ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-8337/16 от 20.03.2017 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

23 марта 2017 года

Дело № А17-8337/2016

Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2017 года

Судья Арбитражного суда Ивановской области Калиничева М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шуваловой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

Открытого Акционерного Общества "Газпром газораспределение Иваново" (ИНН: <***>) о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области № 02-22/2016-023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 12.10.2016,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО1,

при участии в судебном заседании:

- от ОАО "Газпром газораспределение Иваново" - ФИО2 по доверенности от 01.01.2017;

- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области –ФИО3 по доверенности 23.03.2016;

- от ФИО1 – ФИО4 по доверенности от 13.01.2017,

установил:

Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Иваново» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее УФАС, Управление, административный орган) № 02-22/2016-023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 12.10.2016, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

В обоснование заявленных Общество указало, что ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) указывает на конкретный объект капитального строительства, для возведения которого не требуется проектная документация - отдельно стоящий жилой дом (здание) с количеством этажей не более трех, предназначенный для проживания одной семьи. Сеть газопотребления, строительство которой планировалось потребителем ФИО1, является самостоятельным объектом капитального строительства, не указанным в ГрК РФ в качестве исключения из общего требования о необходимости наличия проектной документации. Тот факт, что газопровод-ввод, который должен выстроить потребитель, является самостоятельным объектом недвижимости, а не принадлежностью главной вещи, подтверждается фактами государственной регистрации прав на подобные объекты. В рассматриваемой ситуации Общество действовало в соответствии с установленным порядком подключения к газораспределительной системе, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 48 ГрК РФ, подп. б) п. 97 и подп. б) п. 100 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее – Правила № 1314), Свода правил СП 55.13330.2011. «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 789 (далее СП 55.13330.2011), Свода правил СП 62.13330.2011. «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002», утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 780 (далее - СП 62.13330.2011), а также в соответствии с разъяснениями уполномоченного органа - Минстроя России № 16968-А4/04 от 02.06.15, в связи с чем в Договор о подключении к сети газораспределения были включены условия о разработке заказчиком проектной документации на сеть газораспределения. Принимая оспариваемое постановление, административный орган основывал свою позицию на нормативных актах, которые не регламентируют процесс проектирования или строительства сетей газопотребления жилых домов. Заявитель также не согласен с выводом УФАС о том, что действия по подключению (технологическому присоединению) к газораспределительной сети, а именно выдача технических условий, заключение договора подключения, выполнение комплекса мероприятий по технологическому присоединению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа. В ходе рассмотрения дела заявитель также просил суд рассмотреть вопрос об уменьшении размера назначенного административного штрафа, указав в качестве исключительных обстоятельств на неоднозначное правовое регулирование спорного вопроса и наличие разъяснений Минстроя России № 16968-А4/04 от 02.06.15.

УФАС считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что заявителем неверно истолкованы положения части 3 статьи 48 ГрК РФ относительно их распространения только на строительную часть жилого дома. Управление рассматривало вопрос об отнесении сетей, строительство которых планируется, к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в состав объекта капитального строительства, или же к самостоятельному виду объектов капитального строительства - линейному объекту, и пришло к выводу, что сети газопотребления, указанные в договоре о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения по стандартизированным ставкам № 20П-0580 от 15.06.2016 (далее - договор о подключении), к самостоятельному виду объектов капитального строительства не относятся. Исходя из пунктов 1.1, 3.1.1 договора о подключении, заявки ФИО1 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 23.05.2016, технических условий Общество обязуется осуществить подключение конкретного объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома ФИО1 В силу положений части 3 статьи 48 ГрК РФ, подп. «б» п. 97, п. 100 Правил № 1314, включение в договор о подключении условий о разработке проектной документации возможно при условии добровольного волеизъявления ФИО1 на разработку проектной документации, в противном случае включение Обществом этих условий в договор свидетельствует о необоснованном навязывании ФИО1 обязательств, не предусмотренных Правилами № 1314, что недопустимо в силу положений пункта 104 Правил № 1314. Ссылки заявителя на СП 55.13330.2011 УФАС отклонило, указав, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» соответствующие своды правил являются не обязательными, так как не включены в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений». Положения Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010, к рассматриваемому случаю не применимы, поскольку в силу пункта 4 указанного Технического регламента его требования не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий. Положения СП 62.13330.2011 должны применяться с учетом части 3 статьи 48 ГрК РФ. Управление считает правомерным изложенный в оспариваемом постановлении вывод о том, что мероприятия по технологическому присоединению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа, пояснив, что деятельность по присоединению к газораспределительным сетям не имеет самостоятельного характера, а является частью естественно-монопольного вида деятельности по транспортировке газа по газораспределительным сетям, поскольку само по себе присоединение к газораспределительной сети не представляет самостоятельной ценности для потребителя. Присоединение по своему характеру является технической операцией, которую может осуществить только владелец сети.

Определением от 23.12.2016, учитывая, что оспариваемое Постановление № 02-22/2016-023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 12.10.2016 принято административным органом на основании жалобы ФИО1 на действия ОАО «Газпром газораспределение Иваново», суд привлек ФИО1 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

ФИО1 поддержал позицию антимонопольного органа.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

23.05.2016 в адрес ОАО «Газпром газораспределение Иваново» поступила заявка от ФИО1 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения - индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ул. Медовая, д.7, д. Полуниха, Ивановского района с максимальным часовым расходом газа -5 м3.

На основании указанной заявки Общество (Исполнитель) предоставило ФИО1 (Заявитель) договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения по стандартизированным ставкам № 20П-0580 от 15.06.2016.

Согласно п. 1.1 договора о подключении Исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства Заявителя: индивидуальный жилой дом (далее - Объект), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 37:05:030510:242, по адресу: <...>, к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, на основании заявки Заявителя (Приложение № 1 к настоящему Договору), а Заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Пункт 1.2.2 договора о подключении предусматривает разработку Заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным настоящим Договором.

Пунктом 3.1.1 предусмотрена обязанность Заявителя выполнить работы по проектированию сети газопотребления Объекта в соответствии с полученной от Исполнителя информацией о расположении точек подключения (технологического присоединения). Не позднее 15.06.2017 представить Исполнителю раздел утвержденной и согласованной в установленном порядке, прошедшей экспертизу проектной документации (в случае ее необходимости) на Объект, который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений.

10.08.2016 в УФАС поступила жалоба ФИО1 на действия ОАО «Газпром газораспределение Иваново», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора о подключении.

В жалобе ФИО1 наряду с иными обстоятельствами указал на неправомерное включение Обществом в договор о подключении обязанности Заказчика выполнить работы по проектированию сети газопотребления объекта

Антимонопольный орган на основании положений ст. 48 ГрК РФ, подп. б) п. 97 и подп. б) п. 100 Правил N 1314, Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее - Положение № 87) пришел к выводу, что, поскольку в рассматриваемом случае подключается жилой дом, разработка проектной документации на который не требуется, и ФИО1 добровольное волеизъявление на разработку проектной документации не выражал, напротив направил в Общество мотивированный отказ от заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к газораспределительным сетям, в котором просил исключить обязанность по разработке проектной документации из договора о подключении, включение ОАО "Газпром газораспределение Иваново" этих условий в договор противоречит вышеуказанному законодательству и свидетельствует о необоснованном навязывании ФИО1 обязательств, не предусмотренных Правилами № 1314, что недопустимо в силу положений пункта 104 названных правил.

Антимонопольным органом установлено, что ОАО «Газпром газораспределение Иваново» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам» под регистрационным номером 37.2.2. Действия по подключению (технологическому присоединению) к газораспределительной сети, а именно выдача технических условий, заключение договора подключения, выполнение комплекса мероприятий по технологическому присоединению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.

Учитывая изложенное, антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях ОАО «Газпром газораспределение Иваново» по возложению на ФИО1 обязанности по проектированию сети газопотребления Объекта (индивидуальный жилой дом) состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

По данному факту 09.09.2016 антимонопольный орган составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 02-22/2016-023 по ст. 9.21 КоАП РФ.

На основании указанного протокола и иных материалов административного дела Управление вынесло Постановление № 02-22/2016-023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 12.10.2016, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Указанное Постановление оспорено Общество в судебном порядке.

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность субъекта естественной монополии за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям . . . в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ОАО «Газпром газораспределение Иваново» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам» под регистрационным номером 37.2.2.

ОАО «Газпром газораспределение Иваново», оказывающее услуги по транспортировке газа, является субъектом естественной монополии в силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях".

В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 162 от 05.02.1998, газораспределительными организациями являются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям. Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 года № 317, газораспределительная организация - это специализированная организация, которая осуществляет эксплуатацию предназначенной для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям газораспределительной системы и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям.

Исходя из вышеизложенного, деятельность по присоединению к газораспределительным сетям не имеет самостоятельного характера, а является частью естественно-монопольного вида деятельности по транспортировке газа по газораспределительным сетям, поскольку само по себе присоединение к газораспределительной сети не представляет самостоятельной ценности для потребителя. Транспортировка газа невозможна без технологического присоединения к газораспределительным сетям, мероприятия по присоединению к сетям обусловлены необходимостью получения условий такого присоединения, осуществляются непосредственно с целью последующей передачи газа для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг транспортировки газа по газопроводу). Присоединение по своему характеру является технической операцией, которую может осуществить только владелец сетей.

Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 08.06.2015 N 301-АД14-823 по делу N А11-8093/2013.

В соответствии с пунктом 1 Правил № 1314 порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяется настоящими Правилами. Согласно пункту 3 Правил № 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (подпункт а); выдача технических условий (подпункт б); направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (подпункт в); заключение договора о подключении (подпункт г); выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении (подпункт д); получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации) (подпункт е); составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон (подпункт ж).

Из пункта 62 Правил №1314 следует, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных названными Правилами.

При этом исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами. Отказ исполнителем в приеме от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) к рассмотрению при представлении им сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил, не допускается (пункты 72 и 73 Правил № 1314).

Пункт 104 Правил №1314 запрещает навязывание заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

Подпункт "б" пункта 97 Правил № 1314 закрепляет, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором подключения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

В соответствии с подпунктом "б" статьи 100 Правил № 1314 заявитель обязан представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Таким образом, необходимость разработки заявителем проектной документации и представление ее газораспределительной организации при подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения возникает лишь в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности.

Вопросы архитектурно-строительного проектирования регулируются ст. 48 ГрК, согласно части 1 которой архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (часть 3 статьи 48 ГрК РФ).

Согласно части 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее - Положение № 87), в пункте 2 определена классификация объектов капитального строительства, которые подразделяются на: объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов; объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения); линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

В соответствии с подпунктом 11 статьи 1 Гр К РФ под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, расположенные в пределах красных линий - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков.

При этом, исходя из содержания Положения № 87, сети инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства (то есть линейная часть) проектируется в составе раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» на основании технических условий на подключение объекта. Данный раздел состоит из следующих подразделов «Система электроснабжения", "Система водоснабжения"; "Система водоотведения"; "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети"; "Сети связи"; "Система газоснабжения» и "Технологические решения" (пункты 9, 15 Положения №87).

Из совокупного анализа вышеназванных нормативных актов следует, что положения части 3 статьи 48 ГрК РФ, определяющие необязательность разработки проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи), распространяются не только строительную часть данных объектов, но и на инженерно-технические решения, то есть и на сети инженерно-технического обеспечения объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку последние проектируются в составе проектной документации на объект капитального строительства.

Под «сетью газопотребления», исходя СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СниП 42-01-2002» (далее - СП 62.13330.2011), понимается производственный и технологический комплекс, включающий вводной газопровод, внутренние газопроводы, газовое оборудование, систему автоматики безопасности и регулирования процесса сжигания газа, газоиспользующее оборудование.

В соответствии с пунктом 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 410 от 14.05.2013, внутридомовое газовое оборудование в домовладениях - это находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа.

Таким образом, сеть газопотребления, которую надлежит выстроить от точки подключения к газораспределительным сетям до индивидуального жилого дома, связана общим назначением с жилым домом, несет вспомогательную функцию, создается в целях обеспечения газоснабжения жилого дома и предназначена для его обслуживания, соответственно данную сеть газопотребления следует рассматривать как функциональную часть объекта капитального строительства - жилой дом, а не как отдельный объект капитального строительства - линейный объект.

Из условий договора о подключении, заявки ФИО1 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 23.05.2016, технических условий следует, что Общество обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства Заявителя: индивидуальный жилой дом.

Исходя из положений части 3 статьи 48 ГрК РФ, пп. «б» п. 97, п. 100 Правил № 1314, включение в договор о подключении условий о разработке Заявителем проектной документации возможно при условии добровольного волеизъявления ФИО1 на разработку проектной документации.

Из материалов дела следует, что ОАО «Газпром газораспределение Иваново» располагало информацией о подключаемом к сетям газораспределения объекте - жилом доме. Существующая между сторонами переписка по вопросу заключения договора подключения свидетельствует о том, Заявитель выражал свое несогласие с пунктами 1.2.2 и 3.1.1 договора подключения, мотивируя отсутствие требований в действующем законодательстве в области градостроительной деятельности к разработке проектной документации в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей) - письмо от 20.06.2016, протокол разногласий.

Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ОАО «Газпром газораспределение Иваново» требований законодательства, не выявлено.

Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Иваново» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившееся в необоснованном возложении на ФИО1 обязанности по разработке проекта газоснабжения (сети газопотребления) жилого дома, не предусмотренной Правилами № 1314 и положениями законодательства в области градостроительной деятельности.

Относительно довода заявителя об уменьшении суммы административного штрафа, наложенного оспариваемым постановлением, судом установлено следующее.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2). При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3).

Как следует из материалов дела, исходя из обстоятельств правонарушения и смягчающих административную ответственность обстоятельств, размер административного штрафа установлен административным органом Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением заявителем не названо. Ссылки на неоднозначность правового регулирования спорного вопроса суд отклоняет, так как сложности правоприменения, возникающие у хозяйствующего субъекта, не являются исключительным обстоятельством. Доказательств тяжелого финансового и имущественного положения Обществом не представлено.

Учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для снижения размера административного штрафа по Постановлению № 02-22/2016-023 от 12.10.2016 менее минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. По мнению суда, наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей является разумным, справедливым и соразмерным допущенному правонарушению. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что назначенный Обществу размер административного штрафа не отвечает критериям справедливости и соразмерности административного наказания совершенному правонарушению, а оплата штрафа в назначенном размере приведет к тяжелым финансовым последствиям.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, так как согласно статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1. Отказать Открытому Акционерному Обществу "Газпром газораспределение Иваново" в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-22/2016-023 от 12.10.2016, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья М.С. Калиничева