ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново
27 ноября 2019 года
Дело № А17-8520/2019
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2019 года
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Александровой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюпрокурора Пучежского района Ивановской области о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
- прокурора Пучежского района Ивановской области Павлова Д.И. на основании служебного удостоверения,
- предпринимателя ФИО1 на основании документа, удостоверяющего личность,
установил:
В Арбитражный суд по Ивановской области предано по подсудности мировым судьей Судебного участка №1 Пучежского судебного района Ивановской области заявление прокурора Пучежского района Ивановской области (далее - заявитель, Прокурор) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, предприниматель) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований Прокурором представлено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.09.2019, иные материалы административного дела, составленные по факту осуществления предпринимателем деятельности по заготовке, хранению и реализации лома черных металлов в отсутствие специального разрешения (лицензии) на осуществление соответствующей деятельности.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 09.10.2019 заявление принято к производству, на 21.11.2019 назначено предварительное судебное заседание, судебное разбирательство по делу.
В судебном заседании предприниматель указал, что осуществляет прием от населения металлических изделий, необходимых для личного использования. В настоящее время деятельность по приему металлов не осуществляет. Просил при назначении наказания учесть, что на иждивении находится несовершеннолетний ребенок и применить меру ответственности в виде предупреждения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.
ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период 01.11.2005 до 26.09.2019, ИНН: <***>, ОГРН: <***>, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Прокуратурой Пучежского района Ивановской области 27.08.2019 и 19.09.2019 проведена проверка исполнения законодательства РФ в сфере обращения с ломом и отходами металлов в деятельности предпринимателя ФИО1
В ходе проверки установлено, что предприниматель ФИО1 на земельном участке площадью 10х30 метров, расположенном по адресу: Ивановская область, Пучежский район, д. Блинново, у дома 12, осуществляет заготовку лома черных металлов, а именно: приобретает лом черных металлов у физических лиц (населения) на возмездной основе, в последующем осуществляет его разбор, хранение и реализацию без соответствующей лицензии, разрешающей такую деятельность.
На момент проверки – 27.08.2019 и 19.09.2019 на территории земельного участка площадью 10х30 метров, расположенного по адресу: Ивановская область, Пучежский район, д. Блинново, у дома 12 находились лом и отходы черных металлов, промышленные весы. Данные обстоятельства зафиксированы Прокурором в акте проверки от 27.08.2019 и 19.09.2019.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 20.09.2019 Прокурором в отношении предпринимателя ФИО1 в соответствии с порядком, установленным статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ, Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Определением от 02.10.2019 о передаче дела об административном правонарушении по подведомственности мировой судья судебного участка № 1 Пучежского судебного района в Ивановской области направил дело на рассмотрение в Арбитражный суд Ивановской области, так как дела о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ не подведомственны мировому судье.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судоврассматриваютделаобадминистративныхправонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 2 статьи 14.1 настоящего Кодекса, совершенныхюридическимилицами,атакжеиндивидуальными предпринимателями.
Поскольку датой вменяемого ФИО1 правонарушения является 27.08.2019, то согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в подпункте «д» пункта 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», настоящее дело относится к компетенции арбитражного суда.
Суд, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании, Закон № 99-ФЗ)).
Частью 1 статьи 2 Закона о лицензировании установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
В силу части 3 данной статьи к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно пункту 34 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (далее – Положение о лицензировании).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:
а) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов;
б) заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании "хранение" - содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации; "переработка" - процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов; "реализация" - отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Из буквального толкования содержания Положения о лицензировании следует, что каждый из отдельных видов работ с ломом черных (цветных) металлов представляют собой лицензируемый вид деятельности. Детальное перечисление возможных к осуществлению процессов в отношении лома черных (цветных) металлов имеет своей целью обозначить необходимость осуществления всех указанных действий только на основании лицензии, предполагающей соблюдение лицензиатом специальных требований, в том числе в части обеспечения экологической безопасности при работе с ломом черных (цветных) металлов.
Как следует из материалов дела 27.08.2019 предприниматель ФИО1 осуществлял деятельность по хранению, переработке и реализации лома черных металлов без специального разрешения – лицензии, мероприятий по радиационному контролю при приеме лома черных металлов, по их контролю за взрывоопасностью, а также оборудования для данных мероприятий не имеется.
В объяснениях от 27.08.2019 предприниматель подтвердил, что на принадлежащей ему территории по адресу Ивановская область, Пучежский район, д. Блинново, у дома 12, он осуществляет хранение ранее принятого лома черных металлов у физических лиц (населения), сортирует, отделяет нужные для личного использования материалы, а остальное сдает в пункты приема металлолома в г. Кинешма без соответствующей лицензии, разрешающей такую деятельность. Имевший место на момент проверки факт осуществления заготовки, хранение, переработка и реализация лома черных металлов ФИО2 также подтвердил в ответе от 20.09.2019 на представление прокуратуры, в котором сообщил, что в настоящее время соответствующая деятельность прекращена.
Таким образом, факт осуществления предпринимателем деятельности по хранению, переработке и реализации лома черных металлов, направленной на систематическое извлечение прибыли, доказан материалами дела (постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.09.2019, актом обследования придомовой территории от 27.08.2019 и от 19.09.2019, фотоматериалами, объяснением предпринимателя от 27.08.2019, ответом на представление от 20.09.2019 и другими материалами административного дела).
Лицензия на хранение, переработку и реализацию лома черных металлов у ИП ФИО1 отсутствует.
Материалами дела (объяснения от 27.08.2019, ответ на представление от 20.09.2019) подтверждается, что, осуществляя хранение, переработку и реализацию лома черных металлов без лицензии, предприниматель осознавал, что данная деятельность осуществляется с нарушением законодательства о лицензировании. Учитывая вышеизложенное, на основании статьи 2.2 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии вины предпринимателя в совершенном правонарушении.
Таким образом, деяние предпринимателя имеет признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и является основанием для привлечения его к административной ответственности.
Нарушений процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности заявителем не допущено.
Наличия исключительных обстоятельств, позволяющих в силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалифицировать правонарушение как малозначительное, судом не выявлено.
Оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение суд не усматривает, так как с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ соответствующая возможность замены наказания допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем, из рассматриваемого случая не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Суд принимает во внимание, что в силу Положения о лицензировании деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов предполагает наличие радиационного контроля лома и отходов черных металлов, а также контроля на взрывобезопасность, возможность осуществления которого подтверждается при оформлении лицензии. Отсутствие лицензии свидетельствует, что возможности радиационного контроля лома и отходов черных металлов, а также контроля на взрывобезопасность не подтверждены, и рассматриваемые неправомерные действия предпринимателя могли привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При назначении административного наказания суд, исходя из обстоятельств его совершения, отсутствия отягчающих обстоятельств, в порядке статьи 4.1 КоАП РФ считает возможным определить предпринимателю наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в 4 000 руб.
Вопрос о конфискации судом не рассматривался, так как информации об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, материалы административного дела не содержат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Требование Прокурора Пучежского района Ивановской области удовлетворить.
2. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата рождения: 27.10.1974; место рождения: с. Дунилово Шуйского района Ивановской области; адрес: 155382, <...>; ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей, который должен быть перечислен по следующим реквизитам:
УФК по Ивановской области (Прокуратура Ивановской области, л/с <***>)
ИНН <***> КПП 370201001
ОКТМО 24701000
Счет получателя: 40101810700000010001
ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново
КБК: 41511690040046000140
Наименование платежа: штраф по решению арбитражного суда по делу № А17- 8520/2019.
Предложить лицу, привлеченному к административной ответственности, представить суду сведения об оплате наложенного штрафа (копию платежного документа) не позднее 60-ти дней со дня вступления решения в законную силу.
3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья М.С. Калиничева