ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
22 февраля 2019 года | Дело №А17-8588/2018 |
Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Шемякиной Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корневой А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда дело
по иску общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
о понуждении заключить договор,
при участии:
от истца – ФИО2, по доверенности от 24.09.2018,
от ответчика – ИП ФИО1, ФИО3, по доверенности от 27.11.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее – ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО») обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик уклоняется от заключения договора на оказание услуг по обращению твердых коммунальных отходов. В качестве правового обоснования истец указал ст.ст.445 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.
Определением арбитражного суда от 12.11.2018 исковое заявление ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» принято к производству арбитражным судом. Рассмотрение дела откладывалось, в рассмотрении дела объявлялся перерыв до 20.02.2019.
В ходе рассмотрения дела истцом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) исковые требования уточнены, истец просил суд понудить ответчика заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях проекта договора, направленного ответчику 15.01.2019.
Информация о движении дела (дате, времени и месте судебных заседаний в порядке подготовки дела к рассмотрению по существу, судебных заседаний первой инстанции, об отложении судебных заседаний, а также об объявляемых в заседаниях перерывах) размещалась на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в сети Интернет по веб-адресу: www.ivanovo.arbitr.ru.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебном заседании доводы отзыва на исковое заявление поддержал, указав, что не согласен с п.4 раздела 1 договора, согласно которому датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является 01 июля 2017 года, предложил утвердить п.4 договора в следующей редакции: «Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - дата вступления в силу решения суда или определения об утверждении мирового соглашения по делу №А17-8588/2018», дополнительно обратив внимание суда, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически истцом не оказывались. Также ответчик не согласился с установленными объемами принимаемых твердых коммунальных отходов, так как часть отходов ответчик сдает на переработку в ООО «Иваново Вторма» на основании договоров поставки от 19.01.2018 №04-01/1901, от 19.01.2017 №03-1/1901.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
17.01.2017 между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и ООО «Чистое поле – Центр» (в дальнейшем переименованным в ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО») заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, в соответствии с которым истец наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на период с 01.01.2017 по 31.12.2031 с определением зоны деятельности – Ивановская область.
Согласно п.6.1 соглашения от 17.01.2017 в обязанности регионального оператора входит обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территории Ивановской области, заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Во исполнение возложенных на себя обязательств ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» обратилось к ИП ФИО1 с претензией от 05.03.2018 №87, полученной предпринимателем 06.03.2018, в которой известило предпринимателя об обязанности оплаты услуг регионального оператора, возникшей для потребителей с 01.07.2017, а также предложило подписать проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с положениями направленного в адрес предпринимателя договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор (ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО») обязуется принимать твердые коммунальные отходы и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (ИП ФИО1) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п.1). В приложении к проекту договора указано наименование объекта предпринимателя – <...> (продовольственный магазин), объем принимаемых ТКО в месяц – 1,5 м3, место сбора и накопления ТКО и КГО, а также периодичность вывоза ТКО.
Однако претензионные требования истца остались без удовлетворения, подписанный со стороны предпринимателя экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» возвращен не был.
В подтверждение доводов, изложенных в исковом заявлении, истцом в материалы дела представлен акт осмотра (помещения, здания, территории) от 17.10.2018, согласно которому комиссией в составе представителя ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» ФИО4, представителя ООО «Чистое ФИО5» ФИО6 произведен осмотр нежилого помещения (здания, территории) по адресу: <...>, в ходе осмотра установлено, что по указанному адресу индивидуальный предприниматель (фамилия, имя в акте не указаны) осуществляет деятельность по продаже продовольственных товаров.
Кроме того, в торговый реестр Департамента экономического развития и торговли Ивановской области включены сведения о ведении ИП ФИО1 (ИНН <***>) предпринимательской деятельности на территории Ивановской области, а именно в стационарном торговом объекте, принадлежащем предпринимателю на праве собственности, по адресу: <...>.
Полагая уклонение ответчика как собственника твердых коммунальных отходов от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами необоснованным, ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим иском.
15.01.2019 истцом в адрес ответчика направлен уточненный проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами следующего содержания:
ДОГОВОР№
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
г. Иваново "__" __________ 2018 г.
Общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», именуемое в дальнейшем региональным оператором, в лице генерального директора ФИО7, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Индивидуальный предприниматель ФИО1, именуемое в дальнейшем потребителем, действующего на основании Свидетельства серии 37 № 000561575, выд.14.03.2005 г. с другой стороны, именуемые в дальнейшем сторонами, заключили настоящий договор о нижеследующем:
I.Предмет договора
1. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
2. Объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
3. Способ складирования твердых коммунальных отходов – в соответствии с существующим на момент заключения настоящего договора способом складирования, в том числе крупногабаритных отходов –в соответствии с существующим на момент заключения настоящего договора способом складирования.
4. Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – 01 июля 2017 года.
II. Сроки и порядок оплаты по договору
5.Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора: в размере единого тарифа на услугу Регионального оператора, утвержденного Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области на регулируемый период.
6. Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
7. Сверка расчетов по настоящему договору проводится между Региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта.
Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. Другая сторона обязана подписать акт сверки расчетов в течение 3 рабочих дней со дня его получения или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов.
В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами.
III. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов
8. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах и накопления твердых коммунальных отходов.
9. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несет лицо в соответствии с Приложением к настоящему договору.
10. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несет орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположена такая площадка, или иное лицо, установленное законодательством Российской Федерации.
IV. Права и обязанности сторон
11. Региональный оператор обязан:
а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору;
б) обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
12. Региональный оператор имеет право:
а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов;
б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
13. Потребитель обязан:
а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами;
б) обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов";
в) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором;
г) обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему договору;
д) не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов;
е) назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора;
ж) уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.
14. Потребитель имеет право:
а) получать от Регионального оператора информацию об изменении установленных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
V. Порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
15. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов и используемых только Потребителем, а в случае их отсутствия исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
VI. Порядок фиксации нарушений по договору
16. В случае нарушения Региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя Регионального оператора составляет акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю Регионального оператора. При неявке представителя Регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт Региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта Региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, Региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
17. В случае если Региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным Региональным оператором.
18. В случае получения возражений Регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт.
19. Акт должен содержать:
а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
20. Потребитель направляет копию акта о нарушении Региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
VII. Ответственность сторон
21. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
23. За нарушение правил обращения с твердыми коммунальными отходами в части складирования твердых коммунальных отходов вне мест накопления таких отходов, определенных настоящим договором, потребитель несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VIII. Обстоятельства непреодолимой силы
24. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.
При этом срок исполнения обязательств по настоящему договору продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства, а также последствиям, вызванным этими обстоятельствами.
25. Сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой силы, обязана предпринять все необходимые действия для извещения другой стороны любыми доступными способами без промедления, не позднее 24 часов с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы, о наступлении указанных обстоятельств. Извещение должно содержать данные о времени наступления и характере указанных обстоятельств.
Сторона должна также без промедления, не позднее 24 часов с момента прекращения обстоятельств непреодолимой силы, известить об этом другую сторону.
IX. Действие договора
26. Настоящий договор заключается на срок до 31.12.2031 года включительно.
27. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
28. Настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению сторон.
X. Прочие условия
29. Все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).
30. В случае изменения наименования, местонахождения или банковских реквизитов сторона обязана уведомить об этом другую сторону в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня таких изменений любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом.
31. При исполнении настоящего договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
32. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу.
33. Приложение к настоящему договору является его неотъемлемой частью.
Общество с ограниченной ответственностью Потребитель
«Региональный оператор по обращению Индивидуальный предприниматель
с твердыми коммунальными отходами» ФИО8
Юридический адрес: | Юридический адрес: |
153012, <...> | 155650, <...> |
Почтовый адрес: | Почтовый адрес: |
153029, <...> | 155650, <...> |
Тел./факс: | Тел./факс: |
84933621504 | |
Расчетный счет <***> | Расчетный счет |
Банк: ИВАНОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N 8639 ПАО СБЕРБАНК Г. ИВАНОВО | Банк: |
К/с 30101810000000000608 БИК 042406608 | |
ИНН/КПП <***> / 370201001 | ИНН/КПП <***> |
ОГРН <***> | ОГРНИП <***> |
Адрес сайта: www.reg-tko37.ru | |
e-mail: |
____________________ / ФИО7 / ____________________ / ФИО1
М.П. М.П.
Приложение
к договору на оказание услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ДОГОВОРА
I.Объем и место сбора и накопления твердых коммунальных отходов
№ | Наименование объекта | Объем принимаемых твердых коммунальных отходов, куб.м/мес | Место накопления твердых коммунальных отходов | Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов |
1. | Продовольственный магазин <...> (общая площадь - 20 кв. м.) | 1,5 (0,075 * 20,0) | <...> (без контейнерный сбор) | 2 раза в неделю (пн,чт) |
II.Информация в графическом виде о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним:
_______________ФИО7 _______________ФИО1
М.П. М.П.
13.02.2018 ответчиком представлен протокол разногласий к проекту договора, согласно которому дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – дата вступления в силу решения суда или определения об утверждении мирового соглашения по делу №А17-8588/2018, объем принимаемых твердых коммунальных отходов – 0,82 м3 в месяц, бесконтейнерный сбор ТКО, периодичность вывоза ТКО – 1 раз в месяц.
Исследовав доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно п.п.1, 2 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с п.1 ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
По смыслу п.1 ст.421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора, что означает свободный выбор стороны договора, условий договора (кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.422 ГК РФ), волеизъявления на его заключение на определенных сторонами условиях. В силу п.1 ст.425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Как следует из пункта 2 статьи 421 ГК РФ, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Так, согласно ч.4 ст.24.7 Закона об отходах производства и потребления собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Как следует из положений статьи 1 Закона об отходах производства и потребления, твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно п.4 ст.445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно п.4 ст.426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с п.5 ст.24.7 Закона об отходах производства и потребления договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.
Сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что ответчик ведет предпринимательскую деятельность по адресу: <...>, категория объекта – продовольственный магазин, нежилое здание принадлежит предпринимателю на праве собственности.
Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области и предъявил требования о понуждении ответчика как собственника твердых коммунальных отходов к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, после формулирования ответчиком разногласий по содержанию договора, суд рассматривает разногласия по спорным условиям.
Согласно п.1 ст.446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разногласия сторон по п.4 раздела 1 договора сводятся к дате начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При рассмотрении разногласий по дате заключения договоров, начала действия договоров и датам поставки суд исходит из положений гражданского законодательства (п.1 ст. 421, п.2 ст. 425, п.4 ст.445 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (ч. 2 ст. 425 ГК РФ).
В силу прямого указания п.4 ст.445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В случае урегулирования разногласий по условиям договора в судебном порядке соответствующие обязательства сторон считаются возникшими с момента вступления в законную силу решения суда. Согласование распространения условий договора на предыдущий период является правом сторон и не может быть навязано одной стороне другой. Воли ответчика на распространение договора на отношения, предшествующие вынесению судом решения, не усматривается.
В отсутствие согласования воли сторон относительно даты, начиная с которой договор распространяет свое действие на правоотношения сторон за прошедшее время, редакция ответчика о дате начала оказания спорной услуги соответствует положениям ч.1 ст.425 ГК РФ, ч.4 ст.445 ГК РФ и принимается судом в редакции ответчика. Иного истцом не доказано.
Также между сторонами имеются разногласия относительно раздела 1 Приложения к договору относительно объемов принимаемых твердых коммунальных отходов, относительно периодичности вывоза ТКО возражений не заявлено.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.24.10 Закона об отходах производства и потребления определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Во исполнение указанных положений федерального законодательства Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области принято постановление от 20.02.2017 №133-н/1 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ивановской области», согласно которому утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении, среди прочего предприятий торговли, для продовольственных магазинов – на 1 м2 общей площади 0,075 м3 в месяц.
Довод ответчика о необходимости определять объем вывезенных твердых бытовых отходов с учетом сдачи части отходов на переработку, подлежит отклонению, поскольку не предусмотрен вышеуказанными нормами.
Соответственно, раздел 1 Приложения к договору подлежит принятию в редакции истца.
В соответствии со статьей 112 АПК РФ вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 110 АПК РФ, а также с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», согласно которым при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу, государственная пошлина в размере 6000руб. относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» удовлетворить.
Понудить индивидуального предпринимателя ФИО1 к заключению с ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях проекта договора без даты и номера, направленного ответчику 15.01.2019, урегулировав разногласия сторон по тексту договора следующим образом:
- пункт 4 раздела 1 договора принять в предложенной ответчиком редакции: «Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – дата вступления в силу решения суда или определения об утверждении мирового соглашения по делу №А17-8588/2018»;
- пункт 1 Приложения к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами «Информация по предмету договора. Объем и место сбора и накопления твердых коммунальных отходов» принять в предложенной истцом редакции:
№ | Наименование объекта | Объем принимаемых твердых коммунальных отходов, куб.м/мес | Место накопления твердых коммунальных отходов | Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов |
1. | Продовольственный магазин <...> (общая площадь - 20 кв. м.) | 1,5 (0,075 * 20,0) | <...> (бесконтейнерный сбор) | 2 раза в неделю (пн,чт) |
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» 6000руб. государственной пошлины по иску.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Е.Е. Шемякина