ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-863/20 от 01.06.2020 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

08 июня 2020 года

Дело №А17-863/2020

 Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2020 года.

 Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Наливиной Н.А.,рассмотрев в судебном  заседании дело по заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области к Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» (ОГРН <***> ИНН <***>) о возврате в бюджет Ивановской области денежных средств в сумме 166 446,47 руб.,

при участии в судебном заседании:

от  Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области – ФИО1  по доверенности  21.10.2019, 

от Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» -  ФИО2 по доверенности от 16.04.2019, 

установил:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее – истец, Департамент ЖКХ) обратился в Арбитражный суд Ивановкой области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» (далее – ответчик, Администрация) о возврате в бюджет Ивановской области денежных средств в сумме 166 446,47 руб. в связи с не обеспечением достижения значений показателей результативности использования субсидии по благоустройству территорий.

Определением суда от 10.02.2020 заявление было принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 16.03.2020г. В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предварительное судебное заседание откладывалось на 13.04.2020. В связи с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»   предварительное судебное заседание откладывалось до 01.06.2020. По окончании предварительного судебного заседания 01.06.2020 суд пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству. С учетом мнения представителя лица, участвующего в деле, арбитражным судом в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершено  предварительное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.

 Департамент в обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства.

ПостановлениемАдминистрациимуниципальногообразования «Родниковский муниципальный район»   от 22.05.2017 №692 утверждена   муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области на 2017 год», в рамках которой утверждены 2 подпрограммы:  подпрограмма Благоустройство дворовых территорий муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области»; подпрограмма «Благоустройство муниципальных территорий общего пользования муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области».

В соответствии с заключенным 26.06.2017 между Администрацией и Департаментом ЖКХ   соглашением о предоставлении в 2017 году субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды № 18-17/167-п Администрацией получена субсидия в   размере12483,5 тыс. рублей, в том числе: на благоустройство дворовых территорий в количестве 7 единиц на общую сумму 8 322,3 тыс.руб; на благоустройство общественных территорий в количестве 5 единиц на общую сумму 4 161,2 тыс. руб.

  Администрация приняла обязательства обеспечить достижение в срок до 31 декабря 2017 года следующих значений показателей результативности использования субсидии, а именно количество благоустроенных дворовых территорий, 7 ед.;доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий - 3,13 %; охват населения благоустроенными дворовыми территориями - 32%; количество благоустроенных общественных территорий- 5 ед.; площадь благоустроенных общественных территорий- 5,5 га;доля общей площади благоустроенных общественных территорий к общей площади общественных территорий, 50 %.(п.4.3.2 Соглашения).

Согласно Отчету о достижении значений показателей результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2018, представленному Администрацией, значения   результативности  достигнуты.

 Между тем в результате проведенного в отношении Департамента ЖКХ в период с 20.06.2018 по 21.08.2018 службой государственного финансового контроля Ивановской области (далее - Служба)   контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы «Формирование комфортной городской среды» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», полноты и достоверности отчетности о реализации мероприятий государственной программы» было установлено, что   Администрацией не обеспечено достижение значений показателей результативности использования Субсидии по показателю «количество благоустроенных общественных территорий». Благоустроена 1 общественная территория, вместо 5.

Департамент со ссылкой на  Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды (Приложение 1 к Подпрограмме), пункт 4.3.10. Соглашения и пункт 12 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п «О предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области» (далее - постановление Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п) указывает, что Администрация должна была возвратить средства в областной бюджет в соответствии с п.12-14 Правил №65-П в размере 166 446,47 рублей.

Поскольку в добровольном порядке Администрация средства в бюджет не возвратила, Департамент обратился с иском в суд.

Ответчик в судебном заседании исковые требования Департамента не признал, представил письменный отзыв.

Ответчик указал, что действительно муниципальной программой «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» № 692 от 22.05.2017 года на 2017 год было запланировано проведение благоустройства 7 придомовых территорий (3 придомовые территории объединены как одна дворовая территория, т.е. 5 дворовых территорий) и 1 общественная территория (адресный перечень указан в приложении 7 к муниципальной программе).

  По состоянию на 01.01.2018  Администрацией достигнуты следующие показатели результативности по спорным объектам:   количество благоустроенных дворовых территорий- 63 ед. (56 ед. дворовых территорийблагоустроенных  по состоянию на 01.01.2017 года плюс 7 ед. в 2017, итого 63 ед. по состоянию на 01.01.2018);  количество благоустроенных общественных территорий - 5 ед. (из них 4 ед. благоустроенных общественных территорий  по состоянию  на 01.01.2017 года плюс 1ед. в 2017, итого по состоянию на 01.01.2018-5 ед.);

          Ответчик указал, что именно в таком порядке были указаны объекты, подлежащие благоустройству  2017, в спорном Соглашении.

                То обстоятельство, что только 1 общественная территория подлежала благоустройству в 2017, подтверждает, по мнению Администрации, тот факт, что 7 апреля 2017 года на заседании комиссии о порядке представления, рассмотрения и оценки предложений о включении в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» на 2017 год» общественной и дворовой территории подлежащей благоустройству в 2017 году была включена одна общественная территория - <...>.

                В соответствии с письмом начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области № 03-983 от 27.04.2017 года  Администрацией направлялась в адрес Департамента информация  (письмо № 285 от 02.05.2017), которая  содержала перечень общественных территорий подлежащих благоустройству в 2017 году-   1 общественная территория по адресу: г. Родники, пл. имени Ленина( сметная стоимость 4 369 220 рублей).

На сайте ГИС ЖКХ размещена информация только об одной общественной территории - <...>.

 Таким образом, Администрация считает, что надлежащим образом исполнила принятые на себя обязательства, показатели результативности ею достигнуты.

            Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

26.06.2017 между Администрацией и Департаментом ЖКХ было заключено соглашение о предоставлении в 2017 году субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды № 18-17/167-п (далее - Соглашение).

В Департаменте ЖКХ в период с 20.06.2018 по 21.08.2018 службой государственного финансового контроля Ивановской области (далее - Служба) было проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы «Формирование комфортной городской среды» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», полноты и достоверности отчетности о реализации мероприятий государственной программы», по итогам которого был составлен Акт от 21.08.2018 вышеуказанного контрольного мероприятия (далее - Акт от 21.08.2018).

Согласно Акту от 21.08.2018 Администрацией фактически не обеспечено достижение значений показателей результативности использования субсидии по благоустройству территорий: - количество благоустроенных общественных территорий – 1 ед., вместо 5ед., что подтверждается представленным проверке муниципальными контрактом.

Департаментом ЖКХ в адрес Ответчика направлено письмо от 27.09.2018 № 06-01-271, в котором содержалось требование об обеспечении возврата средств в доход областного бюджета в сумме 166446,47 руб. на лицевой счет Департамента ЖКХ.

До настоящего времени возврат средств в доход областного бюджета  ответчиком не осуществлен.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению об  отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2017 г. № 101 (далее - Правила № 101), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 169, в Ивановской области постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п утверждена подпрограмма «Формирование современной городской среды» (далее-Подпрограмма) государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области».

Данная Подпрограмма направлена на обеспечение комплексного благоустройства территорий муниципальных образований, привлечение граждан к организации и реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий и мест массового отдыха населения.

Ответственным исполнителем данной Подпрограммы и исполнителем основных мероприятий (мероприятий) Подпрограммы в 2017 году являлся Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.

Подпрограмма предусматривает реализацию двух основных мероприятий:

1.Основное мероприятие «Формирование современной городской среды», в рамках которого реализуется мероприятие: «Субсидии бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды».

Мероприятие предусматривает предоставление субсидии муниципальным образованиям Ивановской области для обеспечения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий.

2.         Основное мероприятие «Обустройство мест массового отдыха населения (городских парков)», в рамках которого реализуется мероприятие: «Субсидии бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения (городских парков)».

Мероприятие предусматривает предоставление субсидии муниципальным образованиям Ивановской области для обеспечения мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения (городских парков).

Подпрограммой установлены:

Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды (далее - приложение 1 к Подпрограмме);

Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения (городских парков) (далее - приложение 2 к Подпрограмме).

Согласно приложению 1 к Подпрограмме «Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды» Субсидии предоставлялись бюджетам муниципальных образований Ивановской области (далее - муниципальные образования) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, касающимся проведения на муниципальном уровне муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий (далее - муниципальная программа).

Предоставление и распределение субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, с учетом Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 (далее - Правила от 10.02.2017 №169).

Направлением предоставления субсидий является благоустройство прилегающих к многоквартирным домам территорий, в том числе дворовых, а также объектов городской среды.

Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю бюджетных средств -Департаменту ЖКХ.

Согласно пункту 1.3. приложения 1 к Подпрограмме муниципальные образования обязаны были разработать и опубликовать не позднее 1 апреля 2017 года для общественного обсуждения (срок обсуждения - не менее 30 дней со дня опубликования) проект муниципальной программы на 2017 год.

Как следует из протокола комиссии о порядке рассмотрения и оценки предложений о включении в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» от 07.04.2017 было принято решение о включении в муниципальную программу на 2017 включить одну общественную территорию – пл. Ленина г. Родники.

Постановлением Администрации муниципального образования Родниковский муниципальный район   от 22.05.2017 №692 «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области»   утверждена подпрограмма «Благоустройство муниципальных территорий общего пользования города Родники»(п.4.2).

Как следует из п. 4.2.8 Целевые показатели подпрограммы являются количество благоустроенных муниципальных территорий -5 ед., и количество реализованных проектов благоустройства общественных территорий 4 ед. Приложение № 7 к муниципальной программе также содержит информацию о благоустройстве 1 ед. общественной территории с адресной частью г.Родники пл. Ленина-(асфальтирование).

 26.06.2017 между Администрацией и Департаментом ЖКХ было заключено соглашение о предоставлении в 2017 году субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды № 18-17/167-п.

Пунктами 2.1., 2.2. Соглашения размер субсидии определен в сумме -12 483 485,9  рублей, в том числе: на благоустройство общественных территорий в общей сумме – 4 161 161,73  рублей.

Пунктом 4.3.2 Соглашения определено, что Администрация обязывалась обеспечить достижение в срок до 31 декабря 2017 года следующих значений показателей результативности использования субсидии:

 а)       количество благоустроенных дворовых территорий - 7 ед.;

 б)       количество благоустроенных общественных территорий- 5 ед.;

 Согласно отчету о достижении значений показателей результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2018, представленному Администрацией, значения показателей результативности следующие: количество благоустроенных дворовых территорий - 63 ед.; количество благоустроенных общественных территорий - 5 ед.

Указанные показатели соответствуют показателям, установленным соответствующими пунктами муниципальной программы.

 Согласно Акту проверки от 21.08.2018 Администрацией фактически не обеспечено достижение значений показателей результативности использования Субсидии по благоустройству территорий: количество благоустроенных общественных территорий - 5 ед., что подтверждается представленным проверке муниципальными контрактами.

Вместе, собранными по настоящему делу доказательствами подтверждается довод Администрации о том, что спорные пункты Соглашения (п.4.3.2 пп. «а» и «г») содержат информацию о значении целевых показателей нарастающим итогом.

Так, как указано выше муниципальная программа, утвержденная в установленном порядке, содержит данные об одной общественной территории (пл.Ленина) в отношении, которой в установленном порядке принято решение о проведении работ о благоустройству в 2017.

            Факт того, что общественная территория-пл.Ленина г.Родники,  была благоустроена в рамках реализации муниципальной программы, Департаментом не опровергнут. Какие еще общественные территории подлежали благоустройству в 2017 в соответствии с заключенным соглашением, представитель Департамента не смог пояснить.

Как следует из имеющегося в материалах дела заключения о проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства от 26.06.2017 сметная документация проверялась в отношении объекта- благоустройство территории 5480 кв.м пл.Ленина г.Родники, получено положительное заключение.

Как следует из пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Изучив имеющие в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о  необоснованности требований Департамента, ошибочности его вывода о недостижении Администрации целевых показателей использования предоставленной субсидии по спорному соглашению по благоустройству общественной территории и, как следствие, необоснованности требований о  возврате в порядке, установленном Постановлением №65-п суммы в размере 166 446,47 руб.

В соответствии с подпунктом 1.1. части 1 статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с изложенным, принимая во внимание, что истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос об уплате госпошлины судом не рассматривается

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями  170 - 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

            1.В удовлетворении требований Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области к Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» (ОГРН <***> ИНН <***>) о возврате в бюджет Ивановской области денежных средств в сумме 166 446,47 руб.,

отказать.

  2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
             3. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

     4.  Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

                            Судья                                         Никифорова Г.М.