АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
153002, г. Иваново, ул.Б.Хмельницкого, 59 «б»
http://ivanovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново Дело №А-17-8141/2009
Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2009 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Кохматекстиль»
об оспаривании Постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области по делу об административном правонарушении № 8-6 от 24 сентября 2009 года,
при участии в заседании:
- от заявителя - ФИО1 по доверенности от 6 марта 2009 года;
- от Региональной службы по тарифам Ивановской области – ФИО2 по доверенности от 05.10.09 г.,
установил:
ОАО «Кохматексиль» (далее заявитель, Общество, ОАО) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области (далее РСТ, административный орган) по делу об административном правонарушении № 8-6 от 24 сентября 2009 года.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что при вынесении оспариваемого Постановления административный орган неправомерно не принял во внимание Приказ Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года и Уведомление ФСТ России от 05.06.2008 года № ДС-3062/4, которыми Общество исключено из Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, исключают возможность привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Заявитель также указал, что в ходе проверки Общество представило сотрудникам РСТ необходимые документы и сведения и каких либо препятствий при проведении контрольных мероприятий не чинило. На акт проверки № 82-пров. от 28.07.2009 года, составленный комиссией РСТ, Обществом был дан аргументированный ответ от 18.08.2009 года № 2-4/09-059.
Региональная служба по тарифам Ивановской области считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что в ходе контрольных мероприятий был выявлен факт выставления Обществом в 2008 году небюджетным потребителям счетов за отпущенную тепловую энергию по неустановленному РСТ тарифу в размере 645, 48 руб./Гкал. Письмом от 26.08.2009 года № 8-1533 РСТ предписывало Обществу в срок до 7 сентября 2009 года представить расчет излишне полученных денежных средств в связи с применением завышенного тарифа на отпуск тепловой энергии. Соответствующие сведения в установленный срок и до настоящего времени Обществом в РСТ представлены не были, что свидетельствует о наличии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.7.1 КоАП РФ. Административный орган также указал, что в силу положений статей 2, 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее закон № 41-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов) в отношении тепловой энергии и услуг по ее передаче производится органами исполнительной власти и не ставится в зависимость от того, обладает или нет субъект регулируемой деятельности статусом субъекта естественной монополии.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
В период с 20 июля 2009 года по 19 августа 2009 года в отношении ОАО «Кохматекстиль» была проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере ценообразования в части правильности применения регулируемых тарифов на услуги по производству и передаче тепловой энергии, соблюдения требований действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и правильности отнесения фактических затрат на деятельность по производству и передаче тепловой энергии за 2008 год и январь – июль 2009 года. В ходе проверки установлено, что в 2008 году счета за отпущенную тепловую энергию Общество выставляло бюджетным потребителям по тарифу в размере 540, 06 руб./Гкал (без НДС), установленному Постановлением РС Ивановской области от 29.12.2007 года № 120-т/20. Прочими потребителями оплата за тепловую энергию производилась по неустановленному РСТ тарифу в размере 645, 48 руб./Гкал (без НДС). Размер превышения установленного РСТ тарифа составляет 105, 42 руб./Гкал. Результаты проверки зафиксированы РСТ в акте от 28.07.2009 года № 82-пров.
В связи с поступившими от Общества возражениями на результаты проверки РСТ письмом от 26.08.2009 года № 8-1533 разъяснило ОАО позицию по применению законодательства в области государственного регулирования тарифов и предписало в срок до 7 сентября 2009 года представить расчет излишне полученных денежных средств в связи с применением завышенного тарифа на отпуск тепловой энергии в 2008 году. Соответствующие сведения в установленный срок Обществом в РСТ представлены не были, что послужило основанием для направления в адрес ОАО уведомления от 08.09.2009 года № 8-1584 с информацией о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ и необходимости явки законного представителя Общества в РСТ 11 сентября 2009 года в 11.00.
11 сентября 2009 года должностным лицом РСТ в отсутствие законного представителя Общества в отношении ОАО «Кохматекстиль» составлен протокол об административном правонарушении № 8-6 по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
24 сентября 2009 года протокол об административном правонарушении № 8-6 от 11 сентября 2009 года и приложенные к нему материалы были рассмотрены начальником РСТ. По результатам рассмотрения административного дела вынесено Постановление № 8-6 от 24 сентября 2009 года, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Указанное Постановление оспорено Обществом в Арбитражный суд Ивановской области
Частью 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определены экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статьей 6 названного закона в числе полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов названы: установление тарифов на тепловую энергию и услуги по ее передаче; осуществление контроля за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
Согласно Положению о Региональной службе по тарифам Ивановской области, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 15.02.2006 N 11-п, Региональная служба по тарифам Ивановской области является исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным осуществлять на территории Ивановской области государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию. В соответствии с п. 15 названного Положения РСТ имеет право запрашивать от организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления деятельности РСТ в части установления тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и газ, и контроля по вопросам, связанным с их установлением и применением.
Согласно пункту 3 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Правила государственного регулирования) к регулируемым тарифам (ценам) относятся регулируемые тарифы на тепловую энергию (мощность) на розничном рынке. Пунктом 10 Правил государственного регулирования определен перечень материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган. При этом в силу п.12 Правил государственного регулирования, регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.
Как следует из материалов дела, Постановление РСТ Ивановской области от 29.12.2007 N 120-т/20 установлен и введен в действие с 1 января 2008 г. одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Кохматекстиль" от котельной в теплоносителе "горячая вода", в размере 540,06 руб. за 1 Гкал, без НДС.
Установив в ходе плановой проверки факт взимания Обществом с небюджетных потребителей оплаты за тепловую энергию по неустановленному РСТ тарифу в размере 645, 48 руб./Гкал (без НДС) Региональная служба по тарифам Ивановской области письмом от 26.08.2009 года № 8-1533 в пределах контрольных полномочий, предоставленных ей статьей 6 Закона № 41-ФЗ и Положением о Региональной службе по тарифам Ивановской области, запросила у Общества расчет излишне полученных денежных средств в связи с применением завышенного тарифа на отпуск тепловой энергии в 2008 году, установив срок его предоставления до 7 сентября 2009 года.
Учитывая, что ни в установленный срок, ни на дату вынесения административным органом Постановления по делу об административном правонарушении № 8-6 от 24 сентября 2009 года сведения, запрошенные письмом от 26.08.2009 года, в РСТ не поступили, административный орган пришел к правомерному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.
Довод заявителя об исключении его Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года из Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, суд отклоняет, так как в силу вышеназванных положений Закона № 41-ФЗ и Правил государственного регулирования в отношении тепловой энергии и услуг по ее передаче государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется вне зависимости от наличия либо отсутствия у субъекта регулируемой деятельности статуса субъекта естественной монополии.
В то же время суд приходит к выводу о необходимости отмены оспариваемого Постановления по делу об административном правонарушении № 8-6 от 24 сентября 2009 года в связи с существенными процессуальными нарушениями, допущенными административным органом при его вынесении.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании наряду с иными обстоятельствами, указанными в данной норме, проверяет соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Как следует из материалов административного дела, протокол об административном правонарушении № 8-6 был составлен должностным лицом РСТ 11 сентября 2009 года в отсутствие законного представителя Общества. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении генеральный директор ОАО извещался уведомлением от 08..09.2009 года № 8-1584, которое было направлено в адрес Общества заказной почтой с уведомлением о вручении и получено Обществом 10.09.2009 года. Почтовое уведомление № 71938, содержавшее информацию о дате получения Обществом уведомления от 08.09.2009 года № 8-1584, поступило в адрес РСТ после даты составления протокола об административном правонарушении от 11.09.2009 года, о чем свидетельствует дата последней отметки органа почтовой связи – 12.09.2009 года.
Иных доказательств наличия на дату составлении протокола об административном правонарушении № 8-6 сведений о надлежащем извещении законного представителя Общества о времени и месте совершения данного процессуального действия РСТ не представлено.
Следовательно, на момент составления протокола РСТ не располагало сведениями об извещении законного представителя общества о совершении указанного процессуального действия.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не может быть признан доказательством по делу.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Требования ОАО «Кохматекстиль» удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить полностью Постановление Региональной службы по тарифам Ивановской области по делу об административном правонарушении № 8-6 от 24 сентября 2009 года.
3. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Судья М.С. Калиничева