ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
27 марта 2019 года | Дело №А17-8836/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 27 марта 2019 года.
Арбитражный суд Ивановской области
в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановым И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Ивмолокопродукт» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области
об оспаривании Постановления о назначении административного наказания №004950 от 02 октября 2018 года,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - ФИО1 представитель на основании доверенности от 19.03.2019 г. № 25/03/19 и паспорта;
- от Роспотребнадзора - ФИО2 представитель на основании доверенности от 28.01.2019 г. № 12 и паспорта; ФИО3 представитель по доверенности от 21.01.2019 г. и служебному удостоверению;
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Ивмолокопродукт» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) (далее – заявитель, ООО «Ивмолокопродукт», Общество) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области (далее – Роспотребнадзор, Управление, административный орган) об оспаривании Постановления о назначении административного наказания №004950 от 02 октября 2018 года, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 15.10.2018 года заявление ООО «Ивмолокопродукт» принято в порядке упрощенного производства. Установив, что рассмотрение данного дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям полного, всестороннего и эффективного рассмотрения дела, руководствуясь частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил перейти к рассмотрению дела № А17-8836/2018 по общим правилам административного судопроизводства, назначено предварительное судебное разбирательство, дело назначено к судебному разбирательству. Протокольным определением от 14.02.2019 г. в порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание по делу отложено до 21.03.2019 года.
В обосновании заявленных требований ООО «Ивмолокопродукт» указало, что им не было допущено нарушения каких-либо норм и требований законодательства в области защиты прав потребителей, а также законодательства в области технического регулирования. Метод иммуноферментного анализа не является правомерным, что делает невозможным его использование при осуществлении производственного контроля, а также осуществлении контрольно-надзорных мероприятий и, тем более, не может быть использован для установления соответствия продукции Техническому регламенту. Обществом указано, что молоко питьевое пастеризованное с массовой долей жира 3,2% соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»; ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», что подтверждается декларацией о соответствии ТС № RU Д-RU.АЮ97.В.08346 от 28.07.2015 г. Роспотребнадзор при производстве по делу об административном правонарушении допустил существенные нарушения процессуальных требований. Протокол №004679 от 27.09.2018 г. об административном правонарушении оформлен на основании экспертных заключений, которые основываются на результатах протоколов лабораторных исследований. По утверждению Общества указанные протоколы подготовлены в результате исследования проб, которые были отобраны не на территории ООО «Ивмолокопродукт». Экспертиза, на основании результатов которой было вынесено Постановление №004950 от 02.10.2018 г., была произведена не в рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Ивмолокопродукт», а нарушение процедуры производства по делу об административном правонарушении. Кроме того, в актах отбора проб (образцов) ОТ 10.04.2018 г. №477, от 24.04.2018 г. №541 отсутствуют подписи понятых, видеозапись не велась (указание на это в акте отбора проб отсутствует).
Роспотребнадзор с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве. По мнению административного органа, вынесенное постановление является законным и обоснованным. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела. Процессуальных нарушений допущено не было.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, рассмотрев результаты лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области», проведенных Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области в рамках контрольно-надзорных мероприятий в отношении МБОУ «Детский сад компенсирующего вида №146» и МБОУ «Детский сад №140», содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в отношении ООО «Ивмолокопродукт», а именно:
изготовителем молочной продукции ООО «Ивмолокопродукт» (153020, <...>) 09.04.2018 г. и 23.04.2018 г. при производстве и выпуске в реализацию молока питьевого пастеризованного, массовой долей жира 3,2%, фасованного в полимерную упаковку массой нетто 1 л, ГОСТ 31450-2013 нарушены требования:
- Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 г. № 67 (пункт 1 Главы I, пункт 6 («г») Главы III, пункт 30 Главы VII, пункт 43 Главы IX, пункт 69 Главы XII, пункт 97 Главы ХШ);
- Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 881 (разделы 4.3, 4.4 статьи 4; статья 5);
- Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (статья 39 Главы 6);
- ГОСТ 31450-2013 «Молоко питьевое. Технические условия» (п.п. 3.1, 4.1, 5.2.1), что подтверждается протоколами лабораторных исследований №2785 от 19.04.2018 г., № 3291 от 11.05.2018 г. и экспертными заключениями № 186-Ш от 03.05.2018 г., № 295-Ш от 18.05.2018 г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области».
По результатам лабораторных исследований, проведенных АИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» (<...>, аттестат аккредитации АИЛЦ № РОСС RU.0001.510134 зарегистрирован в Реестре аккредитованных лиц 16.10.2015 г.):
- проба молока питьевого пастеризованного, массовой долей жира 3,2%, д.в. 09.04.2018 г., фасованного в полимерную упаковку, массой нетто 1 л., ГОСТ 31450-2013 производства ООО «Ивмолокопродукт», отобранная ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» (аттестат аккредитации № RA.RU.710053 выдан 02.10.2015 г.) в МБОУ «Детский сад компенсирующего вида №146» (г. Иваново, ул. Академика Мальцева, д. 7) (акт отбора проб пищевых продуктов № 477 от 10.04.2018 г.),
- проба молока питьевого пастеризованного, массовой долей жира 3,2%, д.в, 23.04.2018 г., фасованного в полимерную упаковку, массой нетто 1 л., ГОСТ 31450-2013 производства ООО «Ивмолокопродукт», отобранная ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» (аттестат аккредитации № RA.RU.710053 выдан 02.10.2015 г.) в МБОУ «Детский сад №140» (<...>) (акт отбора проб пищевых продуктов № 541 от 24.04.2018 г.),
не соответствуют информации, заявленной на потребительской этикетке, а именно:
в пробах молока питьевого пастеризованного обнаружено наличие сухого молока. По информации, заявленной на потребительской упаковке молока («состав продукта: изготовлено из обезжиренного молока и сливок») в составе продукта отсутствует информация о наличии сухого молока.
Данные факты зафиксированы Роспотребнадзором в Протоколе № 004679 об административном правонарушении от 27.09.2018 г. По результатам рассмотрения материалов проверки 02.10.2018 г. было вынесено Постановление № 004950 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Постановление № 004950 от 02.10.2018 г. оспорено ООО «Ивмолокопродукт» в Арбитражный суд Ивановской области.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее: КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности, если совершенное ими административное правонарушение связано с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.
В рассматриваемой ситуации оспариваемым Постановлением за нарушение требований технического регламента к административной ответственности привлечено ООО «Ивмолокопродукт». Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является производство молока (кроме сырого) и молочной продукции. Учитывая, что данная деятельность осуществляется Обществом в рамках своей экономической (хозяйственной) деятельности, настоящее заявление подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, не соответствуют требованиям нормативных документов; такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовымактом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ установлен Технический регламент на молоко и молочную продукцию.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 принят Технический регламент Таможенного союза О безопасности молока и молочной продукции (далее – ТР ТС 033/2013), который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 24.5 КоАП РФ). При этом отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения проступка не подтвержден. Это возможно в следующих случаях: а) в действии (бездействии) отсутствовали признаки предусмотренного КоАП РФ противоправного деяния, б) при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения.
Установление в действиях лица события правонарушения должно производиться на основании имеющихся в материалах дела доказательств. При этом доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Согласно материалам дела в связи с проведенными Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области в рамках контрольно-надзорных мероприятий в отношении МБОУ «Детский сад компенсирующего вида №146» и МБОУ «Детский сад №140», рассмотрев результаты лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области», Управлением вынесено Постановление №004950 от 02.10.2018 г.
Вывод о наличии сухого молока в пробах продукции, принадлежащей Обществу, был сделан административным органом на основании протоколов лабораторных исследований № 3291 от 11.05.2018 г., № 2785 от 19.04.2018 г., экспертного заключения № 186-Ш от 03.05.2018 г., № 295-Ш от 18.05.2018 г., из содержания которых следует, что для определения наличия в пробах сухого молока был использован метод МУ № К362D, то есть метод иммуноферментного анализа с помощью набора реагентов «Сухое молоко -ИФА» производства ООО «Хема».
Суд соглашается с доводом Общества о том, что исследования, которые послужили основаниями длявыводов Управления, проведены методом иммуноферментного анализа (ИФА), который не является абсолютно достоверным и допустимым в данной ситуации.
Так, Решением от 25.12.2012 №306 Европейской Евразийской Экономической комиссии утверждено «Положение о порядке разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия».
Данным Положением регламентирован порядок утверждения метода исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, которые могут быть использованы для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия.
Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (TP ТС 033/2013) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции указан в Решении от 26.05.2014 № 80 Европейской Евразийской Экономической комиссии. Таким образом, метод по определению молока сухого в молочных продуктах питания должен быть внесен в перечень стандартов к Техническому регламенту 033/2013 (все стандарты указаны в Решении от 26.05.2014 №80 Европейской Евразийской Экономической комиссии) и утвержден профильным межгосударственным техническим комитетом МТК532 «Молоко и продукты переработки молока».
Метод измерений массовой концентрации молока сухого в пробах продуктов питания методом иммуноферментного анализа (№K362D) с помощью набора реагентов «Сухое молоко-ИФА» производства ООО «ХЕМА», использованный для производства исследования, не прошел научно-техническую экспертизу в профильном институте, не было принято решение о проведении сличительных испытаний в профильных лабораториях, не утвержден профильным межгосударственным техническим комитетом МТК532 «Молоко и продукты переработки молока» и не внесен в Решение от 26.05.2014 № 80 Европейской Евразийской Экономической комиссии.
Следовательно, вышеуказанный метод не входит в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» TP ТС 033/2013, что делает невозможным его использование в том числе при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, а равно для установления соответствия продукции Техническому регламенту.
Ссылка административного органа на то, что данная методика подлежит применению, так как имеет свидетельство об аттестации Федеральным государственным унитарным предприятием «Уральский научно-исследовательский институт метрологии» от 16.05.2016 № 241.0085/01.00258/2016 и зарегистрирована в реестре за № ФР.1.312017.25524, подлежит отклонению как противоречащая изложенному.
Кроме того, в материалы дела представлен Протокол Евразийской экономической комиссии (постоянно действующего наднационального регулирующего органа Евразийского экономического союза (ЕАЭС)) от 19.03.2018 г. № 16-10/пр по вопросу возможности использования Методики измерений массовой концентрации молока сухого в пробах продуктов питания методом иммуноферментного анализа с помощью набора реагентов «Сухое молоко - ИФА» производства ООО «Хема». Данным протоколом зафиксировано решение Евразийской экономической комиссии о возможности использования указанной методики после ее доработки и включения в Перечень стандартов к ТР ТС 033/2013 в порядке установленном Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 г. № 161. Методика требует доработки, в том числе в связи с установленным риском получения ложноположительных результатов для ультрапастеризованного, стерилизованного и топленого молока и иных видов молочных продуктов (в особенности ферментированных), не проведением апробации предложенных диапазонов контрольных значений индексов позитивности исследованных групп молочной продукции.
Возможность использования данного метода ко всем молочным продуктам поставлена под сомнение, поскольку при производстве отдельных видов молочных продуктов применяется тепловое воздействие, которое может быть сопоставимо или превышать степень теплового воздействия на молоко при сушке.
Аналогичные выводы изложены в письме НО Российский Союз предприятий молочной отрасли от 03.04.2018 г. № 02-23.
Из представленных Обществом в материалы дела выписок из технологических журналов следует, что рассматриваемое молоко подвергалось тепловой обработке.
Метод МУ № К362D был применен административным органом 10.04.2018 г. и 24.04.2018 г. до доработки данной методики. Следовательно, при получении результатов не была исключена вероятность ложноположительных результатов.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ и ч. 5 ст. 205 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд считает недоказанными основания для вынесения оспариваемого акта и привлечения Общества к административной ответственности.
В связи с чем, требования Общества с ограниченной ответственностью «Ивмолокопродукт» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 208, 210, 211 АПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Ивмолокопродукт» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области о назначении административного наказания №004950 от 02 октября 2018 года.
3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья М.С. Савельева