этих многоквартирных домов осуществляется деятельность по управлению.

Согласно представленным материалам, в том числе выписки из реестра лицензий, предоставленной Ивгосжилинспекцией, следует, что в заявленный период ООО «Управляющая компания «Основа» предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами не осуществляло. Доказательств обратного не представлено. Следовательно, обязанности по внесению изменений в реестр лицензий сведений о многоквартирных домах возникнуть не могло.

Кроме того, с учетом начала осуществления ООО «Управляющая компания «Основа» деятельности по управлению многоквартирными домами и внесения изменений Приказом от 27.11.2018 № 1517 в реестр лицензий Ивановской области в перечень домов, находящихся под управлением ООО «Управляющая компания «Основа», путем включения в него многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Свободы, д.5, Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области не представлено доказательств необходимости применения заявленной санкции в виде аннулирования лицензии Общества для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц, с учетом.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, полного и всестороннего исследования доказательств, применяя индивидуальное судебное регулирование конкретной ситуации, суд приходит к выводу, что установленный жилищным законодательством порядок аннулирования лицензии заявителем не соблюден надлежащим образом, а также с учетом, включения МКД в реестр лицензии Общества, отсутствуют основания для аннулирования лицензии от 10.10.2017 №037 000277, выданной ООО «Управляющая компания «Основа».

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Ивгосжилинспекция освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении расходов по её уплате рассмотрению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

1.Требования Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Основа» (ОГРН: 1173702007764; ИНН 3702175462) об аннулировании лицензии от 10.10.2017 № 037 000277 оставить без удовлетворения.

2.Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                           К.А. Тимошкин