ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-8630/09 от 19.11.2009 АС Ивановской области

­­­­АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022,г.Иваново, ул.Богдана Хмельницкого, д.59б

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иваново дело № А17-8630/2009

26 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена 19 ноября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2009 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Чеботаревой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серовым Д.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Книги»

об оспаривании Постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Вичуга и Вичугского района Камешкова С.В. № 89 от 30.09.2009 года о назначении административного наказания,

при участии в судебном заседании:

- от заявителя: Шиловой Н.Г., директора Общества по выписке из протокола № 1 от 23.12.2001 года, паспорту 24 02 477257, выданному 15.05.2002 года ОВД г. Вичуга;

- от административного органа: Камешкова С.В., представителя по доверенности № 5783-2-1-28 от 17.11.2009 года;

установил:

В Арбитражный суд Ивановской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Книги» (далее по тексту – заявитель, ООО «Книги», Общество) с заявлением об оспаривании Постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Вичуга и Вичугского района Камешкова С.В. (далее – Отдел ГПН, Инспектор) № 89 от 30.09.2009 года о назначении административного наказания.

В судебном заседании представитель Общества в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ уточнила предмет требований, просила суд отменить оспариваемое постановление в части назначения санкции в виде штрафа.

ООО «Книги» считает обжалуемое постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В настоящий момент часть указанных в постановлении нарушений устранена: проведено обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам лиц, ответственных за пожарную безопасность в помещениях магазина, имеются средства первичного пожаротушения и журнал их учета, на видных местах вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Кроме того, заявитель считает, что отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре нельзя расценивать в качестве нарушения норм пожарной безопасности, так как помещение магазина Общество арендует у Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Вичуга. В силу статьи 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, а неотделимые улучшения признаются собственностью арендодателя на основании ст. 623 ГК РФ. На окнах, действительно, установлены глухие решетки, но из демонтаж требует обязательной замены окон, так как здание старое, аварийное, оконные рамы не менялись ни разу, демонтаж решеток может нарушить целостность здания. Срок договора аренды составляет с 01.01.2009г. по 31.12.2009 года, в связи с чем, выделять средства на устранение указанных нарушений в данный момент нецелесообразно. В предписании установлен срок устранения нарушений – до 18.03.2010 года. Если договор аренды будет заключен на 2010 год, то средства на устранение нарушений будут выделены.

Представитель Отдела ГПН в судебном заседании пояснил, что считает оспариваемое постановление законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве. Состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела.

Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Государственным инспектором г. Вичуга и Вичугского района по пожарному надзору на основании распоряжения от 11.09.2009 года № 142 проведена плановая выездная проверка ООО «Книги» в помещении по адресу: г. Вичуга, ул. Б.Пролетарская, д. 16.

В ходе проверки было установлено, что Обществом допущены следующие нарушения:

В нарушение п. 36.2 таблицы 3 НПБ 110-03 помещения магазина, встроенные в здание иного назначения, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

В нарушение п. 16 ППБ 01-03, табл. 2 п. 5 НПБ 104-03 помещение магазина не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В нарушение п. 16 ППБ 01-03 план (схема) эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002.

В нарушение п. 61 ППБ 01-03, п.п. 1.1, 6.22 СНиП 21-01-97* в помещениях магазина не предусмотрено эвакуационное освещение эвакуационных путей и выходов, которое включается автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

В нарушение п. 7 ППБ 01-03, п. 36 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» директор предприятия, исполняющий обязанности на время его отсутствия, ответственные за пожарную безопасность лица не обучены пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам.

В нарушение п. 15 приложения № 3 к ППБ 01-03 отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения, размещенных в помещениях магазина.

В нарушение п. 13 ППБ 01-03 в помещениях магазина на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В нарушение п. 40 ППБ 01-03 на окнах помещений торговых залов магазина установлены глухие металлические решетки.

Вышеуказанные нарушения зафиксированы Актом проверки № 142 от 17.09.2009 года. В присутствии законного представителя Общества 17.09.2009 года составлен протокол об административном правонарушении № 191.

На основании указанных документов и иных материалов проверки главный государственный инспектор по пожарному надзору г. Вичуга и Вичугского района Камешков С.В. 30.09.2009 года вынес постановление о привлечении ООО «Книги» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Считая, что данное постановление вынесено с нарушением действующего законодательства, ООО «Книги» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что заявление Общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313.

В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что 29.12.2008 года между Комитетом по управлению имуществом городского округа Вичуга (Арендодатель) и ООО «Книги» (Арендатор) заключен договор № 42 аренды нежилого помещения общей площадью 265,23 кв. м., которое явилось объектом проверки, проведенной ОГПН г. Вичуга и Вичугского района. В соответствии с пунктом 1.1 Договора помещение используется арендатором под магазин. Пунктом 3.4.5 Договора установлено, что арендатор обязуется обеспечить пожарную безопасность Помещения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ООО «Книги» в контексте п. 10 Правил пожарной безопасности ответственно за обеспечение своевременного выполнения требований пожарной безопасности в арендуемом и используемом под магазин помещении. Согласно подпункту 2 пункта 38 ППБ 01-03 при аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа здания.

В силу п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. 14 норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315, перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализацией (АУПС), представлен в обязательном приложении.

Из пунктов 36, 36.2 таблицы 3 НПБ 110-03 следует, что надземные этажи помещений предприятий торговли, встроенные в здания другого назначения, площадью менее 500 кв. м. должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Из вышеуказанного договора аренды следует, что помещение магазина ООО «Книги» имеет общую площадь 265,23 кв.м. и расположено в здании общей площадью 405,8 кв.м. Пунктом 3.2 Устава Общества установлено, что основными видами его деятельности являются: торговля печатной продукцией и товарами народного потребления, а также комиссионная торговля, коммерческо-посредническая деятельность и другие не запрещенные законом виды деятельности.

Учитывая изложенное, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу, что ООО «Книги» обязано оборудовать эксплуатируемое под магазин помещение автоматической пожарной сигнализацией (АУПС).

Пунктом 16 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (СОУЭ).

Из пункта 5.1 НПБ 104-03 следует, что тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

В силу п. 5 таблицы 2 НПБ 104-03 одноэтажные помещения предприятий торговли (магазины, рынки) (площадь пожарного отсека кв.м., торговые залы) площадью до 500 кв. м. должны быть оборудованы 1-ым типом СОУЭ.

В судебном заседании директор ООО «Книги» в порядке статьи 70 АПК РФ подтвердила, что в проверенном ОГПН магазине может единовременно находиться 10 человек.

Таким, образом, ООО «Книги» обязано оборудовать эксплуатируемое под магазин помещение система (установкой) оповещения людей о пожаре 1-го типа.

Факт отсутствия АУПС и СОУЭ в магазине ООО «Книги» подтвержден материалами проверки: актом № 142 от 17.09.2009 года, протоколом об административном правонарушении № 191 от 17.09.2009 года, и, кроме того, не оспаривается заявителем.

Доводы заявителя относительно отсутствия его обязанности по оборудованию помещения магазина автоматической пожарной сигнализацией и системой (установкой) оповещения людей о пожаре, мотивированные ссылками на статьи 616 и 623 ГК РФ, судом отклоняются по следующим основаниям.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник.

Таким образом, законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор по договору аренды владеет и пользуется предоставленным ему имуществом. Согласно статье 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Судом установлено, что Общество фактически владеет и пользуется помещением магазина, при обследовании которого выявлены нарушения указанных норм и правил пожарной безопасности на основании договора аренды от 29.12.2008г., что Обществом не оспаривается.

Согласно пункта 3.4.5 Договора аренды № 42 от 29.12.2008 года установлено, что арендатор обязуется обеспечить пожарную безопасность Помещения.

Указанная формулировка, наряду с иными пунктами Договора, не предусматривает каких-либо исключений из обязательства ООО «Книги» по обеспечению пожарной безопасности. Следовательно, такие меры должны приниматься арендатором в полном, установленном законодательством объеме.

Утверждение заявителя о том, что проведение работ по установке АУПС и СОУЭ относится к капитальным затратам и является капитальным ремонтом, который в силу статьи 616 ГК РФ должен производиться за счет арендодателя, не соответствует обстоятельствам дела.

Понятие текущего и капитального ремонта содержится в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 (далее - Нормы).

В приведенных Нормах определено, что ремонт здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.

Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

В пункте 5.1 Норм определено, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

В силу п. 3.8 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», утвержденной постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

В рассматриваемом случае речь идет не о восстановлении или замене каких-либо элементов зданий и сооружений либо об иных видах работ, отнесенных к капитальному ремонту, а об обязанности установить предусмотренное нормативно-правовыми актами оборудование – АУПС и СОУЭ.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обращение к арендодателю и отказ арендодателя в выдаче разрешения на установку АУПС и СОУЭ.

Пунктом 16 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.

Факт возможности единовременного нахождения в помещении магазина ООО «Книги» 10 человек и более, как уже было указано выше, установлен в судебном заседании. Таким образом, Общество имеет обязанность вывесить на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Требования к таким планам (схемам) установлены «ГОСТ Р 12.2.143-2002. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля», принятым Постановлением Госстандарта РФ от 20.11.2002 № 420-ст.

Административным органом в результате проверки выявлено, что имеющийся в магазине ООО «Книги» план эвакуации требованиям указанного ГОСТ не соответствует.

В соответствии с п. 7 ППБ 01-03 все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

В силу п. 36 норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645, обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности, а также работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа.

Административным органом обнаружено, что указанные должностные лица в ООО «Книги» не прошли обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства.

Пунктом 15 приложения № 3 к ППБ 01-03 установлено, что учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы. Такого журнала в ООО «Книги» на момент проверки не было.

В соответствии с п. 13 ППБ 01-03 во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Административным органом установлено, что указанных табличек в ООО «Книги» вывешено не было.

В соответствии с пунктом 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

ОГПН г. Вичуга и Вичугского района выявлено, что окна арендуемого и используемого под магазин ООО «Книги» помещения оборудованы глухими решетками.

Довод Общества о том, что решетки на окнах были установлены давно и их замена, возможно, приведет к повреждению здания, не влияет на установленную п. 10 ППБ 01-03 ответственность обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Доказательств ветхого состояния здания, вероятности его повреждения в результате замены решеток, а также принятия Обществом мер по устранению данного нарушения, таких как, например, переписка с арендодателем, или иных, заявителем в суд не представлено.

Факты несоблюдения Обществом вышеуказанных норм подтверждены материалами дела, в частности, актом проверки № 142 от 17.09.2009 года, протоколом об административном правонарушении № 191 от 17.09.2009 года, и другими документами.

Из материалов дела следует, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, нарушение которых установлено судом. Следовательно, ООО «Книги», согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, является виновным в совершении административного правонарушения.

Арбитражный суд Ивановской области считает, что материалы дела не содержат доказательств совершения Обществом нарушения, выразившегося, по мнению административного органа, в том, что в помещениях магазина не предусмотрено эвакуационное освещение эвакуационных путей и выходов, которое включается автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

Пунктом 61 ППБ 01-03 установлено, что объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. В зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах они могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

В соответствии с п. 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно- техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Пункт 6.22 указанного СНиП устанавливает, что пути эвакуации должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05.

В силу п. 7.74 СНиП 23-05 эвакуационное освещение в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать:

в местах, опасных для прохода людей;

в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел.;

по основным проходам производственных помещений, в которых работают более 50 чел.;

в производственных помещениях с постоянно работающими в них людьми, где выход людей из помещения при аварийном отключении нормального освещения связан с опасностью травматизма из-за продолжения работы производственного оборудования;

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по делам об оспаривании решений административных органов, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Отделом ГПН г. Вичуга и Вичугского района не представлено доказательств наличия в магазине ООО «Книги» одного из приведенных в процитированном выше п. 7.74 СНиП 23-05 обстоятельства.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Книги» состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В то же время, суд считает, что при назначении административного наказания ОГПН г. Вичуга и Вичугского района не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность лица.

В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

В силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ суд признаёт смягчающим административную ответственность обстоятельством тот факт, что ООО «Книги» ранее к административной ответственности не привлекалось, данное правонарушение совершенно впервые. Данный факт административным органом при вынесении оспариваемого Постановления не учитывался.

Директор ООО «Книги» в судебном заседании пояснила, что план схема (эвакуации) людей изготовлена и находится на согласовании с Отделом ГПН, журнал учета первичных средств пожаротушения заведен, вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны. Судом в качестве смягчающего ответственность обстоятельства также учитывается, то, что договор аренды помещения заключен с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. и не предусматривает автоматического его продления. Заключение договора на следующий период полностью зависит от арендодателя.

Санкция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает возможность наложения взыскания за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, с учетом смягчающих вину Общества обстоятельств, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, а Постановление № 89 от 30.09.2009 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подлежащим отмене в части наложения взыскания в виде штрафа.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Требования заявителя удовлетворить.

2. Постановление о назначении административного наказания от 30.09.2009 года № 89, вынесенное главным государственным инспектором по пожарному надзору г. Вичуга и Вичугского района Камешковым С.В., признать незаконным и изменить в части наложения взыскания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

3. Наложить на Общество с ограниченной ответственностью «Книги» административное наказание в виде предупреждения, за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

4. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 206, 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).

Судья Чеботарева И.А.