A?AEO?A?IUE NOA EAAIIANEIE IAEANOE
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново
27 декабря 2011 года
Дело №А17-8270/2011
Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Ивановской области
в составе судьи Тимошкина Константина Александровича
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смирновым Р.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Фрунзенского района г. Иваново
к Негосударственному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная экономическая школа» (ОГРН: <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – служебное удостоверение ТО № 092438 от 30.11.2011 г.,
от НОУ «Средняя общеобразовательная экономическая школа»: ФИО2 - руководитель на основании решения от 08.11.2011 года; ФИО3 по доверенности от 19.12.2011 года;
установил:
Прокурор Фрунзенского района г. Иваново (далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная экономическая школа» (далее – НОУ «Средняя общеобразовательная экономическая школа», Учреждение) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование данного требования заявителем представлено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.11.2011 года, и материалы административного дела, составленные по факту осуществления НОУ «Средняя общеобразовательная экономическая школа» с 28.08.2011 года по 28.10.2011 года образовательной деятельности без соответствующей лицензии.
Представитель Учреждения в судебном заседании факт правонарушения и вину юридического лица признал, пояснив что нарушение срока получения лицензии было вызвано недостатком денежных средств у негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная экономическая школа» в летний период. В тоже время Учреждение просит суд учесть, что правонарушение совершено впервые, в настоящий момент лицензия получена, период осуществления деятельности без лицензии незначителен, приостановление деятельности образовательного учреждения до получения лицензии привело бы к срыву учебного процесса, что могло отрицательно сказаться на учащихся.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы административного дела, суд установил следующее.
Прокуратурой Фрунзенского района города Иваново в порядке надзора проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании Негосударственным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная экономическая школа», в ходе которой установлено следующее.
Негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная экономическая школа», расположенное по адресу: <...>, согласно лицензии серии А №096306, регистрационный номер 141 от 28.08.2006г. имело право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении(ях) к лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся воспитанников. Указанная лицензия действительна по 27.08.2011г. В настоящее время НОУ «Средняя общеобразовательная экономическая школа» осуществляет указанный вид деятельности по лицензии серия РО №033735 от 28.10.2011г.
В ходе проведения проверки установлено, что НОУ «Средняя общеобразовательная экономическая школа» осуществляется именно предпринимательская деятельность в сфере образования, поскольку образовательная деятельность носит возмездный характер, доход от поступающей родительской платы расходуется не только на развитие и совершенствование образовательного процесса, но и перераспределяется между участниками учреждения.
Таким образом, в нарушение п. 40 ст. 12 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст.33.1 Закона РФ «Об образовании» НОУ «Средняя общеобразовательная экономическая школа» допустило в период с 28.08.2011 года по 28.10.2011 года осуществление образовательной деятельности без наличия соответствующей лицензии.
По факту выявленного правонарушения Прокурором Фрунзенского района города Иваново 11.11.2011 года в присутствии законного представителя Учреждения было вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании вышеуказанного постановления и иных материалов дела об административном правонарушении Прокурор Фрунзенского района г. Иваново обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная экономическая школа» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с пунктом 40 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно п. 2 статьи 33.1 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
В силу п. 1 ст. 12 указанного закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. (п. 3 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").
Из материалов дела следует, что Негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная экономическая школа» имело лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении(ях) к лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся воспитанников серии А №096306, регистрационный номер 141 от 28.08.2006г. со сроком действия по 27.08.2011 года.
Согласно п. 6.1 Устава НОУ «Средняя общеобразовательная экономическая школа», источниками формирования имущества учреждения являются: поступления от учредителей; основная образовательная деятельность; доход от дополнительных платных образовательных услуг (обучение по дополнительной программе, репетиторские занятия, углубленное изучение программ за рамками соответствующих образовательных программ и государственных стандартов), профессиональная подготовка при наличии лицензии на данный вид деятельности; доход от предпринимательской деятельности; за счет иных источников (добровольных взносов от государственных, частных, других предприятий и организаций, отдельных граждан, родителей учащихся, кредитов банка). Платная образовательная деятельность учреждения не рассматривается, как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 6.2 Устава Учреждения).
В ходе проведения проверки установлено, что НОУ «Средняя общеобразовательная экономическая школа» осуществляется именно предпринимательская деятельность в сфере образования, поскольку образовательная деятельность носит возмездный характер, доход от поступающей родительской платы расходуется не только на развитие и совершенствование образовательного процесса, но и перераспределяется между участниками учреждения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем Учреждения, Негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная экономическая школа» осуществляло образовательную деятельность и после 27.08.2011 года, несмотря на окончание срока действия лицензии. Новая лицензия на право ведения образовательной деятельности была получена Учреждением 28.10.2011 года
На основании вышеизложенного суд считает установленным и доказанным факт осуществления НОУ «Средняя общеобразовательная экономическая школа» в период с 28.08.2011 года до 28.10.2011 года образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии).
В силу части 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При данных обстоятельствах суд считает установленным факт осуществления НОУ «Средняя общеобразовательная экономическая школа» негосударственной (частной) охранной деятельности при отсутствии соответствующей лицензии, что в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, свидетельствует о наличии вины Общества в совершенном административном правонарушении.
В то же время, суд рассмотрев в совокупности все обстоятельства совершения данного правонарушения, изучив материалы административного дела, считает деяние совершенное НОУ «Средняя общеобразовательная экономическая школа» малозначительным по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, учитывая степень вины Учреждения в совершенном деянии, совершение данного правонарушения впервые, незначительную продолжительность срока осуществления деятельности без лицензии, получение на момент рассмотрения дела соответствующего разрешения, приходит к выводу, что правонарушение, совершенное НОУ «Средняя общеобразовательная экономическая школа», не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, в связи с чем считает данное деяние малозначительным.
Согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.2004 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-170, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Требования прокурора Фрунзенского района г. Иваново о привлечении негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная экономическая школа» по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без удовлетворения.
2. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ объявить негосударственному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная экономическая школа» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) устное замечание.
3. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>).
Судья К.А. Тимошкин