ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-8886/15 от 02.02.2016 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

04 февраля 2016 года

Дело № А17-8886/2015

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2016 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области

о привлечении предпринимателя ФИО2 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО3 по доверенности от 01.02.2016 г.,

предприниматель ФИО2 по документу, удостоверяющему личность,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Ивановской области (далее – заявитель, УГАДН по Ивановской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении к административной ответственности предпринимателя ФИО2 (далее – предприниматель, ИП ФИО2) по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований УГАДН по Ивановской области указало на выявленный по результатам проверки факт грубого нарушения предпринимателем ФИО2, осуществляющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, лицензионных требований и условий. На основании Протокола об административном правонарушении № 4763 от 25.12.2015 года и приложенных к нему материалов административного дела заявитель просит привлечь предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Предприниматель ФИО2 факты выявленных нарушений, выразившихся в неуказании в путевом листе № 4027 от 23.12.2015г. показаний одометра при выезде транспортного средства из гаража, а также в отсутствии на заднем окне автобуса Богдан гос. № А089СО/37 указателя маршрута с номером маршрута, отсутствии информации для пассажиров о страховщике и договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, по существу не отрицал. Предприниматель также пояснил, что все предусмотренные законом виды инструктажей с водителями, в том числе и предрейсовые, им регулярно проводятся, о чем делаются соответствующие записи в журнале.

Заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.

ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>. Для осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом предпринимателем оформлена лицензия вида АСС-37-414728 сроком действия до 24.03.2016 года.

УГАДН по Ивановской области 25 декабря 2015 года при осуществлении контроля транспортной деятельности по перевозки пассажиров были выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров предпринимателем ФИО2 В ходе контрольных мероприятий были проверены автобус Богдан с гос. № А089СО/37, под управлением водителя ФИО4, автобус марки Богдан с гос. № Н991ТХ/37 под управлением водителя ФИО5, осуществлявшие перевозку пассажиров на основании путевых листов №№ 4027, 4029 от 23.12.2015 года, выданных предпринимателем ФИО2

По результатам проверки было выявлены следующие нарушения лицензионных требований:

- в нарушение подп. «з» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года N 280 (далее Положение № 280), ч.1 ст.20 Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ), п.п. 16-23 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 года № 7 (далее Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7), предрейсовые инструктажи в части безопасности дорожного движения с водителями предпринимателем не проводятся, в журнале учета инструктажей конкретные записи о проведении указанного инструктажа отсутствуют;

- в нарушение подп. «и» пункта 4 № 280, п. 29, 33 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила № 112), предпринимателем не обеспечено соответствие экипировки транспортных средств, используемых для перевозки пассажи­ров, установленным требованиям, а именно: на заднем окне автобуса Богдан гос. № А089СО/37 указатель маршрута с номером маршрута отсутствует; в салоне данного автобуса информация для пассажиров о страховщике и договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика с наличием сведений, предусмотренных п. 6 ст. 5 Федерального Закона РФ от 14.06.2012г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном» отсутствует;

- в нарушение подп. «и» пункта 4 Положения № 280, ч.2 ст. 6 Федерального закона от 18.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов», при оформлении путевых листов предпринимателем не указываются все обязательные реквизиты путевого листа, а именно, в путевом листе № 4027 от 23.12.2015г. отсутствует показание одометра при выезде транспортного средства из гаража.

Указанные обстоятельства зафиксированы актом проверки от 25.12.2015 года, а также актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства от 23.12.2015г.

На основании указанных актов и иных имеющихся у лицензирующего органа документов, должностным лицом УГАДН по Ивановской области в отношении предпринимателя ФИО2 и в его присутствии был составлен протокол об административном правонарушении № 4763 от 25.12.2015 года.

На основании протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела Управление обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу примечания к статье 14.1 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании.

В соответствии с подп. «з» пункта 4 Положения № 280 лицензионным требованием при осуществлении данного вида деятельности является, в том числе, соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Часть 1 статьи 20 Федерального Закона № 196-ФЗ устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального Закона РФ от 14.06.2012г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном» перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Как следует из материалов дела, в салоне автобуса Богдан гос. № А089СО/37, осуществлявшем перевозку пассажиров 23.12.2015 года по путевому листу № 4029 от 23.12.2015 года, выданному предпринимателем ФИО2, информация для пассажиров о страховщике и договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика с наличием сведений, указанных в п. 6 ст. 5 Федерального Закона РФ от 14.06.2012г. № 67-ФЗ, отсутствовала.

В ходе судебного заседания предприниматель данный факт не отрицал, подтвердив, что информация о страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования ни на билетах, ни на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" им также не размещена.

Подпункт «и» пункта 4 Положения № 280 к лицензионным требованием при осуществлении данного вида деятельности относит, в том числе, соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 112 транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; на заднем окне транспортного средства.

В силу пункта 33 указанных Правил на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.

В нарушение указанных норм, 23.12.2015 года предпринимателем ФИО2 для осуществления перевозки пассажиров на основании путевого листа № 4029 от 23.12.2015 года был выпущен на линию автобус Богдан гос. № А089СО/37, экипировка которого не соответствует вышеназванным требованиям, а именно: указатель маршрута с номером маршрута отсутствует.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 18.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утвержден Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, согласно пункту 3 которого, путевой лист должен содержать, в том числе, сведения о транспортном средстве.

В силу п. 6 данного Приказа, сведения о транспортном средстве включают, в том числе, показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).

В соответствии с п. 13 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

Согласно представленному в материалы дела путевому листу от 23.12.2015 года № 4027 предпринимателем не указываются все обязательные реквизиты путевого листа, а именно: показания одометра при выезде транспортного средства из гаража отсутствуют.

Факты аналогичных нарушений подп. «и» п. 4 Положение № 280, п.п. 29, 36 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, допущенных предпринимателем ФИО2, установлены вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.04.2015 года по делу № А17-1103/2015, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В силу п. 5 Положения № 280 осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что предприниматель ФИО2 осуществляет предпринимательскую деятельность с грубым нарушением лицензионных условий.

Факты выявленных нарушений подтверждаются актом проверки от 25.12.2015 года, актами результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства от 23.12.2015г., протоколом об административном правонарушении № 4763 от 25.12.2015 года и иными материалами дела.

Предприниматель ФИО2, присутствовавший при составлении протокола, факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении № 4763 от 25.12.2015 года, не отрицал, подписав его без возражений.

Доказательств принятия предпринимателем всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение данного административного правонарушения, которые могли быть оценены в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии его вины, в материалах дела не имеется.

Таким образом, действия (бездействие) предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, что является основанием для привлечения его к административной ответственности.

Предпринимателю ФИО2 вменяется также нарушение, выразившееся в не проведении с водителями предрейсовых инструктажей в части безопасности дорожного движения. В подтверждение данного факта административный орган ссылается на отсутствие в журнале учета инструктажей конкретных записей о проведении предрейсового инструктажа. Вместе с тем, последняя запись в выписке из журнала учета инструктажей по безопасности дорожного движения, представленного УГАДН по Ивановской области в материалы дела, датирована 01.06.2015г. На момент рассмотрения дела судом по фактам, имевшим место до 01.06.2015 года, истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ. Иных доказательств непроведения предпринимателем с водителями предрейсовых инструктажей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности УГАДН по Ивановской области не представлено, равно как и не представлено доказательств наличия оснований для проведения соответствующих инструктажей, из числа указанных в п. 19 Приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7. В ходе судебного заседания предприниматель ФИО2 факт непроведения предрейсовых инструктажей отрицал, указав, что все предусмотренные законом виды инструктажей с водителями им регулярно проводятся. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административным органом не доказан факт наличия в действиях предпринимателя указанного нарушения.

Оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Наличия исключительных обстоятельств, позволяющих в силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалифицировать правонарушение как малозначительное, судом не выявлено.

Назначая наказание, суд принимает во внимание тяжесть допущенного нарушения и его последствия, степень вины привлекаемого к ответственности лица, в связи с чем считает возможным определить размер административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ - 4 000 руб.

Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Требование Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области удовлетворить.

2. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО2 (18.07.1953 года, место рождения: г. Бельцы Молдавской ССР, место жительства: <...>, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 09.03.2006 года МИФНС России № 6 по Ивановской области, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 руб., который должен быть перечислен по следующим реквизитам:

УФК по Ивановской обл. (УГАДН по Ивановской области)

ИНН <***> КПП: 370201001

Код ОКТМО: 24701000

Счет получателя: 40101810700000010001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской обл. г. Иваново

БИК банка: 042406001

Код бюджетной классификации: 10611690040046000140

Наименование платежа: штраф по решению суда.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано представить суду сведения об оплате наложенного штрафа (копию платежного документа) не позднее 60-ти дней со дня вступления решения в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья Калиничева М.С.